Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование и определение понятия способностей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классификация способностей. Концепции наследования способностей. Задатки. Виды способностей. Одаренность. Структура педагогических способностей. Характеристика способностей. Способы измерения способностей. Характеристика способностей по уровню или масштабу. Патология способностей. Способность и выбор профессии. Характеристика развития способностей. Патология способностей. Вопрос 1. Исследование и определение понятия способностей. - А.В.Петровский: способности - это возможность определенного освоения знаний, умений и навыков. Способности проявляются в динамике приобретения знаний, умений и навыков.
- Б.М.Теплов: выделил 3 основных понятия способностей:
а) способности - психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
б) способности - особенности, относящиеся к успешному выполнению какой- либо деятельности;
в) способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у данного человека.
- Н.Коупленд: объясняет способности, как более широкое понятие, чем выполняемая деятельность. Он отметил, что “обычный” человек использует лишь 10% своих способностей.
Вопрос 2. Классификация способностей.
а) Потенциальные - способности к актуализации при изменении социальных условий. б) Актуальные - необходимые в данный момент и реализующиеся в настоящем конкретном виде деятельности.
Вопрос 3. Концепции наследования способностей.
- Платон: отменил биологическую обусловленность способностей и их зависимость от наследственности; обучение и воспитание лишь корректируют проявление способностей.
- Франц Галль: создал френологию - учение об уме. Определил зависимость психических способностей от наружной формы черепа; но далее эта теория оказалась несостоятельной.
- Ф.Гальтон: пришел к выводу о необходимости выведения особо одаренной расы для совершенствования человечества, основываясь на законах наследственности Ч.Дарвина.
- ХХ в.Котс: определил уровень одаренности известных людей в зависимости от объема информации, содержащегося об этом человеке в энциклопедии.
- ХVII в.К.А.Гельвецкий: считал, что особенности психики зависят от качества воспитания и обучения.
- У.Ушби: считал, что особенности психики зависят от программы интеллектуального развития, сформированной в детстве.
Вопрос 4. Задатки.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.
Проявление задатков.
Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга (возбудимости, подвижности нервных центров).
И.П.Павлов выдели 2 типа людей:
Первый - в зависимости от типа высшей нервной деятельности, Второй - в зависимости от соотношения первой и второй сигнальной системы. Вопрос 5. Виды способностей.
а) Музыкальные - это свойства, необходимые для музыкальной деятельности.
б) Литературные - включают развитые эстетические чувства, образную память, чувства языка, фантазию.
в) Математические - для их проявления необходимо:
- активное, положительное отношение к математике; - трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость; - наличие благоприятного психологического состояния; - определенный объем знаний, умений и навыков; - определенные индивидуально-психологические особенности сенсорной и умственной сферы.
г) Изобразительные - включают развитую чувствительность зрения, чувство пропорции, формы, ритма, образную память.
Вопрос 6. Одаренность.
Одаренность - способности, приводящие к легкости в обладании знаниями.
Одаренность проявляется в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в общении и психомоторике. Отличительные черты одаренности - внимательность, собранность, деятельность, настойчивость, трудолюбие, интеллект выше среднего уровня.
Вопрос 7. Структура педагогических способностей.
По Н.Д.Левитову:
а) обучение детей в интересной форме; б) способность понимания учеников; в) творческое мышление; г) находчивость, способность к быстрой ориентации; д) организаторские способности.
По Ф.Н.Гоноболину:
а) умение доступно изложить учебный материал;
б) способность понять ученика; в) творчество в работе; г) волевое влияние на детей; д) организаторские способности; е) интерес к детям; ж) ясность и яркость речи; з) чувство такта; и) способность связать учебный материал с жизнью; к) наблюдательность.
Вопрос 8. Характеристика способностей.
а) Качественная - предусматривает выявление различий между людьми в разных областях деятельности. Выявлено, что в пределах одного вида деятельности, способности у разных людей различны.
б) Количественная - предполагает в каждой способности различную количествен ную характеристику (выраженность, силу, уровень). Вопрос 9. Способы измерения способностей. Тесты позволяют установить показатель умственной одаренности, называемый коэффициентом интеллектуальности. Суть тестирования - выявление у испытуемого следующих качеств:
- общие способности к обучению; - вербальные способности; - числовые способности; - восприятие формы; - мысленное восприятие; - двигательная координация; - пальцевая моторика; - ручная моторика.
Вопрос 10. Характеристика способностей по уровню или масштабу.
а) Мастерство - достижение наивысших результатов в конкретном виде деятельности, требующие упорного труда.
б) Талант - высокий уровень развития специальных способностей, проявляющихся в деятельности.
в) Гениальность - высший уровень развития способностей и ума.
г) Вдохновение - состояние напряжения и подъема духовных сил, приводящее к возникновению и реализации идеи. Вопрос 11. Патологии способностей.
Олигофрения - процесс патологического снижения способностей.
Различают: легкую ступень (дебильность), среднюю (имбецильность), глубокую (идиотия).
Вопрос 12. Способности и выбор профессии.
А.Леон сформулировал 2 концепции профориентации:
а) диагностическая определяет профессиональную пригодность индивида; способности понимаются как стабильные малоизменяющиеся образования;
б) воспитательная предполагает подготовку индивида к профессиональной деятельности в соответствии с определенными методами воспитания.
Е.А.Климов определил 4 степени профессиональной пригодности:
а) профнепригодность: определяется как временная или практически непреодолимая;
б) профпригодность: человеку не противопоказан тот или иной вид труда;
в) степень соответствия данной области деятельности: противопоказаний нет, но имеются некоторые личные качества, препятствующие требованиям этого вида труда;
г) призвание к профессии: все личные качества соответствуют требованиям данного вида деятельности.
Вопрос 13. Характеристика развития способностей. С.Л.Рубинштейн сформировал правило развития способностей человека, согласно которому развитие способностей происходит по спирали: реализация способностей более низкого уровня дает возможность для развития высших способностей.
а) Условия развития способностей:
- раннее физическое развитие; - развитие творчества; - формирование настойчивости; - свобода выбора деятельности.
б) Неблагоприятные условия для развития способностей:
- нехватка впечатлений; - психические травмы; - принуждение к работе.
Вопрос 14. 14. Патология способностей.
Интеллектом в психологии называется система всех познавательных способностей: способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности.
I. Выделяют три формы интеллектуального поведения: 1) Вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; 2) Способность решать проблемы; 3) Практический интеллект, составными частями которого являются умение адаптироваться к окружающей обстановке.
II. Выделяют три формы организации интеллекта:
1) Здравый смысл – подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующейся на анализе мотивов поведения окружающих людей и использующей рациональный способ мышления. Здравый смысл позволяет человеку избегать логических ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций и выбирать наиболее адекватный способ взаимодействий с окружающими. 2) Рассудок – процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации. 3) Разум – это высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности. Разумом обозначается наивысшая ступень логичности, проявление «чистой» рациональности, отграниченной от каких бы то ни было моментов спонтанности, произвола, фантазии, интуитивных прозрений.
VI. Нарушение интеллекта: деменция, умственная отсталость.
1) Деменция – психопаталогический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушениями ориентировки, способности к обучению. 2) Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которая характеризуется нарушениями способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).
Лекция 17 Тема: Эмоции План
Понятие об эмоциях. Основные функции эмоций.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.114 (0.01 с.) |