Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Методы донаучной психологии и их вклад в научную психологиюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
а) методы донаучной психологии: - интроспекция (самонаблюдение); - умозрительные рассуждения; - наблюдение за поведением других людей; - анализ и разумное обобщение жизненных. В целом эти методы сыграли положительную роль в истории психологии. б) недостатки донаучных методов: - субъективизм (их недостаточная надежность и сложность); - философствование (сделавшее психологию неэкспериментальной и предположительной наукой) не обеспечивало доказательство причинно-следственных связей между психическими явлениями; - оторванность психологии от практики из-за чрезмерного теоретизирования. в) Постепенное становление методической системы психологии: - внедрение лабораторного эксперимента и измерения (вторая половина XIX в.). Цель: сделать психологию более точной наукой (не описывающей, а объясняющей психические явления); - открытие и формулировка серии законов, вычисляющих силу ощущений и вызывающих их стимулов:законы Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера, Стивенса; Цель: попытка количественно измерить психологические явления (в математических формулах). - начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.). Цель: использовать математическую статистику для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга. - В конце 80-х годов XIX в. в Лейпциге психологом В. Вундтом создается первая психологическая лаборатория, в которой он внедряет экспериментальные научные исследования при помощи специальных технических приборов и устройств. - до сих пор используются: традиционные методы сбора научной информации - наблюдение, самонаблюдение, опрос. NB 1: причины сохранения этих методов: - психологические явления - самые сложные и уникальные и их не всегда можно изучить при помощи методов других наук; - то, что доступно наблюдению и самонаблюдению, не всегда поддается описанию в математических формулах. NB 2: - наблюдение и особенно самонаблюдение требуют обязательной проверки на достоверность и надежность; - там, где это возможно, эти данные необходимо конкретизировать при помощи иных, более объективных, методов, в частности, математических расчетов.
Вопрос 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1) Историческая справка: становление отечественной психологии шло на основе диалектико-материалистического подхода к предмету психологии. Выдающуюся роль в становлении психологии и разработке ее методы сыграли Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Н. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурим, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе и др. Центрами научной психологической мысли становятся НИИ психологии в Москве, Киеве, Тбилиси, кафедры психологии университетов и педагогических институтов по всему Советскому Союзу. В 30-е годы формулируются основные принципы психологической науки: детерминизм, единство сознания и деятельности, принципы развития. 2) В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: а) организационные методы включают: - сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); - лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); - комплексный метод (в исследовании участвуют различные науки, при этом, как правило, один объект изучают различными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.). б) эмпирические методы: - наблюдение и самонаблюдение; - экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); - психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); - анализ продуктов деятельности; - биографические методы. в) методы обработки данных: - количественный (статистический); - качественный (дифференциация материала по группам, анализ). г) методы коррекции: - аутотренинг; - групповой тренинг; - способы психотерапевтического воздействия; - обучение. - -
ЛЕКЦИЯ № 3 Тема: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ План 1. Краткая историческая справка Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека. Генетические корни психологии и поведения.
Вопрос 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Еще древнегреческий философ Алкмеон указывал на то, что "психические явления тесно связаны с работой мозга". Его поддерживал Гиппократ. а) С развитием истории это привело в ХХ в. к появлению двух наук - физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) и психофизиологии; - они изучали анатомофизиологические основы психики; - общим для них стало понятие "научение" (память, поведенческий уровень). б) Большой вклад в понимание этой проблемы внесли И.М.Сеченов и И.П.Павлов: - И.П.Павлов открыл явление условнорефлекторного научения; - современные теории объяснили научение и поведение, а также сам механизм условно-рефлекторного приобретения опыта (Н.А.Бернштейн, К.Халл, П.К.Анохин, Е.Н.Соколов); - И.М.Сеченов отмечал, что психическое - это сложный рефлекс, являющийся обязательным компонентом любого поведенческого акта; - «Условный рефлекс» И.П.Павлова претерпел изменения: были обнаружены новые механизмы научения - импринтинг, оперантное обуславливание, викарное научение. в) Наши отечественные ученые основали свою школу в психофизиологии и вышли на проблему восприятия внимания, памяти: - Н.А.Бернштейн доказал, что абсолютно любое движение (не говоря уже о человеческой деятельности) неосуществимо без психики; - было установлено, что наивысший поведенческий акт осуществим в рамках сознания (и управляется им) и за пределами сознания (и называется фоновым) Пример: если движение превращается в автоматизированный навык, оно перестает управляться сознанием и переходит на фоновый уровень (автоматический переход улицы на зеленый свет и т.п.). г) К.Халл (американский ученый, основоположник современной психофизиологической теории научения) считал, что организм - это саморегулирующаяся система, имеющая механизмы поведенческой и генетической регуляции, направленные на поддержание гомеостаза всего организма (по этому научение запрограммировано как структурный фактор этой системы). д) П.К.Анохин предложил "модель функциональной системы", то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния. Этапы модели поведения: - пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия; - затем через соприкосновение с памятью формируется образ; - это осознается и приводит к принятию решения; - в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели ("акцептора результата действия"). - ценность концепции П. К. Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения. е) Отечественный ученый А. Р. Лурия выделил три автомных блока головного мозга, которые, по его мнению, обеспечивают нормальную работу системы психических явлений. І блок: это блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности: - ретикулярная формация ствола мозга; - структура среднего мозга; - глубинные отделы мозга; - лимбическая система; - медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности. ІІ блок: связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением информации, поступающей от органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.). ІІІ блок: охватывает передние отделы коры головного мозга, связанные с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем. Это научная проблема локализации. Следовательно, появилась и контрпозиция - анталокализация. (т.е., нет оснований говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в ЦНС).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.011 с.) |