Повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия



К. А. Бирюкова

Э. Р. Сагатгареев

Кафедра менеджмента

 

Актуальность данной темы состроит в том, что успешное решение ее дает огромные возможности для дальнейшего развития.

Целью исследования является более глубокое ознакомление с данной темой.

С одной стороны, повышение экономической эффективности необходимо в связи с ограниченностью приращения некоторых видов услуг, изменением стоимости факторов производства, усилением требований к качеству услуг и т.д.

С другой стороны, на современном этапе развития общества расширяются возможности повышения эффективности. Накопленный за годы опыт и возрастающая заинтересованность в высоких конечных результатах в условиях рыночных отношений позволяют наращивать объемы производимых услуг, снижать издержки и повышать прибыльность.

Успешное решение задач, стоящих перед каждым предприятием, во многом зависит от повышения экономической эффективности производства.

Экономическая эффективность производства означает результативность производства, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах и минимальных ресурсах.

При рассмотрении вопроса об экономической эффективности производства необходимо иметь в виду, что эффект и эффективность - понятия неоднозначные. В наиболее общем виде в форме эффекта любого производства выступает его функция - конечный результат, который получает свое воплощение непосредственно в объеме произведенных материальных ценностей, экономии затрат и т.д.

Однако как бы не был важен эффект, сам по себе он недостаточно характеризует деятельность предприятия, так как не показывает, ценой каких затрат он получен. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разным уровнем использования ресурсов (затрат) и, наоборот, одинаковые затраты могут дать разный эффект. Поэтому необходимо сравнивать достигнутый эффект с теми затратами (ресурсами), с помощью которых он получен.

В наиболее общем виде экономическая эффективность (Э) представляет собой сопоставление двух величин: абсолютной величины эффекта с абсолютными величинами затрат и ресурсов. Общая формула эффективности имеет следующий вид:

Э = Р (результат, эффект), (1)

3(затраты)

или

Э = Р (результат, эффект)

Ф (факторы, ресурсы) (2)

Уровень экономической эффективности дает представление о том, ценой каких затрат достигнут экономический эффект. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность производства, и наоборот.

Для оценки экономической эффективности народного хозяйства в целом используют уровень производительности труда, который является обобщающим критерием эффективности.

Кэф = НД,

Р (3)

где

НД - национальный доход;

Р - средняя численность работников, занятых в отраслях материального производства. [1]

Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Повышение эффективности достигаться как за счет экономии текущих затрат, так и путем лучшего использования действующего капитала.

Важнейшим фактором повышения эффективности был и остается научно-технический прогресс. Автоматизация производства, широкое внедрение прогрессивных технологий, создание и использование новых материалов способствуют снижению трудовых и материальных затрат, а также увеличению производимой продукции и услуг.

Эффективность производства зависит напрямую от режима экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающими высокую эффективность использования материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создать и применять высокоэффективные малоотходные и безотходные технологии.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, результаты его хозяйственной деятельности.

Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет определить истинное имущественное и финансовое состояние предприятия.

Финансовое состояние предприятия – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса. Отчетность позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, стоимость иммобилизованных (т.е. основных и прочих внеоборотных) средств, стоимость мобильных (оборотных) средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных средств предприятия.

По данным бухгалтерской отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, при этом имеется возможность определить обеспеченность предприятия собственными, кредитными и другими заемными источниками.

Современными российскими и зарубежными экономистами рекомендуются до 50 показателей для оценки финансового состояния предприятий. Многие авторы предлагают характеризовать финансовое состояние предприятия платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью, коэффициентами финансовой устойчивости.

Платежеспособность предприятия − способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется соотношением:

Кп = Собственный капитал х 100%

Общие обязательства. (4)

Коэффициент измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.

Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств.

Коэффициент общей ликвидности (Кол) определяется отношением:

Кол = Оборотные средства в деньгах

Краткосрочные обязательство (5)

Чем выше Кол, тем выше платежеспособность фирмы.

Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением:

Кпо = Все оборотные средства

Краткосрочные обязательства (6)

Коэффициент показывает, в какой мере краткосрочная задолженность предприятия покрывается его оборотными активами. Выбор и использование тех или иных показателей диктуются целями проводимого анализа. Следует отметить, что для определения реального состояния дел предприятия необходим анализ его баланса и основных показателей не менее чем за три года. [2]

Вывод. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия является необходимым условием грамотного принятия управленческих и предпринимательских решений. Одним из основных источников для анализа эффективности работы предприятия является бухгалтерский баланс и формы бухгалтерской отчетности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / В. И. Бариленко [и др.]. – Москва: Омега-Л, 2009. – 413 с.

2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – Москва: Проспект: Велби, 2008. – 360 с.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

С.А. Гуцевич

М.А. Хазиева, канд. ист. наук, доцент

Кафедра технологии и организации сервиса и туризма

 

Актуальность. Реклама позволяет увеличить объемы продаж. Масштабный сбыт туристских услуг обеспечивает туристской фирме рост доходов, достойную оплату труда персонала.

Цель исследования. Разработать проект маркетинговых мероприятий по выживанию туристического агентства на высококонкурентном рынке, а так же по занятию устойчивого места на туристическом рынке Уфы.

Исследование проводилось с октября 2012 года по апрель 2013 года, на базе туристического агентства ООО «АФИНА».

Рекламная деятельность – это комплекс рекламных и других мероприятий, объединенных общими целями и задачами, согласованными по времени проведения и рассчитанными на широкие слои населения.

Рекламная деятельность включает:

- подготовку и размещение рекламы, например, на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, в демонстрационных залах, размещение рекламы на автомобилях и автобусах;

- рекламирование в средствах массовой информации, путем покупки времени и места для рекламы;

- распространение или адресную рассылку рекламных материалов, доставку рекламных образцов;

- предоставление места для рекламы.

Основное назначение рекламы заключается в убеждении, в создании побудительных стимулов у потенциального покупателя к совершению покупки.

Туристическая фирма «Афина» работает на рынке туристических услуг с 2007 года. Общество с ограниченной ответственностью «Афина» является юридическим лицом – коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданных в целях извлечения прибыли.

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указанием на его место нахождения. Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью Туристическое Агентство «Афина». Сокращенное фирменное наименование ООО «Афина».

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ООО туристическое агентство «Афина» занимается основным видом деятельности:

- организация комплексного туристического обслуживания;

Миссия компании.

Создание имиджа надежной, компетентной компании в сфере оказания туристических услуг.

Основной целью компании «Афина» в области качества является удовлетворение потребности «Клиента компании» в качественных туристических услугах в полном соответствии с запросами и потребностями Клиента.

Достижение поставленной цели осуществляется за счет:

1. Развития и постоянного совершенствования процессов управления компанией, быстрая адаптация к изменениям факторов внешней и внутренней среды.

2. Использования в работе компании принципов открытых, долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами и поставщиками, повышения статуса компании на рынке туризма и создания имиджа надежной, компетентной российской компании в сфере оказания туристических услуг.

3. Разработки и совершенствования принципов и требований к качеству обслуживания клиентов компании с целью обеспечения полной удовлетворенности клиентов ассортиментом и качеством предоставляемых услуг.

4. Разработки и совершенствования принципов, правил и требований к управлению финансово-экономической деятельностью компании, в основу которых кладутся принципы надежности, выгодности и удобства работы Клиента и компании.

5. Повышения компетентности персонала, обучения сотрудников компании, постоянного развития знаний, навыков и системы мотивации персонала.

6. Проведения регулярного сбора и анализа данных о деятельности компании, а также разработки мероприятий по улучшению процессов Системы менеджмента качества в компании.

Организация рекламной деятельности осуществляется в рамках департамента маркетинга и развития продаж. Непосредственно функции рекламной деятельности выполняет специалист по рекламе, подчиненный руководителю развития продаж.

Закрепление функций рекламной деятельности за сотрудниками ООО «Афина» представлено в таблице 1.

Таблица 1

Анализ выполнения функций рекламной деятельности

Функция Ответственный исполнитель Степень реализации
Информирование потребителей о новом товаре Руководитель отдела развития продаж  
Изучение сегмента потенциальных покупателей Специалист по рекламе  
Активизация продажи Руководитель отдела развития и продаж  
Информация о географии торговли данным продуктом и расширение числа покупателей Руководитель отдела развития и продаж  
Стабилизация группы получателей рекламы на стадии массовой продажи Специалист по рекламе  
Поддержка оптимального уровня реализации Руководитель отдела развития и продаж  
Обеспечение конкурентоспособности товара Руководитель департамента маркетинга и развития  
Переориентация потребителей Руководитель департамента маркетинга и развития  
Рекламирование новых продуктов, вытесняющих с рынка традиционные товары меньшей потребительской ценности Руководитель отдела продаж и развития  

Данные таблицы показывают недостатки организации рекламной деятельности в компании, степень реализации функций которой ниже степени реализации функций общей системы управления.

Основными причинами такого положения являются:

- неразвитость организации рекламной деятельности в компании – нет выделенного отдела или службы;

- перегруженность специалиста по рекламе текущей деятельностью;

- отсутствие специализированных программных продуктов для оптимизации рекламной деятельности.

Маркетинговая политика ООО «Афина» опирается, с одной стороны, на привлечение новых клиентов (как первый раз пользующихся туристическими услугами в области индивидуального отдыха, так и переходящих от других агентств), с другой стороны, на удержание клиентов, уже воспользовавшихся услугами компании.

Привлечение, в свою очередь, строится:

- на стимулировании узнавания, т.е. на информировании потенциальной клиентуры о существовании компании и ассортименте её услуг (такие мероприятия направлены на клиентов, не знакомых с компанией);

- на стимулирование покупки, т.е. на создании сильных побудительных мотивов для заказа туров (такие мероприятия направлены на существующих и потенциальных клиентов, уже знающих компанию и её услуги, но пока не принявших решение о покупке).

Рекламный бюджет компании представлен в таблице 2

Таблица 2

Статья затрат Величина показателя, тыс. руб. Отклонения
2010 г. 2011 г. Абсолютные, тыс. руб. Относительные, %
Интернет сайт       23,4
Наружная реклама       59,0
Специализированные журналы       3,1
Рекламные буклеты       18,4
ИТОГО       18,3

Данные таблицы показывают увеличение затрат на рекламную деятельность на 18,3%, но при этом структура затрат по видам рекламных средств изменилась незначительно: в большей степени это коснулось увеличения наружной рекламы (на 59%), в меньшей степени произошло увеличение затрат на рекламу в специализированных журналах.

Таким образом, рекламная деятельность в ООО «Афина» имеет следующие положительные характеристики:

- наличие специалистов по рекламе;

- выполнения большинства функций рекламной деятельности;

- использование широкого спектра рекламных средств.

Вместе с тем выявлен и ряд недостатков, связанных со степенью реализации рекламных функций, которая ниже степени реализации функций общей системы управления.

Анализ рекламной деятельности показал, что компания не осуществляет целенаправленное воздействие на все сегменты потребителей и не использует возможности таких рекламных средств, как телевидение и радио.

Основными причинами такого положения являются:

- неразвитость организации рекламной деятельности в компании – нет выделенного отдела или службы;

- перегруженность специалиста по рекламе текущей деятельностью;

- отсутствие специализированных программных продуктов для оптимизации рекламной деятельности.

Основные проблемы компании связаны с недостаточным информационным образом, что свидетельствует о недостатках рекламной деятельности.

По результатам выполненных исследований, можно заключить, что компании необходимо разрабатывать дальнейшие пути удержания своих конкурентных позиций и повышать свою конкурентоспособность на рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2008. - 222 с.

2. Дурович А. П. Реклама в туризме. - СПб., Питер. 2009. – 296с..

3. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие – 7-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2009. – 412с.

4. Кириллов А. Т., Маслова Е. В. Реклама в туризме. - СПб., Питер. 2008. – 156с..

5. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок/Пер, с англ. М.: ACT, 2010. – 516с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.096 с.)