Методы оценки координационных способностей у занимающихся волейболом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки координационных способностей у занимающихся волейболом



Анализ литературы показывает, что в настоящее время для определения координационных способностей используются следующие методы: наблюдения, экспертных оценок, лабораторные измерения и двигательные тесты.

Метод наблюдения позволяет получить большой объем сведений, особенно когда им пользуется опытный тренер, хорошо знающий своих подопечных. Эффективность наблюдения можно повысить, если опираться на вышеназванные критерии оценки координационных способностей. Однако метод наблюдения. несмотря на несомненные положительные стороны, имеет ряд недостатков. Используя этот метод можно получить только приблизительные субъективные оценки степени развития координационных способностей. В результате нет возможности располагать точными объективными показателями уровня развития отдельных координационных способностей, которые учитывали бы возрастные, половые и индивидуальные различия.

Точность в оценке разных координационных способностей можно повысить, если опираться на метод экспертных оценок. Этот метод является, по сути, разновидностью наблюдения. Суть его состоит в том, что опытные специалисты (тренеры, научные работники) выражают свое мнение об уровне развития координационных способностей отдельных спортсменов, ведя наблюдение за ними во время выполнения определенных двигательных действий. Экспертный анализ можно осуществлять разными способами. Наибольшее распространение получил метод ранжирования, согласно которого специалисты расставляют спортсменов в очередности по степени овладения ими определенными двигательными действиями, либо по уровню проявления данной способности и т.д. Однако и метод экспертных оценок также имеет недостатки. Прежде всего с его помощью удается получить только субъективные характеристики уровня координационных способностей испытуемых, которые не всегда соответствуют объективным оценкам. Кроме того, нелегко одновременно собрать соответствующую группу экспертов для выполнения такого рода наблюдения.

К методам, с помощью которых можно получить объективные результаты, относятся тесты выполняемые в лабораторных и в «полевых» условиях. В лаборатории используется измерительные устройства, применяемые в таких науках как физиология, биомеханика, психофизиология и др. Среди приборов, которые можно использовать для оценки координационных способностей и их отдельных компонентов, специалисты называют:

- координациометры разной степени сложности,

- кинематометры, динамометры и рефлексометры для измерения, соответственно, пространственных, силовых и временных параметров движений,

- стабилографы и стабилометры - для определения степени сохранения равновесия тела. В биомеханике и физиологии для оценки точности, экономичности, быстроты и стабильности протекания движений используются:

киносъемка - для определения кинематических параметров движений (перемещений, ускорений, скорости),

магнитофонная техника - для записи и воспроизведения протекания движений разных вариантов.

- электромиография - для исследования межмышечной координации внутренней структуры движения и степени участия в нем разных групп мышц, которая позволяет установить наиболее рациональные варианты спортивной техники,

- гониометры, используемые для точного измерения позиции угла в суставах тела в статике и в динамике.

Лабораторные способы измерения координационных способностей и их составляющих находят все более широкое распространение в спорте высших достижений. Однако следует принять во внимание, что существуют определенные ограничения в применении данного способа диагностики координационных способностей. Прежде всего, с помощью аппаратуры и отдельных приборов трудно измерить пока координационные способности, понимаемые как целостные психомоторные свойства организма. Последние выявляются, главным образом, во время выполнения сложных двигательных действий во время конкретной двигательной деятельности, условия которой с помощью лабораторной аппаратуры моделировать пока нелегко. Различные лабораторные приборы дают возможность оценивать важные, но лишь отдельные психофизиологические функции или отдельные компоненты координационных способностей.

Выполненный анализ литературы показывает, что основными методами диагностики координационных способностей в спортивной науке и практике были и остаются двигательные тесты.

Вместе с тем подчеркнем, что к настоящему времени существует незначительное число контрольных испытаний по определению разных координационных способностей, которые были бы научно проверены с точки зрения их добротности (надежности, валидности, прогностичности и др.) и, которые можно было бы использовать на отдельных этапах отбора, а также в целях контроля координационной подготовленности волейболистов разного уровня мастерства.

 

 

Заключение + выводы (выделить!!!)

Исходя из рассмотренного выше материала, мы можем сделать несколько выводов, касающихся характеристики содержания координационных способностей и их развития в процессе подготовки волейболистов.

Волейбол - это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.

Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Координационные способности имеют определенные характеристики, разделенные на качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. Данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при их определении, кроме единичных, широко используются и комплексные характеристики, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам.

Для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.

Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные). В процессе игры на спортсменов действуют определенные раздражители: фактор чужого поля, сложная траектория полета мяча, плохое освещение, начало матчей не вовремя, некорректные отношения внутри команды и др. Соревнования проходят при зрителях, симпатии которых к командам могут быть разделены поровну, или преимущественно своей команде, или сильнейшей, или слабой команде. Воздействие зрителей на спортсменов велико: оно способствует содержательной, эмоциональной игре обеих команд, или подавляет действия игроков (игрока) одной команды и дает эмоциональный заряд другой команде. Координационные способности, отработанные до автоматизма помогают справиться со всеми раздражителями, действующими на волейболистов во время игры, и делают игру спортсменов результативной и зрелищной. Таким образом, мы можем определенно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов совершенно верна.

 

Библиографический список

 

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности. - М.: Физкультура и спорт, 1999.- 378 с.

2. Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры. - СПб: ЛГОУ, 1999. - 523 с.

3. Беляева А.В., Савина М.В. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 360 с.

4. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической

5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1997. - 216 с.

6. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002

7. Глазырина Л.Д. Методика преподавания физической культуры. - М.: Академия, 2001. - 294 с.

8. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.

9. Дмитриев А.А. Физическая культура. - М.: Дело, 2003. - 410с.

10. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000, - 480 с.

11.Источник: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

12. Карпман В.Л. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 300 с.

13. Кузнецов В.С. Физическая культура. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 351 с.

14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - СПб: Лань, 2004, - 160 с.

16. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

17. Ровный А.С. сенсорные механизмы управления точными движениями человека. – Харьков ХаГАФК, 2001

18. Романенко В.А. диагностика двигательных способностей. Учебное пособие, - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005, -290с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.233.176 (0.306 с.)