Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные средства развития координационных способностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В специальной литературе сделаны попытки систематизировать средства, используемые для развития координационных способностей спортсменов игровых видов спорта. В качестве этих средств рекомендуется использовать разнообразные двигательные действия (физические упражнения), если они: - связаны с преодолением координационных трудностей; - требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в использовании этих действий в различных условиях; - являются новыми и необычными для исполнителя: - хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих двигательных действий, либо условий. Исходя из такого понимания, выделяют, прежде всего, общие координационные упражнения. Условно данные упражнения разделяют на: 1) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений; 2) увеличивающие двигательный опыт; 3) общеразвивающие элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, подвижные и спортивные игры с высокими требованиями к координации движений; 4) с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; по улучшению сенсомоторных реакций, речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения). В качестве средств развития координационных способностей можно использовать разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудностей по координации движений; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выборе сложных в координационном отношении двигательных действий; являются новыми и необычными для исполнителя. Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, называют координационными. Наиболее широка и разнообразна группа общеподготовительных координационных упражнений. При их использовании необходимо учитывать время, которое можно выделить без ущерба для других упражнений в процессе занятий; возрастные особенности; половые и индивидуальные различия. Условно эти упражнения можно разделить на: 1) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений: сюда входят новые упражнения или варианты, рекомендованные возрастной программой. 2) увеличивающие двигательный опыт: упражнения в парах и одиночные, с предметами и без, простые и сложные упражнения, при различных положениях тела. 3) общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, спорт игры). 4) с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий и т.д.) При развитии координационных способностей необходимо выполнять следующие положения: - упражнения на развитие координационных способностей требуют повышенного внимания, точности движений, и поэтому лучше всего проводить их в начале основной части тренировки; - упражнения в каждом учебно-тренировочном занятии должны быть в достаточной степени трудны в координационно-двигательном отношении (изменение исходных положений, усиление противодействий, изменение пространственных границ, скорости или темпа движений, переключение с одного движения на другое и т.д.); - объем упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть небольшими, т.к. большой объем и длинные серии быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается тренирующее воздействие; - дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают навыками, поэтому в юном возрасте необходимо развивать общие координационные способности с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих, гимнастических и легкоатлетических упражнений, выполняемых в необычных условиях, на местности и т.д. Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные). Примерные упражнения для развития ловкости: - Бег через барьеры различной высоты. - Бег на скорость различными способами с изменением направления. - По наклонной лестнице взобраться вверх на четвереньках. - Пролезть между рейками лестницы. - Вращение мяча на шнуре на разной высоте - подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур. - Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча). - Бросок-кувырок вперед, затем прием или передача мяча. - Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360° (после поворота прием или передача мяча). - Блок, поворот на 180° - прием мяча с падением. - Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90°. - Выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой. Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а, следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на развитие координационных способностей является воспитание психологической настроенности на конечный результат - превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера. Чтобы определить уровень развития координационных способностей существуют контрольные упражнения. Среди них: - старт (на расстоянии 2 м. от места старта лежит набивной мяч); на бегу подобрать мяч, нести его 3 м.; далее катить его «зигзагом», огибая 4 стойки; поднять мяч, держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м.; далее кувырок вперед; прыжок через банкетку (скамейку/стул); проползти под следующей банкеткой; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина дистанции 20 м. (10 м. в одном направлении, 10 м. в другом); - бег на ловкость по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки. Набивные мячи (1 кг.) лежат на линии нападения: один в середине площадки, два других - на расстоянии 1 м. от боковой линии. Две банкетки стоят перпендикулярно сетке между зонами 2-3 и 3-4 у сетки; - выполнение: старт из зоны 1 из положения упор присев: кувырок вперед; рывок до набивного мяча; взять мяч и с разбега бросить двумя руками через сетку в зону нападения; пролезть под банкеткой, взять второй мяч и далее те же действия, что и в начале испытания. После броска третьего мяча через сетку - падение (перекат на грудь - живот, бедро - спину) и финиширование бегом спиной вперед по боковой линии до лицевой (с); - на высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на расстоянии 80-100 см. от середины центральной линии натягивается веревочка. В центре противоположной площадки маркируется мишень размером 1x1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке (количество попаданий). - волейболист имитирует блокирование, затем падение (для женщин 1 раз отжаться) и выполняет передачу мяча (после каждого раза действий) с 8, 6, 3 м. на точность в цель, по 10 разе каждой точки. Передача мяча с оптимальной траекторией. Цель с 8 м. - диаметр 1 м., с 6 м. - 0,75 м., с 3 м. - 0,5 м. Мишень на стенке (количество попаданий). Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относят: 1) подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий того или иного вида спорта. 2) развивающие упражнения, направленные главным образом на развитие специальных координационных способностей, относящихся к конкретным видам спорта 3) упражнения, развивающие специфические координационные способности: к ориентированию в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости и др. 4) упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство планки, оружия, снаряда, воды); сенсомоторные реакции (в боксе, фехтовании, борьбе); мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота, способность к предвидению ситуации, инициативность); речемыслительные процессы (проговаривание вслух с одновременным осмыслением двигательных действий). В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. Первые направлены преимущественно на развитие координационных способностей, относящихся к однородным группам двигательных действий, например циклические движения, бег на лыжах. Синтетические координационные упражнения содействуют развитию двух и более координационных способностей, например бег с препятствиями, круговая тренировка, спортивные игры. Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом специфических средств для воздействия на координационные способности. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями. На спортивной тренировке применяют две группы таких средств: а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.). Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению. Круг специальных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. В волейболе к ним можно отнести: 1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков (формы движений) и технико-тактических действий; 2) развивающие специфические координационные способности к ориентированию в пространстве, кинестезическому дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости и др.; 3) вырабатывающие специализированные восприятия. Для сопряженного воздействия на координационные и кондиционные способности волейболистоврекомендуются в различных сочетаниях общие и специальные координационные упражнения. Общие и специальные координационные упражнения можно проводить в форме игровых и соревновательных упражнений, которые являются действенным средством воспитания определенных координационных способностей. так как в этом случае создаются условия для максимального и подчас неожиданного их проявления. В соответствии с принципом преимущественного воздействия на координационные способности, координационные упражнения разделяют на аналитические и синтетические. Первые направлены преимущественно на развитие отдельных координационных способностей. Синтетические координационные упражнения содействуют воспитанию двух и более координационных способностей. Говоря о средствах координационной тренировки, подчеркнем, что некоторые авторы сделали попытки разработать матрицы таких средств для отдельных спортивных игр (баскетбола, футбола) в соответствии с определением их координационной сложности. Эффективность влияния координационных упражнений на те, ибо другие КС в значительной мере зависит от рационального применения соответствующих методов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.011 с.) |