Характеристика разновидностей ловкостных способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика разновидностей ловкостных способностей.



В современных условиях значительно увеличился объем дея­тельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возни­кающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти каче­ства или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро, опера­тивно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в из­меняющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двига­тельное качество, уровень развития которого определяется мно­гими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нерв­ных процессов. От степени проявления последних зависит сроч­ность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости состав­ляют координационные способности.

Подкоординационными способностямипонимаются способ­ности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к коорди­нации движений, можно в определенной мере разбить их на три группы:

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулиро­вать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от "чувства пространства", "чувства вре­мени", и "мышечного чувства", т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе,141

зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статиче­ских положениях и ее балансировка во время перемещений. Коор­динационные способности, относящиеся к третьей группе, мож­но разделить на управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмер­ным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности, мышц-антогонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Биомеханические, физиологические, анатомические, психические, биохимические механизмы проявления ловкостных способностей.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: I) способности человека к точному ана­лизу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двига­тельного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, ди­намическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных уме­ний и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точ­ностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием цен­тральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации, имеют выраженные возрастные особенности.

Подбор средств развития ловкости.

Основным средством воспитания ловкости являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Для воспитания способности быстро и целесообразно пере­страивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняю­щейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

В спортивной тренировке применяют две группы таких средств

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, т.к. любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных ус­ловиях двигательное действие, не стимулирует дальнейшее разви­тие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планиро­вать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Методы развития ловкости.

При воспитании ловкостных способностей используются следующие основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упраж­нения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы ко­ординации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справ­ляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям не­избежно снизит способность к их освоению и тем самым затормо­зит развитие координационных способностей.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную дея­тельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот ме­тодический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точ­ности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятии. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное рас­слабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к сниже­нию проявления силы и быстроты, искажению техники и прежде­временному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах:

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в со­стоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать:

а) упражнения в растягивании, преимущественно динамиче­ского характера;

б) разнообразные маховые движения конечностями в расслаб­
ленном состоянии;

в) плавание;

г) массаж, сауна, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу рас­слабления).

Для преодоления координационной напряженности целесооб­разно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознан­ную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучае­мых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) использовать на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представ­ление и ощущение о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как со­четание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на про­чувствованно полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стан­дартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овла­деть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидно­стями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и не строгой регламентацией вариативно­сти действий и условий выполнения. К первому относятся сле­дующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых па­раметров, например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному зада­нию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из ис­ходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- "зеркальное" выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спор­тивных снарядов "не ведущей" рукой и т.п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равно­весии сразу после вращении, кувырков);

 

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля;

- в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьи­рования связаны с использованием необычных условий естествен­ной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местно­сти), преодоление произвольными способами полосы препятст­вий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способ­ностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ог­раниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при прове­дении игры "Пятнашки" ставится задача, как можно больше иг­рающих "запятнать" за 3 мин, или "запятнать" с помощью волей­больного мяча, или "запятнать" в определенном участке тела. Иг­ровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.043 с.)