Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие двигательных способностей у детей с нарушением слухаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
М.А. Гаврилова В.Б. Крутько, канд. пед. наук Кафедра теории и методики циклических видов спорта и физического воспитания
Актуальность. В последнее время наблюдается стойкая тенденция ухудшения здоровья детей. Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков. Проанализировав научные исследования Г.В. Трофимова, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния неслышащих детей школьного возраста, мы выявили значительное отставание в показателях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях координационных способностей. Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания), в программе воспитания и обучения глухих детей школьного возраста занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Мы считаем, что необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни, потому необходимо развивать двигательные способности [4]. По мнению В.Д. Кряжева, двигательные способности – это комплекс параметров и особенностей состояния организма человека, позволяющий создавать целенаправленные двигательные деяния с заданными количественными и качественными чертами [2].В комплекс двигательных ей, по мнению В.Д. Кряжева, входят морфофункциональные свойства, уровень развития физических свойств, двигательные навыки и умения [2]. Компоненты физического развития:1. Нарушение моторики. В техники выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движение рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные. 2. Скорость двигательной реакции отстают в развитии.3. Отставании в развитии двигательной памяти и уменьшение сохранение равновесия как статического, так и динамического.4. Плохое ориентирование в пространстве.5. Низкий уровень развития силовых качеств [1,3]. Среди некоторых специалистов в области физической культуры бытует мнение о том, что юношам-инвалидам по слуху не рекомендуется выполнять нагрузки, связанные с тяжестями. Однако в специальной литературе мы не обнаружили конкретных противопоказаний для глухих и слабослышащих к занятиям силовыми упражнениями.Практика показывает, что подобные занятия не только способствуют развитию двигательных качеств, но и повышают интерес самих учащихся к занятиям. Тем не менее наблюдения показывают, что глухие и слабослышащие, помимо глухоты, имеют сопутствующие заболевания и отклонения в здоровье. Подобное обстоятельство необходимо учитывать при занятиях [1]. В.Трофимов (1980)пишет, что, привлечение глухих детей к занятиям вызывающим повышенную нагрузку на работу вестибулярного аппарата оказывает положительное влияние на развитие двигательной сферы данной категории детей. К подобным занятиям можно отнести занятия с повышенной координационной сложности, такие как гимнастика, акробатика, фигурное катание, конькобежный спорт, спортивные танцы и т.д. [4].Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха. Педагогический эксперимент проводился в Уфимской специальной коррекционной общеобразовательной школе интернат №30 II вида для детей с нарушением слуха с 1.09.2011 по 31.05.2012 года. Разработанная методика развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха включала в себя специализированный комплекс упражнений с использованием мультимедийных технологий с учетом функциональных, психических и физических особенностей детей с нарушением слуха. В исследовании принимали участие 20 мальчиков 10-11 летнего возраста. Таблица 1 Результаты тестирования двигательных способностей детей с нарушением слуха на занятиях по конькобежному спорту до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Примечание: ЭГ- экспериментальная группа; КГ- контрольная группа; Обуч. – изучает траекторию движения заданного треугольника; Анализ – необходимо воспроизвести траекторию движения без вспомогательных маркеров; р- достоверность различия между группами. Таблица 2 Результаты тестирования двигательных способностей детей с нарушением слуха на занятиях по конькобежному спорту после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Внутригрупповой анализ двигательных способностей детей с нарушением слуха на занятиях по конькобежному спорту до и после эксперимента.
ЭГ- экспериментальная группа; КГ- контрольная группа; Р - достоверность различия внутри группы до и после эксперимента. Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным, различия двигательных способностей у испытуемых экспериментальной группы объясняется тем, что в тренировочный процесс была внедрена разработанная методика развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха на занятиях по конькобежному спорту. Данная методика оказала положительное влияние на развитие двигательных способностей у детей с нарушением слуха. Выводы: Анализ научно-методической литературы по проблеме развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха показал, что многие аспекты в педагогической теории и практике физической культуры и спорта изучены недостаточно точно и нуждаются в научной разработке, особенно это касается разработки вариативных программ, адаптированных к работе с детьми с нарушением слуха. Выявлено, что реализация разработанной методики позволила добиться значимых изменений во всех тестовых показателях. Таким образом, эффективному развитию двигательных способностей у детей с нарушением слуха способствует применение разработанной методики на занятиях по конькобежному спорту. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения [Текст]: Сб. / Под ред. Р.М. Боскис. М.: Педагогика, 1972. 192 с. 2. Кряжева В.Д. Двигательные способности слабослышащих детей [Текст]: учебник. М.: 1987. 153 с. 3. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения [Текст]: учеб. Пособие. / Под ред. Т.В.Розановой. М.: Педагогика, 1991. 174 с. 4. Трофимов Г. В. Двигательная способность глухих школьников [Текст]: учеб. Пособие. 1980 М.: Педагогика, 1983. 125 с. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД И ГИБКОСТЬЮ ГИМНАСТОК 8-9 ЛЕТ И.Ф. Гильманова А.В. Кравец-Абдуллина, канд. пед. наук Кафедра теории и методики циклических видов спорта и физического воспитания
Актуальность данной проблемы в спортивной гимнастике обусловлена тем что, предметом соревновательной оценки является техника гимнастических упражнений, она постоянно совершенствуется, видоизменяется, модифицируется. Появляются новые, ранее не исполнявшиеся упражнения, не имеющие биомеханического обоснования их рациональной структуры [1; 4]. Развитие гибкости на высоком уровне требует сама специфика гимнастики, в которой техника движений и оценка ее во многом определяются разносторонним и полным развитием всех двигательных способностей гимнаста [2]. Не менее важную роль в современной гимнастике играет гибкость. По мнению Ю.Д. Железняка, П.К. Петрова (2002), гибкость, считается свойством опорно-двигательного аппарата человека, развивающий выносливость движения с той или иной амплитудой движения. Однако уровень развития гибкости, должен быть не максимально возможным, а оптимальным, то есть соответствовать принципу оптимальной избыточности [3]. Для выявления взаимосвязей между характеристиками техники выполнения сальто назад и силовыми способностями гимнасток 8-9 лет были рассмотрены данные показатели. Для анализа характеристик техники выполнения сальто назад гимнастками 8-9 лет были рассмотрены следующие показатели: субъективная оценка правильности отталкивания, угол отклонения туловища от вертикали, угол в тазобедренном суставе, угол в плечевом суставе, замах руками, высота полета, плотность группировки, длина элемента – сальто назад с места, точность приземления. Таблица 1 Средние арифметические показатели характеристик техники выполнения элемента сальто назад гимнастками 8-9 лет (n=20)
Примечание: М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего арифметического значения; n – количество спортсменок. Cредние арифметические показатели следующие: оценка правильности отталкивания, угол отклонения туловища от вертикали, угол в тазобедренном суставе, угол в плечевом суставе, замах руками, высота полета, плотность группировки, длина сальто назад находятся на среднем уровне, а точность приземления на низком. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что показатели характеристики элемента сальто назад не достаточно высоки у гимнасток 8-9 лет, причиной может служить низкий уровень развития физических качеств. Для определения уровня физической подготовленности гимнасток 8-9 лет были рассмотрены следующие показатели гибкости. Средние арифметические показатели гибкости: подвижность позвоночного столба, (см) – 16,8±3,0; подвижность плечевого сустава, (см) – 34,9±4,1; подвижность тазобедренного сустава, (градусы) – 174,4±5,6; активная подвижность тазобедренного сустава, (градусы) – 130,4±57,8; подвижность голеностопного сустава, (см) – 4,7±2,3. В тестах для определения гибкости результаты следующие – подвижность позвоночного столба – были следующими: у трех гимнасток – низкий результат (от 12 до 15см), у шестнадцати спортсменок – средний результат (16 до 19см), и только одна гимнастка показала высокий результат – 20см. В оценке подвижности плечевого сустава результаты были следующие: у одиннадцати гимнасток – низкий результат (от 37 до 39см), у семи гимнасток – средний результат (от 33 до 34см), и у двух – высокий результат – 25. Также была определена оценка подвижности в тазобедренном суставе: у одной гимнастки – низкий результат (158º), у десяти – средний результат (от 165º до 174), и девять гимнасток показали результат (180º). В оценке активной подвижности в тазобедренном суставе оценивался угол подъема ноги до предела: двенадцать гимнасток показали низкий результат (от 93,2º до 132,3º), пять гимнасток – средний результат (от 145,7º до 158,1º), также три показали – высокий результат (от 163,6º до 188,3º). По оценке подвижности в голеностопном суставе можно сказать, что девять спортсменок выполнили это задание с низким показателем, их результат от 5 до 7 см; одиннадцать гимнасток показали результат средний (от 3 до 4 см), что говорит о хорошей подвижности голеностопного сустава. Для решения задачи установления взаимосвязи между характеристиками техники выполнения сальто назад и уровнем развития гибкости гимнасток 8-9лет был проведен корреляционный анализ между определяемыми параметрами. Результаты корреляционного анализа между характеристиками техники выполнения сальто назад и уровнем развития гибкости у гимнасток 8-9 лет были следующие: - сильная отрицательная корреляционная взаимосвязь обнаружена между: замахом руками и подвижностью плечевого сустава (rs - 0,78). - сильные положительные между: плотностью группировки и активной подвижностью тазобедренного сустава (rs - 0,83); точностью приземления и подвижностью голеностопного сустава (rs - 0,77); - средние корреляционные взаимосвязи между показателями угла отклонения туловища от вертикали с гибкостью позвоночного столба (rs - 0,43); плотностью группировки и подвижностью тазобедренного сустава (rs - 0,51). Техника выполнения сальто назад также зависит и от проявления гибкости, о чем говорят сильные отрицательные корреляционные взаимосвязи между замахом руками и подвижностью плечевого сустава; сильные положительные между: плотностью группировки и активной подвижностью тазобедренного сустава; точностью приземления и подвижностью голеностопного сустава; средние корреляционные взаимосвязи между показателями угла отклонения туловища от вертикали с гибкостью позвоночного столба; плотностью группировки и подвижностью тазобедренного сустава. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст]: К.: Олимпийская литература, 2002. 296с. 2. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений [Текст]: учебник. М.: Терра-спорт 2002. 302с. 3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие. М.: издательский центр «Академия», 2002. 264с. 4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст]: Киев. 1997. 583 с.
специальная подготовка конькобежцев 13-15 лет С.А. Елистратов Л.М. Матвеева, канд.социол.наук, профессор Кафедра теории и методики циклических видов спорта и физического воспитания
Актуальность. Современный уровень развития конькобежного спорта свидетельствует о скачке в результатах преодоления дистанции спортсменами. Дальнейший прогресс спортивных достижений прямо зависит от важнейших факторов, лимитирующих рост спортивных достижений, и насколько объективно выявлены приоритетные направления совершенствования методики тренировки [1]. Следовательно, возросли требования по всем сторонам подготовки спортсменов. Современная система подготовки спортсмена – это сложное многофакторное явление, включающее цели, задачи, средства, методы, материально-технические и другие условия, обеспечивающие достижения спортсменом наивысших показателей, и, вместе с тем, это и организационно-педагогический процесс подготовки к соревнованиям. Наиболее достоверным показателем эффективности тренировочного процесса является уровень прироста спортивных результатов. При этом просматривается и определенный недостаток: оценить данные показатели возможно только по итогам выступлений конькобежцев в наиболее ответственных стартах [3]. При этом подготовительный период, практически полностью выпадает, и тренер может оказаться в весьма сложном положении: уяснив, что принятое им построение тренировочного процесса явилось ошибочным и не принесло ожидаемых результатов, он сможет внести коррективы в программу подготовки только следующего сезона [6]. Следовательно, необходимы иные критерии оценки эффективности тренировочной деятельности, позволяющие осуществлять не только индивидуальных ход подготовки к стартам, но и контроль в течение всего годового цикла. К таким критериям относятся показатели физических качеств, вегетативной системы, энергообеспечения мышечной деятельности, оказывающих определяющее влияние на динамику спортивных результатов. Эти показатели, в отличие от прироста результативности – общего критерия эффективности тренировки, могут оценивать по преимуществу, изменения только какой-либо одной из сторон подготовленности спортсмена или какого то определенного качества. Именно поэтому их следует рассматривать как частные критерии эффективности тренировки [5]. Но при этом не следует забывать об индивидуальном подходе к анализу получаемой информации, принимая во внимание то, что аналогичные, самые высокие показатели одинакового для ряда спортсменов какого-либо параметра подготовленности ни в коей мере не могут гарантировать успешного для всех выступления, так как многое в функционировании организма человека генетически обусловлено и имеет свои, индивидуально ограниченные возможности [8]. Изложенное выше выявило, что проблема специальной подготовки в конькобежном спорте в наше время остается актуальной и требует дальнейшего разрешения. Целью работы явилось обоснование эффективности усовершенствованной методики воспитания силовых, скоростных качеств и выносливости спортсменов-конькобежцев 13-15 лет. Как отмечает ряд авторов [2, 4, 7], проявление силы в конькобежном спорте теснейшим образом взаимосвязано со степенью освоенности движения: чем выше техника движения, тем эффективнее межмышечная и внутримышечная координация, рациональнее динамические, пространственные и временные характеристики движения. Только при хорошей технике движений спортсмен способен к полному проявлению скоростных возможностей мышц. Эффективная работа над развитием «взрывной» силы связана с комплексным применением различных методов. Планирование отдельных компонентов нагрузки при использовании различных методов должно обеспечивать предельные и околопредельные требования к скоростно-силовым возможностям конькобежца. Воспитание вышеперечисленных физических качеств в обеих группах проходило два раза в неделю, воспитание скоростных и силовых качеств проходило в первый и второй дни недельного микроцикла, а воспитание выносливости – в пятый день недельного микроцикла и осуществлялось после выполнения упражнения на технику конькобежцев. Время, затрачиваемое на воспитание данных физических качеств в обеих группах было одинаковым. Анализ научно-методической литературы позволил нам усовершенствовать методику воспитания силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев 13-15 лет. Особенность данной методики стало, что в отличие от спортсменов контрольной группы, которые тренировку на земле проводили на роликах, спортсмены экспериментальной группы использовали специальные силовые тренировки ежедневно после льда (20 мин). В качестве средств специальной силовой подготовки выступили специальные упражнения, выполняемые с небольшим весом в «жилете» и с легким сопротивлением резины. Внутригрупповой анализ изменений показателей силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев в процессе педагогического эксперимента был проведен для выявления эффективности и целесообразности усовершенствованной методики воспитания данных качеств в двух группах (табл. 1 и 2). Уровень проявления силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев определялся по показателям: 1) бег на 100 м, 2) приседания со штангой (максимальная сила), 3) бег на 2000 м. Количественные данные по контрольной группе представлены в таблице 1, в ней сравниваются фоновые данные с результатами, полученными после четырех месяцев педагогического эксперимента.
Таблица 1 Изменение показателей силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев контрольной группы в процессе педагогического эксперимента (n=10, М + m)
Примечание: р – достоверность различий; М – среднее арифметическое значение признака; m – ошибка среднего арифметического значения. В результате анализа выявлено, что после 4-х месяцев педагогического эксперимента с фоновыми показателями в контрольной группе значимые изменения не отмечены в показателях тестов 1) бег на 100 м, 2) приседания со штангой (максимальная сила), 3) бег на 2000 м (p>0,05). Прослеживается лишь положительная динамика в данных показателях. Данный факт свидетельствует о некоторой эффективности общепринятой методики воспитания силовых, скоростных качеств и выносливости. Показатели уровня проявления силовых, скоростных качеств и выносливости в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 Изменение показателей силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента (n=10, М + m)
Примечание: р – достоверность различий; М – среднее арифметическое значение признака; m – ошибка среднего арифметического значения. Из таблицы 2 видно, что в результате педагогического эксперимента в экспериментальной группе произошли значимые изменения по сравнению с фоновыми показателями в тестах: 1) бег на 100 м, 2) приседания со штангой (максимальная сила), 3) бег на 2000 м. Полученные данные позволяют говорить об эффективности усовершенствованной методики воспитания силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев 13-15 лет. Для определения эффективности применения усовершенствованной методики в экспериментальной группе, был проведен межгрупповой анализ изменений показателей силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев в процессе эксперимента. Анализ результатов проведенного исследования показал, что все изучаемые показатели как в контрольной, так и экспериментальной группах в начале эксперимента достоверных различий между собой не имели (р>0,05), что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения наших исследований (табл. 3). После четырех месяцев педагогического эксперимента было повторно проведено тестирование для определения динамики показателей силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев в контрольной и экспериментальной группах. Из таблицы 3 видно, что как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе улучшаются исследуемые показатели. Но усовершенствованная методика в экспериментальной группе позволяет добиться достоверного преимущества над контрольной группой в тестах, направленных на выявление силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев (табл.3). Таблица 3 Различие показателей силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев контрольной (n=10) и экспериментальной (n=10) групп в процессе педагогического эксперимента (М±m)
Примечание: р – достоверность различий; КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа; М – среднее арифметическое значение признака; m – ошибка среднего арифметического значения. Прирост показателей силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев КГ и ЭГ хорошо просматривается на Рис. 1, 2, 3.
кол-во раз Рис.1 Показатели в тесте максимальная сила у конькобежцев КГ и ЭГ до и после эксперимента На Рис. 1 видно, что при повторном тестировании конькобежцы экспериментальной группы улучшили свой результат в тесте максимальная сила на 20,92 раза, прирост составляет 17,5% (р<0,001), в то время как спортсменам контрольной группы удалось незначительно улучшить свой результат – лишь на 3,58 раза, прирост составляет 3,4% (р>0,05). Следовательно, внедрение в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы усовершенствованной методики позволяет улучшить результат в тесте максимальная сила (кол-во раз). На Рис. 2 представлены среднегрупповые показатели спортсменов КГ и ЭГ в беге на 2000 м. Из диаграммы видно, что у спортсменов ЭГ темп прироста выносливости увеличился на 11,3% (р<0,001), а у конькобежцев КГ на 0,7%. Таким образом, развивая выносливость, спортсмен применяет 3 раза в неделю работу на льду, тем самым добились увеличения пороговой скорости на 20 - 30% за сезон.
мин Рис.2 Показатели в тесте бег на 2000 м у конькобежцев КГ и ЭГ до и после эксперимента На Рис. 3 представлены среднегрупповые показатели теста, направленного на выявление быстроты. На диаграмме приведены среднегрупповые значения, продемонстрированные спортсменами КГ и ЭГ до и после эксперимента. Процентное соотношение небольшое, ЭГ – 3,93%, КГ – 1,02%, т.к. физическое качество быстрота трудно поддается развитию. Это качество, в большей мере, чем все остальные заложено генетически. Однако, различия, продемонстрированные конькобежцами Кг и ЭГ в конце эксперимента достигают статистической значимости при р<0,01.
с Рис.2 Показатели в тесте бег на 100 м у конькобежцев КГ и ЭГ до и после эксперимента Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность усовершенствованной методики воспитания силовых, скоростных качеств и выносливости конькобежцев, особенность которой стало с включение в ее содержание средств специальной силовой подготовки (специальные упражнения, выполняемые с небольшим весом в «жилете» и с легким сопротивлением резины), которые выполнялись ежедневно после льда в течение 20 мин. Выводы. Выявлено, что спортсмены экспериментальной группы значительно улучшили свои результаты при повторном тестировании по сравнению со спортсменами контрольной группы. Так, в тесте максимальная сила у конькобежцев экспериментальной группы прирост составил 17,5%, у спортсменов контрольной группы – 3,4%. В тесте на выносливость бег на 2000 м у спортсменов экспериментальной группы темп прироста выносливости увеличился на 11,3%, а у конькобежцев контрольной группы – на 0,7%. В тесте, направленном на выявление быстроты, бег 100 м, спортсмены экспериментальной группы улучшили свой результат на 3,93%, конькобежцы контрольной группы – на 1,02%. Все различия достигают уровня статистической значимости при р<0,001. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конькобежный спорт. [Текст]: Журнал. М.: Юнайтет пресс. 2000. №2. С.15-16. 2. Мотузка О.М., Медведева Г.Е. Конькобежный спорт: проблемы, суждения, решения [Текст]: монография. Челябинск: УралГАФК, 2003. 245 с. 3. Основы спортивной тренировки [Текст]: учебник / под ред. Л.П.Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1977. 172 с. 4. Петров Н.И. Конькобежный спорт. [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1975. 219 с. 5. Попов Т.Т. Летняя подготовка конькобежцев. [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 2003. 115 с. 6. Простова Л.И. Физиологические и морфометрические предпосылки формирования способностей детей к занятиям конькобежного спорта [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1997. 25 с. 7. Приставкин В.С. Педагогические основы подготовки конькобежцев [Текст]: учеб. пособие / В.С.Приставкин. Смоленск: СГИФК, 1996. 87 с. 8. Причалова М.А. Критерии подготовленности конькобежцев учебно-тренировочных групп над предсоревновательном [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 2000. 22 с.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА КОЛЯСКАХ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ В. Д. Карнаухов Г.М. Юламанова, канд.филос.наук, доцент Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств
Актуальность. В России паралимпийское фехтование появилось сравнительно недавно – в 2005 году и сразу же начало стремительно развиваться. На сегодняшний день у нас в стране функционирует и готовит фехтовальщиков-колясочников уже десять региональных центров, неоднократно их воспитанники становились чемпионами и призерами первенств Европы и Мира, так на последнем чемпионате наши спортсмены завоевали 3 золотых и 1 серебряную медаль, среди них были и уфимские спортсмены (Альбина Курамшина, Иван Андреев, Марат Юсупов и Тимур Хаматшин. Несмотря на выдающиеся достижения, на современном этапе развития паралимпийского фехтования существует проблема подготовки российских спортсменов на фоне острой конкуренции со стороны других фехтовальных держав. Эта проблема диктует необходимость разработки новых научных образовательно-тренировочных технологий, ориентированных на дальнейший рост спортивно-технического мастерства спортсменов. В этой связи целенаправленная подготовка спортивного резерва и, прежде всего, формирование у фехтовальщиков-колясочников технической базы двигательных действий является основополагающим фактором повышения эффективности соревновательной деятельности в дальнейшем. Цель работы – выявить основные направления технической подготовки фехтовальщиков на колясках. Организация и методы исследования. Для выявления направленности процесса технической подготовки фехтовальщиков на колясках было проведено педагогическое исследование в виде анкетирования. В анкетировании приняли участие тренеры первой и высшей квалификации, работающие с фехтовальщиками на колясках в количестве 10 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Для выявления и оценки значимости отдельных видов действий защиты и обороны, была разработана анкета для тренеров, которые выбирали наиболее значимые, технические действия на различных этапах многолетней подготовки. Результаты анкетирования представлены в таблице 1. Таблица 1. Средние показатели результатов анкетирования (n=10), М±m %
Примечание: ГНП – группа начальной подготовки; УТГ – учебно-тренировочная группа; ГСС – группа спортивного совершенствования. На начальном этапе подготовки тренеры первое место отвели технике подготавливающих действий, выполняемым за счет движения вооруженной рукой. По видимому это связано с тем, что, не имея достаточного опыта в выступлениях на соревнованиях спортсменам-паралимпийцам будет сложно освоить виды подготовок, основанных на взаимодействии с оружием противника или исходя из ситуаций, созданных по ходу поединка. На второе место была поставлена подготовка, основанная на толчках и нажимах на оружие противника, так как этот вид подготовки не требует высокого технического мастерства и может выполняться спортсменами начальных групп обучения без особого труда. Третье место занимает подготовка, использующая глубокие захваты и завязывания, следовательно данный прием следует изучать только после того, как у фехтовальщика-колясочника появится чувство «оружия», т.е. способность тактильно ощущать движения клинка соперника [2]. Четвертый ранг отведен движениям туловищем, так как в группе начальной подготовки у спортсменов-инвалидов еще нет умения работать с дистанцией. Пятое и последнее место занимает подготовка через ложные действия, связано это с тем, что для их исполнения требуются глубокие тактические знания, которые в первые годы тренировок еще не достаточно сформированы [1]. Анализируя результаты анкетного опроса было выявлено, что первое место тренеры единодушно отдали простым атакам, на втором месте стоят ответные атаки, у них очень небольшой отрыв от повторных атак, по видимому это связано с тем, что эти два приема, в основном, изучают параллельно, чтобы спортсмен лучше чувствовал грань между собственной ответной(повторной) атакой и атакой противника, сделать это достаточно непросто, поэтому обучение этим двум приемам начинается уже на начальном этапе обучения, и продолжается на протяжении всего цикла многолетней тренировки спортсмена. На четвертом и пятом местах с
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.012 с.) |