Анализ взаимосвязей между характеристиками техники выполнения сальто назад и координационными способностями гимнасток 8-9 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ взаимосвязей между характеристиками техники выполнения сальто назад и координационными способностями гимнасток 8-9 лет



И.Ф. Гильманова

научный руководитель - А.В. Кравец-Абдуллина, к.п.н., доцент

кафедра теории и методики циклических видов спорта и физического воспитания

Актуальность данной проблемы в спортивной гимнастике обусловлена тем что, предметом соревновательной оценки является техника гимнастических упражнений, она постоянно совершенствуется, видоизменяется, модифицируется. Появляются новые, ранее не исполнявшиеся упражнения, не имеющие биомеханического обоснования их рациональной структуры [2;4].

С.В. Дмитриев (1972), установил тесную связь между развитием координации и спортивно-техническими результатами [1;3].

Немаловажную роль в современной гимнастике играют координационные способности. Они лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов [5].

Для анализа характеристик техники выполнения сальто назад гимнастками 8-9 лет были рассмотрены следующие показатели: субъективная оценка правильности отталкивания, угол отклонения туловища от вертикали, угол в тазобедренном суставе, угол в плечевом суставе, замах руками, высота полета, плотность группировки, длина элемента - сальто назад с места, точность приземления.

Средние арифметические показатели характеристик техники выполнения элемента сальто назад гимнастками 8-9 лет (n=20)

№ п/п Характеристики элемента сальто назад M±m
1. Оценка правильности отталкивания (баллы) 7,6±2,2
2. Угол отклонения туловища от вертикали (градусы) 22,4±17,5
3. Угол в тазобедренном суставе (градусы) 166,4±11
4. Угол в плечевом суставе (градусы) 163,8±16
5. Замах руками (баллы) 7,7±2
6. Высота полета (м) 112,4±22,6
7. Плотность группировки (градусы) 33,1±10,1
8. Длина сальто назад (см) 63,6±14,5
9. Точность приземления (количество раз) 3,9±1,1

 

Примечание: М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего арифметического значения; n – количество спортсменок.

Cредние арифметические показатели следующие: оценка правильности отталкивания, угол отклонения туловища от вертикали, угол в тазобедренном суставе, угол в плечевом суставе, замах руками, высота полета, плотность группировки, длина сальто назад находятся на среднем уровне, а точность приземления на низком.

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что показатели характеристики элемента сальто назад не достаточно высоки у гимнасток 8-9 лет, причиной может служить низкий уровень развития физических качеств.

Для определения уровня физической подготовленности гимнасток 8-9 лет были рассмотрены следующие показатели координационных способностей.

Средние арифметические показатели координационных способностей: челночный бег (4*10 м), (с) – 12,5±1,28; равновесие на одной ноге, (мин) – 4,3±0,66.

В тестах для определения координационных способностей, в челночном беге (4*10 м) четыре гимнастки показали низкий результат (от 13,01 до 13,78 с), шестнадцать спортсменок – средний результат (от 11,16 до 12,71 с).

В тесте – равновесие на одной ноге, одиннадцать спортсменок показали низкий результат (от 2,08 до 3,62 с), семь гимнасток – средний (от 4,09 до 5,03с) и две – высокий (6,51 и 7,01 с).

Для решения задачиустановления взаимосвязи между характеристиками техники выполнения сальто назад и уровнем развития коорднационных способностей гимнасток 8-9 лет был проведен корреляционный анализ между определяемыми параметрами.

Результаты корреляционного анализа между характеристиками техники выполнения сальто назад и уровнем развития координационных способностей у гимнасток 8-9 лет были следующие: сильные отрицательные взаимосвязи просматриваются между, высотой полета и челночным бегом (rs = -0,77); плотностью группировки и челночным бегом (rs = -0,72); сильные положительные взаимосвязи обнаружены между точностью приземления и равновесием на одной ноге (rs = 0,79).

Средние отрицательные корреляционные взаимосвязи между: челночным бегом (4*10 м) с оценкой правильности отталкивания (rs = -0,64), углом в плечевом суставе (rs = -0,42)и замахом руками (rs = -0,51).

Для техники выполнения сальто назад также немаловажно проявление координационных способностей, о чем говорят сильные и средние отрицательные корреляционные взаимосвязи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов [Текст]: М.: Физкультура и спорт, 2004. 328с.

2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст]: К.: Олимпийская литература, 2002. 296с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник, М.: Физкультура и спорт, 2008. 544с.

4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст]: Киев. 1997. 583 с.

5. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1974. 232с.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЖЕНСКИХ АКРОБАТИЧЕСКИХ ПАР НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ БРОСКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ

Е. В. Шатунова

научный руководитель - А.В. Кравец-Абдуллина, к.п.н., доцент

кафедра теории и методики циклических видов спорта и физического воспитания

Актуальность. Целенаправленная и многолетняя подготовка, а также воспитание спортсменов высокого класса сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Одним из основополагающих выступает отбор двигательно одаренных детей для занятий спортом [4].

Гармоничное взаимодействие людей в совместной деятельности в различных видах спорта имеет решающее значение в достижении высоких результатов на соревнованиях [2]. Большую роль играют совместные действия партнеров в спортивной акробатике. В этом виде спорта систематические занятия дети начинают с младшего школьного возраста. При достижении возраста 11-13 лет на этапе начальной специализированной подготовки обостряется необходимость обоснованного комплектования акробатических пар, прежде всего, потому, что подростковый период отличается значительными изменениями в физическом и психическом развитии детей, их переоценкой взаимоотношений с окружающими, новыми интересами и побуждениями. В то же время данный возраст для комплектования пар является критическим, поскольку комплектование пар в более позднем возрасте затрудняет в дальнейшем достижение высоких результатов в спортивной парной акробатике [3].

Изучение проблемы показало, что в научно-методической литературе слабо раскрыты вопросы, касающиеся комплектования пар с учетом конкретной деятельности, в частности бросковых упражнений. Однако широко рассматривались вопросы комплектования акробатических пар с учетом показателей физических качеств и особенностей телосложения, но как показывает практика недостаточно учитывать только эти параметры при комплектовании акробатических пар [5].

Бросковые упражнения, выполняемые в женских парах очень сложны. В этом виде упражнений крайне необходима согласованность движений «нижнего» с усилиями «верхнего», который отталкивается и прыгает на плечи или руки партнера. В связи с этим мы считаем, что комплектование пар необходимо проводить на основе показателей бросковых упражнений [1].

Таким образом, вопрос комплектования акробатических пар обнаруживает необходимость более глубокого изучения дополнительных параметров. Однако, нет достаточно всесторонне разработанной методики комплектования пар на основе бросковых упражнений. Эти обстоятельства подчеркивают актуаль­ность исследования по разработке методикикомплектование женских акробатических пар на основе бросковых упражнений на этапе начальной специализированной подготовки.

Цель исследования: определить эффективность методики комплектования женских акробатических пар на основе техники бросковых упражнений на этапе начальной специализированной подготовки.

Организация исследования. С помощью метода видеорегистрации нами был определен уровень технической подготовленности бросковых упражнений в женских акробатических парах на этапе начальной специализированной подготовки. Акробатки 11-13 лет были скомплектованы в пары по общепринятой методике с учетом показателей телосложения и физических качеств.

Результаты исследования. Для определения уровня технической подготовленности бросковых упражнений акробатки из исходного положения стойка ногами верхнего на согнутых руках нижнего выполняли фиксацию рабочего положения для броска - «стойка» до 60 сек оценивалась способность верхнего и нижнего сохранять динамическую осанку (вертикальное положение рук и туловища) (баллы) и из положения стойка ногами верхнего на согнутых руках нижнего испытуемые по сигналу выполняли совместное приседание, оценивалось совместное взаимодействие партнеров (баллы).

Для комплексного оценивания технической подготовленности акробатов данные оценивались по пропорциональным шкалам относительной оценки разработанные Решетиным А.А. Каждый из показателей оценивался по десятибалльной шкале. Данные были обработаны и представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Уровень технической подготовленности бросковых упражнений в женских парах (динамическая осанка)

Фиксация динамической осанки Согласование взаимодействия в паре
верхний нижний
  22,4±0,3 21,7±0,7 7,5 баллов
  18,1±0,4 16,6±0,7 8,9 баллов
  24,2±0,3 27,8±0,2 6,8 баллов
  10,3±0,7 9,7±0,2 9,8 баллов
  27,8±0,7 29,1±0,8 6,3 баллов
  29,2±0,4 25,5±0,6 6,5 баллов
  16,4±0,2 19,03±0,9 8,8 баллов
  25,4±0,8 22,9±0,2 6,9 баллов
  28,8±0,2 27,4±0,4 6,2 баллов
  26,6±0,4 26,4±0,3 6,4 баллов

 

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать следующие выводы об уровне технической подготовленности бросковых упражнений в женских парах. Согласованность взаимодействия в фиксации динамической осанки наблюдается только у пары № 4, их показатели находится на высоком уровне (9,8 баллов), незначительная рассогласованность взаимодействия у пар № 2 и 7 (8,9; 8,8 баллов соответственно), значительная несогласованность у пары № 1 (7,5 баллов) у оставшихся шести пар наблюдается рассогласование.

Таблица 2

Уровень технической подготовленности бросковых упражнений в женских парах (глубина приседа)

Глубина приседа Согласование взаимодействия в паре
верхний нижний
  69,2º±0,6 62,4º±0,2 7,1 баллов
  87,5º±0,3 113,6 º±0,7 9,4 баллов
  143,1º±0,5 57,8º±0,4 6,3 баллов
  102,8 º±0,4 105,5 º±0,7 10 баллов
  148,2º±0,1 145,1º±0,3 6,2 баллов
  78,3º±0,6 65,5º±0,8 8,4 баллов
  126,4º±0,7 122,3º±0,3 8,2 баллов
  148,2º±0,3 57,4º±0,5 6,2 баллов
  149,1º±0,2 58,2º±0,6 6,1 баллов
  140,2º±0,6 53,4º±0,3 6,2 баллов

 

По данным таблицы 2 видно, что согласование движений в совместном приседании наблюдается у пары № 4 и 2 (10,0 и 9,4 балла соответственно), незначительная несогласованность наблюдается у пар № 6 и 7 (8,4 и 8,2 балла соответственно), значительная несогласованность только у пары № 1, у остальных пяти пар рассогласование взаимодействия.

Вывод. По данным таблиц 1 и 2 можно сделать вывод о том, что у большинства составов женских акробатических пар наблюдается рассогласование взаимодействия. Это говорит о том, что при комплектовании женских акробатических пар не достаточно учитывать только показатели телосложения и физических качеств, а необходимо учитывать показатели согласованности взаимодействия в бросковых упражнениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болобан В.Н. Поза как элемент двигательной совместимости групповых акробатов [Текст] // Теория и практика физической культуры. 1978. № 6. С. 13-16.

2. Грошенков С.С. Прогнозирование при отборе детей в спортивные школы [Текст] // Теория и практика физической культуры. 1968. №2. С.58.

3. Зациорский B.M., Булгакова Н.Ж. Теоретические и методологические основы отбора в спорте [Текст]: учеб. пособие. М.: ГЦОЛЦФК, 1980. 41с.

4. Коркин В.П. Групповая акробатика [Текст] учебник. М.: Физкультура и спорт, 1970. 192 с.

5. Решетин А.А. Методика обучения бросковым упражнениям в парной акробатике на этапе начальной специализированной подготовки [Текст]: автореф дис. канд. пед. наук. Волгоград: ВГАФК, 2009. 26 с.

 

научное издание

 

Сборник трудов научно-практической конференции

 

«ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ: ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА»

 

 

Печатается в авторской редакции

 

 

Подписано в печать 22.03.13. Формат 60х90. Бумага для множ.ап.

Печать на ризографе. Усл. п. л. 12,1

Заказ № 14. Тираж 100.

 

 

Башкирский институт физической культуры

Редакционно-издательский центр

г. Уфа, ул. Коммунистическая, 67.

Тел. (347) 2569709

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.018 с.)