Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эмоциональной сферы спортсмена и успешность спортивной деятельности

Поиск

 

Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях.

Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличаются не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Психологи выделяют следующие эмоциональные состояния спортсменов [28]:

· соревновательное возбуждение – характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими (действенными) эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

· боевой настрой – сопровождается уверенностью в победе, готовностью к энерготратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями;

· спортивная увлеченность – сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для игровых видов спорта;

· спортивный азарт – отрицательное эмоциональное состояние, когда увлеченность спортивной борьбой приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий;

· спортивная злость – чаще всего возникает как фрустрация – кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника;

· состязательность – представляется наиболее эффективным эмоциональным состоянием для борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку и самооценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и его мастерству;

· агрессивность – эмоция, также направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искусственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах;

· спортивная честь – рассматривается как сложное нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности, культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательных действий, высокой требовательностью к себе;

· чувство личного превосходства – проявляется в самолюбовании, зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников своими прошлыми заслугами, требует повышенного внимания к своей персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

· чувство долга и ответственности перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях; субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померяться силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску;

· чувство спортивной гордости – возникает в результате заслуженной победы в трудном спортивном поединке; характеризуется ощущением причастности к достижениям команды, коллектива, личного вклада в победу на соревнованиях, совпадением интересов команды и самого спортсмена.

Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом виде». Как правило, они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя органичное единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт их сильного, глубокого воздействия на характер деятельности спортсмена.

В практической части работы мы исследуем влияние на результативность деятельности спортсмена-пловца двух факторов, относящихся к эмоциональной сфере – эмоциональность спортсмена и его экспрессивность (контроль эмоций).

Эмоциональность – «свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения» [7].

По основанию «эмоциональность» выделяют следующие типы личности [35]:

1. Эмоциональный. Человек такого типа легко возбудим и впечатлителен, действия совершённые в состоянии срыва часто вызывают раскаяние, но неизменно повторяются.

2. Сентиментальный. Для таких людей свойственно самосозерцание, они оценивают мир по собственным эмоциональным реакциям на него, которые им очень важны. Чувства такого человека направлены на собственную персону, он может совершать дурные поступки, проливая искренние слёзы.

3. Страстный. Люди этого типа стремительны и настойчивы в достижении целей, в их жизни эмоции всегда бьют ключом. Свою энергию они отдают на все 100%.

4. Эмоционально-фригидный. Для этого типа свойственен холодный рассудок, такой человек не сможет понять переживания других, у него просто отсутствует такая способность.

Динамическое значение эмоциональности может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию спортивной деятельности и может снижать, тормозить ее. Одни специалисты подчеркивают по преимуществу их мобилизующую функцию, для других, наоборот, эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией спортивной деятельности, они возникают при дезорганизации и порождают срыв.

Каждая из этих двух противоположных точек зрения опирается на реальные факты, но обе они исходят из ложной метафизической альтернативы «либо – либо» и потому, отправляясь от одной катего­рии фактов, вынуждены закрыть глаза на другую. На самом деле не подлежит сомнению, что и здесь действительность противоречива: эмоциональные процессы могут и повысить эффективность деятель­ности, и дезорганизовать ее. Иногда это может зависеть от интенсивности процесса: положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перей­ти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизую­щий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбужде­ния.

Экспрессивность. «Экспрессивный – выразительный, способный отразить эмоциональное состояние. Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса научения, направляемого социальными нормами. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут стать одним из источников конфликтов» [7].

Считается, что спортсмены должны успокаивать себя и держать свои эмоции под контролем. «Это не означает, что они относятся к соревнованиям без энтузиазма, но спортсмен, обладающий действительно сильным духом соперничества, будет так волноваться и переживать, что легко может наделать ошибок, если не сможет удержать свои эмоции под контролем.

Потребность в контроле над эмоциями существует в большинстве видов спорта. Лучники и стрелки по мишеням учатся успокаивать сознание и контролировать дыхание. Боксеры и представители боевых искусств постоянно сдерживают себя, чтобы не дать волю эмоциям во время схватки. Даже футболистов учат играть со «сдержанной яростью», причем слово сдержанный здесь имеет решающее значение» [20].

На наш взгляд значимость контроля эмоций спортсменом для результативности деятельности будет зависеть не только от вида спорта, но и от уровня эмоциональности спортсмена. Т.е. эти два фактора должны рассматриваться в комплексе, что и отражено в практической части работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.009 с.)