Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработанная методика воспитания координационных способностей у гимнасток 7-8 лет

Поиск

Е.Н. Тазитдинова

А.В. Кравец-Абдуллина, канд.пед.наук

Кафедра теории и методики

циклических видов спорта и физического воспитания

 

Актуальность. На начальном этапе предпочтение отдается разносторонней подготовке при относительно небольшом объеме специальных упражнений, а не узкоспециализированной тренировке. При этом, современное состояние гимнастического спорта отличается усложнением из года в год соревновательных композиций за счет трюковых элементов, основанных на таком психомоторном качестве, как координация [2]. Это требует поиска и внедрения в учебно-тренировочный процесс новых средств, методов и подходов для улучшения координационных способностей, влияющих на уровень выполнения соревновательных композиций в художественной гимнастике. Главной характеристикой координации является управление мышечными напряжениями и расслаблениями, которое может происходить как подсознательно, так и с участием воли и сознания человека.

Второе положение определяет совокупность программирования и исполнения целостного двигательного акта. Один из важных компонентов, составляющих психические процессы, представлен двигательной памятью, являющейся частью целого комплекса факторов, обуславливающих проявление координационных способностей. Двигательная память предполагает свойство центральной нервной системы запоминать движения и при необходимости их воссоздавать [4].

Из всего многообразия классификаций видов координационных способностей наиболее широко, по нашему мнению, представлена координация Е.П.Ильиным. Данное психомоторное качество, с его точки зрения, охватывает соразмерность движений, темп и ритм их исполнения, вестибулярную устойчивость, меткость баллистических движений [1]. Все эти характеристики присутствуют в соревновательных композициях художественной гимнастики. По данным А.И.Козлова, В.П. Староста, П.Н. Хирц наиболее быстрый рост координационных показателей у детей наблюдается до 12-13 лет. После этого возрастного периода развитие координационных способностей замедляется и, чем сложнее движения, тем это становится заметнее [3]. Имеющаяся на данный момент учебная программа для детско-юношеских спортивных школ по художественной гимнастике располагает достаточным набором средств и методов их использования. Однако на сегодняшний день она несколько устарела.

Воспитание координационных способностей, по нашему мнению, всегда остается актуальным и требует постоянных разработок особенно на этапе начальной спортивной подготовки в художественной гимнастике. Поэтому выдвигается проблема целенаправленного воспитания координационных способностей в наиболее раннем возрасте с тем, чтобы исключить трудности по обучению сложно координационным элементам в старшем возрасте [1].

Цель исследования. Обосновать, разработать и определить эффективность методики воспитания координационных способностей у гимнасток 7-8 лет.

В содержание разработанной нами методики воспитания координационных способностей у гимнасток 7-8 лет были включены упражнения, включающие в себя элементы соревновательной деятельности гимнасток 7-8 лет; упражнения для развития специализированных восприятий и педагогическое внушение.

Наиболее быстрый рост координационных способностей наблюдается до подросткового возраста, то есть до 12 лет. Далее развитие координационных способностей замедляется, что усложняет процесс обучения. В связи с этим, актуализируется вопрос целенаправленного развития данных способностей с наиболее раннего возраста в целях устранения трудностей при обучении сложно-координационным движениям в старшем возрасте [3].

На первом этапе многолетнего тренировочного процесса, этапе начальной подготовки, основное внимание уделяется развитию общих физических способностей, в состав которых входят и координационные способности. Группа координационных способностей, представленная специализированными восприятиями, в спортивной практике иначе называется «чувствами». Для художественной гимнастики в их разряд входят следующие «чувства»: времени, ритма, темпа, предмета, равновесия, пространства. «Чувство» времениопределяется как точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности: времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полетной фазы в прыжках, времени полетной фазы броска, выполнение какого-либо акробатического элемента под броском предмета. «Чувство» ритмаопределяют как способность верно воссоздать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые, а также пространственно-временные характеристики движений, что в значительной мере обуславливает эффективность разнообразных двигательных действий. «Чувство» темпаявляется временной характеристикой, которая определяется частотой относительно равномерного повторения каких-либо движений. «Чувство» пространствасвязано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта, размеров площадки, амплитуды, направления, формы движения. «Чувство» предметав художественной гимнастике занимает особое место, поскольку работа с предметом (мяч, скакалка, обруч, булавы, лента) охватывает более 80%, как тренировочного, так и соревновательного процесса. «Чувство» равновесияопределяют как способность к сохранению устойчивого положения тела. Большая роль в этом отводится системе анализаторов, которая состоит из двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного анализатора. Для достижения цели нашего исследования была разработана методика воспитания координационных способностей у гимнасток экспериментальной группы. В содержание разработанной методики были включены упражнения, включающие в себя элементы соревновательной деятельности гимнасток 7-8 лет (композиция без предмета; композиция с мячом; с обручем и со скакалкой), упражнения для развития специализированных восприятий, которые сопровождались педагогическим внушением до и во время выполнения упражнений. Одной из особенностью разработанной нами методики является то, что перед прохождением композиции гимнастка выполняла специальное упражнение, направленное на координацию. Испытуемые в течение 30 секунд стояли в положении стойка на подъемах, руки в стороны, глаза закрыты, и тело должно быть в максимально напряженном состоянии. После выполнения данного упражнения гимнастка приступала к выполнению композиции. Данное упражнение выполнялось один раз в день во время учебно-тренировочного процесса. Для определения эффективности разработанной и общепринятой методик, на воспитание координационных способностей у гимнасток 7-8 лет был проведен внутригрупповой анализ показателей. Внутригрупповой анализ показателей уровня развития координационных способностей у гимнасток 7-8 лет после педагогического эксперимента у экспериментальной группы показал явные улучшения, чем до эксперимента. В тесте на определение двигательной координации результат улучшился на 2,31. В тесте на определение точности - на 3. В тесте на определение статической координации – на 0,85. В тесте на определение пространственных характеристик результат улучшился на 0,97. В тесте на определение временных характеристик результат улучшился на 0,62. Следовательно, можно судить об эффективности разработанной методики. Внутригрупповой анализ показателей уровня развития координационных способностей у гимнасток 7-8 лет после педагогического эксперимента не показал статистически достоверных различий во всех контрольных тестах, но видна тенденция к улучшению показателей. В тесте на определение двигательной координации результат улучшился на 0,01. В тесте на определение точности результат не изменился. В тесте на определение статической координации результат улучшился на 0,12. В тесте на определение пространственных характеристик результат улучшился на 0,08. В тесте на определение временных характеристик результат улучшился на 0,2. Таким образом, из таблицы 2 можно судить о некоторой эффективности общепринятой методики. Для определения эффективности разработанной методики воспитания координационных способностей у гимнасток 7-8 лет был проведен межгрупповой анализ. Межгрупповой анализ показателей уровня развития координационных способностей у гимнасток 7-8 лет до педагогического эксперимента не показал статистически достоверных различий во всех контрольных тестах. Разница была замечена в некоторых тестах. В тесте на определение точности результат экспериментальной группы отличается на 0,1 от контрольной группы. В тесте на определение пространственных характеристик результат экспериментальной группы отличается на 0,02 от контрольной группы. В тесте на определение временных характеристик результат контрольной группы отличается на 0,02 от экспериментальной группы.

Межгрупповой анализ показателей уровня развития координационных способностей у гимнасток 7-8 лет после педагогического эксперимента у ЭГ показал результаты выше, чем у контрольной группы во всех контрольных тестах. В тесте на определение двигательной координации результат улучшился на 2,3. В тесте на определение точности – на 3,3. В тесте на определение статической координации результат улучшился на 0,73. В тесте на определение пространственных характеристик результат улучшился на 0,95. В тесте на определение временных характеристик результат улучшился на 0,62.

Для определения эффективности разработанной методики воспитания координационных способностей у гимнасток 7-8 лет был проведен внутригрупповой анализ результатов тестирования гимнасток на специализированные восприятия.

Внутригрупповой анализ показателей уровня развития специализированных восприятий у гимнасток 7-8 лет экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента показал улучшения во всех контрольных тестах. В тесте на определение «чувства» времени результат улучшился на 1,12. В тесте на определение «чувства» ритма результат улучшился на 1,2. В тесте на определение «чувства» темпа результат улучшился на 2,04. В тесте на определение «чувства» предмета результат улучшился на 2,04. В тесте на определение «чувства» ориентации в пространстве результат улучшился на 1,2. Следовательно, из описанного выше можно судить об эффективности разработанной методики.

Внутригрупповой анализ показателей уровня развития специализированных восприятий у гимнасток 7-8 лет до и после педагогического эксперимента у контрольной группы не показал статистически достоверных различий во всех контрольных тестах. Таким образом, из таблицы 2 можно судить о некоторой эффективности общепринятой методики.

Для определения эффективности разработанной методики воспитания координационных способностей у гимнасток 7-8 лет был проведен межгрупповой анализ результатов тестирования гимнасток на специализированные восприятия.

Межгрупповой анализ показателей уровня развития специализированных восприятий у гимнасток 7-8 лет до педагогического эксперимента не показал статистически достоверных различий во всех контрольных тестах. В тесте на определение «чувства» ритма результат экспериментальной группы отличается от контрольной на 0,1. В тесте на определение «чувства» предмета результат экспериментальной группы отличается от контрольной на 0,01.

Межгрупповой анализ показателей уровня развития специализированных восприятий у гимнасток 7-8 лет после педагогического эксперимента у экспериментальной группы показал результаты выше, чем у контрольной во всех контрольных тестах. В тесте на определение «чувства» времени результат отличается на 1,12. В тесте на определение «чувства» ритма результат экспериментальной группы отличается от контрольной на 1,2. В тесте на определение «чувства» темпа результат отличается на 2,04. В тесте на определение «чувства» предмета результат отличается на 2,04. В тесте на определение «чувства» ориентации в пространстве результат экспериментальной группы отличается от контрольной на 1,2. Следовательно можно утверждать что разработанная нами методика воспитания координационных способностей у гимнасток 7-8 лет в художественной гимнастике эффективна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 384 с.

2. Карпенко Л. А. (ред.). Художественная гимнастика: Учебник/Под общ. ред. Л. А. Карпенко. М.: Изд-во ВФХГ, 2003. 382 с.

3. Козлов А. И. Развитие элементарных координаций в движениях рук и ног у школьников 8-17 лет. В: Матер. VII-ой науч. конф. по морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. М., 1962, с. 138-140.

4. Крайждан О. Специализированные восприятия как составная часть координационных способностей. În: Buletin ştiinţific. Seria: Educaţie Fizică şi Sport. nr. 11 (1/2007), vol I. Piteşti: Editura universităţii, 2007, ISSN: 1453-1194, p. 101-104.

5. Крайждан О., Афтимичук O.Специфика классификации равновесий в художественной гимнастике. În: Ştiinţa Culturii Fizice: Pregătire profesională, Antrenament sportiv, Educaţie fizică, Recuperare, Recreaţie. Ch.: USEFS, 2008, ISSN 1841-1606, p. 42-49.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.143 (0.008 с.)