Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартизированные самоотчеты (опросники)Содержание книги
Поиск на нашем сайте Опросники — это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью. Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты — группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Примеры: 1) Мичиганский скрининг-тест алкоголизма; 2) Биографические опросники ––группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели). Валидны для предсказания результатов деятельности в разнообразных сферах. Позволяют получить информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов. Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Разработаны в рамках субъективного диагностического подхода. Недостатки личностных опросников — возможность фальсификации ответов; низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов. Данные, полученные с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориентировочное значение. Поэтому опросники применяются совместно с объективными методами. Характеристика опросников Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт. Пример: 16-факторный опросник Р. Кеттелла 16PF. Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности. Примеры: 1) личностные опросники Айзенка; 2) MMPI — Миннесотский многофакторный личностный опросник. Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора «социальной желательности». Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы. Примеры: 1) «список личностных предпочтений» А. Эдвардса; 2) опросники А. Мехрабиана; 3) опросник мотивации одобрения Марлоу-Крауна Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач — определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность. Примеры: 1) бланк профессиональных интересов Э. Стронга; 2) опросник интересов Стронга-Кемпбелла. Опросники ценностей близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они характеризуются высокой надежностью и валидностью. Примеры: 1) опросник ценности специальностей Д. Съюпера; 2) опросник ценностей Рокича; 3) опросник Олпорта-Вернона-Линдсея. Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника. Используются в основном в социально-психологических и социологических исследованиях. Пример: опросник «Измерение установок» Л. Терстоуна. В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают факторные и эмпирические опросники. Факторные опросники конструируются на основе применения процедур факторного анализа данных. В этом направлении, согласно А.Г. Шмелеву, сложились два подхода к реконструкции базисных психических свойств индивидуальности: рациональный (дедуктивный, т.е. от общей теории движется к частному случаю), к данному подходу можно отнести Г. Айзенка; и эмпирический (индуктивный, т.е. от частных случаев –– к теории), одним из представителей его является Р. Кеттелл. Эмпирические опросники создаются на основе критериально-ключевого принципа. К данной группе можно отнести MMPI, в основу создания которого положен анализ клинических случаев по классификации Е. Крепелина с целью эмпирического обнаружения некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Проективные методики Их существенный признак-использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Проективная гипотеза: каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток его личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации ¾ стимулы, побуждающие ее к активности. Л. Франк выдвигает три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности: 1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как целостная система взаимосвязанных процессов, а не перечень или набор способностей и черт. 2. Личность в проективно подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта. 3. Система основных динамических процессов постоянно активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Таким образом, специфика проективного подхода к диагностике проявляется в том, что стимул приобретает смысл прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым. Поэтому общими для всех проективных методик являются следующие признаки: · неоднозначность используемых стимулов; · отсутствие ограничений в выборе ответа; · отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных/ошибочных». Характеристика проективных методик Конститутивные методики — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла. Пример: тест Роршаха. Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого. Пример: тест мира. Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуации. Пример: тест тематической апперцепции (ТАТ). Катартические методики (катарсис-состояние наивысшего духовного переживания) — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Пример: психодрама. Экспрессивные методики (экспрессия-выражение) — рисование на свободную или заданную тему. Пример: «Дом-дерево-человек». Импрессивные методики (импрессия-впечатление) — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Пример: цветовой тест Люшера. Аддитивные методики (add-добавлять) — завершение предложения, рассказа, истории. Пример: методика незаконченных предложений. Необходимо соотнесение «проективного материала» с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам безотносительно личности обследуемого ведет к ложным диагностическим результатам и к дискредитации методик. Для того чтобы успешно пользоваться проективными методами, необходимо знать их теоретическое обоснование. Резюме Психодиагностические методики могут классифицироваться по различным основаниям: ответу (предполагающие правильный ответ и не предполагающие такового); речевому признаку (вербальные и невербальные); направленности; форме процедуры; методическому принципу, лежащему в основе методики; степени вовлеченности психодиагноста в диагностическую процедуру. К числу основных методов психодиагностики относятся тесты, стандартизированные самоотчеты (опросники) и проективные техники. Тест — основной инструмент психодиагностического обследования — это стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Основная характеристика, объединяющая различные опросники — отсутствие правильного ответа, здесь играет роль лишь частота и направленность ответа. Существенный признак проективных методик — использование слабоструктурированного материала, с которым работает испытуемый. Каждая группа методик, имея свои достоинства и недостатки, применяется в определенных условиях и с определенными целями. Для получения объективной психологической информации необходимо знание теоретической основы используемой методики. Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные методы психодиагностики. 2. Какие типы тестов, опросников, проективных методик Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их. Задания для самостоятельной работы 1. Классифицируйте известные вам тесты по пяти нижеуказанным основаниям. Заполните таблицу и прокомментируйте свой вариант заполнения.
Литература Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2002. Бурлачук Л.Ф.. Савченко Е.П. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб). Киев, 1995. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л., 1982. Лаак Ян Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.-Воронеж, 1996. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). М., 1999. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб, 2000. Основы психодиагностики/ Под ред. А.Г. Шмелева. М., 1996. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. М., 1984. Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб, 1999. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. Прага, 1978. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996.
ПсихоДиагностика черт личности Цели занятия: 1. Знакомство с методами исследования и диагностики черт личности 2. Диагностика черт личности с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттелла (16PF) Предмет диагностики — черты личности
Личность Проблема исследования личности очень сложна. Здесь исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов. Личность –– определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении1. Черты личности Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. В отечественной и зарубежной психодиагностике до настоящего времени интенсивно обсуждается вопрос об оптимальном количестве черт, позволяющих максимально полно описать структуру личности. Исследователи высказывают различные точки зрения, обобщив которые, можно сделать вывод об основных теориях в этой области: Д. Кеттелл считает, что оптимальное количество черт –– 16, авторы концепции «Big Five» –– 5; Г. Айзенк говорит о трех измерениях личности. Совокупность черт составляет профиль личности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.006 с.) |