Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы, лежащие в основе вербально-логического мышления.

Поиск

Понятие - механизм, лежащий в основе движения мысли.

Объективные средства мышления.

Основа мышления.

Основные этапы процесса мышления.

Общая схема решения задачи.

Основные мыслительные операции.

Классификация видов мышления.

Свойства мышления.

14. Патология мышления.

Вопрос 1. Определение мышления.

Мышление - познавательный процесс индивида, включающий обобщенное и опосредованное отражение действительности.

 

 

Вопрос 2. Сущность мышления.

 

Сущность мышления заключается в соотношении ощущений и восприятий, в сопоставлении, раскрытии отношений, в установлении связи между предметами.

Задача мышления состоит в выявлении основных связей реальных зависимостей, отделив их от случайностей.

 

Вопрос 3. Изучение мышления.

 

- Материалистический подход объясняет процесс мышления как сочетание образов памяти или продукта ассоциации. Мышление не является специфическим процессом.

 

- Идеалистический подход: мышление является особой функцией сознания. Оно является особой формой активности духа, независимо от чувств и речи.

 

Материалистический подход должен рассматривать мышление во взаимосвязи с общественной историей, используя систему языка и систему смысловых связей.

 

 

Вопрос 4. Этапы подготовки высказывания мысли.

 

- Наличие мотива высказывания;

 

- наличие мысли, необходимой для процесса высказывания;

 

- перевод мысли в развернутую речь и создание схемы высказывания; это

внутренняя речь, являющаяся переходным звеном к развернутой внешней речи;

 

- проявление развернутой внешней речи.

Вопрос 5. Законы, лежащие в основе вербально-логического

мышления.

 

Вербально-логическое мышление - высшая форма мышления, благодаря которой индивид приобретает способность отражать сложные отношения, понятия, делать выводы и решать определенные задачи.

 

Слово - основное понятие языка, имеющее две части:

 

а) “ предметная отнесенность” - способность слова обозначать какой-либо предмет;

 

б) “значение слова” - способность анализировать предметы и выделять в них

существенные свойства.

 

в) смысл слова - выделенное основное значение слова.

 

 

Вопрос 6. Понятие - механизм, лежащий в основе движения мысли.

 

а) Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, характеризующееся наибольшим раскрытием его связей и отношений.

 

б) Виды понятий:

«

- “житейские” понятия формируются, благодаря практической деятельности и

наглядно-образного опыта (Например, слова: стул, стол, собака и т.д.).

 

- “научные” понятия формируются, благодаря вербально-логическим процессам с отвлеченными связями (например, государство, местоимение, земноводное и т.д.).

 

в) Содержание понятия:

 

Есть несколько способов раскрытия содержания понятия:

 

Первый - основывается на описании явлений, необходимых для включения в это

понятие.

 

Второй - научный. Он основывается на необходимости сформулировать определение с указанием основных признаков.

 

Третий - основывается на перечислении основных признаков в определенном порядке.

 

 

г) Этапы усвоения понятия.

 

Усвоение понятия - это процесс осознания его содержания и умение выделить

основные признаки.

 

I этап: единичное использование понятия.

 

II этап: простое выделение понятий из круга аналогичных, без различия

существенных признаков.

 

III этап: определение главных признаков без широкого применения понятий.

 

IV этап: выделение основных признаков для широкого применения понятий.

 

Вопрос 7. Объективные средства мышления.

 

Язык помогает фиксировать не только понятия, но и логические отношения.

 

Логические отношения - это практическое отражение связей между предметами и явлениями, внесенными в план языка и несущими определенную смысловую нагрузку (смысловые конструкции).

 

Виды смысловых конструкций.

 

а) Конструкции, опирающиеся на служебные части речи - предлоги. (Например, я иду к..., я иду от... и т.д.)

 

б) Конструкции, опирающиеся на более сложные виды мышления. (Например, авария произошла в результате...)

 

Вопрос 8. Основа мышления.

 

- Логические связи - это сложные логические отношения, применяемые в логических структурах, сформированных в результате исторического развития человечества. (Например, часть - целое или целое - часть.)

 

- Суждение - процесс организованного течения мысли человека, позволяющий делать логические выводы.

Вопрос 9. Основные этапы процесса мышления.

I этап.

Проблемная ситуация - начало мыслительного процесса.

 

Структура проблемной ситуации:

 

- противоречие;

- познавательная потребность;

- предмет потребности;

- интеллектуальные возможности человека.

 

 

II этап.

 

Задача - означает способность расчленить известное (данное) и неизвестное

(искомое) и определить цель.

 

а) Способы решения задачи:

 

- алгоритм;

- эвристика;

- правила.

 

б) Для решения задачи с помощью правил необходимы 2 этапа:

 

- определение правила, необходимого для решения;

- применение правила к частным условиям.

 

в) Эвристика - наличие одной или нескольких гипотез, необходимых на любом этапе мышления.

 

Способы выдвижения гипотез по Дж.Брунеру:

 

- формируется множество гипотез и каждая из них проверяется последовательно;

- ни одна из гипотез не доводится до конца из-за бессистемности;

- гипотезу не формируются, а поиск решения идет на уровне случайности.

 

III этап.

 

Определение стратегии решения задачи.

 

IV этап.

 

Сопоставление результата с исходными данными.

 

 

Вопрос 10. Общая схема решения задачи.

 

а) Установление логической связи между условием и основным вопросом задачи.

 

б) Предварительная ориентировка в условиях задачи.

 

в) Торможение спонтанных операций.

 

г) Сопоставление результатов решения задачи с исходными данными.

 

Вопрос 11. Основные мыслительные операции.

 

- Анализ - мысленное разложение целого на части.

 

Виды анализа:

 

а) практический - непосредственное включение мыслительного процесса в речевую деятельность;

б) умственный - теоретический.

 

- Синтез - мысленное объединение свойств или частей в единое целое.

 

- Сравнение - определение сходства или различия между предметами.

 

Виды сравнения:

 

а) одностороннее или неполное (по одному признаку);

б) многостороннее или полное (по всем признакам);

в) поверхностное;

г) глубокое;

д) неопосредованное;

е) опосредованное.

 

- Абстракция - способность выделения каких-либо свойств, отвлекающихся от остальных.

 

Виды абстракции:

 

а) практическая;

б) внешняя;

в) высшая, опосредованная, выраженная в понятиях.

 

- Конкретизация - процесс перехода мышления от общего к конкретному.

 

- Обобщение - процесс объединения предметов по их общим признакам.

 

 

Вопрос 12. Классификация видов мышления.

 

а) По степени развернутости:

 

- дискурсивное мышление - поэтапно развернутый процесс;

 

- интуитивное мышление - характеризуется быстротой протекания и отсутствием

четко выраженных этапов.

 

б) С точки зрения новизны и оригинальности выраженных этапов:

 

- творческое мышление - процесс, направленный на создание новых идей и на открытие чего-либо нового или усовершенствованного;

 

- воспроизводящее мышление - процесс приложения имеющихся знаний и умений.

 

в) По характеру решаемых задач:

 

- теоретическое мышление - основано на практической деятельности. Оно примени-

мо к каждому конкретному практическому случаю;

 

- практическое мышление - связано с постановкой цели и выработкой планов.

 

г) В зависимости от содержания решаемой задачи:

 

- предметно-действенное мышление - процесс решения задачи с помощью реального преобразования ситуации, исследуя свойства объекта;

 

- наглядно-образное мышление - процесс решения задачи с помощью анализа, сравнения, обобщения различных образов;

 

- словесно-логическое мышление - процесс решения задачи с помощью понятий, логических конструкций установления общих закономерностей.

Вопрос 13. Свойства мышления.

а) Самостоятельность - попытка решить поставленную задачу особыми путями.

 

б) Инициативность - стремление самому находить пути решения задачи.

 

в) Широта - способность охватить вопрос в целом.

 

г) Критичность - способность подвергать все мысли критическому рассмотрению.

 

д) Гибкость - способность быстро менять действия при изменении обстановки.

 

Вопрос 14. Патология мышления.

 

I. Расстройства ассоциативного процесса.

II.

Расстройств мышления или ассоциативного процесса включает ряд нарушений способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.

Выделяют следующие формы:

А) ускоренное мышление характеризуются не только обилием и быстротой возникновения ассоциаций, но и их поверхностью. Речь приобретает непоследовательный характер. Легко отвлекаются от основной темы. Ускорение мышления - характерное проявление маниакального синдрома;

Б) Замедление мышления выражается в замедленном темпе речи, бедности возникающих ассоциаций. Речь односложна, затруднен процесс формирований умозаключений. Больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, производят впечатление интеллектуально сниженных. Замедление мышления наблюдается у больных в состоянии депрессии, при легком расстройстве сознания (оглушении).

В) патологическая обстоятельность (вязкость) – проявление тугоподвижности в мышлении. Речь медленная, растягивая слова, многословны. Излишняя детализация, обилие несущественных уточнений, повторов. Патологическая обстоятельность наблюдается при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии. Эти симптомы связаны с интеллектуальными расстройствами. Утрачена способность отличать главное от второстепенного.

Г) резонерство – проявляется многословием, мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление становится аморфным, лишенным четкого содержания. Резонерство формируется у больных шизофренией с длительно текущим процессом и отражает необратимые изменения в способе мышления больных.

Д) шизофазия или разорванное мышление – отражается в распаде речи, когда речь теряет какой-либо смысл. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова.

Е) бессвязность (инкогерентность) – проявление грубого распада всего процесса мышления. Грамматическая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, можно услышать только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Бессвязность речи обычно возникает на фоне тяжелого расстройства сознания – аменции.

Ж) речевые стереотипии, характеризующиеся повтором мысли, фраз или отдельных слов. К речевым стереотипиям относятся:

- персеверации;

- вербигерации;

- стоячие обороты.

1) персеверации – наиболее часто встречаются при слабоумии вызванном сосудистым поражением мозга, при возрастных атрофических процессах в мозге. При этом вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной вопрос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.

2) в ербигерации – насильственные двигательные акты. Больные стереотипно, ритмически, иногда в рифму повторяют отдельные слова, порой бессмысленные сочетания звуков.

3) стоячие обороты – это стереотипное выражение, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. Появление стоячих оборотов – признак снижения интеллекта, опустошения мышления. Они довольно часты при эпилептическом слабоумии, атрофических заболеваниях мозга.

З) ментизм (наплыв мыслей) – выражается тягостным состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, в виде приступа. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не может связно их изложить, жалуется, что «мысли идут параллельными рядами», «скачут», путаются.

И) шперрунг (перерыв в мышлении, остановка) – это проявление идеаторного автоматизма, наблюдающегося при шизофрении. Это состояние сопровождается ощущением чуждости, насильственности.

К) аутестистическое мышление – выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности.

л) символическое мышление – характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Хорошо известные слова используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Выдумывают собственные слова (неологизмы)

м) парологическое мышление – проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Наблюдается смещение понятий (соскальзавание). Такое мышление является основой бредовой системы.

2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.01 с.)