Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер как совокупность устойчивых черт личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характер и темперамент. Характер и другие черты личности. Структура характера. Общие основания для построения типологии характеров. Типология характеров в связи со строением тела человека. Акцентуированные характеры подростков по А.Е Личко. Акцентуированные типы характеров по К.Леонгарду. Типология социальных характеров по Э.Фромму. Формирование характера. Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные свойства человека. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Патология характера. Вопрос 1. Понятие о характере. Характер - это совокупность устойчивых черт индивида, определяющих отношение человека к социуму.
Вопрос 2. Характер как совокупность устойчивых черт человека.
- Характер проявляется в особенностях деятельности человека.
- Характер проявляется в общении с людьми. (Например, манера поведения, реакция на действия.)
- Характер человека определяет его основные поступки, способность к самостоятельным действиям
Вопрос 3. Характер и темперамент.
Характер неразрывно связан с темпераментом, так как и тот и другой являются устойчивыми и мало подвержены изменениям.
Вопрос 4. Характер и другие черты личности.
Черты личности можно обозначить как мотивационные и инструментальные.
- Мотивационные - побуждают, направляют и поддерживают деятельность человека.
- Инструментальные - придают деятельности определенный стиль.
- Характер относится к инструментальным личностным свойствам, от него зависит стиль выполнения деятельности.
- Характер может выступать как средство достижения поставленной цели. Вопрос 5. Структура характера.
а) Черты, определяющие поступки личности в выборе целей.
б) Черты, относящиеся к действиям, направленным на достижение целей.
в) Инструментальные черты, связанные с темпераментом. (Например, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность.)
Вопрос 6. Общие основания для построения типологии характеров.
- Формирование характера происходит в онтогенезе, и в последующем он проявляет себя относительно устойчиво.
- Сочетания черт характера являются закономерными, что позволяет определить тип характера.
Вопрос 7. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).
а) Астенический тип характеризуется хрупким строением тела (худой, узкие плечи, тонкие руки), средним ростом.
б) Атлетический тип характеризуется развитым скелетом (широкие плечи, мощная грудная клетка), высоким ростом.
в) Пикнический тип характеризуется развитыми внутренними полостями тела (грудь, живот), слабо развитыми мышцами, склонностью к ожирению, средним ростом.
Э.Кречмер установил взаимосвязь между строением тела и склонностью к психическим заболеваниям:
- Шизотимный тип характеризуется аристократичностью, тонкостью чувств, эгоистичностью, властностью, отсутствием эмоций.
- Циклотимный тип характеризуется веселостью, болтливостью, энергичностью, склонностью к юмору, беспечностью.
Вопрос 8. Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко.
Акцентуация характера (по А.Е.Личко) - чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
а) Гипертимный тип характеризуется подвижностью, общительностью, озорством. При хороших способностях подростки этого типа неусидчивы, недисциплинированны, конфликтуют со взрослыми, переоценивают свои способности.
б) Циклоидный тип характеризуется раздражительностью, склонностью к апатии, уединением, тяжелым переживанием незначительных неприятностей.
в) Лабильный тип характеризуется неуравновешенностью, непредсказуемостью, зависимостью от сиюминутного настроения.
г) Астеноневротический тип характеризуется повышенной мнительностью, раздражением, утомляемостью.
д) Сензитивный тип характеризуется повышенной чувствительностью. Эти подростки не любят шумных компаний, застенчивы, робки. Открыты тем, кого хорошо знают. У них могут возникать проблемы с адаптацией. Но у них рано формируются моральные принципы.
е) Психоастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием, склонностью к самоанализу и оценке поведения окружающих. Однако у этих подростков самоуверенность сочетается с нерешительностью.
ж) Шизоидный тип характеризуется замкнутостью, демонстрацией внешнего без- различия к окружающим. Эти подростки живут в мире фантазий, они сдержаны в проявлении чувств. Окружающие сверстники их не любят.
з) Эпилептоидный тип характеризуется плаксивостью, издевательством над беспомощными, диктаторством, жестокостью, себялюбием, угодничеством перед взрослыми.
и) Истероидный тип характеризуется театральностью, позерством. Эти подростки не выносят, когда хвалят их товарищей, они стремятся привлечь к себе внимание (эгоцентризм). Для них характерна претенциозность, однако, они не способны стать настоящими лидерами.
к) Неустойчивый тип характеризуется слабовольностью, склонностью к разным развлечениям без разбора, к безделью, праздности.
л) Конформный тип характеризуется конъюнктурным подчинением любым авторитетам, большинству группы. Жизненное кредо - “быть как все”.
Вопрос 9. Акцентуированные типы характеров по К.Леонгарду. а) Гипертимный тип характеризуется контактностью, словоохотливостью, жестикуляцией, несерьезностью, конфликтностью, энергичностью, оптимизмом, легкомыслием. Эти люди тяжело переносят условия жесткой дисциплины.
б) Дистимный тип характеризуется замкнутостью, немногословием, пессимизмом, бесконфликтностью, серьезностью, добросовестностью. Для людей этого типа характерна замедленность мышления, неповоротливость. в) Циклоидный тип характеризуется неуравновешенным настроением. Люди этого типа легко переходят от общительности к замкнутости.
г) Возбудимый тип характеризуется замкнутостью, замедленностью вербальных и невербальных реакций, склонностью к хамству, занудливостью, неуживчивостью, конфликтностью.
д) Застревающий тип характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям, обидчивостью, подозрительностью, предъявлением высоких требований к себе и окружающим. В конфликтах выступает инициатором.
е) Педантичный тип характеризуется бесконфликтностью, формализмом, бюрократией. Положительная сторона - аккуратность, серьезность, добросовестность. Отрицательная сторона - формализм, занудливость.
ж) Тревожный тип характеризуется низкой коммуникабельностью, робостью, неуверенностью в себе, бесконфликтностью. Положительная сторона - дружелюбие, исполнительность, самокритичность. Отрицательная сторона - беззащитность.
з) Эмотивный тип характеризуется узким кругом общения, бесконфликтностью. Положительная сторона - доброта, сострадание, чувство долга. Отрицательная сторона - чрезмерная чувствительность.
и) Демонстративный тип характеризуется коммуникабельностью, стремлением к власти, приспособляемостью. Положительная сторона - неординарность мышления и поступков, способность увлечь других. Отрицательная сторона - эгоизм, лицемерие, хвастовство.
к) Экзальтированный тип характеризуется коммуникабельностью, влюбчивостью. В конфликтах выступает как активной, так и пассивной стороной. Положительная сторона - альтруизм, чувство сострадания, искренность. Отрицательная сторона - паникерство, подверженность перепадам настроения.
л) Экстравертивный тип характеризуется коммуникабельностью, словоохотливостью, бесконфликтностью, уступчивостью в лидерстве. Положительная сторона - исполнительность, умение выслушать другого. Отрицательная сторона - легкомыслие, необдуманность, страсть к развлечениям, сплетням, слухам.
м) Интровертивный тип характеризуется замкнутостью, иллюзорностью восприятия, одиночеством, бесконфликтностью. Положительная сторона - сдержанность, принципиальность, наличие твердой убежденности. Отрицательная сторона - упрямство, ригидность мышления.
Вопрос 10. Типология социальных характеров по Э.Фромму.
а) Мазохист - садист характеризуется видением причин своего успеха и причин социальных событий в людях, непомерными требованиями и притязаниями к себе и к людям, стремлением “переделать” людей и себя в “лучшую” сторону.
б) “Разрушитель” характеризуется агрессивностью, конфликтностью. Для этих людей разрушение - средство решения своих жизненных проблем. В периоды революций они выступают основной разрушительной силой.
в) “ Конформист-автомат” характеризуется беспрекословным подчинением обстоятельствам, требованиям социальной группы, отсутствием собственного мнения. Эти люди - приспособленцы.
Вопрос 11. Формирование характера.
Формирование характера происходит в начале жизни. Характер формируется в результате общения с людьми при помощи прямого научения. Возраст от 2 до 10 лет считается сензитивным периодом, характеризующимся повышенным общением. В процессе становления характера важны стиль и способ общения взрослых между собой. Самыми первыми в характере закладываются доброта, общительность, отзывчивость, а также эгоизм, черствость, безразличие. В дошкольном возрасте закладываются деловые качества, трудолюбие, аккуратность, добросовестность. В раннем школьном возрасте формируются личностные черты характера. В подростковом возрасте закладываются волевые черты характера, а в ранней юности - нравственные. К окончанию школы характер полностью сформирован.
Вопрос 12. Место характера в общей структуре личности.
- Характер связывает особенности поведения со всеми другими свойствами.
- Характер влияет на процесс познавания.
- Характер напрямую влияет на эмоциональную сферу человека
- Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
Вопрос 13. Черты характера и другие личностные свойства человека.
Характер, в отличие от других свойств личности, обладает устойчивостью и ранним формированием. Сформированный характер остается устойчивым, за исключением возникновения тяжелых заболеваний.
Черты характера: а) общительность - черта характера, обладающая возрастной и временной устойчивостью;
б) замкнутость - черта, противоположная общительности, обладающая также возрастной и временной устойчивостью. Вопрос 14. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.
Экстраверсия - черта характера общительного человека, проявляющего интерес к происходящему вокруг.
Интроверсия - черта характера человека, внимание которого направлено во внутрь себя. Этот человека ставит себя выше всего, что происходит вокруг.
Вопрос 15. 15. Патология характера.
Дисгармоничный характер: десадаптивность, инфантилизм, нездравомыслие, ригидность, использование каозальной атрибуции, нереальность самооценки, несамостоятельность, зависимость, неестественность, центрация на несущественных параметрах, крайние варианты отношения к себе (самоуничижение, самовосхваление), эгоцентризм.
Клинические проявления черт характера: закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения, целями, мотивами и потребностями человека.
Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные (должны способствовать удовлетворению сущностных потребностей человека, создавать внутреннюю гармонию) и инструментальные (удовлетворять запросы общества, создавать внешнюю гармоничность).
Черты характера, формируемые в процессе воспитания: пунктуальность, чистоплотность, организованность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, прямота. Каждый из них способна в альтернативной форме и отражать аномалию развития характера.
Типы характера: - истерический («жажда» признания, стремится привлечь и завоевать внимание окружающих, избежать «незамеченности»),
- шизоидный (ориентация в деятельности на внутренние ощущения и переживания, замкнутость, нелюдимость, необщительность и отгороженность от окружающего мира, погруженность в мир собственных фантазий). Для шизоида характерно: прямота высказывания и бескомпромиссность, невзирая на ранги и ситуации.
- эпилептоидный (эмоциональная регидность, склонность к длительному застреванию на каких-либо эмоциях, помнят нанесенные им обиды по нескольку месяцев и лет). Для эпилептоида характерно: педантизм, повышенная аккуратность, организованность, склонность следовать нормам, ориентация на четкие правила.
- психастенический или обсессивно-компульсивный. Черты характера: застенчивость, смущенность, робость, нерешительность.
- астенический – его сущностью является уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, повышенная эмотивность. Черты характера: пассивен, безинициативен, довольствуется тем, что оказывается доступным, не прилагает никаких усилий к тому, чтобы как то изменить свою жизнь, повышенная эмотивность, синтементальность, жалостливость.
- паранойяльный – чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам со стороны окружения. Черты характера: подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих, суеверен, склонен искажать факты путем неверного их истолкования, повышенное чувство обиды, прямолинеен в высказываниях и поступках, ревнив и склонен к правдолюбию и поиску справедливости даже в мелочах. Доминирующие идеи – это идеи фикс, различные по тематике (изобретательства, политического переустройства, сутяжничества).
Лекция 15 Тема: Мотивация План
Понятие мотива и мотивации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.011 с.) |