Исследование уровня ситуативной тревоги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование уровня ситуативной тревоги



У АКРОБАТОК 10-12 ЛЕТ В ЖЕНСКОЙ ТРОЙКЕ

 

А.Ф. Бикметова

А.В. Кравец-Абдуллина, канд. пед. наук

Кафедра теории и методики

циклических видов спорта и физического воспитания

 

Актуальность. В настоящее время происходит омолаживание всех видов спорта, особенно сложнокоординационных, таких как спортивная и художественная гимнастика, акробатика. Современная спортивная акробатика предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости спортсмена. Экстремальные ситуации (например, соревновательная деятельность), в которых оказывается спортсмен, могут вызвать у него сильное эмоциональное возбуждение, которое выражается в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности [1].

В разговоре об уровне тревожности или эмоционального возбуждения можно касаться двух аспектов: психического состояния как такового и особенностей его проявления. Естественно, что каждый спортсмен постоянно имеет свой индивидуальный уровень тревожности (полного отсутствия тревожности практически не может быть). Как известно, судить об уровне тревожности можно только по ее проявлениям. Естественно, психологически напряженные ситуации способствуют более выраженному проявлению тревожности и эмоционального возбуждения [2].

Цель работы – определить оптимальный уровень ситуативной тревоги у акробаток 10-12 лет.

Организация исследования. Исследования проводились на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва» № 11 по спортивной акробатике с 2012 по 2013 год в три этапа. В исследовании приняли участие 10 женских троек (30 акробаток) 10-12 лет.

Результаты исследования. В ходе исследования было определено, что каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения, при котором наиболее эффективно выступает в ответственных соревнованиях, причем уровень этот очень индивидуален и может существенно различаться даже у спортсменов, специализирующихся в одном виде спорта и имеющих равную степень мастерства.

В ходе анализа соревновательной деятельности акробаток, установлено, что композиции, содержащие статические элементы большинство троек выполняют на среднюю оценку, а композиции, содержащие вольтижные и комбинированные элементы – на низкую оценку.

В результате анализа уровня ситуативной тревоги у акробаток 10-12 лет, было выявлено, что при выполнении статической композиции у большинства «верхних» акробаток преобладает высокий уровень ситуативной тревоги, у «средних» акробаток преобладает высокий и средний уровень ситуативной тревоги, у «нижних» акробаток преобладает средний уровень ситуативной тревоги;

При выполнении композиции, содержащей вольтижные элементы у «верхних» акробаток преобладает средний уровень ситуативной тревоги, у «средних» акробаток преобладает высокий уровень ситуативной тревоги, у «нижних» акробаток преобладает средний уровень ситуативной тревоги;

При выполнении композиции, содержащей комбинированные элементы у «верхних» акробаток преобладает средний уровень ситуативной тревоги, у «средних» акробаток преобладает средний уровень ситуативной тревоги, у «нижних» акробаток преобладает средний уровень ситуативной тревоги.

В ходе выявления взаимосвязей между изучаемыми компонентами определено, что для успешного выступления в статической композиции «нижним» и «средним» акробаткам необходим низкий и средний уровень ситуативной тревоги, верхним – высокий и средний уровень ситуативной тревоги.

Для успешного выполнения вольтижной композиции «нижним» акробаткам необходим средний уровень ситуативной тревоги, «средним» акробаткам – средний или высокий уровень ситуативной тревоги, «верхним» – низкий уровень.

Для успешного выполнения комбинированной композиции «нижним» акробаткам необходим низкий и средний уровень ситуативной тревоги, «средним» и «верхним» – низкий уровень ситуативной тревоги.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов [Текст]: М.: Физкультура и спорт, 2004. 328с.

2. Васильева В.В. О предстартовом состоянии [Текст] // Теория и практика физической культуры, 1953. №8. С. 59.

 

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТА

Р.Р. Валеева

Л.Р. Макина, канд. пед. наук, доцент

Кафедра теории и методики

циклических видов спорта и физического воспитания

 

Актуальность. Теннис – игра, которая сочетает в себе большое количество разнообразных технических элементов и требует от спортсмена проявления не только физических качеств, но также высокой концентрации внимания в течение длительного времени, быстроты реакции и оперативного мышления, игровой интуиции и твердой воли. Одной из ведущих тенденций, характеризующих развитие современного тенниса, является процесс возрастающего влияния психологического фактора, как на эффективность тренировочной деятельности спортсменов, так и на успех их выступления в соревновании [1]. Спортивная деятельность, как правило, протекает в условиях значительной эмоциональной напряженности, обусловленной ответственностью спортивных задач, дефицитом времени, фактором неожиданности, большими физическими и психическими напряжениями. Возникновение неблагоприятных психических состояний, вызванных экстремальными условиями деятельности, делает необходимой поиск новых путей их предупреждения и регуляции, а также воспитания психических свойств личности, способствующих высокой психической устойчивости.

Возможности использования психорегуляции в подготовке высококвалифицированных спортсменов используются все шире, а в работе с юными спортсменами многие авторы не принимают её во внимание, полагая, что техника психорегуляции доступна лишь с подросткового возраста. Тренеры зачастую начинают обращать внимание на возможности психорегуляции, когда их спортсмены находятся уже на уровне высокой спортивной квалификации. Восполнить на этом уровне упущенное ранее становиться проблематичным, а порой и невозможным ввиду сформировавшихся психологических стереотипов деятельности и поведения. Спорт высших достижений требует от спортсмена мобилизации физических усилий, но ограниченные возможности по увеличению интенсивности и объема тренировочной нагрузки при работе с юными спортсмена ставит тренера в определенные рамки.

Для достижения высоких спортивных результатов, по мнению, В.Н. Платонова, большое значение имеет комплекс психических качеств, который в совокупности обеспечивает способность спортсменов к регулированию психической напряженности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. С этими качествами связана способность спортсменов к предельному использованию энергетических ресурсов организма, быстрому переходу от относительно пассивных состояний к периодам предельной мобилизации функциональных ресурсов и наоборот [3].

В современном спорте чаще выигрывают те, кто лучше умеет настраиваться на соперничество, более рационально распоряжаться не только своими физическими ресурсами, но и умеет сохранить на оптимальном уровне нервно-психическую активность. В связи с этим в последнее время в спорт все шире внедряются возможности психорегуляции.

Психорегуляция в спорте – это научно-практическое направление в психологии спорта. Основной целью является разработка методов и приемов для формирования особых психических состояний, способствующих оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена [4]. Эффекты психорегуляции достигаются за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего возникает эффективная деятельность организма, психика которого концентрированно и наиболее рационально управляет его функциями. Для спортсмена - это умение в процессе тренировок и соревнований контролировать свое состояние, быстро восстанавливать работоспособность, полноценно отдыхать, произвольно регулировать уровень воздействия на ЦНС, управлять нервно-психической активностью, целенаправленно избегать как излишнего возбуждения, так и чрезмерного снижения нервного тонуса, предупреждать и избегать конфликтов и др. Поэтому все спортивные встречи чаще приобретают форму соревнований личностей, где нередко решающим фактором является способность к самоконтролю и саморегуляции. Особое значение эта проблема приобретает в подготовке, сохранении здоровья и формировании личности юных спортсменов [2].

Таким образом, психорегуляция достаточно широко применяется в спортивной деятельности спортсменов с целью регуляции их психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин JIM. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дисс....д-ра. пед. наук / АПН СССР общей и пед. психологии. М., 1989. 43 с.

2. Арсеенко Е.А. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток с использованием методов саморегуляции: Автореф. дисс....канд. пед. наук. Белгород, 2001. 24 с.

3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. для студентов ВУЗов физ. воспитания и спорта. - Киев: Олимпийская лит., 1997. 584 с.

4. Худадов Н.А. О контроле и оптимизации состояния психической надежности в процессе круглогодичной подготовки спортсменов // проблемы психических состояний в спорте: Тезисы научного симпозиума. Ереван, 1987. С. 28-30.

 

 

Сравнительный анализ азиатской и европейской систем технической подготовки бадминтонистов

П.П. Виноградов

Л.Р. Макина, канд. пед. наук, доцент

Кафедра теории и методики

циклических видов спорта и физического воспитания

 

Актуальность. Систему подготовки спортсменов, можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки. Эффективная система подготовки, главной задачей которой является овладение основами рациональной спортивной техники, во многом определяет успех спортивной тренировки.

В настоящее время ведущими игроками в бадминтон являются представители европейской и азиатской систем спортивной подготовки. И на первый взгляд при схожести игровой техники, она имеет массу отличий, что дает преимущество в выполнении того или иного технического элемента. Наиболее ярко различия в системах спортивной подготовки европейской и азиатской школ выражены в способе передвижения по площадке [1].

Передвижение из основной игровой стойки может быть в любом направлении, но все же на корте есть наиболее уязвимые точки, куда чаще всего приходится перемещаться. Это: вперед в левый и правый угол передней зоны; в сторону к боковым линиям влево и вправо; назад и в дальний правый угол; в левый дальний по центру задней линии площадки. Могут быть и другие, промежуточные, передвижения, но эти шесть точек принято считать основными.

Для всех перемещений характерны следующие закономерности: если удар выполняется в передней части площадки, перед собой у сетки, сбоку, но впереди себя, то в момент удара правая нога должна находиться впереди, всегда ближе к волану, а левая ближе к игровому центру. Если удар выполняется в задней части площадки, то правая нога находится ближе к задней линии, а левая ближе к игровому центру [2].

При перемещение вперед используются быстрые широкие первые движения ногами и более спокойные короткие последующие, которые позволяют занять более высокую стойку, принять волан в спокойной обстановке достаточно высоко и, что не менее важно, быстро выйти из ударной позиции, вернуться в игровой центр.

Как пишет Д. П. Рыбаков, при перемещении вперед могут использоваться следующие варианты. В левый угол у сетки: 1) шаг левой, шаг-прыжок правой – европейский; 2) передвижение переставными шагами – шаг правой, приставной шаг левой к правой, шаг-прыжок правой – азиатский. В правый угол у сетки: 1) шаг правой, приставной шаг левой к правой, шаг-прыжок правой - европейский; 2) шаг правой, скрестный шаг за правую, шаг-прыжок правой - азиатский.

При передвижение в сторону, основная работа ног в один шаг к левой боковой линии – шаг-выпад правой ногой к правой боковой линии, шаг-выпад правой ногой. Но бывают случаи, когда один шаг не может решить поставленной цели. Представим перехват волана, летящего по плоской траектории по краю площадки. В этом случае могут быть использованы следующие варианты: передвижение в два шага к левой боковой линии - европейский; шаг левой, затем приставной шаг правой и прыжок с обеих ног вверх - азиатский; могут быть и другие варианты. Например, с использованием не приставного, а скрестного шага и последующим прыжком вверх и т. д. [4].

При выходе из ударной позиции, выполняя удар в передней зоне, спортсмен переносит центр тяжести вперед, ближе к правой ноге, левая чуть подтягивается к правой. Создается устойчивое положение. По существу, спортсмен начал возвращаться в основную игровую стойку и, оттолкнувшись правой ногой назад, переносит ЦТ на левую, сохраняя равновесие на ней, затем переносит правую как можно ниже мимо левой и ставит ее сразу в игровой центр, далее, толкаясь левой, ставит и ее в игровой центр или возвращается приставными шагами.

Перемещение назад для удара над головой открытой стороной ракетки. Способы перемещения назад более разнообразны, и во многом выбор того или иного способа зависит от индивидуальных особенностей спортсмена: роста, состояния физической подготовки, силы, скорости, гибкости, выносливости. Все же и здесь существуют основные способы. Так же, как и при передвижениях вперед, спортсмен, продвигаясь назад, вначале выполняет быстрые, широкие шаги, затем более спокойные, с меньшей амплитудой и перед ударом занимает более высокую стойку. Как правило, все удары сверху справа игрок выполняет в безопорном положении, демонстрируя в момент удара своеобразные «ножницы» (правая нога идет вперед, а левая назад), или одноопорном, стоя на левой ноге [2].

Европейский вариант при перемещении назад – короткий предварительный шаг и длинный, относительно невысокий прыжок вверх, позволяющий более спокойно выполнить старт, но требующий больше энергии и сил не только для прыжка, но и для возвращения в игровой центр. Азиатский вариант – более длинный предварительный шаг, короткий последующий и довольно высокий прыжок вверх. Здесь затрачивается значительно больше сил при старте, но меньше для прыжка и возвращения в игровой центр. Эти различия в выполнении перемещений позволяют азиатским игрокам перехватить волан в более высокой точке и, что не менее важно, быстрее вывести центр тяжести вперед, а значит, быстрее вернуться в игровой центр. И тот, и другой способ перемещения требует хорошей физической подготовки. Спортсмен должен обладать достаточной стартовой скоростью, выносливостью, гибкостью [1].

Таким образом, можно отметить, что при более детальном рассмотрении европейский и азиатский варианты перемещения по площадке при внешнем сходстве имеют массу различий. Эти различия заключаются в выполнении двигательных действий при подходе к волану, постановке ног при выполнении удара, и выходе из ударной позиции, с последующим возвращением в центр площадки. Исходя из того, что в последнее время на мировых первенствах доминируют спортсмены из Азии, можно сделать вывод, что азиатская система подготовки бадминтонистов совершеннее европейской в целом. А азиатский способ перемещения по площадке рациональнее европейского в частности [3; 4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадминтон для начинающих [Текст]: учеб. пособие / В. А. Лисовский, С. П. Евсеев, В. Ю. Голофеевский, А.Н. Мироненко. М.: Совет. спорт, 2001. 319с.

2. Марков О. Н. Теория и методика бадминтона [Текст]: учебник. М.: Академия, 2003. 400с.

3. Марков О.М. Бадминтон [Текст]: учеб.пособие. М.: Физическая культура и спорт, 1966. 120с.

4. Рыбаков Д.П. Специальная подготовка бадминтонистов [Текст]: методические рекомендации. Госкомспорт СССР, 1982. 210 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.02 с.)