ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ



Р.Д. Муратов

Г.М. Юламанова,канд.филос.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. Вся игровая деятельность хоккеистов носит, по существу, скоростно-силовой характер. Успешное выполнение различных игровых приемов – маневрирования на коньках, бросков и ударов шайбы, ведения и обводки, силовых единоборств – связано с максимально быстрыми силовыми проявлениями соответствующих мышечных групп. Поэтому, чтобы повысить эффективность игровой деятельности, хоккеисту необходимо в первую очередь поднять уровень специальных силовых качеств [2, 3].

В научно-методической литературе встречается описание большого числа методических указаний по воспитанию скоростно-силовых качеств. При этом авторы предлагают различные названия методов воспитания, однако единого мнения по этому вопросу нет, а также комплексов упражнений направленных на воспитание скоростно-силовых качеств хоккеистов 13-14 лет [1,2].

Цель исследования – обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на воспитание скоростно-силовых качеств у хоккеистов 13-14 лет.

Организация и методы исследования. Эксперимент проводился в СДЮСШОР ХК «Салават Юлаев». В контрольной и экспериментальной группах было равное количество испытуемых – n=10. Основными методами исследования были: анализ и обобщение научно–методической литературы; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В контрольной группе тренировочные занятия проводились согласно плану для Муниципального образовательного учреждения, СДЮСШОР ХК «Салават Юлаев» города Уфы.

В экспериментальной группе применялся разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств. Особенностью разработанного комплекса является то, упражнения выполнялись в форме круговой тренировки на земле и на льду. Юноши экспериментальной группы выполняли упражнения на земле по 2 серии по 7-8 повторов, отдых между повторениями 1-2 минута, а между сериями 5 минут. Упражнения на льду выполнялись с утяжеленными поясами весом 3 кг (упражнения выполняются в парах, 3серии по 2 повторения).

Для определения эффективности разработанного комплекса упражнений, применяемого в экспериментальной группе, был проведен межгрупповой анализ показателей тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

После проведенного тестирования в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента были получены следующие результаты (табл.2). В тесте «Бег 18 м спиной вперед без шайбы (сек.)» - до эксперимента результаты контрольной и экспериментальной групп практически одинаковы: 7,11 сек. и 7,13 сек. После эксперимента результаты изменились следующим образом: контрольная группа –7,05сек., экспериментальная группа –6,3сек.

Согласно данным теста «Бег на коньках 27 м спиной вперед (сек.)» - результат контрольной и экспериментальной групп до эксперимента был равным: 7,26сек и 7,29 сек. После эксперимента этот показатель изменился следующим образом: контрольная группа – 7,19сек; экспериментальная – 6,2сек; следовательно, в данном тесте результат экспериментальной группы значительно улучшился относительно результатов до эксперимента и относительно результатов контрольной группы.

Таблица 2

Результаты контрольного тестирования в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента, M±m

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа р
Бег с ускорением 18 м спиной вперед без шайбы, старт из положения спиной вперед (сек) 7,05±0,22 6,3±0,12 < 0,05
Бег на коньках 27 м спиной вперед (сек) 7,19±0,16 6,2±0,17 < 0,05
Бег 54 м спиной вперед змейкой без шайбы, старт из положения спиной вперед (сек) 9,62±0,08 8,59±0,12 < 0,05
Бег 54м спиной вперед змейкой с шайбой, старт из положения спиной вперед (сек) 11,47±0,06 10,32±0,01 < 0,05

Примечание:

р – достоверность различий; М – среднее арифметическое значение признака; m – ошибка среднего арифметического значения

Результаты теста «Бег 54 м спиной вперед змейкой без шайбы (сек.)» - до эксперимента результаты контрольной и экспериментальной групп практически равные: 9,73сек и 9,81сек, после эксперимента изменения произошли следующим образом: 9,62сек и 8,59сек соответственно.

Результаты теста «Бег 54 м спиной вперед змейкой с шайбой (сек.)» - до эксперимента результаты контрольной и экспериментальной групп практически равные: 11,48сек и 11,50сек, после эксперимента изменения произошли следующим образом: 11,47сек и 10,32сек соответственно.

Выводы. В результате проведенного эксперимента были выявлены достоверно значимые различия результатов во всех тестировых упражнениях, между контрольной и экспериментальной группами. Поэтому мы можем говорить, что применение комплекса скоростно-силовой подготовки хоккеистов 13-14 лет, позволяет повысить уровень скоростно-силовых качеств, следовательно, результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанного комплекса упражнений направленного на воспитание скоростно-силовых качеств хоккеистов 13-14 лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.И. Пьязин Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1995. 240 с.

2. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст]: учебник. М.: Спорт, 2000. 86 с

3. Дерябин С.Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1982.145 с.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ БРОСОК МЯЧА В ПРЫЖКЕ И ПОДБОР МЯЧА ПОД ЩИТОМ в баскетболе

Р.В. Насыров

А.С. Гареева,канд.пед.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. Одним из факторов, определяющих исход спортивного состязания баскетболистов, является эффективное выполнение игроками технических приемов (передач, бросков, ведения, овладения мячом, отскочившим от корзины, и т.д.) [2].

Современная российская и зарубежная специальная литература накопила достаточное количество данных, касающихся отдельных сторон эффективности выполнения тех или иных приемов игры и др. Тем не менее, исследование структурных компонентов, входящих в понятие эффективности, и методики их совершенствования в учебно-методической и научной литературе освещено недостаточно [2; 3].

Понятие эффективности действий спортсмена представляет собой обобщенную характеристику, включающую комплекс разноплановых показателей со сложной структурой взаимосвязи. К показателям, обусловливающим эффективность действий спортсмена, относятся точность и быстрота выполнения игровых приемов, а также способность использования двигательного потенциала, то есть умение достаточно полно использовать уровень развития двигательных качеств [1].

Современный баскетбол требует высокого уровня мастерства при выполнении важнейших приемов игры – броска мяча в прыжке и овладения мячом, отскочившим от корзины. В то же время специалисты отмечают значительное отставание в эффективности их выполнения у команд самого разного уровня [2].

Сейчас уже хорошо известно, что бросок мяча в прыжке и овладение мячом, отскочившим от корзины, являются техническими приемами, при анализе которых можно выделить целый ряд показателей не зависимых друг от друга [2].

Для того чтобы правильно организовать тренировку в баскетболе, следует знать, какие факторы являются наиболее важными. Необходимо отметить, что если в баскетболе вопрос о выявлении «ведущих» факторов, определяющих уровень развития физических качеств спортсмена, можно считать в какой-то мере разрешенным, то вопрос эффективности показателей игровых приемов все еще остается мало исследованным.

Цель исследования. Определить показатели эффективности выполнения таких приемов как бросок мяча в прыжке и подбор мяча под щитом.

Организация и методы исследования. Исследование проходило на базе СДЮСШОР № 2 по баскетболу. В нем принимали участие тренеры первой и высшей квалификационной категории (n=10). Тренерам было предложен перечень показателей, определяющих эффективность выполнения такихи приемов как бросок мяча в прыжке и подбор мяча под щитом. Им предлагалось проранжировать данные показатели по значимости при обучении и совершенствовании данных приемов в баскетболе.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетирования было определенно, что в таких приемах как, бросок мяча в прыжке, наиболее значимыми показателями являются : точность движения кисти руки при броске (60%), высота прыжка при броске (20%), умение управлять высотой прыжка при броске (10%), умение управлять траекторией полета мяча (10%).

При исследовании значимости показателей приемов подбора мяча под щитом определено, что на первом месте, по мнению тренеров, стоит показатель точность движений правой руки (40%), на втором месте высота прыжка (30%), и на третьем месте точность движении правой и левой руки попеременно (15%) и время опорной реакции при прыжке на подборе (15%).

Выводы. Таким образом, полученные в результате анкетирования данные будут учтены при разработке методики совершенствования таких приемов баскетболе, как бросок мяча в прыжке и подбор мяча под щитом. То есть, в процессе технической подготовки необходимо основной акцент уделять наиболее важным параметрам каждого приема. Так, наиболее важными параметрами броска являются точность движения кисти руки при броске, умение управлять высотой прыжка при броске, а при подборе мяча под щитом – точность движении правой руки и высота прыжка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бедда Тауфик Бен Мустафа Исследование путей совершенствования точности бросков мяча в корзину в игре баскетболе [Текст]: учебник. Киев, 1996. 38 с.

2. Воронова В.И. Исследование путей формирования двигательных представлений в процессе овладения техникой бросковых действий в баскетболе [Текст]: учебник. Киев, 2003. 22 с.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ «ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ХОККЕИСТОВ 17-19 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

К.К. Полозов

Ю.В. Ивановский,канд.пед.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. В современном хоккее высокие объемы и интенсивность тренировочной работы создают дополнительные трудности в нахождении оптимального режима работы и отдыха в отдельных занятиях и микроциклах, направленных на повышение уровня физической подготовленности, в обеспечении адекватных условий для полноценного выполнения работы различной направленности и эффективного протекания восстановительных и специальных адаптационных реакций в организме после нее [1]. Увеличение скорости маневрирования, количества и жесткости силовых единоборств вызывают необходимость постоянного внимания к уровню специальной физической подготовленности спортсменов, особенно при переходе из детско-юношеского хоккея на более высокий уровень. Последнее согласуется и с общими положениями теории спортивной подготовки, отводящими этой стороне физического потенциала спортсмена ведущую роль во многих видах спорта [1,4].

В современном хоккее высокие спортивные результаты определяются высоким уровнем физической подготовленности хоккеистов, которая имеет первостепенное значение воспитания и формирования спортсменов высокой квалификации. Физическая подготовка в данном возрастном промежутке является фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство спортсмена.

Тренеры-практики знают, что в конце тренировочного занятия или соревнования падает не только двигательная активность, но на фоне утомления увеличивается и количество технико-тактического брака, игроки чаще ошибаются даже в простых ситуациях. Поэтому рост мастерство спортсменов обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма. [4]. Но вместе с данными заключениями в современном хоккее в настоящее время с переходом его на более высокий профессиональный уровень подведено недостаточное количество научных исследований по физической подготовке хоккеистов 17-19 лет именно в подготовительном периоде.

В результате наблюдается выраженное противоречие между постоянно возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности хоккеистов и уровнем физической подготовленности хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, связанную с необходимостью поиска и разработки новых методик применения средств физической подготовки хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде.

Цель исследования – определить значимость «факторов», влияющих на физическую подготовку в тренировочном процессе хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде.

Немаловажным источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации и формировании рабочей гипотезы исследования служили сведения, выявленные таким методом, как анкетирование. Хотя такая информация в известной мере субъективна, в ней отражаются и объективные начала, особенно если носителями ее являются квалифицированные опытные специалисты. Есть немало справедливого в утверждении, что «так называемые субъективные показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать» [3].

Организация исследования. Анкетирование тренерского состава в количестве 12 человек (из которых 10 – тренеры высшей категории и 2 – первой категории) проводилось на базе СДЮСШОР «ХК Салават Юлаев». Данный метод исследования позволил нам с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и так называемых функционально вспомогательных вопросов.

Тренерскому составу была представлена анкета, в которой перечислены 12 «факторов», необходимо было ответить на вопрос: «Какие «факторы» имеют наибольшее влияние на эффективность физической подготовки хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде?»

Если Вы считаете, что какой-либо «фактор» наиболее значим, Вы ставите напротив него «1». Если Вы считаете, что наиболее значимы одновременно два, три или четыре «фактора» в комплексе, то также ставите напротив них «1». Следующее по значимости средство нумеровать «2» и так по порядку до последнего «фактора». Данные полученные в результате анкетирования представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Ранговые показатели «факторов» в физической подготовке хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде

Факторы Результат
1. Планирование нагрузки и построение процесса тренировки 21,6 ± 0,7
2. Возраст игроков 22,53 ± 1,12
3. Учет индивидуальных особенностей спортсменов (данные комплексного контроля) 27,3 ± 0,6
4. Соответствие нагрузок возможностям учеников 31,0 ± 0,9
5. Начальный уровень физической подготовленности 45,0 ± 0,0
6. Психология игроков (целеустремленность, характер, терпение) 52,4 ± 5,9
7. Режим жизни и спортивной деятельности 62,7 ± 0,9
8.Условия для подготовки 67,7 ± 0,9
9. Двигательные переключения в программах занятий и микроциклов 71,5 ± 0,8
10. Постоянство времени тренировочных занятий 72,6 ± 0,9
11. Недопущение тренировки и соревнований при наличии заболеваний и травм 81,3 ± 0,7
12. Средства восстановления 91,3 ± 0,4

 

Выводы. В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что сильнее всего на физическую подготовку влияют такие «факторы» как «Планирование нагрузки и построение процесса тренировки» (21,6 ± 0,7), далее по значимости идут следующие «факторы»: «Возраст игроков» и «Учет индивидуальных особенностей спортсменов» - 22,53 ± 1,12 и 27,3 ± 0,6 соответственно. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, поиск новых и совершенствование уже существующих методик применения средств физической подготовки для хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде необходимо осуществлять с учетом выявленных нами факторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]. М.: Советский спорт. 2003. 464 с.

2. Лагутин М. Б. Наглядная математическая статистика [Текст]. В двух томах. М.: П-центр, 2003. С. 343-345.

3. Начинская С.В. Спортивная метрология [Текст]: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия». 2005. 240 с.

4. Савин В.П. Теория и методика хоккея [Текст]: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 400 с.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.48.56 (0.009 с.)