Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы памяти по П.Линдсею и Д.Норману.

Поиск

Теории памяти.

Виды памяти.

Характеристика процессов памяти.

Индивидуальные различия в памяти.

Расстройства памяти.

Вопрос 1. Определение памяти.

Память - это запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

 

 

Вопрос 2. Исследование памяти.

 

- Г.Эббингауз: установил независимость изучения законов чистой памяти от мышления.

 

- Г.Э.Мюллер: экспериментально изучил основные законы закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

 

- Торидайн: анализировал способность животных находить путь в лабиринте и то, как эта способность влияла на формирование и закрепление навыков.

 

- И.П.Павлов: экспериментально изучил условные рефлексы, выявил условия возникновения и удержания новых условных связей.

 

- Л.С.Выготский: исследовал вопрос о развитии высших форм памяти, являющихся социальной формой психической деятельности.

 

- А.А.Смирнов иП.И.Зинченко: сформировали законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности. Установили зависимость запоминания от постав-

ленной задачи.

 

- Исследования: показали взаимосвязь сохранения и воспроизведения следов последних 30 лет с биохимическими изменениями РНК.

Вывод: Память - психический процесс, состоящий из разных уровней, систем, включающий работу множества механизмов.

 

Вопрос 3. Типы памяти по П.Линдсею и Д.Норману.

 

а) “Непосредственный” отпечаток сенсорной информации - удерживает точную и полную картину мира, воспринимаемую с помощью чувств. Длительность удержания равна 0,1 - 0,5 сек.

 

б) Кратковременная память - удерживает непосредственную интерпретацию

событий, проявившихся на сенсорном уровне.

 

в) Долговременная память - емкость этой памяти безгранична.

 

 

Вопрос 4. Теории памяти.

 

а) Ассоциативные теории объясняют предметы и явления действительности, которые запечатлеваются и воспроизводятся в связи друг с другом.

 

Разновидности ассоциаций.

Ассоциация по смежности: отражение пространственно-временных отношений предметов и явлений.

 

Ассоциация по контрасту: отражение противоположности.

 

Ассоциация по каузальности: отражение причинно-следственных отношений.

 

Определение по И.П.Павлову:Ассоциация - временная связь, возникающая в результате последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

 

 

б) Нейтронные теории памяти устанавливают связь между постоянным хранением

информации и химико-структурными изменениями в мозгу, влияющими на реализацию следов памяти под действием нервных цепей.

 

- Реверберация - возбуждение, вызванное электрическим импульсом, проходящим

от клетки к клетке.

 

- Консолидация - химические или структурные изменения в самих нейронах, приводящее к изменению цепи.

 

Вывод: Установлена связь кратковременной и долговременной памяти с одними и теми же нервными элементами. Разница лишь в том, что кратковременная память - это временная электрическая активность, а долговременная память - постоянная активность.

Вопрос 5. Виды памяти.

 

а) По характеру психической активности:

 

- двигательная память - это запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений и их систем; это основа для формирования навыков;

 

- эмоциональная память - память чувств; ее значение - воспроизведение пережитых и сохраненных чувств в виде сигналов;

 

- образная память - память на различные образы; она делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

 

- Словесно-логическая память - память, основанная на взаимосвязи мысли и языка.

 

б) По характеру целей деятельности:

 

- непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует

специальная цель что-то запомнить;

 

- произвольная память - целенаправленный процесс запоминания и воспроизведения информации.

 

в) По продолжительности закрепления и сохранения материала:

 

- кратковременная - краткое сохранение информации;

 

- долговременная - продолжительное сохранение информации;

 

- оперативная - обслуживает непосредственно активные действия, операции.

 

 

Вопрос 6. Характеристика процессов памяти.

 

I процесс памяти.

 

а) Запоминание имеет две формы:

 

- непроизвольное запоминание: запечатление воздействия без заранее поставлен-

ной цели и сохранение следа от возбуждения в коре головного мозга; лучше всего запоминаются жизненноважные явления;

 

- произвольное запоминание: характеризуется поставленной определенной целью

на запоминание и использование специальных приемов для запоминания.

 

б) Виды запоминания:

 

- механическое - запоминание слов, предметов, событий в том порядке, в котором

они воспринимались;

 

- осмысленное - основано на понимании внутренних логических связей между частями материала; эффективность этого вида запоминания гораздо выше предыдущего.

 

в) Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию:

 

- выделить главное в материале и составлении плана;

- систематизация материала;

- метод сравнения или сопоставления;

- конкретизация материала;

- повторение пройденного материала.

 

2 способа повторения.

 

1. Концентрированное - заучивание материала в один прием и повторение

без перерыва.

2. Распределенное - повторения отделены друг от друга промежутками времени, что способствует более прочному запоминанию.

 

г) Способы запоминания:

 

- целостный - состоит в прочтении материала полностью несколько раз до полного усвоения;

 

- частный - материал делится на части, которые прорабатываются отдельно;

 

- комбинированный - сочетание целостного и частичного; материал прочитывается, а трудные места выделяются и заучиваются отдельно.

 

II процесс памяти.

 

Сохранение информации.

 

Виды сохранения:

 

- динамическое - проявляется в оперативной памяти, материал мало изменяется;

 

- статическое - проявляется в долговременной памяти и материал перерабатывается.

 

III процесс памяти.

 

Узнавание объекта происходит в момент его восприятия и сопоставляется с восприятием объекта, сформировавшегося у человека ранее на основе личных впечатлений или словесных описаний.

 

IV процесс памяти.

 

а) Воспроизведение информации - активный волевой процесс, основанный на возобновлении нервных связей, образованных ранее.

 

б) Виды воспроизведения:

 

- произвольное - преднамеренное воспроизведение, когда человек заранее имеет цель вспомнить, применяя усилие мысли и воли;

 

- непроизвольное - происходит само собой; основа - ассоциации по смежности во времени или в пространстве;

 

- непосредственное - протекает без промежуточных ассоциаций (например, заучи вание таблицы умножения);

 

- опосредованное - человек опирается на промежуточные ассоциации - слова, обра зы, действия и т.д.

 

V процесс памяти.

 

а) Забывание - невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение; основой являются некоторые виды коркового торможения.

- Забывание протекает во времени неравномерно с наибольшей потерей материала сразу после восприятия;

 

- забывание может восстанавливаться через некоторое время; этот процесс называется реминисценцией.

 

б) Причины забывания:

 

- материал неточно понят;

- материал неинтересен;

- материал трудный;

- большой объем;

- отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием и носящей

название ретроактивного торможения.

Вопрос 7. Индивидуальные различия в памяти.

 

- Сила памяти;

- скорость запоминания и воспроизведения;

- прочность сохранения информации;

- точность воспроизведения информации;

- разновидность преимущества представлений, на которые опирается человек.

 

 

Вопрос 8. Расстройство памяти.

 

- Нарушения памяти на текущие события;

- нарушения памяти на прошлые события;

- нарушения памяти со стороны ее динамики: хорошее запоминание материала

сразу же после проработки, но быстрое его забывание;

- больные с поражением лобных долей мозга; у них возникает патологическая инертность возникших стереотипов;

- общемозговые нарушения психической деятельности (слабость, нестойкость возбуждений в коре головного мозга);

- умственная отсталость.

 

Патологические изменения памяти являются типичными для экзогенно-органических психических нарушений, т.е. их появление после черепно-мозговых травм, сосудистого, инфекционного заболевания головного мозга.

Выделяют следующие расстройства памяти:

 

1) Амнезии - расстройства памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

Виды амнезии: фиксационная, ретроградная, антероградная, ретроантероградная.

- фиксационная – нарушение процесса запоминания, разновидностью которой являются перфорационная амнезия. Фиксационная амнезия характеризуется нарушением запечатления получения человеком информации, резко ускоренным процессом забывания.

 

2) Нарушение процесса хранения и воспроизведения приводит к появлению «провалов в памяти» - ретроградной, антероградной, ретроантероградной.

а) ретроградная – невозможность воспроизвести информацию, приобретенную до возникшую с пациентом эпизода нарушенного сознания;

б) антероградная – трудность воспроизведения информации после эпизода нарушенного сознания.

в) ретроантероградная – оба периода времени.

 

3) Снижение памяти – гипомнезия

4) Повышение памяти – гипермнезия.

Данные расстройства часто формируются на базе эмоциональных нарушений. Гипомнезия сопровождает депрессивный спектр симптомов, а гипермнезия – маниакальный.

5) Парамнезия: конфабуляции, псевдореминисценции, экмнезии, криптомнезии.

 

а) конфабуляция – обманы памяти, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевшие место событий;

б) псевдореминисценции – нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее;

в) экмнезия – (жизнь в прошлом)

г) криптомнезия – расстройство памяти при которых больной присваивает чужие мысли, действия себе.

 

Среди законов формирования мнечтических расстройств наиболее известной считается закон Рибо, в соответствии с которым нарушение памяти (также как и ее восстановление) происходят в хронологическом порядке – в начале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем – на старые. Восстановление происходит в обратном порядке. После черепно-мозговых травм, опухолей головного мозга, гематом нередко встречается Корсаковский амнестический синдром, который включает в себя фиксафионную амнезию и парамнезию (конфабуляции, псевдореминисценции).

 

 

Лекция 11

Тема:

Речь

План

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.009 с.)