Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы памяти по П.Линдсею и Д.Норману.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теории памяти. Виды памяти. Характеристика процессов памяти. Индивидуальные различия в памяти. Расстройства памяти. Вопрос 1. Определение памяти. Память - это запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Вопрос 2. Исследование памяти.
- Г.Эббингауз: установил независимость изучения законов чистой памяти от мышления.
- Г.Э.Мюллер: экспериментально изучил основные законы закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.
- Торидайн: анализировал способность животных находить путь в лабиринте и то, как эта способность влияла на формирование и закрепление навыков.
- И.П.Павлов: экспериментально изучил условные рефлексы, выявил условия возникновения и удержания новых условных связей.
- Л.С.Выготский: исследовал вопрос о развитии высших форм памяти, являющихся социальной формой психической деятельности.
- А.А.Смирнов иП.И.Зинченко: сформировали законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности. Установили зависимость запоминания от постав- ленной задачи.
- Исследования: показали взаимосвязь сохранения и воспроизведения следов последних 30 лет с биохимическими изменениями РНК. Вывод: Память - психический процесс, состоящий из разных уровней, систем, включающий работу множества механизмов.
Вопрос 3. Типы памяти по П.Линдсею и Д.Норману.
а) “Непосредственный” отпечаток сенсорной информации - удерживает точную и полную картину мира, воспринимаемую с помощью чувств. Длительность удержания равна 0,1 - 0,5 сек.
б) Кратковременная память - удерживает непосредственную интерпретацию событий, проявившихся на сенсорном уровне.
в) Долговременная память - емкость этой памяти безгранична.
Вопрос 4. Теории памяти.
а) Ассоциативные теории объясняют предметы и явления действительности, которые запечатлеваются и воспроизводятся в связи друг с другом.
Разновидности ассоциаций. Ассоциация по смежности: отражение пространственно-временных отношений предметов и явлений.
Ассоциация по контрасту: отражение противоположности.
Ассоциация по каузальности: отражение причинно-следственных отношений.
Определение по И.П.Павлову:Ассоциация - временная связь, возникающая в результате последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
б) Нейтронные теории памяти устанавливают связь между постоянным хранением информации и химико-структурными изменениями в мозгу, влияющими на реализацию следов памяти под действием нервных цепей.
- Реверберация - возбуждение, вызванное электрическим импульсом, проходящим от клетки к клетке.
- Консолидация - химические или структурные изменения в самих нейронах, приводящее к изменению цепи.
Вывод: Установлена связь кратковременной и долговременной памяти с одними и теми же нервными элементами. Разница лишь в том, что кратковременная память - это временная электрическая активность, а долговременная память - постоянная активность. Вопрос 5. Виды памяти.
а) По характеру психической активности:
- двигательная память - это запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений и их систем; это основа для формирования навыков;
- эмоциональная память - память чувств; ее значение - воспроизведение пережитых и сохраненных чувств в виде сигналов;
- образная память - память на различные образы; она делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.
- Словесно-логическая память - память, основанная на взаимосвязи мысли и языка.
б) По характеру целей деятельности:
- непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить;
- произвольная память - целенаправленный процесс запоминания и воспроизведения информации.
в) По продолжительности закрепления и сохранения материала:
- кратковременная - краткое сохранение информации;
- долговременная - продолжительное сохранение информации;
- оперативная - обслуживает непосредственно активные действия, операции.
Вопрос 6. Характеристика процессов памяти.
I процесс памяти.
а) Запоминание имеет две формы:
- непроизвольное запоминание: запечатление воздействия без заранее поставлен- ной цели и сохранение следа от возбуждения в коре головного мозга; лучше всего запоминаются жизненноважные явления;
- произвольное запоминание: характеризуется поставленной определенной целью на запоминание и использование специальных приемов для запоминания.
б) Виды запоминания:
- механическое - запоминание слов, предметов, событий в том порядке, в котором они воспринимались;
- осмысленное - основано на понимании внутренних логических связей между частями материала; эффективность этого вида запоминания гораздо выше предыдущего.
в) Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию:
- выделить главное в материале и составлении плана; - систематизация материала; - метод сравнения или сопоставления; - конкретизация материала; - повторение пройденного материала.
2 способа повторения.
1. Концентрированное - заучивание материала в один прием и повторение без перерыва. 2. Распределенное - повторения отделены друг от друга промежутками времени, что способствует более прочному запоминанию.
г) Способы запоминания:
- целостный - состоит в прочтении материала полностью несколько раз до полного усвоения;
- частный - материал делится на части, которые прорабатываются отдельно;
- комбинированный - сочетание целостного и частичного; материал прочитывается, а трудные места выделяются и заучиваются отдельно.
II процесс памяти.
Сохранение информации.
Виды сохранения:
- динамическое - проявляется в оперативной памяти, материал мало изменяется;
- статическое - проявляется в долговременной памяти и материал перерабатывается.
III процесс памяти.
Узнавание объекта происходит в момент его восприятия и сопоставляется с восприятием объекта, сформировавшегося у человека ранее на основе личных впечатлений или словесных описаний.
IV процесс памяти.
а) Воспроизведение информации - активный волевой процесс, основанный на возобновлении нервных связей, образованных ранее.
б) Виды воспроизведения:
- произвольное - преднамеренное воспроизведение, когда человек заранее имеет цель вспомнить, применяя усилие мысли и воли;
- непроизвольное - происходит само собой; основа - ассоциации по смежности во времени или в пространстве;
- непосредственное - протекает без промежуточных ассоциаций (например, заучи вание таблицы умножения);
- опосредованное - человек опирается на промежуточные ассоциации - слова, обра зы, действия и т.д.
V процесс памяти.
а) Забывание - невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение; основой являются некоторые виды коркового торможения. - Забывание протекает во времени неравномерно с наибольшей потерей материала сразу после восприятия;
- забывание может восстанавливаться через некоторое время; этот процесс называется реминисценцией.
б) Причины забывания:
- материал неточно понят; - материал неинтересен; - материал трудный; - большой объем; - отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием и носящей название ретроактивного торможения. Вопрос 7. Индивидуальные различия в памяти.
- Сила памяти; - скорость запоминания и воспроизведения; - прочность сохранения информации; - точность воспроизведения информации; - разновидность преимущества представлений, на которые опирается человек.
Вопрос 8. Расстройство памяти.
- Нарушения памяти на текущие события; - нарушения памяти на прошлые события; - нарушения памяти со стороны ее динамики: хорошее запоминание материала сразу же после проработки, но быстрое его забывание; - больные с поражением лобных долей мозга; у них возникает патологическая инертность возникших стереотипов; - общемозговые нарушения психической деятельности (слабость, нестойкость возбуждений в коре головного мозга); - умственная отсталость.
Патологические изменения памяти являются типичными для экзогенно-органических психических нарушений, т.е. их появление после черепно-мозговых травм, сосудистого, инфекционного заболевания головного мозга. Выделяют следующие расстройства памяти:
1) Амнезии - расстройства памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Виды амнезии: фиксационная, ретроградная, антероградная, ретроантероградная. - фиксационная – нарушение процесса запоминания, разновидностью которой являются перфорационная амнезия. Фиксационная амнезия характеризуется нарушением запечатления получения человеком информации, резко ускоренным процессом забывания.
2) Нарушение процесса хранения и воспроизведения приводит к появлению «провалов в памяти» - ретроградной, антероградной, ретроантероградной. а) ретроградная – невозможность воспроизвести информацию, приобретенную до возникшую с пациентом эпизода нарушенного сознания; б) антероградная – трудность воспроизведения информации после эпизода нарушенного сознания. в) ретроантероградная – оба периода времени.
3) Снижение памяти – гипомнезия 4) Повышение памяти – гипермнезия. Данные расстройства часто формируются на базе эмоциональных нарушений. Гипомнезия сопровождает депрессивный спектр симптомов, а гипермнезия – маниакальный. 5) Парамнезия: конфабуляции, псевдореминисценции, экмнезии, криптомнезии.
а) конфабуляция – обманы памяти, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевшие место событий; б) псевдореминисценции – нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее; в) экмнезия – (жизнь в прошлом) г) криптомнезия – расстройство памяти при которых больной присваивает чужие мысли, действия себе.
Среди законов формирования мнечтических расстройств наиболее известной считается закон Рибо, в соответствии с которым нарушение памяти (также как и ее восстановление) происходят в хронологическом порядке – в начале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем – на старые. Восстановление происходит в обратном порядке. После черепно-мозговых травм, опухолей головного мозга, гематом нередко встречается Корсаковский амнестический синдром, который включает в себя фиксафионную амнезию и парамнезию (конфабуляции, псевдореминисценции).
Лекция 11 Тема: Речь План
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.009 с.) |