Физическая реабилитация при ожирении II степени, алиментарно-конституцианальной формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая реабилитация при ожирении II степени, алиментарно-конституцианальной формы



В ОСНОВНОМ ПЕРИОДЕ У ДЕВОЧЕК 10-12 ЛЕТ

Л.М. Шавалеева

Е.В. Кожевникова,ст. преподаватель

Кафедра физических средств реабилитации

 

Актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире страдают ожирением 12-20% детей. Болезни ожирения занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости и инвалидности. Ожирение в настоящее время имеет не только медицинское, но и социальное значение, так как является благоприятной почвой для возникновения и прогрессирования наиболее распространенных заболеваний – атеросклероза и ишемической болезни сердца, сахарного диабета, гипертонической болезни [1].У детей наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом). У детей тучность вызвана в одинаковой мере двумя факторами: недостаточной подвижностью и избыточным питанием. Для восстановления нарушенных функций в комплексном лечении большую роль играют средства физической реабилитации [2].

Цель исследования: изучить эффективность усовершенствованной методики лечебной физической культуры у девочек 10-12 лет с ожирением II степени, алиментарно-конституциональной формы в основном периоде.

Организация и методы исследования. Наши наблюдения и сравнительный анализ различных методик ЛФК для девочек при ожирении в основном периоде, проводились в фитнес клубе Orange Fitness г. Уфы. Под наблюдением находилось 20 девочек в возрасте 10-12 лет с ожирением II степени алиментарно-конституцианальной формы в основном периоде. Из них 10 человек составляло экспериментальную и 10 человек – контрольную группу. Контрольная группа занималась лечебной физической культурой по методике Л. П. Федяева (2002) [3]. Экспериментальная группа занималась лечебной физической культурой по усовершенствованной методике с включением в основную часть танцевальную аэробику (рашен фолк). Дети как контрольной, так и экспериментальной групп находилась под наблюдением в течение 6 месяцев. Занятия ЛФК проводилось по 3 раза в неделю продолжительностью 60 минут.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, функциональный метод исследования (проба Руфье), антропометрия, психологический метод исследования (методика САН), методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов проведенного исследования показал, что все изучаемые показатели как в контрольной, так и в экспериментальной группах в начале курса реабилитации достоверных различий между собой не имеют, что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения наших исследований.

Результаты проведенного исследования контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Восстановление функциональных возможностей контрольной

и экспериментальной групп в процессе реабилитации (Х±m)

Показатели Группы Исходные данные В конце реабилитации Норма
Общая физическая работоспособность, усл.ед. КГ 15,3±0,26 12,2±0,61 7-9  
ЭГ 13,2±0,42 7±0,15
р р >0,05 р <0,05
Соотношение массы тела к росту, кг/м2 КГ 33,5±0,54 28,3±0,5 19-24,9
ЭГ 35±0,77 21,6±0,27
р р >0,05 р <0,05
Абсолютный жировой компонент, усл.ед. КГ 6,9±0,5 5,45±0,41  
ЭГ 6,5±0,31 3±0,1
р р >0,05 р <0,05
Вес,кг КГ 49,5±1,19 47±0,99   31-45
ЭГ 49,4±0,75 42,8±0,57
р р <0,05 р <0,05

Примечание: КГ – контрольная группа;

ЭГ – экспериментальная группа;

р – достоверность различий между группами.

В начале курса реабилитации исходные показатели общей физической работоспособности контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 15,3±0,26 усл. ед.; экспериментальная группа – 13,2±0,42 усл. ед., (р<0,05)). К концу курса реабилитации данный показатель улучшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 12,2±0,61 усл. ед.; в экспериментальной группе до 7±0,15 усл.ед.), но у девочек экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что физическая работоспособность у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 26% (см. табл.1).

Исходные показатели соотношения массы тела к росту в начале курса реабилитации контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 33,5±0,54 кг/м².; экспериментальная группа – 35±0,77кг/м²., (р<0,05). К концу курса реабилитации данный показатель улучшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 28,3±0,5 кг/м².; в экспериментальной группе до 21,6±0,27 кг/м².), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что соотношение массы тела к росту у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 18% (см. табл.1).

Абсолютный жировой компонент в начале курса реабилитации контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 6,9±0,5 усл. ед.; экспериментальная группа – 6,5±0,31 усл. ед., (р<0,05)). К концу курса реабилитации данный показатель улучшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 5,45±0,41 усл. ед.; в экспериментальной группе до 3±0,1 усл.ед.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что состав массы тела у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 32% (см. табл.1)

Вес тела у детей в начале курса реабилитации контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 49,5±1,19кг.; экспериментальная группа – 49,4±0,75кг., (р<0,05). К концу курса реабилитации данный показатель улучшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 47±0,99кг.; в экспериментальной группе до 42,8±0,57кг.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что вес у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 8% (см. табл.1)

Результаты проведенного исследования контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 2.

Таблица 2

Восстановление психоэмоцианальногосостояния контрольной

и экспериментальной групп в процессе реабилитации (Х±m)

Показатели Группы Исходные данные В конце реабилитации Норма
Настроение, баллы     КГ 2,86±0,16 3,8±0,2     5-5,5  
ЭГ 2,7±0,15 5,23±0,08
р р>0,05 р<0,05
Самочувствие, баллы   КГ 2,81±0,16 4,28±0,21
ЭГ 3,05±0,14 5,6±0,07
р р>0,05 р<0,05
Активность, баллы   КГ 3,07±0, 4 4,11±0,05
ЭГ 2,84±0,19 5,14±0,08
р р>0,05 р<0,05

Примечание: КГ – контрольная группа;

ЭГ – экспериментальная группа;

р – достоверность различий между группами.

В начале курса реабилитации исходные показатели настроения контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 2,86±0,16 кг.; экспериментальная группа – 2,7±0,15 кг., (р<0,05). К концу курса реабилитации данный показатель улучшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 4,28±0,21 кг.; в экспериментальной группе до 5,23±0,08 кг.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что настроение у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 61% (см. табл 2).

Самочувствие в начале курса реабилитации исходные показатели контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 2,81±0,16 кг.; экспериментальная группа – 3,05±0,14 кг., (р<0,05). К концу курса реабилитации данный показатель улучшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 4,28±0,21 кг.; в экспериментальной группе до 5,6±0,07 кг.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что самочувствие у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 31% (см. табл.2).

Активность у детей в начале курса реабилитации контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались между собой (контрольная группа – 3,07±0,14кг.; экспериментальная группа – 2,84±0,19кг., (р<0,05). К концу курса реабилитации данный показатель улучшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (в контрольной группе до 4,11±0,05кг.; в экспериментальной группе до 5,14±0,08кг.), но у детей экспериментальной группы данный показатель достоверно лучше, чем в контрольной группе (р<0,05). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что активность у детей экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 45% (см. табл.2).

Заключение.Анализ научно-методической литературы показал, что ожирение II степени, алиментарно-конституцианальной формы у детей встречается в 12-20% случаях. У детей с ожирением наблюдается: увеличение веса, покожно-жирового слоя, понижение работоспособности, ухудшение настроения, активности и самочувствия. На основе теоретического анализа научно-методической литературы определено, что в методику физической реабилитации девочек 10-12 лет с ожирением II степени, алиментарно-конституцианальной формы в основном периоде необходимо включать упражнения из танцевальной аэробики, направленные на улучшение психо-эмоцианального состояния, повышение общей физической работоспособности, уменьшение веса и подкожно-жирового слоя. Проведенное исследование показало, что применение в заняттиях лечебной гимнастикой упражнений из танцевалной аэробики у девочек 10-12 лет с ожирением II степени, алиментарно-конституцианальной формы в основном периоде позволяет более эффективно воздействовать на функциональное состояние детей: так, общая физическая работоспособность у девочек экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 26% (р <0,05), соотношение массы тела к росту – на 18% (р <0,05), абсолютный жировой компонент – на 32% (р <0,05), вес – на 8% (р <0,05), настроение – на 61% (р <0,05), самочувствие – на 31% (р <0,05), активность – на 45% (р <0,05).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы ожирения у детей и подростков: А. В. Картелиев, А. Г. Румянцев, Н. С. Смирнова – Спб, Медпрактика-М, 2010. 280 с.

2. Леонтьева В.А. Лечебня физическая культура: учебник. М.: Физультура и спорт, 2000. 286 с.

3. Федяев Л.П. Лечебная гимнастика при расстройстве обмена веществ. М.: Медгиз, 2002. 56 с.: ил.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.01 с.)