Совершенствование техники нападения волейболистов с ампутациями нижних конечностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование техники нападения волейболистов с ампутациями нижних конечностей



Д.Г. Мулина

Г.М. Юламанова, канд. филос. наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. Огромный социализирующий потенциал адаптивного спорта, его оздоровительное влияние на организм занимающегося и повышение уровня качества жизни привели к тому, что огромное количество людей с ограниченными возможностями проявляют стремление достигать высоких спортивных результатов. Постоянный рост количества занимающихся паралимпийскими видами спорта и достижение ими ведущих позиций на национальном и мировом уровнях вызывают большой интерес общественности к развитию адаптивного спорта [2; 3].

Анализ научно-педагогической литературы по адаптивной физической культуре и обобщение практики позволили выделить в действующей системе адаптивного спорта значимую роль спортивных игр (И.Т. Чкония, 2001; А.И. Малышев, 2002 и др.), в том числе и волейбола сидя.

Волейбол сидя – является наиболее доступным, массовым и интересным видом спорта, способным привлечь людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эта игра служит средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны.

Многочисленные работы ведущих теоретиков спорта (Ю.В. Верхошанский, 1987; Ю.Ф. Курамшин, 2003; В.Н. Платонов, 2004) раскрывают сущности и специфику ведущих факторов, определяющих содержание и структуру многолетнего процесса спортивной подготовки здоровых спортсменов. Однако, практически отсутствуют исследования, посвященные многопрофильным аспектам подготовки спортсменов с ампутациями нижних конечностей в волейболе сидя. Поэтому, является актуальным проведение исследований, направленных на обоснование спортивной подготовки спортсменов данной категории.

Как утверждает А.В. Беляев, каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и для чего необходимо совершенствовать технику применяемых в различных игровых ситуациях [1]. Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что волейбол сидя характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков. При этом техника нападения рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче [3].

Цель исследования – проверить эффективность разработанной методики, направленной на совершенствование техники нападения волейболистов с ампутациями нижних конечностей.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 10 волейболистов с ампутациями нижних конечностей СДЮСШОР №1 «Спартак» г. Уфы. Для определения уровня владения техники нападения волейболистов с ампутациями нижних конечностей было использовано тестирование. Применялись следующие тесты (А.В. Беляев, 2007):

1) результативность передачи мяча двумя руками сверху, без потерь, расстояние 3-4 м (за 30 с);

2) результативность передачи мяча снизу двумя руками снизу, без потерь, расстояние 3-4м (за 30с);

3) результативность подачи, кол-во попаданий в площадку из 12 попыток;

4) результативность нападающего удара из 12 попыток.

Результаты исследования и их обсуждение. После проведенного тестирования в контрольной и экспериментальной группах до и после педагогического эксперимента были получены следующие результаты:

В тесте «Передача мяча двумя руками сверху (количество раз)» – до эксперимента результат контрольной группы был 12,7±1,2 раз, после эксперимента составил 15,3±0,8 раз, достоверно значимые различия не выявлены (р>0,05). Показатели экспериментальной группы изменились следующим образом: 12,2±1,1 раз и 17,4±1,3 раз соответственно, выявлены достоверно значимые различия (при р<0,05).

Таблица 1

Показатели контрольного тестирования в контрольной группе до и после педагогического эксперимента, M±m

Показатели До эксперимента После эксперимента р
Передача мяча двумя руками сверху, максимальное количество раз за 30 сек 12,7±1,2 13,3±2,8 > 0,05
Передача мяча двумя руками снизу, максимальное количество раз за 30 сек 10,7 ± 0,9 12,2 ± 1,4 > 0,05
Результативность нападающего удара из 12 попыток, количество точных 7,1 ± 1,1 8,4 ± 1,5 > 0,05
Результативность подачи из 12 попыток, количество точных 7,5 ± 1,5 9,3 ± 0,9 > 0,05

Примечание: р – достоверность различий; М – среднее арифметическое значение;

m – ошибка среднего арифметического значения

Согласно данным теста «Передача мяча двумя руками снизу (количество раз)» – результат контрольной группы до эксперимента был равным: 10,7 ± 0,9 раз, после – 12,2± 1,4 раз, достоверно значимые различия не выявлены (р>0,05). В экспериментальной группе – 10,6±0,5 раз и 18,4±0,2 раз. Следовательно, в данном тесте результат экспериментальной группы значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (при р<0,05).

В тесте «Нападающий удар» – до эксперимента результат контрольной группы составил 7,1±1,1 раз, после 8,4±1,5 раз достоверно значимые различия не выявлены (р>0,05); в экспериментальной группе – 7,2±1,5 раз и 10,3 раз; следовательно, в данном тесте результат экспериментальной группы значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (при р<0,05).

Результаты теста «Подача» - до эксперимента результат контрольной группы был 7,5±1,5 раз, после 9,3±0,9 раз достоверно значимые различия не выявлены

(р > 0,05); в экспериментальной группе 7,3±2,5 раз и 12,1±1,1 раз; следовательно, в данном тесте результат экспериментальной группы значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (при р<0,05).

Таблица 2.

Показатели контрольного тестирования в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента, M±m

  Показатели До эксперимента После эксперимента р
Передача мяча двумя руками сверху, максимальное количество раз за 30 сек 12,2±1,1 17,4±1,3 < 0,05
Передача мяча двумя руками снизу, максимальное количество раз за 30 сек 10,6 ± 0,5 18,4 ± 0,2 < 0,05
Результативность нападающего удара из 12 попыток, количество точных 7,2 ± 1,5 10,3 ± 0,8 < 0,05
Результативность подачи из 12 попыток, количество точных 7,3 ± 2,5 12,1 ± 1,1 < 0,05

Примечание: р – достоверность различий; М – среднее арифметическое значение;

m – ошибка среднего арифметического значения

Выводы. Применение разработанной методики, направленной на совершенствование технике нападения волейболистов с ампутациями нижних конечностей, применяемого в экспериментальной группе, позволяет повысить уровень техники нападения. Об этом свидетельствуют выявленные статистически достоверные различия в показателях всех 4 тестов, определяющих уровень технической подготовленности в экспериментальной группе при р<0,05.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волейбол [Текст]: учебник / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 386 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной технической подготовки спортсменов [Текст]: М: физкультура и спорт, 1988. 331с.

3. Паралимпийский спорт [Текст]: учебник / Под ред. В.В. Меньшикова, Н.И. Волкова. М.: Физкультура и спорт, 1986. 384 с.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ 14-16 ЛЕТ

Р.Д. Муратов

Г.М. Юламанова, канд.филос.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. Во всех спортивных играх, в том числе и в хоккее, игроки должны выполнять строго определенные функции, которые, с одной стороны, регламентируются правилами игры, а с другой, – соответствуют их наиболее результативным игровым действиям. В хоккее игроки разделяются по следующим игровым функциям: «нападающие», «защитники», «вратари». Отнесение игрока к тому или иному амплуа базируется, как правило, на учете разных морфофизиологических особенностей организма. В связи с этими различиями осуществляется разработка методик совершенствование функциональных и технических возможностей хоккеистов. Осуществление постоянного контроля физической подготовленности юных спортсменов приводит к повышению эффективности учебно-тренировочных занятий, которые должны основываться на учете закономерностей биологического развития организма, а также индивидуальных особенностей каждого спортсмена.

В настоящее время проведены глубокие исследования различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта, в игровых видах разрабатываются модельные характеристики и нормативы с учетом амплуа игроков, в программно-нормативных документах, регламентирующих работу детско-юношеских спортивных школ, также приводятся зачетные (переводные) требования.

Однако при проведении занятий с подростками 14-16 лет нельзя опираться только на литературные данные, необходимо проводить индивидуальную оценку уровня двигательной подготовленности спортсменов.

Цель исследования. Определить уровень физической подготовленности подростков 14-16 лет, занимающихся хоккеем, выявить присущие им диапазоны индивидуальных и межгрупповых различий, а также динамику развития основных физических качеств.

Результаты исследования. У представителей игровых видов спорта программа педагогического контроля должна предусматривать оценку быстроты, силы, выносливости, координации и скоростно-силовых качеств. Тестирование проводилось в спортивном зале, в одних и тех же условиях, после стандартной разминки (по длительности, подбору упражнений, последовательности их выполнения), схема выполнения теста не менялась, в ходе тестирования создавалась соревновательная обстановка.

Результаты тестирования физической подготовленности хоккеистов 14-16 лет представлены в таблице 1. Анализ результатов тестирования хоккеистов показал, что у игроков различных амплуа существуют особенности в структуре проявления физических качеств. Известно, что быстрота имеет решающее значение в двигательной деятельности хоккеистов и составляет основу скоростной и скоростно-силовой выносливости. Быстрота может быть: а) общей, под которой понимается способность выполнять любые движения и действия, обеспечивать двигательные реакции на различные раздражители в достаточно короткое время; б) специальной, под которой понимается способность выполнять с очень большой, максимальной скоростью специализированные и соревновательные упражнения [85, 87, 100].

Таблица 1

Уровень физической подготовленности хоккеистов, X±m

  Возраст Амплуа игроков t - критерий Стьюдента
Нападающие Защитники Вратари Н-З Н-В З-В
Бег 30м, с
  44,6+/-0,05 4,7+/-0,08 4,9+/0,10 1,060 2,683 2,325
  4,5+/-0,08 4,8+/-0,10 4,9+/0,08 2,343 3,536 0,975
  4,5+/-0,10 4,7+/-0,09 4,8+/0,09 1,562 2,230 1,184
Бег 6 минут, м
  1458+/-35 1396+/-31 1326+/29 1,326 2,904 0,440
  1526+/-33 148+/-36 1386+/35 0,901 2,910 0,457
  1610+/-37 1562+/-38 1450+/39 0,905 2,976 0,454
Прыжок в длину с места, см
  216+/-7,2 202+/-6,9 196+/-6,8 1,404 2,019 0,315
  228+/-6,5 218+/-7,9 206+/-7,2 1,000 2,268 0,578
  241+/-6,8 231+/-6,8 218+/-6,6 1,040 2,427 0,712
Челночный бег, с
  8,4+/-0,2 8,8+/-0,3 8,9+/-0,2 1,109 1,768 0,319
  8,2+/-0,1 8,6+/-0,2 8,5+/-0,1 1,789 2,121 0,494
  8,0+/-0,2 8,2+/-0,2 8,6+/-0,2 0,354 1,061 1,826
Подтягивание, количество раз
  5,6+/-0,7 7,7+/-0,5 6,9+/0,45 2,441 1,511 0,319
  5,8+/-0,8 8,5+/-0,7 6,8+/-0,6 2,540 1,000  
  6,3+/-0,8 9,4+/-0,6 7,1+/-0,7 3,100 0,753 1,826
               

Наилучшие показатели быстроты отмечены у нападающих, что связано как с направленностью тренировок, так и с внутривидовым отбором. Прирост результатов в беге на 30 м в возрастном периоде с 14 до 15 лет был максимальным у нападающих, суммарный прирост за два года был выше у защитников (0,2 с; 4,1%).

Выносливость имеет важнейшее значение в игровой деятельности хоккеиста и определяется как способность к длительному выполнению какой-либо работы без снижения ее эффективности. Выносливость можно определять, как способность противостоять утомлению.

Высокий уровень развития выносливости в оптимальном сочетании со специфической соревновательной тренировкой образует единство общей и соревновательной выносливости, служит предпосылкой высоких достижений в соревнованиях. Для оценки уровня развития выносливости использовался тест Купера (6-минутный бег).

Максимальные показатели теста Купера отмечены у нападающих, в то время как наиболее интенсивный прирост данного физического качества наблюдался у защитников. В течение двухлетнего периода наблюдений результаты в тесте Купера возросли у нападающих на 152 м (10,2%), у защитников - на 166 м (11,6%), у вратарей - на 124 м (9,1%).

Анализу проявления силовых качеств в различных видах спортивной деятельности посвящено множество работ, однако недостаточно исследований, которые экспериментально обосновывают эффективные методы их развития.

Прыжок в длину с места – упражнение, являющееся наиболее информативным тестом, свидетельствующий о развитии скоростно-силовых способностей. Педагогическое тестирование показало, что уровень развития скоростно-силовых способностей у нападающих незначительно выше, чем у защитников и вратарей. Прирост результатов в прыжке в длину с места в возрастном периоде с 14 до 15 лет был максимальным у защитников, как и суммарный прирост за два года и составил 29 см; (13,9%), у нападающих и вратарей прирост результатов в прыжке в длину с места составил 13 см; (5,7%) и 12 см; (5,8%).

Силовые качества оценивались по результатам подтягиваний на перекладине. Начальные значения результатов тестирования, а также темпы их прироста были выше у защитников, что также свидетельствует о высоком силовом потенциале представителей данного амплуа.

Челночный бег является комплексным тестом, позволяющим оценить уровень развития быстроты и координации. Более высокие результаты в данном контрольном упражнении зарегистрированы у нападающих. Прирост же в течение двухлетнего педагогического эксперимента у нападающих, защитников и вратарей составил 0,4 с (3,8%), 0,6 с (6,9%), 0,3 (3,3%), соответственно величина прироста исследуемых показателей определялась как естественным биологическим развитием подростков, так и воздействием тренировочных нагрузок на организм юных спортсменов.

Выводы. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что на этапе углубленной спортивной специализации юные хоккеисты получают игровое амплуа, в направлении совершенствования которого строится в дальнейшем тренировочный процесс. Внутривидовая ориентация приводит к тому, что представители различных амплуа имеют свои морфологические, функциональные особенности и разный уровень физической подготовленности. Защитники характеризуются более высокими тотальными размерами тела и связанными с ними характеристиками. У них более высоко развиты силовые способности. Нападающие характеризуются меньшими показателями длины и массы тела, у них меньшей степени выражена мышечная масса, однако прирост морфологических параметров у нападающих выше, чем у защитников. По уровню физической подготовленности нападающие опережают защитников в скоростных проявлениях и координации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.021 с.)