![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы памяти по П.Линдсею и Д.Норману.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теории памяти. Виды памяти. Характеристика процессов памяти. Индивидуальные различия в памяти. Расстройства памяти. Вопрос 1. Определение памяти. Память - это запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Вопрос 2. Исследование памяти.
- Г.Эббингауз: установил независимость изучения законов чистой памяти от мышления.
- Г.Э.Мюллер: экспериментально изучил основные законы закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.
- Торидайн: анализировал способность животных находить путь в лабиринте и то, как эта способность влияла на формирование и закрепление навыков.
- И.П.Павлов: экспериментально изучил условные рефлексы, выявил условия возникновения и удержания новых условных связей.
- Л.С.Выготский: исследовал вопрос о развитии высших форм памяти, являющихся социальной формой психической деятельности.
- А.А.Смирнов иП.И.Зинченко: сформировали законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности. Установили зависимость запоминания от постав- ленной задачи.
- Исследования: показали взаимосвязь сохранения и воспроизведения следов последних 30 лет с биохимическими изменениями РНК. Вывод: Память - психический процесс, состоящий из разных уровней, систем, включающий работу множества механизмов.
Вопрос 3. Типы памяти по П.Линдсею и Д.Норману.
а) “Непосредственный” отпечаток сенсорной информации - удерживает точную и полную картину мира, воспринимаемую с помощью чувств. Длительность удержания равна 0,1 - 0,5 сек.
б) Кратковременная память - удерживает непосредственную интерпретацию событий, проявившихся на сенсорном уровне.
в) Долговременная память - емкость этой памяти безгранична.
Вопрос 4. Теории памяти.
а) Ассоциативные теории объясняют предметы и явления действительности, которые запечатлеваются и воспроизводятся в связи друг с другом.
Разновидности ассоциаций. Ассоциация по смежности: отражение пространственно-временных отношений предметов и явлений.
Ассоциация по контрасту: отражение противоположности.
Ассоциация по каузальности: отражение причинно-следственных отношений.
Определение по И.П.Павлову:Ассоциация - временная связь, возникающая в результате последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
б) Нейтронные теории памяти устанавливают связь между постоянным хранением информации и химико-структурными изменениями в мозгу, влияющими на реализацию следов памяти под действием нервных цепей.
- Реверберация - возбуждение, вызванное электрическим импульсом, проходящим от клетки к клетке.
- Консолидация - химические или структурные изменения в самих нейронах, приводящее к изменению цепи.
Вывод: Установлена связь кратковременной и долговременной памяти с одними и теми же нервными элементами. Разница лишь в том, что кратковременная память - это временная электрическая активность, а долговременная память - постоянная активность. Вопрос 5. Виды памяти.
а) По характеру психической активности:
- двигательная память - это запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений и их систем; это основа для формирования навыков;
- эмоциональная память - память чувств; ее значение - воспроизведение пережитых и сохраненных чувств в виде сигналов;
- образная память - память на различные образы; она делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.
- Словесно-логическая память - память, основанная на взаимосвязи мысли и языка.
б) По характеру целей деятельности:
- непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить;
- произвольная память - целенаправленный процесс запоминания и воспроизведения информации.
в) По продолжительности закрепления и сохранения материала:
- кратковременная - краткое сохранение информации;
- долговременная - продолжительное сохранение информации;
- оперативная - обслуживает непосредственно активные действия, операции.
Вопрос 6. Характеристика процессов памяти.
I процесс памяти.
а) Запоминание имеет две формы:
- непроизвольное запоминание: запечатление воздействия без заранее поставлен- ной цели и сохранение следа от возбуждения в коре головного мозга; лучше всего запоминаются жизненноважные явления;
- произвольное запоминание: характеризуется поставленной определенной целью на запоминание и использование специальных приемов для запоминания.
б) Виды запоминания:
- механическое - запоминание слов, предметов, событий в том порядке, в котором они воспринимались;
- осмысленное - основано на понимании внутренних логических связей между частями материала; эффективность этого вида запоминания гораздо выше предыдущего.
в) Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию:
- выделить главное в материале и составлении плана; - систематизация материала; - метод сравнения или сопоставления; - конкретизация материала; - повторение пройденного материала.
2 способа повторения.
1. Концентрированное - заучивание материала в один прием и повторение без перерыва. 2. Распределенное - повторения отделены друг от друга промежутками времени, что способствует более прочному запоминанию.
г) Способы запоминания:
- целостный - состоит в прочтении материала полностью несколько раз до полного усвоения;
- частный - материал делится на части, которые прорабатываются отдельно;
- комбинированный - сочетание целостного и частичного; материал прочитывается, а трудные места выделяются и заучиваются отдельно.
II процесс памяти.
Сохранение информации.
Виды сохранения:
- динамическое - проявляется в оперативной памяти, материал мало изменяется;
- статическое - проявляется в долговременной памяти и материал перерабатывается.
III процесс памяти.
Узнавание объекта происходит в момент его восприятия и сопоставляется с восприятием объекта, сформировавшегося у человека ранее на основе личных впечатлений или словесных описаний.
IV процесс памяти.
а) Воспроизведение информации - активный волевой процесс, основанный на возобновлении нервных связей, образованных ранее.
б) Виды воспроизведения:
- произвольное - преднамеренное воспроизведение, когда человек заранее имеет цель вспомнить, применяя усилие мысли и воли;
- непроизвольное - происходит само собой; основа - ассоциации по смежности во времени или в пространстве;
- непосредственное - протекает без промежуточных ассоциаций (например, заучи вание таблицы умножения);
- опосредованное - человек опирается на промежуточные ассоциации - слова, обра зы, действия и т.д.
V процесс памяти.
а) Забывание - невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение; основой являются некоторые виды коркового торможения. - Забывание протекает во времени неравномерно с наибольшей потерей материала сразу после восприятия;
- забывание может восстанавливаться через некоторое время; этот процесс называется реминисценцией.
б) Причины забывания:
- материал неточно понят; - материал неинтересен; - материал трудный; - большой объем; - отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием и носящей название ретроактивного торможения. Вопрос 7. Индивидуальные различия в памяти.
- Сила памяти; - скорость запоминания и воспроизведения; - прочность сохранения информации; - точность воспроизведения информации; - разновидность преимущества представлений, на которые опирается человек.
Вопрос 8. Расстройство памяти.
- Нарушения памяти на текущие события; - нарушения памяти на прошлые события; - нарушения памяти со стороны ее динамики: хорошее запоминание материала сразу же после проработки, но быстрое его забывание; - больные с поражением лобных долей мозга; у них возникает патологическая инертность возникших стереотипов; - общемозговые нарушения психической деятельности (слабость, нестойкость возбуждений в коре головного мозга); - умственная отсталость.
Патологические изменения памяти являются типичными для экзогенно-органических психических нарушений, т.е. их появление после черепно-мозговых травм, сосудистого, инфекционного заболевания головного мозга. Выделяют следующие расстройства памяти:
1) Амнезии - расстройства памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Виды амнезии: фиксационная, ретроградная, антероградная, ретроантероградная. - фиксационная – нарушение процесса запоминания, разновидностью которой являются перфорационная амнезия. Фиксационная амнезия характеризуется нарушением запечатления получения человеком информации, резко ускоренным процессом забывания.
2) Нарушение процесса хранения и воспроизведения приводит к появлению «провалов в памяти» - ретроградной, антероградной, ретроантероградной. а) ретроградная – невозможность воспроизвести информацию, приобретенную до возникшую с пациентом эпизода нарушенного сознания; б) антероградная – трудность воспроизведения информации после эпизода нарушенного сознания. в) ретроантероградная – оба периода времени.
3) Снижение памяти – гипомнезия 4) Повышение памяти – гипермнезия. Данные расстройства часто формируются на базе эмоциональных нарушений. Гипомнезия сопровождает депрессивный спектр симптомов, а гипермнезия – маниакальный. 5) Парамнезия: конфабуляции, псевдореминисценции, экмнезии, криптомнезии.
а) конфабуляция – обманы памяти, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевшие место событий; б) псевдореминисценции – нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее; в) экмнезия – (жизнь в прошлом) г) криптомнезия – расстройство памяти при которых больной присваивает чужие мысли, действия себе.
Среди законов формирования мнечтических расстройств наиболее известной считается закон Рибо, в соответствии с которым нарушение памяти (также как и ее восстановление) происходят в хронологическом порядке – в начале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем – на старые. Восстановление происходит в обратном порядке. После черепно-мозговых травм, опухолей головного мозга, гематом нередко встречается Корсаковский амнестический синдром, который включает в себя фиксафионную амнезию и парамнезию (конфабуляции, псевдореминисценции).
Лекция 11 Тема: Речь План
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.138.39 (0.014 с.) |