Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы совершенствования тактического мышленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Переключение от одних тактических действий к другим по заранее обусловленным сигналам (фехтовальщик после нанесения укола меняет ритм боя). 2. Выделение конкретного раздела в общей тактической задаче или создание такой ситуации, из которой спортсмен должен выйти самостоятельно, творчески, без подсказок со стороны (легкоатлет бежит по заданию 3/4 дистанции, а остальной отрезок проходит, действуя самостоятельно, исходя из складывающихся обстоятельств). 3. Применение спецзадач на быстроту и правильность выбора тактических решений (баскетбол: игра в защите в меньшинстве). 4. Проведение товарищеских состязаний с противниками, значительно отличающимися друг от друга по силе, характеру, стилю, способам ведения соревновательной борьбы (бокс: встреча с правшой или левшой и т.п.). 5. Анализ и критический разбор тактических действий. Разбору должны подвергаться не только ошибки, но и наиболее удачные приемы и действия. 6. Ведение дневника спортсмена (это позволяет развивать наблюдательность, самостоятельность, целеустремленность: дневниковые записи помогают наилучшим образом готовиться к соревнованиям, учитывая прошлый опыт). 7. Участие в соревнованиях. Спортсмен приобретает соревновательный опыт, развивает различные стороны тактического мышления. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки К соревнованиям Согласно установкам педагогической психологии и спортивной педагогики, моделирование деятельности как метод организации учебного процесса составляет основу рационализации и повышения эффективности (совершенствования) тех методов и средств, которые необходимы для обучения и воспитания в спорте. Моделирование деятельности — это процесс мысленного созидания («проигрывания») будущей деятельности в предполагаемых условиях. «Проигрывание» — это род эксперимента, который осуществляется в целой цепи умственных действий. Важно, что мысленное выполнение действий — это всегда идеомоторная тренировка. Действуя в уме, спортсмен всегда представляет себе необходимые движения. Как известно, двигательные представления основываются на воспроизведении в коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект которых проявляется в двигательных, вегетативных и других реакциях, соответственно тем из них, которые возникают при практическом выполнении воображаемых действий. Кроме того, моделирование деятельности в значительной мере расширяет возможность познавать ее. С помощью модельного эксперимента создается дополнительная возможность получить наиболее полную характеристику не только о самом объекте познания, но и о методах (вариантах) более рационального ответного действия. Специфика моделирования заключается в том, что между субъектом (спортсменом) и объектом (изучаемой ситуацией) стоит промежуточное звено — модель. Метод моделирования, как элемент научного познания, представляет собой воспроизведение формы или некоторых свойств предметов (явлений) с целью их изучения или повторения (воспроизведения). В настоящее время метод моделирования рассматривается как основной инструмент в изучении сложных психофизиологических систем с целью управлять ими. Методы моделирования широко используются в биологии, медицине, педагогике, психологии, физической культуре и спорте. Применение моделирования способствует развитию и формированию у спортсменов логического мышления, т.е. умения рассуждать, сопоставив данные предлагаемой к решению ситуации, найти необходимый вариант рационального решения. Теоретические и практические модели укрепляют психическую устойчивость к влиянию эмоциональных факторов, так как в ходе таких занятий перед спортсменами дважды возникает проблемная ситуация: первый раз — при теоретическом изучении материала, второй — при практическом воспроизведении модели в реальных условиях. Преимущества моделирования заключаются и в том, что от занимающихся требуется максимум внутренней мыслительной активности, что интенсифицирует у них процессы развития интеллектуальных способностей. Использование моделей в ходе обучения повышает возможность эффективно управлять учебно-тренировочным процессом. Такая система передачи знаний обеспечивает создание проблемной ситуации, организацию обратной связи и получение объективных сведений о качестве усвоения изучаемого материала. Модели имеют свою классификацию, основанную на материалистическом понимании модели как средства отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания. В спортивной практике наиболее приемлема классификация моделей, представленная А.А.Братко, П.Л.Волковым, А. Н.Кочергиным и Г.И.Царегородцевым *, которые подразделяют все модели на три типа: 1) физические вещественные; 2) вещественно-математические; 3) логико-математические. * См.: Малиновский С. В. Моделирование тактического мышления спортсмена.— •М., 1981.
К первому типу (физические вещественные) относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, и сохраняющие, как правило, геометрическое подобие оригиналу, отличающиеся от него лишь размерами и скоростью течения исследуемых явлений и т.п. Например, в гимнастике — создание шарнирных моделей гимнастов. Ко второму типу относятся модели, имеющие отличную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие одинаковое с оригиналом математическое описание. Сюда следует отнести: а) модели требований к идеальному спортсмену; б) моделирование соревновательных условий; в) применение на тренировках технических средств обучения; г) разработки новых схем планирования учебно-тренировочного процесса. К третьему типу относятся модели, конструируемые из знаков. В этих моделях физическая, химическая или биологическая характеристика прототипа и модели уже не играет никакой роли. В моделях третьего типа важны только чисто логические и математические свойства, эти модели абстрактные. В спорте к данному типу относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели: а) роста спортивных результатов; б) уровня тренированности; в) структуры физического (технического) мастерства; г) степени надежности соревновательной деятельности спортсмена и др. Для решения задачи по обеспечению моделирования во время спортивных занятий следует выделить ряд положений, которым должны соответствовать модели. Согласно общепедагогическим принципам, такие модели должны обеспечивать процесс усвоения знаний, умений и навыков, следовательно, необходимо, чтобы они отличались информативностью, доступностью, проблемностью и легко воспринимались обучающимися. Важно, чтобы модели имели такую структуру, которая позволяла бы использовать их при индивидуально-групповом методе обучения, чаще всего применяемом в спортивной практике. Следует учитывать и особенности спортивной деятельности (специальные психолого-педагогические требования и особенности данного вида спорта). Во-первых, это организация процесса развития и формирования интеллектуальных способностей спортсмена. Во-вторых, это обеспечение оптимального уровня готовности знаний. В-третьих, это соответствие моделей психолого-педагогическим принципам моделирования в спорте (для практических и теоретических занятий). Составляя модели, важно учитывать следующие принципы: 1) модели должны соответствовать конкретным ситуациям и объектам, действительно существующим на практике в данном виде спорта; 2) модели должны быть понятны, информативны, доступны и проблемны, чтобы вызывать интерес у занимающихся; 3) содержание модели должно полностью соответствовать квалификации спортсменов; 4) каждая модель или группа моделей должны быть определенным звеном в системе организации спортивной деятельности, связанным по сути со всеми аспектами подготовки спортсменов; 5) каждая модель должна содержать в себе известные механизмы рационального решения проблем, включенных в их содержание (следует учитывать, что модель может иметь несколько вариантов решения, оптимальных для разных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям). Вопросы для самоконтроля 1. Из чего состоят представления о физических качествах? 2. Чем отличается двигательный навык от двигательного умения? 3. Какие виды ощущения мышечного напряжения вы знаете? К какому типу ощущений они относятся? 4. Какие ощущения называются органическими? 5. Что такое восприятие времени при выполнении физических упражнений? 6. Что находится в основе специализированного восприятия? 7. Для чего спортсмену необходим высокий уровень устойчивости внимания? 8. Что такое двигательная память? 9. Какие функции необходимы в процессе умственного решения тактической задачи? 10. Что такое тактическое мышление спортсмена? 11. Что такое гибкость мышления спортсмена? 12. Какие требования предъявляются к плану тактических действий в спорте? 13. Какие действия необходимы для реализации тактического плана? 14. Почему антиципация является одним из ведущих факторов технико-тактического мастерства спортсменов? 15. Перечислите виды антиципации. 16. Дайте характеристику моделированию как методу подготовки спортсменов к соревнованиям. 17. Какие принципы составления моделей спортивной деятельности вам известны? Рекомендуемая литература Аверченко Л.К. и др. Психология и педагогика: Учеб. пособие. - М.; Новосибирск, 1999. Гогунов Е.Н. Методические рекомендации по организации подготовки стрелков из лука к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера. - М.; Тольятти, 1998. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987. Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — М., 1977. Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. — М., 1991. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений. — Кн. 2. - М., 1998. Прогнозирование в спорте / В.И.Баландин, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко. - М., 1986. Психология: Учеб. для ИФК/Под ред. В.М.Мельникова. - М., 1987. Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. - М., 1979. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — M., 1969. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М., 1983. Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует решение. - М., 1971. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. — М., 1982. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М., 1984. Глава 5 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.007 с.) |