Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуально-психологические особенности личности спортсмена-пловцаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как известно, в процессе обучения и тренировки происходит отбор спортсменов с преобладанием определенных особенностей психической деятельности, обеспечивающих наиболее адекватное приспособление к специфике избранного вида спорта. В плавании специфические условия спортивной деятельности также предъявляют особые требования, которые в силу своего природного происхождения могут служить надежным критерием отбора и ориентации по отдельным специализациям. Такими требованиями являются [18]: а) достаточно высокий уровень силы нервных процессов[1] (требование, обязательное для пловца-спринтера), обусловливающий способность выполнять работу с максимальными усилиями, но относительно непродолжительную по времени; б) высокая устойчивость к монотонии[2] (требование, предъявляемое прежде всего к пловцу-стайеру). Высокие проявления данного свойства способствуют выполнению длительной по продолжительности работы монотонного характера; в) высокая лабильность нервной системы[3] (требование, в равной мере предъявляемое как к спринтеру, так и к стайеру) – свойство, имеющее большое значение для проявления специфических качеств пловца. Исследования показали, что уровень спортивных достижений в плавании обусловлен определенным уровнем развития таких свойств, как сила нервной системы и ее устойчивость к монотонии. Последующая работа в этом направлении выявила определенные различия в уровне проявления этих свойств в зависимости от специализации в плавании. Так, пловцы-спринтеры характеризуются сильным и среднесильным типом нервной системы. В то же время устойчивость к монотонии у этих спортсменов находится на уровне нижнего предела средних значений. Пловцы-стайеры характеризуются высокой устойчивостью к монотонии. Следует учитывать динамические изменения свойств высшей нервной деятельности, которые происходят в процессе возрастного развития. Судя по данным исследований, наиболее «профессиональный» признак с точки зрения отбора и спортивной успешности – лабильность нервной системы. Характерно, что эти требования вида спорта являются едиными для девочек и мальчиков. Коротко остановимся на путях применения в практике спортивного плавания получаемых результатов психодиагностических исследований личности: 1. После проведения психологических исследований тренер может более эффективно работать со спортсменами: для него не будет неожиданным поведение спортсмена на тренировке или в стрессовой ситуации соревнования. 2. Результаты тестирования личности могут быть использованы в индивидуальных беседах и консультациях для решения личностных проблем и сведения их к минимуму. 3. Спортсмен, знакомый с лежащими в основе тестирования принципами и понимающий значение полученных показателей, может глубже понять самого себя и в дальнейшем более адекватно корректировать свое поведение. Такое понимание делает более целенаправленной работу на тренировках, содействует повышению устойчивости эмоциональной адаптации, а в целом повышает уровень спортивных достижений. 4. Установление определенных различий в личностных профилях спортсменов в команде (или группе) способствует оптимизации их межличностных отношений и предотвращает возникновение нежелательных форм взаимодействия. 5. Полученные в результате тестирования сведения о личностных особенностях вместе с результатами тщательного анализа бесед, автобиографических данных или данных проективных тестов помогают выявить тех членов команды, состояние или эмоциональная адаптация которых требует особого внимания либо в данный момент, либо в ходе длительных тренировок или напряженных соревнований. Контроль за состоянием психологической подготовленности спортсменов проводится на основании данных об основных свойствах личности квалифицированного пловца, полученных на большом статистическом материале, с учетом индивидуальных психологических особенностей. Свойствами личности, которые среди большого многообразия личностных особенностей, характеризуют спортсмена-пловца, имеют решающий, наиболее значимый характер при достижении высоких результатов являются: 1. Темперамент - фактор, обусловливающий уровень психической выносливости и работоспособности. 2. Уровень мотивации достижения. 3. Волевой и интеллектуальный контроль поведения. 4. Стремление к соперничеству, соревновательность. Следует упомянуть два условия, которые существенно влияют на значимость перечисленных качеств. Во-первых, следует сказать о психическом здоровье, как о непременном условии, лежащем в основе хорошей переносимости стресса. Под стрессом мы понимаем не только ответственные выступления, но и ежедневные тренировочные нагрузки, выполняя которые пловец может находиться на грани психического срыва. Психическое здоровье, представление о котором можно получить с помощью теста ММРI,обусловливает переносимость стресса по двум типам – «отрицательному» и «положительному». В первом случае в экстремальных условиях наступает дезорганизации поведения, исключающая возможность какого-либо интеллектуального и волевого контроля. Во втором в тех же условиях наблюдается максимальная мобилизация психических и физических возможностей. Второе условие, влияющее на степень значимости основных личностных качеств, это наличие высокого уровня интеллекта. Высокий уровень интеллектуального развития способствует большей мобилизации способностей и является залогом быстрой обучаемости. Половые различия личностных характеристик довольно сглажены по сравнению с различиями возрастными, что объясняется тем, что специфические требования спортивного плавания и самой спортивной деятельности едины. В ряде исследований определены следующие ярко выраженные качества (акценты), характеризующие личность пловца высокого класса (напр. [18]): 1. Способность к переносимости стресса[4]. Речь идет о способности спортсмена переносить стресс только по положительному типу, т.е. по такому типу, когда в экстремальных условиях наблюдается максимальная мобилизация психических и соответственно физических качеств. 2. Высокий уровень интеллектуальных способностей, с которыми связана моторная одаренность и способность к обучаемости. Хорошо известно, что интеллектуально развитый, «думающий» спортсмен, участвующий в процессе своей подготовки совместно с тренером, понимающий значение различных видов воздействия на организм на разных этапах подготовки, обладающий высоким интеллектуальным контролем своих проявлений, достигает гораздо больших успехов в своей деятельности, в отличие от спортсмена, пассивно подчиняющегося и плохо понимающего цель и смысл предлагаемых нагрузок. 3. Темперамент, играющий немаловажную роль в достижении успешности в спортивной деятельности. Темперамент обусловливает уровень потенциальных возможностей организма (как психических, так и физических), уровень психической и физической выносливости и работоспособности. Темперамент генетически детерминирован, ярко характеризует личность и в процессе жизни не подвергается изменениям. 4. Уровень мотивации достижения у спортсмена. Необходимым условием здесь является оптимальный уровень развития мотивации достижения. Уровень мотивации поддается воздействию и воспитанию в том случае, если выявлена истинная побуждающая к занятиям спортом причина. 5. Способность к соперничеству, соревновательности, играющая немаловажную роль в спортивной деятельности. Данное качество, как и предыдущее, достаточно хорошо поддается воспитанию и коррекции при условии, если первоначальный уровень его развития выше средних значений. 6. Волевой контроль. При высоком уровне развития это достаточно сильное качество, способное компенсировать недостаточно высокий уровень развития таких способностей, как соревновательность, устойчивость в стрессе и мотивация. Описанная схема основных и необходимых особенностей, характеризующих личность пловца высокого класса, представляет несомненный практический интерес, так как вполне может служить ориентиром при отборе кандидатов в команду.Однако следует сказать, что для непосредственной работы со спортсменом необходим строго индивидуальный подход при оценке описанных выше качеств с учетом: · во-первых, возможностей взаимокомпенсации недостаточно развитого качества другим или группой других важных для спортсмена личностных качеств; · во-вторых, наиболее полной картины профиля личности по всем психологическим характеристикам, полученным в результате комплексного психодиагностического тестирования. При этом нас должна привлекать с точки зрения отбора личность яркая, выразительная в своих проявлениях, иными словами, акцентированная. В итоге принципиального значения не имеет, какова направленность этих акцентов. В определенной степени они могут носить отрицательный характер. Например, такие качества, как чрезмерное стремление к лидерству, к доминированию над окружающими, агрессивность и т.п., в нормальной, житейской обстановке могут восприниматься как недостатки и вызывать отрицательное отношение. Однако при своевременной их диагностике (выявлении) и правильном подходе со стороны тренера «энергия» этих, казалось бы отрицательных черт может быть направлена в положительную сторону. Так, чрезмерное стремление к доминированию может быть трансформировано встремление, в потребность выигрывать у спарринг-партнеров и соперников, в твердость духа; агрессивность – в желание работать и бороться с усталостью, секундомером, самим собой и побеждать в этой борьбе и т.д. Следует сказать также и о том, что работа с яркой, акцентированной личностью является для тренера намного более сложной, нежели с личностью, не отличающейся какими-либо акцентами. По этой причине мы часто наблюдаем межличностный конфликт тренера и ученика, который порой кончается тем, что два нужных друг другу человека, не сумев найти правильного взаимного подхода, вынуждены отказаться от совместной работы. В подобной острой ситуации важность и необходимость психодиагностического контроля очевидна, так как в результате можно выявить скрытые механизмы внешних и видимых проявлений сложных ситуаций и найти наиболее верные пути управления ими.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.169 (0.01 с.) |