Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая готовность спортсмена к спортивным соревнованиям

Поиск

Е.В.Банникова

Д.М. Юланова, канд.пед.наук, ст. преподаватель

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Важной и неотъемлемой частью в деятельности спортсменов является спортивное соревнование. Известно, что обучение и тренировка спортсменов являются лишь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе и призваны обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Безусловно, рассматривать спортивные соревнования как один из видов экзамена ошибочно, так как они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.Однако здесь следует отметить также, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Она позволяет нормировать высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательных черт характера, предсоревновательной и соревновательной эмоциональной устойчивости, способности и самоконтроль и саморегуляцию в соревновательной обстановке.

Подготовка квалифицированных спортсменов в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования. В этом процессе необходимо учитывать и общие закономерности адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, и частные особенности формирования спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфофункционального и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей. В то же время становится все более ясным, что система подготовки квалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам. Все более очевидно, что только при тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения эффективной спортивной деятельности в экстремальных условиях, которые, по существу, сопровождают любое крупное соревнование.

В этом отношении спорт специфичен тем, что без выраженной психической напряженности, без стресса невозможна полноценная адаптация к нагрузкам, как невозможен и высокий уровень тренированности спортсмена. Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям является полем исследования научной области как «Психология физического воспитания и спорта». Данная отрасль направлена на изучение особенностей личности, его специфических психических состояний и действующей в специфических условиях спортивной деятельности. Психология спорта – молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю, своих авторов, среди которых можно отметить Рудольфа Максимовича Загайнова - спортивного психолога XXвека, занимающегося спортсменами Олимпийской сборной. Автором проделана большая работа по психологии профессионального спорта и написаны такие известные научные труды как «Психолог в команде», «Доверие души», «Поражение», «Проклятье профессии». Особое внимание Р.М.Загайнов уделяет проблеме – «Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям». Следует отметить, что автор рассматривает данную проблему не только с теоретической стороны, но и демонстрирует свой опыт психологической подготовки спортсменов к олимпийским чемпионатам. Он помог добиться самой заветной победы десяткам, среди которых Сергей Бубка, Виктор Санеев, Гарри Каспаров, Майя Чибурданидзе, Нонна Гаприндашвили, Алексей Ягудин, Александра Богомолова, Николай Валуев и другие.

Еще тогда Рудольф Максимович Загайнов говорил, что «...работа практического психолога простая, но самое сложное - сделать ее простой» [3].

К нему за помощью обращалась Ксения Макарова после своих неудачных спортивных выступлений. После работы с Рудольфом Максимовичем Загайновым спортсменка осталась довольна промежуточными итогами работы - в процессе подготовки к чемпионату России в Саранске, на этапе Кубка страны в Москве, на мемориале Панина в Санкт-Петербурге. В Мордовию Р.М.Загайнов поехать не смог, а Макарова, откатав чисто короткую программу, допустила ряд ошибок в произвольной программе и оказалась на четвертой позиции. По словам фигуристки, большая заслуга в последних ее успешных выступлениях принадлежит психологической подготовке к соревнованиям, благодаря которым она чувствовала себя во время выступлений уверенней и целенаправленной.

Проблема психологической готовности спортсменов к соревнованиям также рассматривалась в трудах таких исследователей как Б.И.Мартьянова, Е.Н.Гогунова, А.В.Алексеева. В частности, Е.Н.Гогунов и Б.И.Мартьянов рассматривают психологические основы обучения на уроках физической культуры, раскрывают особенности психологии личности школьника, учителя физической культуры, спортсмена, тренера [2]. А.В.Алексеев излагает систему обретения оптимального психофизического соревновательного состояния, способы регуляции психического состояния, метод объективного контроля за качеством аутотренинга, психические основы совершенствования спортивной техники [1].

Состояние готовности к экстремальной спортивной деятельности связано не только с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и с соответствующей интенсивностью динамических физиологических и психических процессов. Подготовка к деятельности может осуществляться при небольшой затрате энергии или, напротив, при большой затрате сил, в состоянии сильного возбуждения

К основным критериям спортивного характера относятся:

- стабильность выступлений на соревнованиях;

- улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;

- более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;

- лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Действительно, самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные игры в баскетболе, футболе и т.д.

Таким образом, одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающие ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов. Они позволяют правильно направить спортсмена - собственные действия, мысли, чувства, поведение в целом, связанные с решением частных соревновательных задач и ведущие к достижению намеченной цели, в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя: психическая подготовка в спорте [Текст] / А.В.Алексеев. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2006. – 354 с.

2. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Е. Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

3. Загайнов Рудольф Максимович [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nevrozu.net/author/26/. – Дата обращения: 02.02.13.

4. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ufafencing.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=228:2011-02-22-08-19-02&catid=44:2010-08-20-17-23-05&Itemid=100. – Дата обращения: 03.02.13.

5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]

/Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов - М.: «Академия», 2002. - 480 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.008 с.)