Теория и методика физической культуры и спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и методика физической культуры и спорта



____________________________

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ ГРУППОВОГО БЛОКИРОВАНИЯ В ВОЛЕЙБОЛЕ СИДЯ ПРИ РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ-ИНВАЛИДАМИ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

З.Ф. Агзамова

Л.А. Исламова ,ст. преподаватель

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

Актуальность. Cоциализирующий потенциал адаптивного спорта, его оздоровительное влияние на организм занимающегося и повышение уровня качества жизни привели к тому, что огромное количество людей с ограниченными возможностями проявляют стремление, достигать высоких спортивных результатов. Постоянный рост количества занимающихся паралимпийскими видами спорта и достижение ими ведущих позиций на национальном и мировом уровнях вызывают большой интерес общественности к развитию адаптивного спорта [4].

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на совершенствование тактики группового блокирования в волейболе сидя для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для достижения нашей цели, мы разработали комплекс упражнений, с использованием элементов идеомоторной тренировки и усложнений тактических действий за счет применения зрительных сигналов о направлении атакующих ударов.

Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент проводился в СДЮСШОР № 1 города Уфы. На основе анализа научно-методической литературы нами был разработан комплекс упражнений. В эксперименте приняли участие 16 волейболистов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу. В процессе эксперимента проводилось педагогическое наблюдение в ходе, которой тренеры первой категории вели статистику 3 соревновательных игр. В ходе наблюдения фиксировались такие показатели как общее количество состоявшегося группового блокирования и количество результативных групповых блокирований в экспериментальной и контрольной группах. Занятия в экспериментальной группе включали разработанный комплекс упражнений для совершенствования группового блокирования, особенностью которого было то, что применялись элементы идеомоторной тренировки и усложнения тактических действий за счет применения зрительных сигналов о направлении атакующих ударов.

Выявили, что показатели в ходе эксперимента изменились, улучшив результативность блокирования.

Таблица 1

Показатели использования группового блокирования в начале эксперимента, M±m

Показатели КГ ЭГ р
Общее количество групповых блокирований, раз 61,3 + 0,4 61,3 + 0,4 >0.05
Количество результативных блокирований, % 75,5 + 0,3 75,5 + 0,3 >0.05

Примечание:

р – достоверность различий; М – среднее арифметическое значение признака; m – ошибка среднего арифметического значения; КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа

Таблица 2

Показатели использования группового блокирования в конце эксперимента, M±m

Показатели КГ ЭГ р
Общее количество групповых блокирований, раз 75,5 + 0,4 81,6 + 0,4 >0.05
Количество результативных блокирований, % 91,2 + 0,3 99,7 + 0,3 >0.05

Примечание:

р – достоверность различий; М – среднее арифметическое значение признака; m – ошибка среднего арифметического значения; КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа

В результате проведенного межгруппового анализа было выявлено, что до педагогического эксперимента групповое блокирование в экспериментальной группе осуществлялось – 61,3 + 0,4 раз, а в контрольной группе – 61,3 + 0,4 раз; результативное блокирования в экспериментальной группе составило - 75,5 + 0,3 раз, а в контрольной группе - 75,5 + 0,3 раз, результаты не имели статистически достоверного различия, при р>0,05.

В конце эксперимента групповое блокирование в экспериментальной группе составило – 75,5 + 0,4 раз, в контрольной – 81,6 + 0,4 раз и результативность блокирования составило в экспериментальной группе - 99,7 + 0,3 раз, в контрольной группе - 91,2 + 0,3 раз при р<0,05 – получены статистически достоверные различия. Это связано с тем, что игроки экспериментальной группы, в отличие от контрольной, занимались по усовершенствованной программе, направленной на совершенствование тактики группового блокирования в волейболе сидя.

Выводы. Статистическая обработка результатов педагогического наблюдения показала достоверное различие между контрольной и экспериментальной группами и таким образом мы можем сказать, что применение разработанного комплекса упражнений, направленного на совершенствование тактики группового блокирования в волейболе сидя наиболее эффективно и позволяет повысить уровень тактической подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник М.: изд., 2005. 534 с.

2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст]: учебник Киев: изд., Олимпийская литература, 2001. 295 с.

3. Савин М.В., Беляев А.А., Беляев А.В. Волейбол [Текст]: учебник /под.ред.А.В. Беляева, М.В. Савина М.: 2002. 372 с.

4. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие. М.: Творческий Центр, 2003. 464 с.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ КОМПОНЕНТОВ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАПИРИСТОВ С АМПУТАЦИЯМИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Т.Ф. Арсланов

Г.М. Юламанова,канд.филос.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. Паралимпийское фехтование является специфическим видом спортивного единоборства, которое предъявляет особые требования к проявлениям двигательных и способностей спортсмена-инвалида. В фехтовании на колясках все больше проявляется тенденции к повышению требований к скоростным способностям. Как отмечает ряд авторов [2, 3, 4, 5], именно быстрота является основополагающим физическим качеством в фехтовании. К ней относят, во-первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Высокий уровень развития этих способностей во многом предопределяет успешность соревновательных поединков в фехтовании [3].

Для фехтовальщиков-рапиристов с поражением опорно-двигательного аппарата при выполнении приемов и действий с довольно сложной координационной структурой и индивидуальной для каждого физической ограниченностью необходимо умение быстро реагировать и выполнять ответные действия в соревновательных поединках, что напрямую будет связано с результативностью. Воспитание скоростных способностей фехтовальщиков с ограниченными возможностями всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.), которые в связи с поражением опорно-двигательного аппарата возможно воспитывать преимущественно в специально подготовительных упражнениях при соблюдении правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной при воспитании скоростных способностей фехтовальщиков-рапиристов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо, чтобы в рамках отдельного занятия объем скоростных упражнений был относительно невелик [1]. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что утомление при выполнении таких упражнений у данной категории спортсменов наступает значительно быстрее из-за ограниченности физических возможностей, и нецелесообразно выполнять их в состоянии, связанном с падением скорости движений. Российские спортсмены успешно выступают на международных соревнованиях, растет конкуренция в фехтовании на инвалидных колясках, все это свидетельствует о необходимости поиска оптимальных средств и методов воспитания скоростных способностей. При этом возникает определенная необходимость в научном обосновании построения учебно-тренировочного процесса, направленного на воспитание скоростных способностей фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования. С целью выявления направленности скоростной подготовки для обеспечения высоких спортивных результатов в паралимпийском фехтовании был проведен корреляционный анализ между показателями скоростных способностей и результатами соревновательных боев фехтовальщиков на колясках

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводился с сентября 2011г. по январь 2012г. ДЮСШ 23 г. Уфы, приняли участие фехтовальщики-рапиристы с ампутацией нижней конечности, в количестве 16 человек. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь между показателями скоростных способностей и результатов соревновательной деятельности фехтовальщиков рапиристов с поражением опорно-двигательного аппарата (n=8)

Результаты соревновательной деятельности Показатели скоростных способностей
Реакция различения (сложная реакция выбора из трех альтернатив) Реакция выбора (сложная реакция выбора из двух альтернатив) ПЗМР Теппинг- тест Атака уколом в мишень с дальней дистанции за 8 сек.
Атаки 0,21 0,28 -0,74 0,3 0,33
Контрзащита и контрответ 0,32 -0,74 0,39 0,62 0,8
Защита с ответом 0,18 0,379 0,32 0,68 0,74
Встречные нападения 0,38 -0,57 0,43 0,84 0,15
Перехваты оружия 0,23 -0,77 0,34 0,41 0,28

Сильные положительные корреляционные взаимосвязи выявлены между:

- результативностью атак и простой зрительно-моторной реакцией (ПЗМР) (r=-0,74);

- результативностью контрзащит и контрответов и атака уколом в мишень с дальней дистанции за 8 сек., характеризующий скоростно-силовые способности мышц туловища (ŕ=0,8) и теппинг-тестом, характеризующего частоту движений (ŕ=0,75);

- результативностью встречных нападений и теппинг-тестом, характеризующего частоту движений (ŕ=0,84);

- результативностью перехватов оружия и реакцией выбора (сложная реакция выбора из двух альтернатив) (ŕ=-0,77);

Средняя корреляционная связь выявлена между результативностью встречных нападений и реакцией выбора (сложная реакция выбора из двух альтернатив) (ŕ=0,57).

Обнаружены значимые взаимосвязи между некоторыми показателями результативности главных боевых действий с показателями скоростных способностей: простая зрительно-моторная реакция, частота движений, скоростно-силовые качества, реакция выбора из двух альтернатив.

Выводы. Таким образом, результативность главных разновидностей боевых действий в соревновательных поединках фехтовальщиков на колясках достигается в зависимости от уровня развития скоростных способностей. Полученные результаты корреляционного анализа выявили основные направления в построении процесса воспитания скоростных способностей фехтовальщиков-рапиристов с ПОДА. При воспитании скоростных способностей основной акцент необходимо уделять на такие его компоненты, как простая зрительно-моторная и реакция выбора из двух альтернатив (сложная реакция) частота движения и скоростно-силовые способности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давиденко Д.Н., Мозжухин А.С. Функциональные резервы адаптации организма спортсмена [Текст] - Л., Изд. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1985, С. 21.

2. Иванов И.П. Двигательные реакции и свойства внимания в действиях юных шпажистов. Теория и практика физической культуры [Текст] - М., 1998. - №12. -С. 12.

3. Келлер В. С., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков [Текст] - М.,Физкультура и спорт, 1992. –217с.

4. Тышлер Д.А., Мовшович Г.Д., Тышлер Г.Д. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков: Учеб. Пособие [Текст] - М., Деловая Лига, 2002. – 254с.

5. Тышлер Д. А., Тышлер Г.Д. Фехтование: что должен знать спортсмен о технике и тактике [Текст] - М., Физ-турное образование и наука, 1995.- 85с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.02 с.)