Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы детского туризма

Поиск

Д.Б. Приходько,

И.В. Лифанова канд.пед. наук

Кафедра технологии и организации сервиса и туризма

В настоящее время Республика Башкортостан является уникальным, динамично-развивающимся регионом, на территории которого расположено множество объектов, способных привлечь внимание учащихся.

Государственная система детско-юношеского туризма берет свое начало с 10 мая 1932 года, когда была открыта Башкирская центральная детская экскурсионно-туристская станция (ныне это государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий). Система детско-юношеского туризма Республики Башкортостан представляет собой 21 учреждение дополнительного образования детей, 15 из них функционируют в городах и районах города Уфы, остальные 6 – в районах республики. В 79 учреждениях дополнительного образования детей также функционируют отделы и секции туризма. Посещают эти учреждения свыше 23 тысяч учащихся, они занимаются в 1416 кружках туристско-краеведческой направленности, 1310 педагогов трудится в них. 20 учреждений относятся к системе Министерства образования Республики Башкортостан, 1 учреждение (Станция юных туристов муниципального района Ишимбайский район РБ) относится к Министерству по молодежной политике и спорту РБ. В последние годы закрыты станции туристов в Бураевском, Дюртюлинском, Хайбуллинском, Шаранском, Благовещенском, Белокатайском районах.

Детско-юношеский туризм в Республике Башкортостан развивается по двум направлениям: в учреждениях дополнительного образования детей и в общеобразовательных учреждениях (школьный туризм). Формы и методы организации детско-юношеского туризма многогранны: соревнования по видам туризма, полевые лагеря, походы, экскурсии, слеты, конференции, конкурсы, курсы и семинары, совместная работа с профильными организациями и учреждениями, как государственными, так и общественными.

Детско-юношеский туризм – составная часть социального туризма. Он позволяет одновременно решать в комплексе вопросы обучения, воспитания, развития, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

Основная цель развития детско-юношеского туризма – это создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины, формирования их нравственных качеств, воспитания уважения к истории, культуре своего народа, пропаганды здорового образа жизни, обеспечивающих всестороннее развитие личности и ее эффективную самореализацию в обществе.

Задачи в области детско-юношеского туризма:

1. Разработка и осуществление системы мер по развитию массового детско-юношеского туризма в республике;

2. Повышение уровня физической подготовки учащихся, развитие умения работать в команде, приобщение к здоровому образу жизни через туризм, как прикладной спортивный вид деятельности, в том числе для подготовки к военной службе допризывной молодежи.

3. Формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего региона.

4. Профессиональная ориентация учащихся, связанная с расширением границ взаимодействия подрастающего поколения с окружающим миром, микро- и макросредой и, как следствие, осознанным выбором профессий, востребованных в республике.

Детско-юношеский туризм-это средство гармонического развития детей и подростков, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция).

Туризм, являясь эффективным средством воспитания, образования и оздоровления учащихся, составной частью входит в образовательный процесс школы. Многие школьные дисциплины опираются на краеведческий принцип преподавания, поэтому походы, путешествия, экскурсии по родному краю являются массовыми формами приобщения детей к патриотическому наследию России.

Важнейшим фактором для развития детско-юношеского туризма является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал республики. Это заповедники, государственные музеи, национальные парки, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, памятники природы и истории.

Несмотря на большие возможности Республики Башкортостан, развитие детско-юношеского туризма на настоящий момент связано с определенными трудностями. Об этом свидетельствуют следующие показатели: низкий процент учащихся, охваченный различными формами детско-юношеского туризма; недостаточное количество учащихся, занимающихся в туристско-краеведческих объединениях образовательных учреждений. Этот показатель составляет около 11 % от общего числа.

Это связано с отсутствием в полной мере сформированной туристской инфраструктуры, системного подхода в развитии детско-юношеского туризма, отсутствием нормативно-правовой базы, слабой материально-технической базой образовательных учреждений, нехваткой квалифицированных кадров, разрозненностью или отсутствием информации о собственных ресурсах.

Реализация задач, поставленных в Концепции, позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечь детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия республики, ее культуры, истории и природы.

В работе в настоящее время находится Программа развития школьного туризма и краеведения в Республике Башкортостан, цель которой – создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины, формирования их нравственных качеств, воспитания уважения к истории, культуре народов, населяющих Россию, пропаганды здорового образа жизни, обеспечивающих всестороннее развитие личности и ее эффективную самореализацию в обществе. Программа планируется как межведомственная. В данный момент идет обсуждение ее на уровне учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

Показателями эффективности Программы в Республике Башкортостан в области детско-юношеского туризма являются:

1. Ежегодное участие школьников в массовых туристско-краеведческих мероприятиях (учебно-тематические экскурсии, походы, туристские слеты, краеведческие конкурсы и олимпиады и т.д.).

2. Разработка и сертификация учебно-тематических экскурсий, походов выходного дня по предметам школьной программы.

3. Популяризация среди учащихся степенных и категорийных туристских походов и путешествий.

4. Укрепление материально-технической базы, приобретение специального туристского снаряжения и инвентаря в образовательных учреждениях республики и учреждениях дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

5. Сохранение сети учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

6. Открытие центров детско-юношеского туризма в Баймакском, Белебеевском, Благовещенском, Бурзянском, Гафурийском, Янаульском районах, городах: Мелеуз, Сибай и других с целью полного охвата детей в Республике Башкортостан туристско-краеведческими объединениями.

7. Создание стационарных полигонов и скалодромов для занятий туристским многоборьем и спортивным ориентированием в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

8. Увеличение количества кружков, объединений туристской и краеведческой направленности в образовательных учреждениях в Республике Башкортостан.

9. Улучшение физического здоровья учащихся, приобщение к здоровому образу жизни. Предотвращение негативных явлений в подростковой среде.

10. Расширение сети полевых профильных лагерей в системе летнего отдыха детей и подростков.

11. Совершенствование системы подготовки повышения квалификации кадров в сфере детско-юношеского туризма.

12. Удовлетворение социального запаса ребенка, родителей, общества; обеспечение соответствия содержания и качества образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

13. Повышение уровня межведомственного сотрудничества в развитии детско-юношеского туризма, выявление инновационных программ, проектов в сфере отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и совместной деятельности по организации туристско-краеведческой, экскурсионной работы в системе дополнительного образования детей.

Список литературы:

1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. Москва., РЦДЮиК, 478 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.007 с.)