Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние эмоциональной сферы спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Результаты влияния на успешность особенностей эмоциональной сферы спортсмена-пловца представлены в таблице 3.
Таблица 3. Корреляты особенностей эмоциональной сферы личности пловцов и успешности спортивной деятельности
Ввиду особо значимого влияния факторов эмоциональной сферы на потенциальную успешность спортсмена-пловца рассмотрим их подробнее в виде диаграммы.
Диаграмма. Распределение спортсменов с разным уровнем успешности по факторам эмоциональной сферы.
На диаграмме представлено распределение спортсменов по группам с разным сочетанием факторов эмоциональной сферы: 1. Э-С-. Низкая эмоциональность и низкий уровень контроля эмоций. В сложных ситуациях легко дезорганизуются, причем реакции как правило носят характер «ступора», «замирания» и т.п. 2. Э-С+. Низкая эмоциональность и хорошее самообладание. Им не хватает решительности и напора, уровень мотивации, которую дают эмоции, испытываемые спортсменом, зачастую оказывается недостаточным. В сложных ситуациях собраны, но недостаточно активны. 3. Э+С-. Высокий уровень эмоциональности и низкий уровень контроля эмоций. Такие спортсмены активны и решительны. Но энергия, по причине низкого уровня сдержанности и самообладания, направляется не на то, что необходимо для успеха в плавании. В отличие от спортсменов группы Э-С- в сложных ситуациях проявляют сильные реакции, действуют быстрее, решительнее, но активность носит хаотичный характер: скорость движений увеличивается, однако начинает страдать точность. 4. Э+С+. Высокий уровень эмоциональности сочетается с высоким уровнем самообладания (низкий уровень экспрессивности). Из диаграммы видно, что наиболее успешными оказываются спортсмены с сочетанием высокого уровня эмоциональности, силой эмоций, но только в сочетании с высоким уровнем сдержанности, самообладания. В этом случае эмоции являются своеобразным энергетизатором активности спортсмена, а самообладание позволяет направить эту энергию в нужное русло, к той цели, которая стоит перед ним. В случае высокой эмоциональности и высокой экспрессии, слабого контроля эмоциональной сферы или наоборот – сниженной силы эмоций, даже при соблюдении контроля за ними итоговая успешность оказывается ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы: 1. Анализ имеющейся литературы свидетельствует о том, что невозможно сформулировать типичные или оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще. Скорее, следует рассматривать отдельные виды спорта, при этом можно установить определенные черты характерные для спортсменов, специализирующихся в тех или иных видах спорта. Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен. 2. К социально-психологическим особенностям спортсмена относят те его качества, которые определяют индивидуальный стиль общения (взаимодействия) спортсмена с окружающими людьми, в т.ч. с другими спортсменами и тренером. Среди них выделяют агрессивность, общительность (потребность в общении), подозрительность-доверчивость, прямолинейность, конформность, властность (авторитарность, склонность к доминированию), соревновательность (стремление к победе) и другие. 3. К операционально-деятельностным характеристикам относят те качества, которые в наибольшей степени связаны с планированием деятельности, процессами целеполагания и непосредственно самой реализации поставленных целей: целеустремленность, импульсивность, интуитивность, консерватизм-новаторство и другие 4. Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. К эмоциональной сфере спортсмена относят эмоциональность, экспрессивность, эмоциональные состояния спортсмена (соревновательное возбуждение, боевой настрой, спортивная увлеченность, спортивный азарт, спортивная злость, чувство личного превосходства и другие). 5. В литературе выделяются следующие особенности личности пловца, наиболее значимые при достижении пловцом высоких результатов: темперамент, уровень мотивации достижения, волевой и интеллектуальный контроль поведения, соревновательность (стремление к соперничеству), психическое здоровье, уровень интеллекта. 6. В последних исследованиях отечественных специалистов по формированию тех или иных профессионально важных качеств личности спортсмена для достижения успеха в плавании были получены следующие результаты: · при опросе пловцов выяснилось, что у них сформированными оказались такие качества, как: упорство, настойчивость, усидчивость, организованность, практичность; не сформированными: общительность, коммуникабельность, способность принимать решения(Г.Б. Шустиков и В.В. Фудимов); · среди спринтеров наибольшего успеха добиваются экстраверты с повышенным нейротизмом и тревожностью, среди стайеров – спортсмены с интроверсией, эмоциональной устойчивостью и пониженной тревожностью (И.А. Юров); · спортсмены-пловцы являются эмоционально здоровыми, устойчивыми и уравновешенными людьми со склонностью к экстраверсии. Спортивную квалификацию (скорость на дистанции) определяют такие личностные качества, как самообладание и чувство уверенности в себе, дух соперничества и стремление быть лидером; отрицательное влияние оказывают такие состояния психики как ипохондрия, депрессия, паранойя и психастения. Спортсменов с хорошей психологической подготовленностью характеризуют высокие показатели доминантности, общительности; с недостаточной психологической подготовленностью – высокие показатели невротичности, агрессивности, страха, достигающие иногда критических значений (Т.А. Лукина). 7. В результате проведенного исследования среди пловцов 11-18 лет получены следующие результаты: · с успешностью спортсменов-пловцов по результатам анализа социально-психологических характеристик положительно связаны такие черты характера, как доверие людям, искренность, социальная смелость, общительность, подчиняемость, социальная сензитивность и соревновательность. Некоторые вышеуказанные корреляты наиболее значимы для возраста 11-13 лет и могут сказываться позитивно только на определенном этапе развития спортивного мастерства. Низкий уровень коммуникабельности и социальная робость сказываются негативно, однако повышение потребности в общении и социальной смелости сверх некоторого оптимума уже не обладают позитивным влиянием на успешность и даже могут сказаться отрицательно. Отрицательное влияние на успешность в плавании оказывает стремление спортсмена к доминированию; · на успешность спортсменов-пловцов среди операционально-деятельностных личностных особенностей положительно влияют такие характеристики как работа по стандарту, ориентация на качество движения (но не на интенсивность), практичность целей, осторожность и отсутствие ориентации на текущий момент. Наиболее негативное влияние на успешность в плавании может оказывать такая особенность характера, как импульсивность. Более успешными являются пловцы, ориентированные на точность выполнения движений, тогда как ориентированные на интенсивность и скорость в ущерб технике оказываются среди категории неуспешных; · наиболее успешными оказываются спортсмены с сочетанием высокого уровня эмоциональности, силой эмоций, но только в сочетании с высоким уровнем сдержанности, самообладания. В этом случае эмоции являются своеобразным энергетизатором активности спортсмена, а самообладание позволяет направить эту энергию в нужное русло, к той цели, которая стоит перед ним. В случае высокой эмоциональности и высокой экспрессии, слабого контроля эмоциональной сферы или сниженной силы эмоций, даже при соблюдении контроля за ними, итоговая успешность оказывается ниже.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авторитарность // Мир Психологии [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=16 (дата обращения 28.11.2013). 2. Агрессивность // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E3%F0%E5%F1%F1%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC (дата обращения 28.11.2013). 3. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций / Л.Н. Акимова. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с. 4. Апатия // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EF%E0%F2%E8%FF (дата обращения 28.11.2013). 5. Афиногенова С.В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. псих. наук // НАУКА/ПЕДАГОГИКА [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-biologicheskiy-i-psihologicheskiy-pol-v-svyazi-s-professionalnymi-i-sportivnymi-interesami-v-podrostkovom-i-yunosheskom-v (дата обращения 24.11.2013). 6. Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена // Информационно-образовательный портал «Vini Vidi Vici» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.vevivi.ru/best/Vliyanie-agressivnykh-vidov-sporta-na-lichnost-sportsmena-ref145140.html (дата обращения 24.11.2013).
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.180 (0.01 с.) |