Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы готовности спортсмена к соревнованиям

Поиск

(по А. Ц. Пуни) *

* См.: Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.

 

№ п/п Элементы готовности Характеристика
     
  Трезвая уверенность в своих силах Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований
2 Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели
  Оптимальный уровень эмоционального возбуждения Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований
  Высокая помехоустойчивость Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию
  Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам

Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:

1) сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках — важно знать место проведения, в некоторых других случаях — основой является информация о соперниках и т.п.);

2) определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);

3) формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);

4) вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);

5) саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

6) сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.

В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

Первый этап

Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

Второй этап

После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: 1) как можно больше отвлечься от всего окружающего; 2) четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.; 3) воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

Третий этап

В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

1) он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

2) ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;

3) ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

4) ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие - мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

9.8. Основы планирования

психологической подготовки спортсменов

К соревнованиям

В практическом решении проблем психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.

Речь идет об общем планировании психологической подготовки. Конкретный план должен быть составлен только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

Общий план (образец) психологической подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований:

1) необходимо знать возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;

2) следует учитывать уровень их спортивного мастерства;

3) важно определить цели и задачи психологической подготовки и включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними;

4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования);

5) комплекс мероприятий следует планировать на годичный цикл подготовки;

6) важно определить средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства для определения динамики роста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);

7) необходимо включить в план методы и средства гетеротренинга;

8) в комплекс следует включить методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

9) при составлении плана важно использовать условное его разделение на блоки, которые символизируют определенную законченность развития, формирования или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств спортсмена и т.п.). Необходимым условием разработки каждого блока является использование общей схемы построения (см. схему 13).

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо провести конкретизацию разработки. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы). Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности в психическом развитии, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов.

Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

Схема 13

Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованию

Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).

Целесообразно представить общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 21 и 22).

Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

(по А. Ц. Пуни)

Раздел 1. Общая психологическая подготовка.

Цели:

1) психодиагностика, определяющая уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях;

2) развитие стремления к достижению наивысших спортивных результатов в условиях соревнования;

3) совершенствование качеств личности, важных для спортсмена;

4) формирование способности адаптироваться к условиям соревнований.

Таблица 21

№ п/п Содержание подготовки Задачи Средства решения Сроки выполнения
         
  Общая диагностика уровня подготовленности Диагностика 1) волевых качеств; 2) помехоустойчивости; 3) морально-этических качеств; 4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта Комплекс исследовательских мероприятий  
  Морально-этическое воспитание 1) воспитание идейной направленности; 2) развитие способности произвольно управлять поведением в условиях соревнований 1) проведение бесед; 2) моделирование на тренировках соревновательных условий  
  Волевая подготовка Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена    
  Подготовка к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера Развитие 1) умения быстро овладевать собой в экстремальных условиях; 2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения Теоретическое и практическое решение интеллектуальных задач по методике Е.Н.Гогунова  
  Диагностика интеллектуальных качеств Диагностика 1) аналитико-синтетических качеств; 2) уровня развития наблюдательности Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта  
  Совершенствование интеллектуальных качеств Совершенствование 1) аналитико-синтетических умений; 2) наблюдательности Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений  
  Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений Диагностика 1) уровня знаний и умения использовать приемы контрольно-ориентировочной деятельности; 2) уровня знаний и умения использовать приемы идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 3) уровня знаний и умения определять момент готовности к выполнению упражнения; 4) индивидуальных особенностей длительности сосредоточения перед началом выполнения упражнения Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного упражнения, приемах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивания на выполнение упражнения; а) с определением спортсменом момента готовности; б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действий спортсмена  
  Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений   Совершенствование 1) приемов контрольно- ориентировочной деятельности; 2) приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 3) умения определять момент готовности к началу действия Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения   Определение совместно со спортсменом контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности»  
    Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний     Диагностика 1) умений осуществлять самоконтроль за внешними проявлениями эмоциональной напряженности; 2) умений проводить саморегуляцию     Оценка уровня тревожности по шкале Спилберга, опросник «Стресс- симптом-тест», опросник НПТ Т.А.Немчина, методика Ю.А.Цагарелли  
    Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний   Совершенствование 1) самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности; 2) приемов произвольного расслабления мышц, регуляции дыхания, переключения внимания, мыслей, словесной саморегуляции   Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений  
    Диагностика умений проводить аутогенную тренировку   Диагностика 1) знаний об аутогенной тренировке; 2) умений осуществлять аутогенную тренировку   Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании ее на практике  
  Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку 1) закрепление знаний об аутогенной тренировке; 2) совершенствование приемов аутогенной тренировки Комплекс гетеротренинга        
    Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервно- психической свежести     Диагностика 1) знаний о приемах сохранения и восстановления нервно-психической свежести; 2) умений практического использования этих знаний     Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А.Цагарелли  
  Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести Совершенствование 1) приемов словесного самовоздействия; 2) приемов отвлечения и переключения; 3) специальных приемов аутогенной тренировки в сочетании с физическими упражнениями Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга  
  Общая диагностика уровня подготовленности Диагностика 1) волевых качеств; 2) помехоустойчивости; 3) морально-этических качеств; 4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта Комплекс исследовательских мероприятий  

Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию).

Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.

Таблица 22

№ п/п Содержание подготовки Задачи Средства решения Сроки выполнения
    Создание трезвой уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата 1) сбор и анализ информации об условиях предстоящего соревнования и о противниках; 2) уточнение данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях; 3) определение и формулировка цели; 4) определение значимости соревнования Комплекс специальных мероприятий      
    Совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами и мыслями в соответствии с предлагаемыми условиями соревнования   1) вероятностное программирование деятельности; 2) специальная подготовка к встрече с неожиданными препятствиями в ходе соревнования; 3) закрепление способов настроить участников перед выполнением соревновательных упражнений     Интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки  
    Создание и сохранение оптимального возбуждения перед соревнованием и входе него   1) ограждение от всевозможного влияния, способного повысить меру значимости участия в соревновании; 2) определение наиболее приемлемых по условиям данного соревнования способов регулирования неблагоприятных внутренних состоянии, сохранения нервно- психической свежести; 3) определение целесообразных форм, времени и места секундирования Комплекс специальных восстановительных мероприятий    
  Восстановление психического состояния после соревнования   1) восстановление психического состояния после однократного (день соревнования) участия в соревновании; 2) восстановление психического состояния после соревнования Комплекс специальных восстановительных мероприятий      
           

Примечание: Приведенный примерный план может служить лишь основой для действий тренера на практике. Так как в разных видах спорта и применительно к каждому спортсмену общий план психологической подготовки к соревнованиям требует уточнения и конкретизации, важно, что план специальной подготовки следует составлять к каждому конкретному соревнованию отдельно.

В приведенном примере практически не говорится о сроках выполнения и средствах решения задач психологической подготовки, так как их нельзя обобщить (они зависят от планов и программ по другим видам подготовки спортсменов, календаря соревнований и других особенностей спортивной деятельности).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое состояние психической готовности спортсмена к соревнованиям?

2. Каковы внешние признаки предсоревновательных эмоциональных состояний?

3. По каким внешним признакам можно определить оптимальное предсоревновательное состояние?

4. Укажите признаки лучшего предстартового состояния.

5. Перечислите признаки худшего предстартового состояния.

6. Что влияет на предсоревновательное психическое состояние спортсмена?

7. Что такое секундирование? Какова основная задача сеанса секундирования?

8. Перечислите этапы психотренинга для адаптации спортсмена к соревновательной ситуации.

9. Что такое саморегуляция и самовоспитание?

10. Какие способы саморегуляции вы знаете?

11. В чем сходство и различие самовнушения и самоубеждения?

12. Зачем нужен общий план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям?

13. Какие требования к составлению общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям вы можете назвать?

14. В чем заключается конкретизация общего плана психологической подготовки спортсменов и для чего она нужна?

15. Какие этапы конкретизации общего плана для психологической подготовки спортсменов к соревнованиям следует использовать?

16. Почему план психологической подготовки спортсмена к соревнованиям нельзя представить в виде одного раздела? Почему он включает в себя именно два раздела и в чем особенности каждого из них?

Рекомендуемая литература

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — М.; Харьков; Минск, 1999.

Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.

Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

Гуревич К.М., Борисова Е.М. и др. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. — М., 1997.

Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — М., 1977.

Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978.

Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. -М., 1995.

Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.

Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979.

Прогнозирование в спорте / В.И.Баландин, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко. - М., 1986.

Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В. М. Мельникова. - М., 1987.

Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. — М., 1979.

Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.

Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983.

Он же. Спортсмен прогнозирует решение. — М., 1971.

Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. - М., 1984.

Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. - М., 1987.

Основы психодиагностики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под общ. ред. А.Г.Шмелева. — М.; Ростов н/Д, 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 5406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.008 с.)