Александровская В. Н. , клевец Л. Н. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александровская В. Н. , клевец Л. Н.



АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н., КЛЕВЕЦ Л.Н.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ

ПСИХОЛОГИИ

 

Учебное пособие для самостоятельной подготовки

студентов вузов

 

 

Донецк

 

2009

ББК 88.4

А 13

 

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

 

 

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н., КЛЕВЕЦ Л.Н.

А 13 Основы общей психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. — Донецк: Норд-Комплект; 2009.- 128с. Библиогр: С.-127

 

В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

Пособие может быть использовано студентами-психологами для подготовки к экзамену по Общей психологии, а также студентами-медиками и всеми интересующимися психологией.

 

 

ББК 88.4

А13

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Учебное пособие состоит из 18 лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала. В нем проструктурированы такие разделы Общей психологии, как: «Сознание», «Деятельность», «Ощущение», «Восприятие», «Внимание», «Память», «Речь», «Мышление», «Темперамент», «Характер», «Мотивация» и др. Эти проблемы являются основными в теории Общей психологии.

Изучение структурно-логической схемы каждого вопроса является обязательным для студента-психолога, так как формирует быстрое понимание и запоминание рассматриваемой проблемы

Главная цель учебного пособия состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь студенту быстро ориентироваться в объеме и содержании любого понятия данной науки, обобщать и ограничивать его, усвоить навыки элементарного структурно-логического мышления на заданную тему и эффективно использовать эти механизмы в освоении теоретического материала. Решение этой задачи потребовало от нас уйти от традиционной для гуманитарной науки формы «сложных словесных гирлянд» и выбора более краткой форма подачи материала.

Список изученных нами работ по Общей психологии, на основе которых было написано учебное пособие, прилагается.


ЛЕКЦИЯ № 1

Тема:

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ,

ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

 

План

Соотношение объекта и предмета в науке.

Задачи общей психологии.

Место психологии в системе наук и ее особенности.

Соотношение научной и житейской психологии.

Психические явления и психические факты.

Основные отрасли психологии

Вопрос 1. СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА

В НАУКЕ

а) Объект психологии: во всех науках объект познания – это то, на что направлена деятельность исследователя. Объект психологии – это человек. Еще древние философы говорили, что нет для человека более интересного объекта, чем сам человек.

б) Предмет психологии: одному объекту может соответствовать несколько предметов исследования. Т.е. понятие «объект» шире понятия «предмет» и может включать в себя несколько предметов.

Например, такой объект исследования, как человек, - это сложная функциональная живая биосистема. Именно поэтому человек является предметом многих наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. Стало быть, и у психологии в объекте под название человек есть своя предметная база исследования. Этим предметом является душа или психика. В 1940 г. В книге «Основы общей психологии» С.Л.Рубинштейн писал: «Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п. – т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»

На протяжении всей истории становления психологической мысли постепенно выделился круг явлений, составивших предметную базу науки психологии. См. следующую таблицу.


 

№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
1.   2.     3.     4.   5.   6.     7.     8.     9.   10.     11.     12. Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)   Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)     Свойства: индивидуальные, внутренние (психические)     Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)   Состояния:индивидуальные, внешние (поведенческие)   Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)     Процессы: групповые, внутренние   Состояния: групповые, внутренние   Свойства: групповые, внутренние     Процессы: групповые, внешние   Состояния: групповые, внешние   Свойства: групповые, внешние   Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.   Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.   Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.   Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.   Готовность, интерес, установка   Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер честолюбие, эгоизм.   Идентификация, коммуникация, комфортность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.   Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.   Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность, деятельность группы.   Межгрупповые отношения.     Паника, открытость группы, закрытость группы.   Организованность.

 

Вывод: таким образом, мы рассмотрели объект и предмет психологии. Объектом является человек, предметом – психика. Объект и предмет совпадают тогда, когда его надо рассматривать со всех сторон. Мы уже рассматриваем человека только с одной стороны – его психики (т.е. нашего предмета).

 

Вопрос 2. ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

а) Основная задача психологии – это изучение законов психической деятельности в ее развитии. Конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений.

Вопрос 3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

 

а) Место психологии в системе наук:

- общая характеристика вопроса: в истории научного знания ни одна его отрасль не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.

- суть классификации: предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Психология и эти науки близки по своему предмету и методу исследования. Различия определяются разными задачами, диктуемыми той или иной вершиной треугольника.

- взаимосвязь психологии и других наук:

= психология как интегратор научных дисциплин: психология синтезирует достижения других наук, объектом которых тоже является человек. Отечественный психолог Б.Г.Ананьев показал, что призвание психологии – интегрировать данные о человеке на уровне конкретно научного знания.

= связь психологии с физиологией: устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрывать и физиологические механизмы отражения высшей нервной деятельности.

= связь психологии и естествознания: автор руководства по общей психологии Е.И.Рогов, отмечает, что превращение психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г.Фехнер), естественнонаучная теория психологических знаний, представленная рефлекторной теорией И.М.Сеченова, И.П.Павлова, работами советских физиологов Л.А.Орбели, П.К.Анохина, К.М.Быкова, М.И.Красногорского, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, И.С.Бериташвили и др. Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч.Дарвина. В частности, они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющейся среде, понять происхождение высших форм психической деятельности их низших.

= связь психологии и биологии: психолог должен достаточно точно представлять различия в существовании растительного и животного мира, насекомых и высших позвоночных. Без знания высших биологических принципов приспособления невозможно понять поведение животных.

= связь психологии и общественных наук: проблемы психологического порядка входят процессы и явления, изучаемые историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юристпруденцией, политологией и другими науками. Многие социальные явления – групповое и индивидуальное поведение людей, социальные установки и ориентации личности, межличностные отношения, темперамент и характер, способности и мотивации и многое другое – не могут быть поняты без психологии.

= связь психологии и педагогики: еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Все области педагогики (общая теории, диалектика, частные методики, теории воспитания) требуют психологического знания и исследования.

Вывод: во-первых, научная психология опирается на житейский психологический опыт;во-вторых, научная психология извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе научность проверяется жизненностью.

 

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема:

План

НАУКИ

 

1) Историческая справка: становление отечественной психологии шло на основе диалектико-материалистического подхода к предмету психологии. Выдающуюся роль в становлении психологии и разработке ее методы сыграли Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Н. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурим, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе и др. Центрами научной психологической мысли становятся НИИ психологии в Москве, Киеве, Тбилиси, кафедры психологии университетов и педагогических институтов по всему Советскому Союзу. В 30-е годы формулируются основные принципы психологической науки: детерминизм, единство сознания и деятельности, принципы развития.

2) В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:

а) организационные методы включают:

- сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);

- лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

- комплексный метод (в исследовании участвуют различные науки, при этом, как правило, один объект изучают различными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.).

б) эмпирические методы:

- наблюдение и самонаблюдение;

- экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);

- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

- анализ продуктов деятельности;

- биографические методы.

в) методы обработки данных:

- количественный (статистический);

- качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

г) методы коррекции:

- аутотренинг;

- групповой тренинг;

- способы психотерапевтического воздействия;

- обучение.

-

-

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3

Тема:

План

1. Краткая историческая справка

Вопрос 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Еще древнегреческий философ Алкмеон указывал на то, что "психические явления тесно связаны с работой мозга". Его поддерживал Гиппократ.

а) С развитием истории это привело в ХХ в. к появлению двух наук - физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) и психофизиологии;

- они изучали анатомофизиологические основы психики;

- общим для них стало понятие "научение" (память, поведенческий уровень).

б) Большой вклад в понимание этой проблемы внесли И.М.Сеченов и И.П.Павлов:

- И.П.Павлов открыл явление условнорефлекторного научения;

- современные теории объяснили научение и поведение, а также сам механизм условно-рефлекторного приобретения опыта (Н.А.Бернштейн, К.Халл, П.К.Анохин, Е.Н.Соколов);

- И.М.Сеченов отмечал, что психическое - это сложный рефлекс, являющийся обязательным компонентом любого поведенческого акта;

- «Условный рефлекс» И.П.Павлова претерпел изменения: были обнаружены новые механизмы научения - импринтинг, оперантное обуславливание, викарное научение.

в) Наши отечественные ученые основали свою школу в психофизиологии и вышли на проблему восприятия внимания, памяти:

- Н.А.Бернштейн доказал, что абсолютно любое движение (не говоря уже о человеческой деятельности) неосуществимо без психики;

- было установлено, что наивысший поведенческий акт осуществим в рамках сознания (и управляется им) и за пределами сознания (и называется фоновым)

Пример: если движение превращается в автоматизированный навык, оно перестает управляться сознанием и переходит на фоновый уровень (автоматический переход улицы на зеленый свет и т.п.).

г) К.Халл (американский ученый, основоположник современной психофизиологической теории научения) считал, что организм - это саморегулирующаяся система, имеющая механизмы поведенческой и генетической регуляции, направленные на поддержание гомеостаза всего организма (по этому научение запрограммировано как структурный фактор этой системы).

д) П.К.Анохин предложил "модель функциональной системы", то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.

Этапы модели поведения:

- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;

- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;

- это осознается и приводит к принятию решения;

- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели ("акцептора результата действия").

- ценность концепции П. К. Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.

е) Отечественный ученый А. Р. Лурия выделил три автомных блока головного мозга, которые, по его мнению, обеспечивают нормальную работу системы психических явлений.

І блок: это блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности:

- ретикулярная формация ствола мозга;

- структура среднего мозга;

- глубинные отделы мозга;

- лимбическая система;

- медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

От работы этого блока зависит общий уровень активности.

ІІ блок: связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением информации, поступающей от органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.).

ІІІ блок: охватывает передние отделы коры головного мозга, связанные с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем.

Это научная проблема локализации. Следовательно, появилась и контрпозиция - анталокализация. (т.е., нет оснований говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в ЦНС).

 

Лекция № 4

Тема:

План

Лекция № 5

Тема:

СОЗНАНИЕ

План

Определение сознания.

Проявление сознания.

Сознание человека и язык.

Патология сознания.

Лекция № 6

Тема:

Деятельность

План

Определение деятельности.

Мотивация деятельности.

Образование умений и навыков.

Типы умений и навыков.

Вопрос 11. Образование умений и навыков

 

Основой навыков на физиологическом уровне является переход управления деятельностью на подсознательный уровень и доведения его до автоматизма.

Согласование навыков происходит, если:

а) системы движений одного и другого навыков соответствуют друг другу;

б) когда один навык создает предпосылки для выполнения другого;

в) когда конец одного навыка является началом для другого и наоборот.

Противодействие навыков имеет место, когда:

а) системы движений одного и другого навыков не согласуются друг с другом;

б) когда при переходе к другому навыку приходится переучиваться;

в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом;

г) когда начало и конец навыков не состыковываются друг с другом.

Образование умений:

- умения возникают в результате объединения навыков в системы с помощью действий, контролируемых сознанием;

- основным качеством умений является способность человека изменять их структуру: навыки, операции и действия, последовательность их выполнения;

- умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и включают процесс мышления.

 

Лекция № 7

Тема:

Ощущение

План

Классификация ощущений.

Общие свойства ощущений.

Явление адаптации.

Взаимодействие ощущений.

Патология ощущений.

 

Вопрос 6. Явление адаптации

 

а) Суть: изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют в сферах слуха, обоняния, осязания, вкуса.

б) Временные характеристики адаптации для разных органов чувств различны.

Примеры: Зрение в темной комнате приобретает чувствительность через 30 мин., слух адаптируется к окружающему фону через 15 сек.

в) Разновидности адаптации органов чувств по А.В.Петровскому.

- Негативная адаптация:

= адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;

= адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

- Позитивная адаптация: это повышение чувствительности под влиянием

действия слабого раздражителя.

г) Физиологические механизмы адаптации органов чувств.

Явление адаптации объясняется:

- периферическими изменениями в функционировании рецептора или продолжительными воздействиями на него раздражителя;

- процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность;

- развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях.

Лекция № 8

Тема:

Восприятие

План

Сущность восприятия.

Свойства восприятия.

Классификация восприятий.

Патология восприятия.

 

Реальный мир - это сложная система. Поэтому и формы его отражения должны представлять не менее сложный системный комплекс. Ощущения - это самая простая форма во всем системном комплексе отражения. Более развитой формой отражения является восприятие. Рассмотрим сущность и свойства восприятия и его отличие от ощущения.

 

Вопрос 1. Отличие восприятия от ощущения.

 

а) Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, наделенным

нервной системой. Способность воспринимать мир в виде образов складывается и совершенствуется в жизненном опыте только у человека и высших животных.

 

б) Если ощущение не воспринимается как свойство предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, то восприятие всегда выступает как предметно оформленная действительность (даже в случае иллюзий).

 

в) Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов и их

образы локализированы в пространстве.

 

NB: Это отличие восприятия от ощущения называется объективацией.

 

г) Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (яркость, громкость и т.п.). Итогом восприятия является образ, причем включающий в себя комплекс ощущений, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

 

 

Вопрос 2. Сущность восприятия.

 

Из выше сказанного можем заключить, что восприятие - это осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

 

Вопрос 3. Свойства восприятия.

 

а) Предметность.

 

- Как отмечалось выше, предметность восприятия выражается в акте объективации, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

 

- Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и

регулирующую функцию в практической деятельности.

 

NB: И.М.Сеченов говорил, что предметность формируется на основе двигательных процессов, без которых невозможно само качество предметности восприятия.

 

- Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции

поведения. Обычно предметы определяются не по их виду, а по их основным свойствам или практическому назначению.

 

б) Целостность.

 

- В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие

дает целостный его образ.

 

NB: Целостность образа складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

 

- Весь комплекс компонентов ощущения настолько прочно связан между собой,

что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

 

в) Структурность.

 

- Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не

является простой их суммой.

 

- Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

 

Пример: При слушании мелодии каждая предыдущая нота еще звучит в уме в момент поступления новой ноты. Любая отдельная нота не дает понимания всей мелодии. Для этого необходимо удерживать в голове всю структуру мелодии. Аналогичен и процесс восприятия ритма.

 

- Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих

отражаемых объектов.

 

г) Константность.

 

- Df: константностью восприятия называется относительное постоянствонекоторых свойств предметов при изменении его условий.

 

- Функциональная роль константности: благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

 

- Источники константности восприятия - это активные действия перцептивной

системы: восприятие есть своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без качества константности восприятия человек не мог бы ориентироваться в бесконечном многообразном и изменчивом мире.

 

Пример: Кусок угля в летний солнечный день посылает в 8-9 раз больше количества вета, чем мел в сумерки. Причину этого ученые видят в адаптации к общему уровню яркости зрительного поля, цветовом контрасте, а также в самих представлениях о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

 

д) Осмысленность восприятия.

 

- Восприятие не сводится к набору раздражителей, в нем всегда имеется поиск

наилучшего толкования имеющихся данных, видение смыслового значения предмета. То есть восприятие у человека связано с мышлением, это интеллектуальный процесс.

 

- Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, то есть

отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово.

 

е) Апперцепция.

 

- Особенность восприятия: если ощущение зависит от раздражения, то восприятие

зависит еще и от личности самого субъекта, от содержания психической жизни человека. Эта особенность называется апперцепцией.

 

- Один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Следовательно, восприятие зависит еще и от личного жизненного опыта человека.

 

- Содержание восприятия зависит и от поставленной задачи, мотивов, установок,

эмоций, изменяющих содержание восприятия.

 

 

Вопрос 4. Физиологические основы восприятия.

 

а) Рефлекторный характер восприятия.

И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы со стороны окружающего мира.

 

б) Аналитико-синтетический характер восприятия.

В ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза всей суммы комплекса раздражений. Поэтому восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.

 

- Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

Пример: Иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.

 

- Благодаря синтезу мы воспринимаем не отдельные, разрозненные звуки, а

слова и фразы.

 

в) Физиологические механизмы восприятия.

 

- В основе синтеза лежит установление временных нервных связей.

 

- В основе восприятия лежат два вида нервных связей - образуемые в пределах

одного анализатора и межанализаторные связи:

 

= первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности;

 

Пример: Мелодия - это сложный комплексный раздражитель. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

 

= второй вид нервных связей при комплексном раздражении - это связи в пределах разных анализаторов;

 

Пример: Светомузыка, при которой включаются и слух, и зрение и другие анализаторы.

 

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, в восприятии отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (величина предмета, удельный вес и др.). Поэтому восприятие - более глубокий канал познания мира, чем ощущения.

Вопрос 5. Классификация восприятий.

 

- Основу классификации восприятия (так же как и ощущений) составляют различия

в анализаторах, участвующих в восприятии.

 

- Виды анализаторов: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые.

 

NB: Обычно в восприятии участвует ряд анализаторов. Различные виды восприятий редко встречаются в чистом виде.

 

- Второй вид классификации восприятий составляют формы существования

материи: пространство, время и движение.

NB: В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

Вопрос 6. Роль моторных компонентов в восприятии.

 

а) Сущность восприятия: восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Важным компонентом восприятия являются моторные процессы. Некоторые авторы считают их законами восприятия.

б) Законы восприятия.

 

- Первый (основной) закон: поскольку основной задачей восприятия является

формирование правильных образов окружающего мира, то экспериментальная психология доказала, что это невозможно без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения. Русский физиолог И.М.Сеченов напрямую связывал восприятие с работой (движением) мышечной системы. Он ввел понятие “мышечного чувства”. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты “мышечного чувства”, то есть ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство... становится измерителем времени.

Эксперименты показали, что в работе глаза и руки есть много общего. Глазам, как и рукам, свойственно последовательно осматривать, “ощупывать” контуры рисунка или предмета. При этом даже при неподвижном взоре регистрируются незаметные и непроизвольные микродвижения. Если в одном из анализаторов - например, в зрительном - идут сбои в движении, то есть глаз не может “ощупать” какой-либо предмет, то контуры этого предмета не появляются на сетчатке глаза. Таким образом, первый и основной закон восприятия состоит в его прямой взаимосвязи с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. К ним относятся: движения руки, движения глаза, движения гортани и т.д.

Вспомним, что в философии движение квалифицируется как атрибут материи, как форма жизни и всего живого, как механизм развития и изменения. Эта философская методология блестяще подтверждена экспериментальной психологией: если нет движения мышц, то и нет восприятия окружающего мира.

В связи с вопросом о движении интересны эксперименты, проведенные и описанные Д.Бомом. Он заметил, что окружающий мир воспринимается ярче, четче и адекватнее, когда тело находится в активном состоянии (движении). Он проводил опыт: люди надевали очки, в которых мир показывался перевернутым. Сначала они чувствовали дискомфорт, но затем даже в очках они видели его “нормальным” и не замечали перевернутого изображения. По этому поводу он писал: “В этих опытах интересно то, что способность “переучиваться” очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело... Те люди, которые имеют возможности ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно. Следовательно, чтобы восприятие окружающего мира было правильным, необходимы постоянные упражнения, тренинг и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.

 

- Второй закон восприятия: этот закон состоит в относительной устойчивости уже

сформировавшихся образов, их связи с мышлением.

 

Пример: Наблюдение над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел того мира, который видим мы. Постепенно его зрение восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, как его научили в школе для слепых. При рисовании он мог произвести только ту картинку, которую он раньше знал методом осязания.

То есть не работал зрительный анализатор, информация о зрительном восприятии не поступала в нервную систему, не формировался данный вид опыта общения с окружающей действительностью. Следовательно, критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройке.

 

 

Лекция 9

 

Тема: Внимание

План

 

1. Определение внимания.

Формы внимания.

Виды внимания.

Свойства внимания.

Отвлекаемость внимания.

Рассеянность

11. Патология внимания.

Вопрос 1. Определение внимания.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

 

 

Вопрос 2. Основные характеристики внимания.

 

а) Направленность - избирательный характер психической деятель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.249 с.)