Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды эмоциональных состояний.

Поиск

Параметры измерения и оценки эмоциональных состояний.

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.

Активационная теория Линдсея-Хебба.

Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.

Информационная теория П.В.Симонова.

Связь эмоций с потребностями человека.

Эмоции и человеческая индивидуальность.

Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

Проявление эмоций в художественном творчестве.

Любовь как нравственное чувство.

Развитие эмоциональной сферы человека.

Патология эмоций.

Вопрос 1. Понятие об эмоциях.

Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих

отношения человека к миру, процесс и результат его практической деятельности.

 

 

Вопрос 2. Основные функции эмоций.

 

а) Коммуникативная - эмоционально выраженные движения человека, выполняющие функцию общения.

 

б) Регулятивная - эмоции как важнейший фактор регуляции процессов познания.

 

в) Сигнальная - эмоции как система сигналов познавания потребностной значимости происходящего.

 

г) Мотивационная - эмоции, отражающая отношения между мотивами и реализацией мотивов.

 

д) Оценочная - эмоции, выполняющие функции оценки деятельности человека.

 

е) Стимулирующая - эмоции, организующие деятельность человека.

 

ж) Защитная - эмоции, помогающие приспособиться к окружающим условия.

Вопрос 3. Виды эмоциональных состояний.

 

а) Эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватной

ему деятельности субъекта. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще не наступили.

 

б) Чувства носят предметный характер и связываются с представлением о некотором объекте. Чувства выступают значимым фактором в формировании личности.

 

в) Аффекты - это эмоциональные состояния, сопровождающиеся видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Эта реакция возникает как постфактум и имеет субъективную эмоциональную окраску. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения.

 

- Стресс - вид аффекта, представляющий чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение при ээмоциональной перегрузке нервной системы.

 

- Страсть - эмоциональное состояние, представляющее совокупность эмоций, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности.

 

Вопрос 4. Параметры измерения и оценки эмоциональныхсостояний.

 

- Модальность (качество);

- интенсивность;

- продолжительность;

- осознанность;

- глубина;

- генетический источник;

- сложность;

- условия возникновения;

- выполняемые функции;

- воздействие на организм.

Вопрос 5. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

 

В книге “Выражение эмоций у человека и животных” Дарвин определил, что эволюционный принцип применим к биофизическому и к психо-поведенческому развитию живого. Дарвин изучил развитие эмоций в процессе эволюции жизни живых существ, как важный приспособленческой механизм, способствующий адаптации организма.

 

 

Вопрос 6. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.

 

Джемс-Ланге: по его теории органические изменения - первопричина эмоций;

физические состояния, характерные для определенных эмоций, отражаясь в голове человека через систему связей, порождают эмоциональные переживания.

 

У.Кеннон: по его теории телесные изменения при возникновении разныхэмоциональных состояний похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для обеспечения различий в высших эмоциональных проявлениях.

 

П.Бард: изучил закономерность одновременного проявления телесных изменений и эмоциональных переживаний.

 

Поздние исследования: показали, что с эмоциями связан гипоталамус и центральные части лимбической системы.

Вопрос 7. Активационная теория Лидсея-Хебба.

 

а) Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга.

 

б) Основные положения теории:

 

- электроэнцефалографическая картина работы мозга при эмоциях выражает “комплекс активности”;

 

- работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры

эмоций (силу, продолжительность и т.д.);

 

- для достижения хорошего результата не желательны как сильные, так и слабые эмоциональные проявления.

 

Вопрос 8. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.

 

Согласно теории положительные эмоции возникают у человека при подтверждении его ожиданий, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают при расхождении ожидаемых и действительных результатов. Для продления их существует два выхода:

 

1. Приблизить ожидание и планы к реальному результату.

 

2. Попытаться добиться результата, соответствующего вашим ожиданиям.

 

- С.Шехтер показал зависимость эмоциональных процессов от памяти и мотивации человека. На эмоциональное состояние воздействует прошлый опыт и оценка им ситуаций с точки зрения актуальных для него интересов.

 

- Показана прямая зависимость между характером, интенсивностью переживаний данного человека и характером переживаний этих ситуаций другими людьми.

 

Вопрос 9. Информационная теория П.В.Симонова.

Симонов предложил формулу, согласно которой сила и качество возникшей эмоции определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения:

 

 

Э = F (П, (Ин - Ис,...)),где

 

Э - эмоция,

П - величина и специфика актуальной потребности,

(Ин - Ис) - оценка вероятности удовольствия данной потребности на основе

врожденного опыта,

Ин - информация о средствах удовлетворения потребностей,

Ис - информация о средствах, располагаемых в данный момент

времени.

 

 

Вопрос 10. Связь эмоций с потребностями человека.

 

Эмоции отражают состояние, процесс, результат удовлетворения потребности. Эмоции показывают актуальные интересы, потребности и переживания человека.

 

Вопрос 11. Эмоции и человеческая индивидуальность.

 

Люди отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, устойчивостью эмоциональных переживаний, разнообразием эмоций, длительностью, доминированием положительных или отрицательных эмоций, по силе и глубине чувств, по их содержанию и предметной отнесенности.

Динамика эмоций характеризует личность человека.

 

 

Вопрос 12. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

 

Установленная связь совести человека с нравственной устойчивостью, принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми. Совесть характеризуется последовательностью и устойчивостью в поведении.

 

 

Вопрос 13. Проявление эмоций в художественном творчестве.

а) В живописи эмоции отражаются в виде сюжетов, в манере письма.

 

б) Видами творчества можно назвать юмор, иронию, сатиру, сарказм.

 

- юмор - эмоциональное проявление смешного и доброго;

- ирония - сочетания смеха и пренебрежения к чему-либо;

- сатира - обличение или осуждение объекта;

- сарказм - прямая насмешка над объектом;

- трагизм - эмоциональное состояние, возникающее при столкновении добра и

зла.

Вопрос 14. Любовь как нравственное чувство.

 

Любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим, подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувствительности. Настоящая любовь предполагает психорганические связи лишь как форму выражения духовного начала.

 

Вопрос 15. Развитие эмоциональной сферы человека.

- Эмоциональность относят к врожденным и устойчивым личностным характеристикам человека.

 

- Доказано, что человек властен над проявлением аффектов и обучаем этому.

 

- Совершенствование высших эмоций и чувств означает развитие личности человека, которое может идти в следующих направлениях:

 

а) в направлении, связанном с внесением в эмоциональную сферу новых чувств;

 

б) в направлении, связанном с повышением уровня сознания, воли, контроля;

 

в) в направлении, связанном с просмотром духовных ценностей и норм.

 

Вопрос 1. Патология эмоций.

 

В клинической психологии значимыми для оценки психического состояния оказываются как эмоции и чувства, так и аффекты и страсти. Аффект – особо выраженное эмоциональное состояние человека, сопровождающиеся существенными изменениями. Аффекты являются потенциально опасными эмоциональными феноменами, поскольку могут приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам.

 

1) Различают: физиологический и патологический аффекты.

 

А) при физиологическом – нарушение сознания отсутствуют;

Б) при патологическом – присутствуют, что предопределяет появление или не появление автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии вслед за прекращением аффекта. Возникает после острой психической травмы. Он характеризуется: сужением сознания по типу сумеречного расстройства, нарушением ориентировки, чрезмерной жестикуляцией, речевой расторможенностью и психомоторным возбуждением. Заканчивается общим появлением общей слабостью, безразличием к происходящим событиям и глубоким сном. После пробуждения выглядят растерянными, не помнят, что с ними произошло, нередко подавлены.

 

2) Страсть – это своеобразный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных на определенном виде деятельности.

3) Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, характеризующееся выраженными эмоциональными переживаниями (аффектами). Стресс может носить негативный характер (дистресс), приводящий к развитию патологии эмоций и позитивный, мобилизующий (эустресс). Стресс наступает вслед за психотравмой.

4) Психическая травма – это значимое для человека событие, вызывающее негативные эмоции вследствие того, что данное событие не способствует удовлетворению какой либо потребности и часто оказывается неспрогнозированным.

Эмоциональные феномены для оценки психологического состояния соматических и психических больных:

 

1) Депрессия – пониженное, мрачное настроение (тоска), двигательная заторможенность, замедление ассоциативного процесса;

2) Мания – повышенное, радостное настроение (эйфория), двигательное возбуждение и ускорение ассоциативного процесса.

3) Эйфория – повышенное беззаботное, неадекватно веселое настроение;

4) Дисфория – злобно-гневливое настроение;

5) Апатия – состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или к окружающей обстановке.

6) Слабодушие – эмоциональное гиперестезия.

7) Паратемия – неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий его причине;

8) Страх – чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий;

9) Тревога – чувство внутренней напряженности связанное с ожиданием угрожающих событий (за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий;

10) Тоска – тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца. Сопровождается двигательной заторможенностью;

11) Беспокойство – чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастью;

12) Чувства потери чувств – мучительное чувство бесчувствия, переживания безвозвратной утраты возможности чувствования.

13) Амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных чувств.

 

Симптомы нарушения эмоций:

 

1) алекситимия – затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания;

2) Ангедония – утрата человеком чувства радости, удовольствия;

3) Эмпатия – способность человека точно распознать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему;

4) Синтонность – ровное настроение;

5) Эмотивность – легкая ранимость.

 

Эмоциональные переживания:

 

1) Обида

2) Разочарование

3) Аффект недоумения

4) Удивление

 

 

Лекция 18

Тема:

Воля

План

 

Определение воли.

Функции воли.

Основа волевых действий.

История исследований воли.

Материальная основа воли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.205 (0.008 с.)