Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Патология ощущений.

Поиск

Виды патологических ощущений. Типы отношений к боли.

 

1. Количественные, качественные, парестезии:

а) количественные: анестезия – утрата способности ощущать различные виды раздражений, распространяется на тактильную, болевую, температурную, тотальную (захватывает все виды чувствительности) и парциальную (захватывает отдельные виды чувствительности;

б) гипоэстезия – снижение способности ощущать различные виды раздражений;

в) гиперэстезия – повышение способности ощущать различные виды раздражений.

 

По механизму возникновения на:

- корешковую чувствительность (нарушение чувствительности в зоне иннервации определенного корешка спинного мозга);

- сегментарную чувствительность (тотальное нарушение чувствительности в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга);

- диссоциированный (отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной или наоборот).

 

Нарушение чувствительности при некоторых заболеваниях:

а) лепрозная анестезия – поражение кожных рецепторов с последовательным ослаблением и утратой температурной чувствительности при длительно сохраняющейся проприоцептивной чувствительности;

б) истерическая анестезия – функциональное исчезновение чувствительности при отсутствии органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы.

 

2. Качественные: синестезия (возникновение ощущения в одном из анализаторов после раздражения другого).

3. Парестезии – неприятные ощущения, онемения, покалывания, жжение, ползанье мурашек и др.

Возникают в различных частях тела имеют тенденцию к перемещению.

 

Типы отношений к боли:

Четыре основных типа;

 

1 тип: порог боли низок – высока общая чувствительность к боли. Порог предела выносливости наступает скоро, вслед за чувством боли – низкая выносливость болевого чувства.

2 тип: порог боли низок – общая чувствительность к боли высока. Порог предела выносливости к боли высок – выносливость к болевому чувству большая, болевое чувство легко переносится. Интервал выносливости достаточен.

3 тип: порог боли высок – чувствительность к боли невысока. Интервал выносливости мал – поздно наступающее чувство боли переносится плохо, разрыв между порогом боли и Л

4 тип: порог боли высок – общая чувствительность невысока. Интервал выносливости достаточен – выносливость болевого чувства хорошая.

 

Роль формирования ощущений достаточно существенная, поскольку на базе ощущений происходит становление процесса восприятий реальности.

 

 

Лекция № 8

Тема:

Восприятие

План

Отличие восприятия от ощущения.

Сущность восприятия.

Свойства восприятия.

Физиологические основы восприятия.

Классификация восприятий.

Роль моторных компонентов в восприятии.

Патология восприятия.

 

Реальный мир - это сложная система. Поэтому и формы его отражения должны представлять не менее сложный системный комплекс. Ощущения - это самая простая форма во всем системном комплексе отражения. Более развитой формой отражения является восприятие. Рассмотрим сущность и свойства восприятия и его отличие от ощущения.

 

Вопрос 1. Отличие восприятия от ощущения.

 

а) Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, наделенным

нервной системой. Способность воспринимать мир в виде образов складывается и совершенствуется в жизненном опыте только у человека и высших животных.

 

б) Если ощущение не воспринимается как свойство предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, то восприятие всегда выступает как предметно оформленная действительность (даже в случае иллюзий).

 

в) Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов и их

образы локализированы в пространстве.

 

NB: Это отличие восприятия от ощущения называется объективацией.

 

г) Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (яркость, громкость и т.п.). Итогом восприятия является образ, причем включающий в себя комплекс ощущений, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

 

 

Вопрос 2. Сущность восприятия.

 

Из выше сказанного можем заключить, что восприятие - это осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

 

Вопрос 3. Свойства восприятия.

 

а) Предметность.

 

- Как отмечалось выше, предметность восприятия выражается в акте объективации, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

 

- Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и

регулирующую функцию в практической деятельности.

 

NB: И.М.Сеченов говорил, что предметность формируется на основе двигательных процессов, без которых невозможно само качество предметности восприятия.

 

- Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции

поведения. Обычно предметы определяются не по их виду, а по их основным свойствам или практическому назначению.

 

б) Целостность.

 

- В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие

дает целостный его образ.

 

NB: Целостность образа складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

 

- Весь комплекс компонентов ощущения настолько прочно связан между собой,

что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

 

в) Структурность.

 

- Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не

является простой их суммой.

 

- Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

 

Пример: При слушании мелодии каждая предыдущая нота еще звучит в уме в момент поступления новой ноты. Любая отдельная нота не дает понимания всей мелодии. Для этого необходимо удерживать в голове всю структуру мелодии. Аналогичен и процесс восприятия ритма.

 

- Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих

отражаемых объектов.

 

г) Константность.

 

- Df: константностью восприятия называется относительное постоянствонекоторых свойств предметов при изменении его условий.

 

- Функциональная роль константности: благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

 

- Источники константности восприятия - это активные действия перцептивной

системы: восприятие есть своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без качества константности восприятия человек не мог бы ориентироваться в бесконечном многообразном и изменчивом мире.

 

Пример: Кусок угля в летний солнечный день посылает в 8-9 раз больше количества вета, чем мел в сумерки. Причину этого ученые видят в адаптации к общему уровню яркости зрительного поля, цветовом контрасте, а также в самих представлениях о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

 

д) Осмысленность восприятия.

 

- Восприятие не сводится к набору раздражителей, в нем всегда имеется поиск

наилучшего толкования имеющихся данных, видение смыслового значения предмета. То есть восприятие у человека связано с мышлением, это интеллектуальный процесс.

 

- Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, то есть

отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово.

 

е) Апперцепция.

 

- Особенность восприятия: если ощущение зависит от раздражения, то восприятие

зависит еще и от личности самого субъекта, от содержания психической жизни человека. Эта особенность называется апперцепцией.

 

- Один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Следовательно, восприятие зависит еще и от личного жизненного опыта человека.

 

- Содержание восприятия зависит и от поставленной задачи, мотивов, установок,

эмоций, изменяющих содержание восприятия.

 

 

Вопрос 4. Физиологические основы восприятия.

 

а) Рефлекторный характер восприятия.

И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы со стороны окружающего мира.

 

б) Аналитико-синтетический характер восприятия.

В ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза всей суммы комплекса раздражений. Поэтому восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.

 

- Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

Пример: Иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.

 

- Благодаря синтезу мы воспринимаем не отдельные, разрозненные звуки, а

слова и фразы.

 

в) Физиологические механизмы восприятия.

 

- В основе синтеза лежит установление временных нервных связей.

 

- В основе восприятия лежат два вида нервных связей - образуемые в пределах

одного анализатора и межанализаторные связи:

 

= первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности;

 

Пример: Мелодия - это сложный комплексный раздражитель. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

 

= второй вид нервных связей при комплексном раздражении - это связи в пределах разных анализаторов;

 

Пример: Светомузыка, при которой включаются и слух, и зрение и другие анализаторы.

 

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, в восприятии отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (величина предмета, удельный вес и др.). Поэтому восприятие - более глубокий канал познания мира, чем ощущения.

Вопрос 5. Классификация восприятий.

 

- Основу классификации восприятия (так же как и ощущений) составляют различия

в анализаторах, участвующих в восприятии.

 

- Виды анализаторов: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые.

 

NB: Обычно в восприятии участвует ряд анализаторов. Различные виды восприятий редко встречаются в чистом виде.

 

- Второй вид классификации восприятий составляют формы существования

материи: пространство, время и движение.

NB: В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

Вопрос 6. Роль моторных компонентов в восприятии.

 

а) Сущность восприятия: восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Важным компонентом восприятия являются моторные процессы. Некоторые авторы считают их законами восприятия.

б) Законы восприятия.

 

- Первый (основной) закон: поскольку основной задачей восприятия является

формирование правильных образов окружающего мира, то экспериментальная психология доказала, что это невозможно без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения. Русский физиолог И.М.Сеченов напрямую связывал восприятие с работой (движением) мышечной системы. Он ввел понятие “мышечного чувства”. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты “мышечного чувства”, то есть ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство... становится измерителем времени.

Эксперименты показали, что в работе глаза и руки есть много общего. Глазам, как и рукам, свойственно последовательно осматривать, “ощупывать” контуры рисунка или предмета. При этом даже при неподвижном взоре регистрируются незаметные и непроизвольные микродвижения. Если в одном из анализаторов - например, в зрительном - идут сбои в движении, то есть глаз не может “ощупать” какой-либо предмет, то контуры этого предмета не появляются на сетчатке глаза. Таким образом, первый и основной закон восприятия состоит в его прямой взаимосвязи с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. К ним относятся: движения руки, движения глаза, движения гортани и т.д.

Вспомним, что в философии движение квалифицируется как атрибут материи, как форма жизни и всего живого, как механизм развития и изменения. Эта философская методология блестяще подтверждена экспериментальной психологией: если нет движения мышц, то и нет восприятия окружающего мира.

В связи с вопросом о движении интересны эксперименты, проведенные и описанные Д.Бомом. Он заметил, что окружающий мир воспринимается ярче, четче и адекватнее, когда тело находится в активном состоянии (движении). Он проводил опыт: люди надевали очки, в которых мир показывался перевернутым. Сначала они чувствовали дискомфорт, но затем даже в очках они видели его “нормальным” и не замечали перевернутого изображения. По этому поводу он писал: “В этих опытах интересно то, что способность “переучиваться” очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело... Те люди, которые имеют возможности ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно. Следовательно, чтобы восприятие окружающего мира было правильным, необходимы постоянные упражнения, тренинг и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.

 

- Второй закон восприятия: этот закон состоит в относительной устойчивости уже

сформировавшихся образов, их связи с мышлением.

 

Пример: Наблюдение над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел того мира, который видим мы. Постепенно его зрение восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, как его научили в школе для слепых. При рисовании он мог произвести только ту картинку, которую он раньше знал методом осязания.

То есть не работал зрительный анализатор, информация о зрительном восприятии не поступала в нервную систему, не формировался данный вид опыта общения с окружающей действительностью. Следовательно, критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.014 с.)