Физическая реабилитация мальчиков 8-10 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая реабилитация мальчиков 8-10 лет



НА СТАЦИОНАРНОМ ЭТАПЕ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Г.С.Якшибаева

Е.В. Кожевникова, ст. преподаватель

Кафедра физических средств реабилитации

Актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире бронхиальной астмой страдает около 8-10% взрослого населения 10-15% детей. На настоящий момент тяжелое течение астмы наблюдается у 25-30% пациентов. Считается, что количество людей, страдающих бронхиальной астмой, увеличилось в 2 раза за прошедшие 25 лет. Определенную роль играет наследственный фактор. Если в семье все здоровы, то вероятность того, что ребенок станет аллергиком, составляет 20%. Если же болен, хотя бы один из родителей, этот процент возрастает уже до 50. Когда больны и мама, и отец, то с предрасположенностью рождаются более 2\3 детей (>66%) [3].

Для восстановления нарушенных функций в комплексном лечении большую роль играют средства физической реабилитации [2].

Цель исследования: изучить эффективность усовершенствованной методики лечебной физической культуры у мальчиков 8-10 лет с бронхиальной астмой на санаторном этапе реабилитации.

Организация и методы исследования. Наши наблюдения и сравнительный анализ различных методик ЛФК для мальчиков с бронхиальной астмой на санаторном этапе, проводились в санатории «Карагай». Под наблюдением находилось 20 мальчиков в возрасте 8-10 лет с бронхиальной астмой на санаторном этапе. Из них 10 человек составляло экспериментальную и 10 человек – контрольную группу. Контрольная группа занималась лечебной физической культурой по методике В. А. Епифанова (2002) [1]. Экспериментальная группа занималась лечебной физической культурой по усовершенствованной методике с включением в основную часть занятий на тренажере «Альдомед» и степ-тренажере. Дети как контрольной, так и экспериментальной групп находились под наблюдением в течение 3 недель. Занятия ЛФК проводились каждый день продолжительностью 30 минут.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, функциональный метод исследования (проба Штанге, проба Генче, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, ЧДД, Гарвардский степ-тест), методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов проведенного исследования показал, что все изучаемые показатели как в контрольной, так и в экспериментальной группах в начале курса реабилитации достоверных различий между собой не имеют, что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения наших исследований.

Результаты проведенного исследования контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Восстановление функциональных возможностей пациентов контрольной

и экспериментальной групп в процессе реабилитации (X±m)

Показатели Группы Исходные данные Конечные данные    
Задержка дыхания на вдохе (сек) КГ 42,4±0,36 47,8±0,42    
ЭГ 42,6±0,39 53,2±0,41    
р > 0,05 < 0,05    
Задержка дыхания на выдохе (сек) КГ 11,53±0,054 12,69±0,059    
ЭГ 11,59±0,073 13,34±0,09    
р > 0,05 < 0,05    
Экскурсия грудной клетки (см) КГ 4,66± 0,13 5,97±0,19  
ЭГ 4,8±0,12 7,4±0,12      
р > 0,05 < 0,05    
ЖЕЛ (мл) кг 1780± 0,023 2580±0,05    
ЭГ 1770±0,024 2940±0,03    
р > 0,05 < 0,05    
Частота дыхательных движений кол/мин КГ 25,8±0,023 23,7±0,27    
ЭГ 25,9±0,34 21,8±0,3    
р > 0,05 < 0,05    
Общая работоспособность усл.ед. КГ 69,0±0,74 78,3±0,43    
ЭГ 69,9±0,74 83,5±0,45    
р > 0,05 < 0,05    

 

Примечание: КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа;

р – достоверность различий между группами.

В начале курса исходные показатели задержки дыхания на вдохе в контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа - 42,4±0,36сек.; экспериментальная группа - 42,6±0,39сек., (р > 0,05). К концу курса реабилитации данный показатель увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 47,8±0,42сек.; в экспериментальной группе до53,2±0,41сек.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследований показал, что задержка дыхания на вдохе у детей экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной группе на 9% (см. табл.1).

Как видно из табл.1, в начале курса исходные показатели задержки дыхания на выдохе контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа - 11,53±0,054сек.; экспериментальная группа - 11,59±0,073сек., (р > 0,05)). К концу курса реабилитации данный показатель увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 12,69±0,059сек.; в экспериментальной группе до 13,34±0,09сек.), но у пациентов экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р <0,05). Сравнительный анализ результатов исследований показал, что задержка дыхания на выдохе у пациентов экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 4%, причем данный показатель пациентов экспериментальной группы не имел достоверных отличий от нормы.

В начале курса исходные показатели экскурсии грудной клетки в контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа - 4,66±0,13см.; экспериментальная группа - 4,8±0,12см. (р > 0,05)). К концу курса реабилитации данный показатель увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 5,97±0,19см.; в экспериментальной группе до 7,4±0,12см.), но у пациентов экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р < 0,05). Сравнительный анализ результатов исследований показал, что экскурсия грудной клетки у пациентов экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной группе на 13% (см. табл.1), причем данный показатель пациентов экспериментальной группы не имел достоверных отличий от нормы.

Как видно из табл.1, в начале курса исходные показатели жизненной емкости легких контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа - 1780±0,023мл.; экспериментальная группа - 1770±0,024мл., (р > 0,05)). К концу курса реабилитации данный показатель увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 2580±0,05мл.; в экспериментальной группе до 2940±0,03мл.), но у пациентов экспериментальной группы данный показатель достоверно выше, чем в контрольной группе (р < 0,05). Сравнительный анализ результатов исследований показал, что ЖЕЛ у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 9%.

В начале курса исходные показатели частоты дыхания в контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа - 25,8±0,023.; экспериментальная группа – 25,9±0,34., (р > 0,05)). К концу курса реабилитации данный показатель увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 23,7±0,27.; в экспериментальной группе до 21,8±0,3.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследований показал, что бронхиальная проходимость у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 8%.

Как видно из табл.1, в начале курса исходные показатели общей работоспособности контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 69,0±0,74 усл.ед.; экспериментальная группа – 69,9±0,74 усл.ед., (р > 0,05)). К концу курса реабилитации данный показатель увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 78,3±0,43 усл.ед.; в экспериментальной группе до 83,5±0, 45 усл.ед.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно выше, чем в контрольной группе (р < 0,05). Сравнительный анализ результатов исследований показал, что общая работоспособность у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 4%.

Заключение. Анализ научно-методической литературы показал, что бронхиальная астма у детей встречается в 10-15% случаях. У детей с бронхиальной астмой наблюдается: уменьшение ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки, понижение работоспособности, ухудшение настроения, активности и самочувствия. На основе теоретического анализа научно-методической литературы определено, что в методику физической реабилитации мальчиков 8-10 лет с бронхиальной астмой на санаторном этапе необходимо включать занятия на тренажере «Альдомед» и степ-тренажере, направленные на увеличение ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки, повышение общей физической работоспособности, увеличения задержки дыхания на вдохе и выдохе. Проведенное исследование показало, что применение в занятиях лечебной гимнастикой дыхательного тренажера «Альдомед» и степ-тренажера у мальчиков 8-10 лет с бронхиальной астмой на санаторном этапе позволяет более эффективно воздействовать на функциональное состояние детей: так, общая физическая работоспособность у мальчиков экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 4% (р <0,05), задержка дыхания на вдохе – на 9% (р <0,05), задержка дыхания на выдохе – на 4% (р <0,05), экскурсия грудной клетки – на 13% (р <0,05), жизненная емкость легких – на 9% (р <0,05), частота дыхательных движений – на 8% (р <0,05).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. А. Епифанов Лечебная физическая культура. М., Гэотар-Мед, 2002. 150с.

2. Б.И. Шлутко Бронхиальная астма. М.: Медицина, 1994. 650с.

3. Актуальность бронхиальной астмы URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 26.10.12.)

 

Часть II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.011 с.)