Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ показателей количества выигранных соревновательных поединков рапиристов 13-14 лет

Поиск

В.Р. Сафиуллин

А.В. Кравец-Абдуллина, канд.пед.наук

Кафедра теории и методики

циклических видов спорта и физического воспитания

 

Актуальность. Результативность соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев в современных условиях во многом связана с использованием средств и методов контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом и на этой основе повышать уровень спортивной подготовленности. Качественный контроль за состоянием спортивной подготовленности в условиях соревнований не только улучшает эффективность управления соревновательной деятельностью, но и определяет основные направления работы в учебно-тренировочном процессе [1; 3].

Спортивный результат – важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена [4; 5].

Основным направлением коррекции тренировочного процесса является периодическое сравнение фактических контролируемых показателей с планируемыми. Своевременно обнаружив отклонения, оценив эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена, вносят коррекцию либо в план тренировочных циклов, либо изменяют цель и задачи [4; 5].

Контроль тактической подготовленности рапиристов в спортивной деятельности должен проводиться как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности, так как в тренировочной деятельности возможно говорить только о локальной диагностике технических действий, тогда как соревновательная деятельность дает наиболее полную картину уровня их проявления [2].

Цель исследования – проанализировать показатели количества выигранных соревновательных поединков рапиристов 13-14 лет.

Результаты исследования. Для определения эффективности разработанной методики совершенствования технических действий рапиристов, проводился сравнительный анализ средних арифметических показателей количества выигранных соревновательных поединков спортсменами контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента, независимо от занятого места (табл. 1).

Для этого были проанализированы Первенства города Уфы и Республики Башкортостан.

 

Таблица 1

Количество выигранных соревновательных поединков в контрольной (n=10) и экспериментальной (n=10) группах (М±m)

До эксперимента После эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа р Экспериментальная группа Контрольная группа р
  1,51±0,22   1,65±0,15   0,9   2,64±0,25   2,37±0,2   0,045

Примечание: М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего арифметического значения; р – достоверность различий.

Данные анализа результатов соревнований показали, что среднее арифметическое число выигранных поединков до эксперимента составило 1,51±0,22 в экспериментальной и 1,65±0,15 – в контрольной группе (р>0,05); после педагогического эксперимента – 2,64±0,25 и 2,37±0,2 в экспериментальной и контрольной группах соответственно (р<0,05).

Вывод. Таким образом, использование разработанной методики, в которую включены поединки с заданиями для совершенствования результативных и часто применяемых в спортивных поединках технических действий, а также учебные бои с ограничением поражаемого пространства соперников, позволило увеличить количество выигранных поединков у рапиристов экспериментальной группы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мунтян В.С. Практические методы контроля и оценки уровня подготовленности спортсменов [Электронный ресурс] М., 2009. URL: http://sport2005@bk.ru (дата обращения: 15.09.2012).

2. Мунтян В.С. Оценка уровня подготовленности спортсменов в единоборствах [Текст] // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. / под ред. Ермакова С. С. Х.: ХГАДИ: (ХХПИ), 2007. № 6. С. 27 - 34.

3. Павлов С.В. Комплексный контроль состояния спортивной подготовленности в процессе соревновательной деятельности единоборцев: На примере тхэквондо [Текст]: Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.04: Тюмень, 2004. 316 c.

4. Чеснова Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование [Текст]: учеб.-методич. пособие для студентов. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. 222 с.

5. Сычугова В.А. Основы спортивной тренировки [Текст]: уч. пос. Смоленск, 2007. 70 с.

 

 

ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК ВОССТАНОВЛЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ТРАВМАТИЗМА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

И.А. Смольянинов

Ю.В. Ивановский, канд.пед.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. В настоящее время обострились проблемы со здоровьем подрастающего поколения, которое далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. К сожалению, здоровье детей продолжает оставаться плохим и имеет тенденцию к ухудшению.

В связи с этим необходимо уделять больше внимания возможностям сохранения здоровья детей во всех сферах деятельности, которую они выполняют, в том числе и в спорте. Занятия спортом предъявляют организму спортсмена самые разнообразные и очень высокие требования. Это огромное разнообразие требований сочетается с таким же разнообразием особенностей условий, в которых протекает спортивная деятельность. Одной из самых первых и главных задач, которые должны решаться спортивной школой, является сохранение здоровья юных спортсменов в процессе спортивной тренировки, соревновательной деятельности и т.д.[1].

Все это, безусловно, актуализирует необходимость принятия радикальных мер, направленных на сохранение здоровья юных хоккеистов в тренировочном процессе. Говоря о здоровьесберегающей спортивной подготовке необходимо ориентироваться на достижение спортивного результата в паритете с сохранением здоровья. Организацию спортивной тренировки, направленной на соблюдение паритета сохранения здоровья и достижения высокого спортивного результата необходимо ставить во главу всего процесса спортивной подготовки юных хоккеистов.

Хоккей является скоростно-силовым видом спорта, где, на протяжении всего игрового времени, применяется жесткая силовая игра на высоких скоростях

с изменением направлений движения. Многочисленные локализации травм при игре в хоккей с шайбой объясняются тем, что этот вид спорта, отличается высокой скоростью передвижения, темповой динамической работой скоростно-силовой направленности, большой физической нагрузкой на плечевой пояс, верхние конечности и туловище. Частые столкновения, удары о борт, падения под шайбу и т.д., чередующиеся со значительными статическими напряжениями, служат причинами получения травм [3].

Цель исследования. Выявить влияние нетрадиционных средств восстановления (упражнения на релаксацию и асан йога) на уровень травматизма юных хоккеистов.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важных факторов здоровьесбережения юных хоккеистов, как мы предполагаем, должно стать внедрение нетрадиционных средств физического и психического восстановления спортсменов (упражнений на релаксацию, асан йоги) в системе спортивной подготовки. Основным видом йоги является «хатха-йога», которая представляет собой серии упражнений, известных как асаны. Они предназначены для восстановления и предотвращения нарушений, возникающих в организме после больших нагрузок, определяющихся перетренерованностью, утомлением, недовосстоновлением и т.п. [4].

Несомненным преимуществом йоги является то, что при соответственной подготовке спортсмена можно поддерживать высокую работоспособность и пластичность организма, которая так необходима в хоккее с шайбой. При специальных упражнениях происходит смена кратковременных мышечных напряжений и расслабления, что позволяет человеку за короткое время полностью отдохнуть и вновь обрести активное рабочее состояние [4]. Мышечная релаксация, используемая в различных вариантах, помогает регулировать нервные процессы. Переход от напряжения мышц к расслаблению и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных процессов. [2].

Вышесказанное говорит об актуальности внедрения комплекса упражнений хатха-йоги в спортивную подготовку юных хоккеистов. Целенаправленное применение комплекса должно осуществляться в конце ледового или земельного занятия спортсменов для восстановления организма после полученной нагрузки. Глобальность применения комплекса восстановления состоит в том, что организм зачастую не успевает восстановиться и мобилизоваться. Поэтому, чтобы процесс спортивной подготовки способствовал становлению мастерства и дальнейшему росту спортсмена необходим переход к последующим нагрузкам восстановленного организма, в противном случае не избежать негативных последствий - перетренированности, переутомления и т.п. [2,3].

В начале нашего экспериментального исследования мы собрали данные по состоянию здоровья хоккеистов 13-14 лет в СДЮСШОР «Салават Юлаев» (ЭГ n=25) и ДЮСШ им. Азаматова (КГ=25). В частности, нами выявлен качественный анализ травм опорно-двигательного аппарата.

Следует отметить, что каждая возрастная группа занимающихся хоккеистов имеет индивидуально составленный учебно-тренировочный график спортивной подготовки в годичном цикле, которому соответствует объем выполняемой работы на учебно-тренировочных занятиях. Но все же, в них делается основной акцент на достижение как можно более высокого спортивного результата, а посредством общепринятых стандартных нагрузок, без акцента на сохранение здоровья хоккеистов.

Важным показателем практической эффективности внедряемой нетрадиционной методики является снижение количества травм и нарушений в состоянии здоровья приобретаемых хоккеистами в течение одного года спортивной подготовки. Изменение соответствующих показателей является основным подтверждением эффективности обоснованных в нашем исследовании путей обеспечения положительных сдвигов в деле развития спортивных результатов и сохранения, а по возможности и укрепления здоровья юных хоккеистов.

При этом для проверки эффективности внедряемых мер предполагается проведение обследований спортсменов до, и после апробации реализуемой нетрадиционной методики спортивной подготовки.

Нами отслеживались тенденции в состоянии здоровья юных хоккеистов по данным обязательных медицинских обследований, проводимых в каждой команде два раза в год по утвержденным методикам. Соответствующая информация расценивалась нами, как один из показателей результативности применяемых в практике спортивной подготовки мер по профилактике травматизма.

Для определения количества и сложности травм опорно-двигательного аппарата использовались данные специальных наблюдений записанных в журналах, по получению травм опорно-двигательного аппарата и других нарушений, которые постоянно ведутся и контролируются врачами и тренерами команды.

В таблицах 1 и 2 представлены результаты эксперимента по показателям травматизма до, и после внедрения нетрадиционной методики восстановления в процессе спортивной подготовки юных хоккеистов.

Таблица 1.

Показатели травматизма опорно-двигательного аппарата хоккеистов 13-14 лет до эксперимента(n 1,2=50)

Группы Показа тели Голень стопа Колено Таз, пах Позво ночник Ключица плечо Локоть кисть Голова шея
Экспериментальная группа М ±м 0,76±0,12 0,22±0,05 0,56±0,09 0,16±0,05 0,06± 0,03 1,76± 0,23 0,48±0,08
Контрольная группа М ±м 0,51±0,09 0,32±0,07 0,66±0,07 0,26±0,07 0,05± 0,02 1,04± 0,14 0,60±0,09

 

Таблица 2.

Показатели травматизма опорно-двигательного аппарата хоккеистов 13-14 лет после эксперимента (n 1,2=50)

Группы Показа тели Голень стопа Колено Таз, пах Позво ночник Ключица плечо Локоть кисть Голова шея
Экспериментальная группа М ±м 0,40 ± 0,06 0,21 ± 0,05 0,30 ± 0,06 0,17 ± 0,04 0,02 ± 0,01 0,90 ± 0,11 0,28 ± 0,04
Контрольная группа М ±м 0,55 ± 0,08 0,59 ± 0,09 0,64 ± 0,08 0,45 ± 0,11 0,06 ± 0,02 1,00 ± 0,10 0,58 ± 0,10

Примечание: Подсчет результатов исследования травм опорно-двигательного

аппарата, осуществлялся нахождением средней арифметической (М) и ошибки средней арифметической (т) из расчета следующих коэффициентов: переломы -3; сотрясения - 2; растяжения - 1; вывихи - 0,7; ушибы - 0,5.

До начала исследования мы рассмотрели количество травм получаемые юными хоккеистами в течении прошедшего года. Особенное внимание было обращено на травмы которые связанны с опорно-двигательным аппаратом. После снятия результатов в начале эксперимента между контрольной и экспериментальной группой испытуемых спортсменов достоверных различий не было обнаружено.

После проведенного эксперимента травмы отдела «голень и стопа» в экспериментальной группе уменьшились на 47,4%, а в контрольной группе увеличились на 8% от первоначального среза. Тем самым итоговая разница по травмам отдела «голень и стопа» составила между группами 55,4%. Это достигнуто за счет соответствующей подготовки спортсменов ведущей к защите от данного рода повреждений.

Результаты после эксперимента показали, что травмы колена в экспериментальной группе сократились на 5%, а в контрольной группе увеличились на 84% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, разница между контрольной и экспериментальной группой составила 89% в пользу занимающихся по разработанной нетрадиционной методике.

Результаты по травматизму в отделе таза показали, что в экспериментальной

группе юных хоккеистов количество травм уменьшилось на 46%, а в контрольной группе уменьшилось на 3% от показателя до эксперимента. Таким образом, благодаря предложенной нетрадиционной методике в экспериментальной группе оказалось на 43% травм отдела таза меньше, чем в контрольной группе.

Анализ результатов исследования по травмам отдела позвоночника показал, что в экспериментальной группе произошло увеличение на 6%, а в контрольной группе оно составило 73%. Таким образом, группа, работающая по предложенной методике, отличается по количеству травм отдела «позвоночника» на 67% от контрольной группы спортсменов.

Результаты исследования травматизма отдела «ключицы и плеча» показали, что в экспериментальной группе произошло снижение травм на 67%, а в контрольной группе увеличились на 20% в сравнении с первоначальным уровнем. Тем самым разница в количестве соответствующих травм между группами составила 87%.

Анализ травм отдела «локтя и кисти» показал, что в экспериментальной группе хоккеистов после окончания эксперимента произошло снижение травм на 49%, а в контрольной группе количество травм уменьшилось на 4% от исходного уровня. Таким образом, по этому показателю разница между обследуемыми группами составляет 45%.

Результаты проведенного анализа травм отдела «головы и шеи» показали, что на 71% уменьшилось количество травм у спортсменов экспериментальной группы, а в контрольной группе уменьшение составило

4% от первоначальных измерений. Другими словами, разница между группами по показателю травм «головы и шеи» составляет 67% в пользу хоккеистов экспериментальной группы.

Выводы. Таким образом, предложенная и внедренная в процесс спортивной

подготовки здоровьесберегающая методика достоверно способствовала сокращению количества травм опорно-двигательного аппарата получаемых, как правило, в связи с возрастающими нагрузками. По результатам анализа полученных данных можно утверждать, что реализация спроектированной нами методики способствовала улучшению показателей спортивной подготовленности и состояния здоровья хоккеистов 13-14 лет. Это, в свою очередь, подтверждает правильность положений, выдвинутых в гипотезе нашего исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст]. - М.: Терра-Спорт, 2000.- 63с.

2. Волков В.М. Нетрадиционные средства восстановления // Теория и практика физической культуры, - 1995.- №2. - С.22-23.

3. Савин В.П. Теория и методика хоккея [Текст]: Учебник для студентов высших учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 400с.

4. Семенов Н.А. Хатха-йога [Текст]. - СПб.: ДИЛЯ, 1999. - 192с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.014 с.)