Анализ управления формированием и распределением прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ управления формированием и распределением прибыли



Д.Н. Хуснутдинова

Э.Р. Сагатгареев, ст. преподаватель

Кафедра менеджмента

 

Актуальность. Функционирование всей организации в целом зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется прибыль. Правильное распределение и использование прибыли отчасти влияет на экономическую ситуацию в стране.

Цель работы. Теоретическое и практическое изучение формирования и использования прибыли предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса.

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и главной целью его деятельности. Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Прибыль, прежде всего, выполняет функцию меры эффективности деятельности предприятия, поскольку она определяет конечный результат финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики, обеспечивает повышение уровня благосостояния собственников предприятия.

Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть через распределение прибыли – основной инструмент воздействия на рост рыночной стоимости предприятия.

Уровень прибыли предприятия также характеризует степень умения менеджеров (подготовленности, опыта) успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов). Предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.

Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом, и основным внутренним источником формирования ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. Чем выше уровень прибыли предприятия, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников, и тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, то есть прибыль позволяет получать не только личный доход ак­ционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но, и создает возможности для наращивания капитала, а соответ­ственно, и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует предприятие, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличе­нию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет. При этом прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.[1]

Одним из инструментов управления прибылью является планирование. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибы­ли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с тем, что производ­ственная программа и запасы зависят от объема продаж.

Сегодня большинство предприятий используют какой-либо один из традиционных методов планирования прибыли:

- прямого счета;

- аналитический;

- совмещенного расчета, что в условиях высокой неопределенности рынка ограничивает возможности в управлении прибылью.

На предприятиях с небольшой и относительно устойчивой номенклатурой и ассортиментом продукции используется метод прямого счета.

В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете планируемой прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понима­ется не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказа­ния услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от прочих операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

При рассмотрении прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом, в соответствии с налоговым кодексом РФ.[2]

Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной.

Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно; так и негативно.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности.

Управление формированием и распределением прибыли является очень сложным и многоступенчатым процессом. Очень важным является грамотное и достоверное проведение анализа прибыли на каждом этапе этого процесса.

С помощью факторного анализа можно определить степень влияния на величину прибыли основных факторов. При проведении данного исследования огромное значение имеет выбор наиболее эффективного метода анализа. В современной научной литературе выделяют множество видов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Также важно провести оценку формирования прибыли на предприятии. После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели, мы приступили к планированию прибыли организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этой проблемой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобтецкий И. А. Прибыль предприятия.// Финансы. – 2007 №3, с. 40

2. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 284 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.009 с.)