Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом

Поиск

Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым *. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.

* См.: Психология общения в спорте. - М., 1980.

 

Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий - показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.

Шкала «тренер - спортсмен»

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».

1. Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников.  
2. Мне трудно ладить с тренером.  
3. Тренер - справедливый человек.  
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям.  
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми.  
6. Слово тренера для меня закон.  
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной.  
8. Я вполне доволен тренером.  
9. Тренер недостаточно требователен ко мне.  
10. Тренер всегда может дать разумный совет.  
11. Я полностью доверяю тренеру.  
12. Оценка тренера очень важна для меня.  
13. Тренер в основном работает по шаблону.  
14. Работать с тренером — одно удовольствие.  
15. Тренер уделяет мне мало внимания.  
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.  
17. Тренер плохо чувствует мое настроение.  
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение.  
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применит тренер.  
20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями.  
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок.  
22.Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны.  
23. Я хотел бы стать похожим на тренера.  
24. У нас с тренером чисто деловые отношения.  

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «-» означают ответ «нет», остальные - «да»); эмоциональный компонент: вопросы -2, -5, 8, 11, 14, -17, -20; поведенческий: вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.

Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».

Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.

Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой) *.

* См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.

Таблица 13

Вариант обработки данных по шкале «тренер—спортсмен»

№ п/п     Фамилия, и., о. (код)     Показатели
гностический эмоциональный поведенческий итоговый
  А        
  Б        
  В        
  Г        
  Д        
  Е        
  Ж        
           
  И        
  К        
  Средняя арифметическая х±т 3,7 ±0,6 3,4 ±0,6 4,1 ±0,5 12,2 ±1,7

Таблица 14

Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом

№ п/п Наблюдаемые у спортсмена показатели Условные оценки
     
    Стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества    
    Охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы    
    К общению не стремится, не отвергает советы тренера, но заинтересованности в их получении не проявляет    
  К общению с тренером относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания  
  Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует  

Групповая оценка личности, метод парного сравнения, определение эффекта общения

В процессе совместной деятельности у членов школьного спортивного коллектива вырабатываются взаимные представления друг о друге как о специалисте, человеке, товарище. По содержанию эти представления являются оценочными характеристиками различных свойств личности (характера, способностей, знаний, умений, воли и др.)

ГОЛ (групповая оценка личности) отражает общественное мнение о человеке как о члене коллектива. ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений о человеке. Практика психологических исследований показала, что пятнадцати испытуемых достаточно для получения результатов на уровне пятипроцентной вероятности ошибки. Оценивающие должны находиться с оцениваемым человеком в отношениях личного взаимодействия. Кроме того, желательно, чтобы экспертная группа состояла из людей, занимающих разное положение в официальной и неофициальной структуре коллектива. Для определения, неофициальной структуры можно воспользоваться данными социометрии.

Групповой оценке личности предшествует разработка перечня личностных качеств, необходимых для успешного овладения школьником той или иной спортивной специальностью. Объем требований может быть выражен определенным числом сгруппированных по некоторым признакам качеств личности (это число варьирует от 20 до 180). Например, выделенные группы качеств, характеризуют отношение человека к своему труду (трудолюбие, увлеченность, творчество и т.д.), к себе (требовательность, уверенность и т.д.). Здесь может быть дана и характеристика знаний, умений и навыков аттестуемого. В качестве основы можно воспользоваться опросником «Самооценка личности» С.А. Будасси, интерпретированным для спортивной деятельности Ю.Я.Киселевым *.

* См.: Киселев Ю.Я. О подготовке борцов к преодолению препятствий, неожиданно возникающих в соревновании // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М., 1967.

 

Очерченный минимум необходимых и желательных качеств того или иного спортивного коллектива предлагается хорошо знающим этот коллектив людям для ранжирования каждого качества по заданной шкале. Вариант десятибалльной шкалы (от 0 до 9), предложенной сотрудниками кафедры социальной психологии ЛГУ, представлен в табл. 15.

Таблица 15

№ п/п Качество (от 20 до 180 признаков) Отсутствие качества Качество присуще  
 
в большой степени в малой степени  
  Специальные знания        
  Вежливость        
           
           

ГОЛ складывается из оценки по каждому качеству в пределах предлагаемой шкалы.

Методика парных сравнений

С целью определения относительного положения того или иного обследуемого в группе по какому-либо показателю (например: дисциплинированности, общественной активности, авторитетности и т.д.) может быть применен метод парных сравнений. Процедура его использования сводится к следующему. Сначала составляется список группы (не более 20-30 человек, хорошо известных людям, проводящим исследование, например, руководителям команды, капитану, тренеру и др.). По горизонтали пишутся номера, соответствующие фамилиям, и строится матрица парных сравнений (табл. 16).

Далее обследуемый под №1 сопоставляется со следующим по списку под № 2. Тому из них, кому отдается предпочтение, ставится 1 очко, другому - 0. Затем обследуемый под № 1 сопоставляется с другими членами группы. После этого обследуемый под № 2 сопоставляется с № 3, № 4 и т.д. Затем № 3 сопоставляется с № 4, № 5 и т.д.

Таблица 16 Матрица парных сравнений

№ п/п Фамилия, и., о.                   Сумма очков Балл
  Аркадьев Н. -                    
  Белов С.   -                  
  Володин О.     -                
  Денисов К.       -              
  Еремин Д.         -            
  Жуков Р.           -          
  Зотов А.             -        
  Иванов Б.               -      
  Климов В.                 -    

В заключение подсчитывается сумма очков, полученных каждым, и составляется девятибалльная или пятибалльная шкала, или же рассчитывается ранговое место каждого из обследованных. Сопоставление обследуемых целесообразно проводить комиссией из двух-трех лиц, хорошо знающих группу. Иногда такое сопоставление проводится при участии всей группы с голосованием в спорных случаях.

Методика изучения мотивации к одобрению

Одно из проявлений социальности человека — субъективная для него значимость мнений и оценок, принадлежащих окружающим его людям. Стремление заслужить похвалу, одобрение окружающих становится одним из сильнейших мотивов его деятельности.

Для изучения и изменения мотивации одобрения служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Д.Крауном и Д. Марлоу *. Здесь мы приводим сокращенный вариант этой шкалы.

* См.: Шкала Марлоу—Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. — Л., 1976.

 

Русский вариант шкалы состоит из 20 вопросов-суждений, где каждый из них, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Обработка опроса заключается в подсчете итогового показателя с помощью ключа.

Ключ для обработки результатов опроса: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше потребность человека в одобрении другими, связанная с потребностью в общении.

Психологический эффект межличностного общения в процессе спортивной деятельности может быть различным. В частности, в спортивных играх межличностное взаимодействие с партнерами может улучшить или ухудшить состояние спортсмена, эффективность его деятельности, успешность его игрового взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.01 с.)