Совершенствование командных тактических взаимодействий гандболистов 14-15 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование командных тактических взаимодействий гандболистов 14-15 лет



Д.Т. Хафизов

Г.М. Юламанова, канд.филос.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

Актуальность. Ключевым моментом в учебно-тренировочном процессе гандболистов является повышение результативности командных тактических взаимодействий спортсменов в неопределенных условиях игры, поиск путей наиболее эффективного формирования навыков в организации и управлении двигательными действиями в задачах согласования их с постоянно изменяющимися пространственно-временными характеристиками соревновательной деятельности В.Я. Игнатьева (2009), А.А. Ривкин (2011).

Методика совершенствования командных тактических взаимодействий гандболистов 14-15 лет, представленная в современной литературе, освещена недостаточно. Существующий процесс тактической подготовки гандболистов 14-15 лет нуждается в значительном изменении.

Цель исследования: разработать и проверить эффективность методики совершенствования командных тактических взаимодействий гандболистов 14-15 лет.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе СДЮШОР №17 г. Уфы, В эксперименте приняли участие две группы гандболистов 14-15 лет – контрольная и экспериментальная по 20 спортсменов в каждой группе.

Для достижения цели нашего исследования была разработана методика совершенствования командных тактических взаимодействий гандболистов 14-15 лет.

Главным отличием занятий в экспериментальной группе являлось то, что совершенствование командных тактических взаимодействий проходило сначала в группах, а потом в команде. Также особое внимание уделялось наиболее результативным командным тактическим взаимодействиям. В контрольной группе совершенствование командных тактических взаимодействий проходило в равном объеме.

В процессе совершенствования применялись такие методические подходы, как отработка тактических взаимодействий в усложненных условиях: а) во время выполнения упражнений защитники оборонялись пассивно; б) во время выполнения упражнений защитники оборонялись активно.

Для определения результативности командных тактических взаимодействий гандболистов 14-15 лет проведено педагогическое наблюдение в процессе 12 игр в течение Зональных соревнований Чемпионата Росси по гандболу среди юношей 14-15 лет. В педагогическом наблюдении приняли участие 6 тренеров СДЮСШОР№17, которые фиксировали объем и результативность следующих комбинаций (по Федотовой Е.В.):

1. вход угла;

2. двойной вход;

3. выпускание угла;

4. вход полусреднего;

5. стяжка.

Результативность комбинации вход угла в начале эксперимента в экспериментальной группе составила 54,6%, а в контрольной группе 55,3%, при р>0,05 (табл. 1, 2). Результативность комбинации двойной вход в начале эксперимента в экспериментальной группе составила 47,8%, а в контрольной группе 40,4%, при р>0,05. Результативность комбинации выпускание угла в начале эксперимента в экспериментальной группе составила 38,4%, а в контрольной группе 37,9%, при р>0,05. Результативность комбинации вход полусреднего в начале эксперимента в экспериментальной группе составила 60,6%, а в контрольной группе 59,3%, при р>0,05. Результативность комбинации стяжка в начале эксперимента в экспериментальной группе составила 49,8%, а в контрольной группе 49%, при р>0,05. В результате межгруппового анализа определенно, что группы однородны, достоверные различия не обнаружены.

Таблица 1

Результативность командных тактических взаимодействий в экспериментальной и контрольной группах до эксперимента, M±m

Командные тактические взаимодействия Количество атак и голов
КГ ЭГ P
Кол-во атак Кол-во голов Результ. % Кол-во атак Кол-во голов Результ. %  
вход угла 14,1±2,9 7,8±0,7 55,3±1,5 14,2±1,8 7,9±0,4 54,6±1 >0,05
двойной вход 11,4±1,7 4,9±1,9 46,4±1,8 12±2,2 4,1±2,3 47,8±2,2 >0,05
выпускание угла 9,8±0,5 3,9±1,2 37,9±0,8 9,9±1,4 3,6±0,9 38,4±1,2 >0,05
вход полу-среднего 15,5±2,3 9,2±2,1 59,3±2,2 15,2±2,6 9,5±2,2 60,6±2,4 >0,05
стяжка 16,3±3,2 8±1,9 49±2,5 16,4±2,7 8,1±2,5 49,8±2,6 >0,05

Примечание: p – достоверность различий внутри групп, M – среднее арифметическое значение, m – ошибка средней арифметической величины.

 

Таблица 2

Результативность командных тактических взаимодействий в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента, M±m

Командные тактические взаимодействия Количество атак и голов
КГ ЭГ P
Кол-во атак Кол-во голов Результ. % Кол-во атак Кол-во голов Результ. %  
вход угла 15,5±1,8 8,1±1,2 58,3±1,5 19,2±1,9 9,1±1,2 64,7±1,5 <0,05
двойной вход 12,3±1,3 5,6±1,3 48,5±1,3 16±2,1 7,1±2,7 58,8±2,4 <0,05
выпускание угла 10,6±1,5 4,3±2,3 40,2±1,9 12,9±1,7 6,6±1,2 48,5±1,5 <0,05
вход полу-среднего 15,9±2,1 9,8±1,8 60,1±1,9 19,7±2,5 9,5±2 69,8±2,3 <0,05
стяжка 17,2±2,8 8,7±1,7 51,3±2,2 20,1±2,3 9,4±2,1 59,7±2,2 <0,05

Примечание: p – достоверность различий внутри групп, M – среднее арифметическое значение, m – ошибка средней арифметической величины.

Результативность комбинации вход угла в конце эксперимента в экспериментальной группе составил 64,7%, а в контрольной группе 58,3% при р<0,05. Результативность комбинации двойной вход в конце эксперимента в экспериментальной группе составил 58,8%, а в контрольной группе 42,5% при р<0,05. Результативность комбинации выпускание угла в конце эксперимента в экспериментальной группе составил 48,5%, а в контрольной группе 40,2% при р<0,05. Результативность комбинации вход полусреднего в конце эксперимента в экспериментальной группе составил 69,8%, а в контрольной группе 60,1% при р<0,05. Результативность комбинации стяжка в конце эксперимента в экспериментальной группе составил 59,7%, а в контрольной группе 51,3% при р<0,05.

Выводы: Таким образом, в результате проведенного эксперимента была выявлена эффективность разработанной методики, направленной на совершенствование командных тактических взаимодействий гандболистов 14-15 лет. Полученные в результате исследования данные рекомендуем использовать в практической работе тренеров по гандболу, так как эти данные позволяют усовершенствовать процесс тактической подготовки, а, следовательно, повысить результативность соревновательной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игнатьева В.Я. Гандбол: учебное пособие для физкультурных вузов [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1983. 225 с.

2. Игнатьева В.Я. Оценка соревновательных и тренировочных нагрузок гандболистов [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 1983. 92с.

3. Ривкин А.А. Подготовка гандболиста [Текст]. Ташкент: Медицина, 1985. 134 с.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АКРОБАТОК НА «ВЕРХНИХ» И «НИЖНИХ» ПАРТНЕРОВ С УЧЕТОМ ДАННЫХ СТАБИЛОМЕТРИИ

Е. В. Шатунова

А.В. Кравец-Абдуллина, канд.пед.наук

Кафедра теории и методики

циклических видов спорта и физического воспитания

Актуальность. Стабилометрия – метод регистрации перемещения центра давления через стопы пациента на плоскость стабилографической платформы в процессе поддержания равновесия тела в вертикальной плоскости. Метод дает информацию о вертикальной проекции центра масс тела человека на плоскость опоры. По изменению центра давления на платформу стабилографа судят о колебаниях центра масс тела человека [5]. Стоящий человек находится в положении неустойчивого равновесия. Степень устойчивости этого неустойчивого равновесия будет определяться высотой общего цента масс (ОЦМ) и расстоянием от проекции ОЦМ на плоскость опоры до края опоры. Показателем степени устойчивости является угол, образованный вертикальной линией, проходящей через ОЦМ и линией, соединяющей ОЦМ с краем площади опоры в направлении, в котором определяется степень устойчивости. Этот угол носит название угла устойчивости. Чем больше этот угол, тем выше степень устойчивости тела в данном направлении. Процесс сохранения равновесия – есть процесс активный. Тело человека непрерывно подвержено незначительным случайным, нарушающим равновесие воздействиям, связанным с деятельностью систем дыхания, кровоснабжения и т.д. Отражением процесса регуляции равновесия в этих условиях является колебательный характер движения тела [3].

Во многих видах спорта, в частности в акробатике, важным слагаемым успеха является способность сохранять равновесие. Большое значение приобретает способность сохранять равновесие в акробатике, где опора имеет очень малую площадь [4]. Применение специальных тестовых упражнений, направленных, в частности, на определение функции вестибулярного аппарата, благоприятно сказывается в улучшении спортивных результатов представителей сложнокоординационных видов спорта [2]. Именно поэтому для распределения акробаток на «верхних» и «нижних» в экспериментальной группе, нами использовались следующие тесты: стабилографичесий тест, тест «Треугольник», тест «Ромберга», тест на устойчивость, тест с «Эвольвентой» [5]. Предполагалось что показатели для «верхних» акробаток должны быть выше по сравнению с показателями «нижних» акробаток, так как при выполнении совместных элементов у «верхних» акробаток площадь опоры значительно меньше.

Контроль функционального состояния спортсменов на основе методов и средств компьютерной стабилометрии сегодня не имеет альтернатив по комфортности и времени обследования, высокой чувствительности к отклонениям функционального состояния, возможности формирования индивидуальных и групповых нормативов, а также мониторингу текущего состояния спортсменов [1].

Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать методику распределения акробаток на «верхних» и «нижних» партнеров с учетом данных стабилометрии.

Результаты исследования. В экспериментальной группе распределение акробаток на «верхних» и «нижних» проходило по разработанной нами методике. При распределении акробаток на «верхних» и «нижних» нами учитывались данные стабилометрии такие как: латеральная ассиметрия (стабилографический тест), кратковременная двигательная память (тест «Треугольник»), степень использования зрения и проприоцептивной чувствительности (тест «Ромберга»), запас устойчивости (тест на устойчивость), оценка качества следящего движения (тест с «Эвольвентой»).

 

Таблица 1

Результаты стабилометрии для «нижних» акробаток экспериментальной группы

Показатели стабилометрии № пары
                   
R 6,71 4,2 5,52 4,93 6,61 4,5 5,38 4,7 5,33 5,74
Ells 94,7 149,9 99,2 97,8 92,8 156,4 93,5 158,5 112,5 96,3
LFS 2,47 4,37 2,53 2,35 2,55 4,55 2,45 4,98 2,66 2,69
tдвиж 2,39 2,87 4,21 2,64 3,51 2,23 2,98 4,91 1,63 4,89
Sразброс   2,7 5,6 5,8 6,8 3,9 2,9 5,7 3,6 3,7
Q(x) 1,03 0,96 1,26 0,98 1,13 1,32 1,68 1,37 1,38 1,26
Q(y) 1,15 1,14 1,27 1,05 1,09 1,57 1,38 1,57 1,32 1,62
Отн.вперед/назад 1,41 1,54 1,60 1,44 1,23 1,37 1,44 1,37 1,34 1,57
Отн.вправо/влево 0,93   0,96 1,16 0,96 0,98 1,12 1,15 1,17 1,13
Ср.ош.фронталь 5,98 5,36 7,48 6,49 5,47 7,32 5,79 5,26 7,44 7,58
Ср.ош.сагитталь 5,68 6,19 7,68 6,09 6,12 7,71 5,68 6,12 7,69 7,82

 

Примечание: R - средний разброс, Ells - площадь эллипса, LFS - длина в зависимости от площади (стабилографический тест); tдвиж - средняя длительность прохода, Sразброс - разброс площади треугольников (тест «Треугольник»); Q(x) - разброс по фронтали, Q(y) - разброс по сагиттали (тест «Ромберга»); Отн.вперед/назад - отношение вперед\назад; Отн.вправо/влево – отношение вправо\влево («Тест на устойчивость»); Ср.ош - средняя ошибка (тест с «Эвольвентой»);

В таблице 1 и 2 представлены обработанные данные испытуемые были поделены на «нижних» и «верхних» акробаток с учетом показателей стабилометрии. Установлено, что показатели «верхних» акробаток преобладают над показателями «нижних», так как в совместной деятельности «верхним» акробаткам следует выполнять более сложнокоординированные упражнения.

Таблица 2

Результаты стабилометрии для «верхних» акробаток экспериментальной группы

Показатели стабилометрии № пары
                   
R 2,65 3,93 2,61 3,96 2,94 3,46 2,75 2,57 3,76 2,87
Ells 23,2 63,9 24,6 58,5 38,5 58,4 26,8 28,9 53,2 35,8
LFS 2,93 6,14 3,90 6,31 3,85 6,23 3,56 3,48 3,74 4,83
tдвиж 0,85 0,92 0,66 2,20 1,13 1,82 2,40 2,50 0,61 1,70
Sразброс 0,70 1,20 2,90 3,40 3,90 2,97 0,98 3,70 2,30 3,90
Q(x) 2,33 2,34 2,16 1,89 2,03 1,97 1,85 1,68 2,45 2,56
Q(y) 1,86 1,36 1,64 1,68 1,96 1,68 1,32 1,37 1,97 1,86
Отн.вперед/назад 1,14 1,26 1,24 1,15 1,12 1,34 1,13 1,35 1,19 1,15
Отн.вправо/влево   1,08 0,95 1,12 0,87 1,09 0,89 1,15 1,03 0,97
Ср.ош.фронталь 4,33 5,32 4,77 4,82 4,83 4,22 5,14 4,83 4,83 4,73
Ср.ош.сагитталь 4,4 5,69 4,8 4,29 4,93 4,36 5,12 4,83 4,83 4,73

 

Примечание: R - средний разброс, Ells - площадь эллипса, LFS - длина в зависимости от площади (стабилографический тест); tдвиж - средняя длительность прохода, Sразброс - разброс площади треугольников (тест «Треугольник»); Q(x) - разброс по фронтали, Q(y) - разброс по сагиттали (тест «Ромберга»); Отн.вперед/назад - отношение вперед\назад; Отн.вправо/влево – отношение вправо\влево («Тест на устойчивость»); Ср.ош. - средняя ошибка (тест с «Эвольвентой»);

Вывод. Установлено, что показатели стабилометрии «верхних» акробаток преобладают над показателями «нижних» партнеров, в связи с тем, что в совместной деятельности «верхним» акробаткам необходимо выполнять более сложнокоординированные элементы по сравнению с «нижними» партнерами. В стабилографическом тесте показатели среднего разброса (R) колеблются в пределах от 2 до 7 мм. В тесте «Треугольник» показатели tдвиж - средняя длительность прохода, Sразброс - разброс площади треугольников, сводятся минимальному значению. В «Тесте на устойчивость» показатели Отн.вперед/назад - отношение вперед\назад, Отн.вправо/влево – отношение вправо\влево колеблются в пределах от 1-1,5 мм. В тесте с «Эвольвентой» Ср.ош. - средняя ошибка показатели в пределах от 4-8 мм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сальченко И.Н. Двигательные взаимодействия спортсменов [Текст]. Киев: Здоровья, 1980. 112 с.

2. Соколов Г.Я. Техника отталкивания с плеч в парных темповых акробатических упражнениях [Текст] // Гимнастика: ежегодник. М., 1980. Вып. 2. С. 57-62.

3. Тишлер A.B. Совершенствование функции балансирования как феномена координации движений при выполнении парных акробатических упражнений: [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук. Киев, 1976. 20 с.

4. Шалманов А.А. Основные механизмы взаимодействия с опорой в прыжковых упражнениях: методические рекомендации для слушателей Высшей школы тренеров, факультетов усовершенствования и повышения квалификации [Текст]. М., 1990. 48 с.

5. Шестаков М. П. Использование стабилометрии в спорте [Текст]: Монография. М.: ТВТ Дивизион, 2007. 112 с.

 

 

Часть III

СЕРВИС, ТУРИЗМ И МЕНЕДЖМЕНТ

____________________________

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.034 с.)