ЭФФЕКТИВНОСТЬ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАНДБОЛИСТОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАНДБОЛИСТОВ



Д.Т. Хафизов

Г.М. Юламанова,канд.филос.наук, доцент

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

 

Актуальность. Современное состояние гандбола характеризует возросшая конкуренция, связанная с коммерциализацией и увеличением количества соревнований. Профессионализация спорта высших достижений, возросший темп игры обуславливают более высокие требования к специальной подготовленности спортсменов, что в свою очередь вызывает необходимость изыскивать все более совершенные средства и методы подготовки гандболистов для достижения побед на мировой арене.

Соревнования в системе подготовки спортсменов являются не только способом выявления победителя, средством контроля над уровнем подготовленности, но и важнейшим средством повышения тренированности и спортивного мастерства. Проблема соответствия тренировочных нагрузок запросам соревновательной деятельности гандбола является на современном этапе одной из главных. Необходимо выявление четких характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат. Специфика каждого вида спорта обуславливает ведущие элементы, звенья, от которых зависит результативность соревновательной деятельности.

В отечественной специальной литературе опубликовано определенное количество исследований по подготовке. В работах отечественных ученых И.Н. Алешина [1], А.Н. Евтушенко [2], В Я. Игнатьевой, [3], А.Г. Кубраченко [4] и др. проводилось исследование соревновательной деятельности. Однако ни одна из этих работ не затрагивает проблему стремительного нападения в современном гандболе. Анализ влияния этого вида нападения на успех выступления команд не проводился.

Цель исследования. Выявить факторы успешности стремительного нападения в соревновательной деятельности гандболистов.

Педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняли участие игроки команды гандболистов 12-13 лет. В качестве экспериментальной группы выступила команда СДЮШОР №17 г. Уфы, в качестве контрольной команда спортивного клуба «УГНТУ-ВНЗМ». Выбор для эксперимента гандболистов возраста 13 лет не случаен. По полученным нами данным одним из факторов эффективности стремительного нападения является результативная игра вратаря. В 13 лет мастерство вратарей находится на низком уровне, и они не могут оказать определяющего влияния на эффективность стремительного нападения. Поэтому, чтобы исключить этот фактор успеха, и был выбран этот возраст игроков в гандбол для проверки средств совершенствования стремительного нападения в эксперименте.

Наблюдения в тренировочном процессе показали, что в подготовительном периоде основное внимание уделяется наращиванию скоростных качеств легкоатлетическими упражнениями в беге. В соревновательном периоде на каждом занятии применяется небольшое количество упражнений, которые способствуют совершенствованию стремительных атак. В основном - это рывки полевых игроков от ворот до ворот с ловлей мяча от вратаря или партнера, завершающиеся броском.

Эксперимент проводили в подготовительном периоде макроцикла с задачей подготовки к отборочным соревнованиям первенства России. Главной задачей было улучшение владения мячом в дальней передаче мяча при скоростных упражнениях. Для этого в занятия были включены средства комплексного воздействия. Передвигаясь по стадиону с ускорениями, игроки передавали мяч друг другу на дальнее расстояние от 10-20м. Постепенно вводили сопротивление защитников, стремящихся перехватить мяч. Вратари участвовали вместе с полевыми игроками.

Первый этап эксперимента в подготовительном периоде проходил в условиях спортивного лагеря «Росинка», длился 24 дня с 6 по 30 августа. Было проведено 40 занятий - 60 часов. На запланированные упражнения пришлось 60 % времени. Второй задачей было улучшение передвижения для активной защиты. Для этого применяли упражнения в передвижении по площадке спиной, боком лицом вперед, которые были организованы соревновательным методом.

Контроль проводили по показателям физической подготовленности игроков. В начале и конце первого этапа эксперимента было проведено тестирование физической подготовленности игроков экспериментальной и контрольной групп по пяти тестовым заданиям, которые в большей степени отражают подготовленность гандболистов для стремительного нападения (табл. 30).

Показатели физической подготовленности в процессе первого этапа эксперимента у игроков экспериментальной и контрольной групп, Х±ст

Таблица 3

ТЕСТЫ Группы
Экспериментальная, п=16 Контрольная, п=14
начало конец % Р начало конец % Р
Бег 30 м, с 5,15 0,3 5,0 0,34 >0,05 5,1 4,96 >0,05
Ведение 30 м, с 5,5 0,42 5,22 0,36 >0,05 5,43 5,3 >0,05
Тройной прыжок, см 608 40 >0,05 593 42 >0,05
Челночный бег, с 27,3 1,7 26,8 1,33 >0,05 27,0 1,4 26,6 1,36 >0,05
Метание мяча 1 кг, м 14,6 1,66 15,2 1,6 >0,05 14,8 1,59 15,3 1,52 >0,05

 

В начале эксперимента подготовленность гандболистов контрольной и экспериментальной групп не отличалась, различия были недостоверными (р>0,05). В конце этапа прирост показателей по тестам «Бег по дистанции 30 м», «Ведение мяча по дистанции 30 м» и «Метание мяча на дальность» был несколько выше у гандболистов экспериментальной группы, чем у контрольной. Однако результаты прироста не имели достоверных различий. По тесту «Тройной прыжок» прирост значительнее у контрольной группы, а по тесту «Челночный бег на дистанции 100 м» игроки экспериментальной и контрольной групп улучшили результаты одинаково на 2 % (р>0,05). Контрольная группа имела лучший прирост в результате тройного прыжка. Можно констатировать, что физическая подготовленность гандболистов экспериментальной группы не пострадала от того, что в составе ее подготовки отсутствовали чисто легкоатлетические упражнения, которые были заменены специализированными.

Второй этап подготовительного периода проходил в условиях спортивного зала СДЮШОР №17 в Уфе и длился 40 дней. Было проведено 72 занятия. Главное внимание уделяли упражнениям технико-тактической направленности на переход от защиты к нападению. В них совершенствовали нападение «прорывом», четко распределяя роль игроков после задержания мяча вратарем. Кроме того, продолжали обучение активной защите. Для этого утрировали выходы игроков на нападающих даже иногда в ущерб результату, т.е. защитники не всегда справлялись с опекой игрока, на которого была нацелена их атака.

Общая результативность экспериментальной команды оказалась выше, чем у контрольной. И результативность стремительных атак у экспериментальной команды оказалась достоверно лучше (р<0,05), особенно при прорыве.

Экспериментальная команда заняла 1 место, завоевав себе путевку в следующий этап соревнований. Контрольная группа спортивного клуба «УГНТУ-ВНЗМ» осталась на 2 месте. Это большой успех экспериментальной группы, т.к. ее стаж занятий составил всего 3 года, а команда контрольной группы была сформирована на год раньше.

Выводы: 1. Совершенствование стремительного нападения надо начинать уже на этапе начальной специализации. Скоростные упражнения с передачей мяча на среднее и дальнее расстояния способствуют улучшению скоростно- силовой подготовленности юных гандболистов. Передвижения на отрезках от 10 до 20м в специальных упражнениях повышают скоростные качества и скоростную выносливость, так необходимые при игре в гандбол. Упражнения в передвижении короткими рывками, резкими рискованными выходами на игрока с мячом в защите способствуют умению перехватить мяч или заставить противника сделать ошибку и потерять мяч.

2. Факторами успеха организации стремительного нападения в соревновательной деятельности команды являются результативная игра вратаря и показатели выполнения технико-тактических действий в защите. Это, прежде всего, перехваты мяча, подбор мяча после блокирования и отскока его от вратаря и штанги, минимум потерь при передаче мяча. Естественно, что для создания ситуаций для стремительного нападения непосредственно в соревнованиях игрокам необходимо овладеть активными и агрессивными формами защиты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешин И.Н. Модель годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук; Чел. гос. унив. физ. культ. 2004. 23с.

2. Евтушенко А.Н С мячом в руке [Текст]. М., Молодая гвардия, 1986. 171с.

3. Игнатьева В.Я. Соревновательная, двигательная деятельность гандболисток [Текст] // Теория и. практика физ. культуры. 1983. 31с.

4. Кубраченко А.Г. Исследование построения тренировочных занятий гандболистов в зависимости от режимов чередования упражнений с отдыхом: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст]; Киев. гос. ин-т физ. культ. Киев, 1975. 35с.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.011 с.)