Методики психодиагностики способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики психодиагностики способностей



Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта, общих и специальных способностей.

Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.

Тесты интеллекта¾ стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например, Д. Векслера, Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта. Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности1.

Достоинства и недостатки тестов интеллекта приводятся в табл. 5


Таблица 5

Достоинства и недостатки методик диагностики

общих способностей

Достоинства Недостатки
Простота применения Неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно-развивающей работы
Легкость обработки
Наглядность представления результатов
Высокие показатели надежности  
Минимальное влияние психодиагноста на результат обследования  

Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной и учебной деятельности и т.д. Чтобы выяснить преимущественное развитие некоторых способностей к выбранной профессии, можно использовать имеющиеся в арсенале отечественных психологов тесты. Так, например, тест Р. Амтхауэра позволяет получить «тестовый профиль» испытуемого по трем параметрам: выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. ШТУР помогает определить выраженность способностей к общественно-гуманитарной, физико-математической и естественнонаучной областям деятельности.

Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта –– перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.

Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей: а) профессионалов; б) административно-управленческого персонала; в) консультируемого (клиента).

Краткая характеристика основных тестов общих интеллектуальных способностей представлена в табл. 6.

Таблица 6

Тесты общих интеллектуальных способностей

Название Аннотация
   
Прогрессивные матрицы Равена Существующие формы (модификации) ¾ черно-белый вариант для детей 8-14 лет и взрослых 20-65 лет, цветной вариант для детей 5-11 лет и свыше 65 лет. Теоретическое основание ¾ теория неогенеза Ч. Спирмена, развиваемая гештальтпсихологией теория восприятия форм. Изучение интеллекта с помощью выявления отношений между абстрактными фигурами. Шкалы ¾ 60 таблиц, разбитых на 5 серий. Каждая серия включает 12 таблиц, содержащих задания нарастающей трудности. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Процедура обработки: 1) подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям (индекс интеллектуальной силы, умственной производительности); 2) полученный показатель сравнивается со среднестатистическим, учитывается разница между результатами, полученными в каждой серии и контрольными; 3) суммарный показатель по таблице переводится в % и в интеллектуальный коэффициент (IQ) Количество вопросов (заданий) ¾ 60 таблиц
Тест домино (D-48) Энстея   Существующие формы (модификации) ¾ адаптация В.М. Блейхера, И.В. Крука для клинической диагностики Теоретическое основание ¾ теория общего фактора интеллекта Предмет диагностики: невербальные интеллектуальные способности (фактор G) Шкалы ¾ интегральный показатель Процедура обработки: 1) подсчет правильных ответов; 2) перевод оценок в процентили (IQ- показатели) Количество вопросов (заданий) ¾ 4 примера и 44 основных задания, представляющих собой карточки с изображениями фишек домино, расположенных по определенным закономерностям

Продолжение табл. 6

 

   
Культурно свободный тест интеллекта Кеттелла (CFIT)   Существующие формы (модификации) ¾ адаптация А. Ф. Денисова, Е. Д. Дорофеева для людей от 8 до 60 лет Теоретическое основание ¾ концепция интеллекта Р. Кеттелла Предмет диагностики: уровень общего интеллекта (фактор G)биологически детерми­нированный – «врожденный» – компонент интеллекту­ального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды Шкалы ¾ Итоговой оценкой теста является коэффициент интеллекта (IQ) Процедура обработки: 1)получение сырых баллов, сумма «сырых» бал­лов подсчитывается отдельно по 1-ой и 2-ой части теста; 2)перевод сырых баллов в стены; Суммы «сырых» баллов заносятся в первую итоговую таблицу Ответного бланка. «Сырые» баллы переводятся в шкальные IQ-баллы (X = 100; σ = 15) и процентили с помощью Нор­мативных таблиц. Номер таблицы перево­да зависит от возраста испытуемого (количество полных лет и полных месяцев на момент тестирования) Полученные результаты графически отражаются во второй итоговой таблице. Где также отражается со­отношение IQ-баллов и процентилей. 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾ 2 формы Тестовых тетра­дей (А и Б), каждая содержит 4 графических субтеста по 8-14 заданий
Краткий ориентировочный тест Вандерлика (КОТ) Существующие формы (модификации) ¾ адаптированный вариант Н.В. Бузина Теоретическое основание ¾ Предмет диагностики: уровень интеллектуального развития Шкалы ¾ интегральный показатель Процедура обработки: 1)подсчет суммы правильных ответов; 2)сравнение с медианными нормами. Количество вопросов (заданий) ¾ 50 тестовых заданий

Продолжение табл. 6

 

   
Шкалы измерения интеллекта Векслера (WAIS) Существующие формы (модификации) ¾ шкала интеллекта для детей 5 -15 лет 11месяцев (WISC), шкала интеллекта для взрослых 16- 64 лет, шкала интеллекта для детей 4 -6,5 лет Теоретическое основание ¾ при конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта Шкалы ¾ 11 субтестов: 6 вербальных (осведомленность, понятливость, арифметический субтест, сходство, повторение цифр, словарный субтест) и 5 невербальных (шифровка, недостающие детали, кубики Косса, последовательные картинки, составление фигур) Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов; 2) перевод «сырых показателей» в стандартные; 3) графическое отображение полученных данных
Тест структуры интеллекта Амтхауэра (TSI)   Существующие формы (модификации) ¾ предназначен для измерения структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года; имеет три параллельные формы(А, В, С), модификация IST 70-четыре формы (А1, В2, С3, D4) Теоретическое основание ¾ концепция, рассматривающая интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности Шкалы ¾ 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, устный счет, ряды чисел, выбор фигур, кубики, память Исследование речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждому субтесту; 2) сравнение со статистической нормой или социально-психологическим критерием; 3) построение профиля структуры интеллекта.

 

Продолжение табл. 6

 

   
Школьный тест умственного развития (ШТУР)   Существующие формы (модификации) ¾ предназначен для измерения интеллектуального развития учащихся 7-9-х классов; имеется модификация АСТУР для абитуриентов и старшеклассников Теоретическое основание ¾ психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Тест составлен на основе анализа учебных программ и учебников, беседы с учителями-предметниками Шкалы ¾ 5 субтестов: осведомленность (два субтеста), аналогия, классификация, обобщение Процедура обработки: 1) определение общего балла по всем субтестам; 2) построение индивидуального тестового профиля
Групповой интеллек-туальный тест (ГИТ) Существующие формы (модификации) ¾ разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость, предназначен для учащихся 3-6-х классов. Применяется для оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы Шкалы ¾ 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы. Процедура обработки: 1) подсчет общего балла и сравнение его с эмпирически выделенной возрастной нормой; 2) оценка гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.006 с.)