Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние эмоциональной сферы спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности

Поиск

 

Результаты влияния на успешность особенностей эмоциональной сферы спортсмена-пловца представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Корреляты особенностей эмоциональной сферы личности пловцов и успешности спортивной деятельности

 

  К-т линейной взаимосвязи с ОПУ Группа с низкой успешностью Группа со средней успешностью Группа с высокой успешностью
Экспрессивность -0,56 6,28 5,91 3,62
Эмоциональность 0,55 3,7 5,13 6,1

 

Ввиду особо значимого влияния факторов эмоциональной сферы на потенциальную успешность спортсмена-пловца рассмотрим их подробнее в виде диаграммы.

 

Диаграмма. Распределение спортсменов с разным уровнем успешности по факторам эмоциональной сферы.

 

На диаграмме представлено распределение спортсменов по группам с разным сочетанием факторов эмоциональной сферы:

1. Э-С-. Низкая эмоциональность и низкий уровень контроля эмоций. В сложных ситуациях легко дезорганизуются, причем реакции как правило носят характер «ступора», «замирания» и т.п.

2. Э-С+. Низкая эмоциональность и хорошее самообладание. Им не хватает решительности и напора, уровень мотивации, которую дают эмоции, испытываемые спортсменом, зачастую оказывается недостаточным. В сложных ситуациях собраны, но недостаточно активны.

3. Э+С-. Высокий уровень эмоциональности и низкий уровень контроля эмоций. Такие спортсмены активны и решительны. Но энергия, по причине низкого уровня сдержанности и самообладания, направляется не на то, что необходимо для успеха в плавании. В отличие от спортсменов группы Э-С- в сложных ситуациях проявляют сильные реакции, действуют быстрее, решительнее, но активность носит хаотичный характер: скорость движений увеличивается, однако начинает страдать точность.

4. Э+С+. Высокий уровень эмоциональности сочетается с высоким уровнем самообладания (низкий уровень экспрессивности).

Из диаграммы видно, что наиболее успешными оказываются спортсмены с сочетанием высокого уровня эмоциональности, силой эмоций, но только в сочетании с высоким уровнем сдержанности, самообладания. В этом случае эмоции являются своеобразным энергетизатором активности спортсмена, а самообладание позволяет направить эту энергию в нужное русло, к той цели, которая стоит перед ним. В случае высокой эмоциональности и высокой экспрессии, слабого контроля эмоциональной сферы или наоборот – сниженной силы эмоций, даже при соблюдении контроля за ними итоговая успешность оказывается ниже.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Анализ имеющейся литературы свидетельствует о том, что невозможно сформулировать типичные или оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще. Скорее, следует рассматривать отдельные виды спорта, при этом можно установить определенные черты характерные для спортсменов, специализирующихся в тех или иных видах спорта.

Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен.

2. К социально-психологическим особенностям спортсмена относят те его качества, которые определяют индивидуальный стиль общения (взаимодействия) спортсмена с окружающими людьми, в т.ч. с другими спортсменами и тренером. Среди них выделяют агрессивность, общительность (потребность в общении), подозрительность-доверчивость, прямолинейность, конформность, властность (авторитарность, склонность к доминированию), соревновательность (стремление к победе) и другие.

3. К операционально-деятельностным характеристикам относят те качества, которые в наибольшей степени связаны с планированием деятельности, процессами целеполагания и непосредственно самой реализации поставленных целей: целеустремленность, импульсивность, интуитивность, консерватизм-новаторство и другие

4. Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. К эмоциональной сфере спортсмена относят эмоциональность, экспрессивность, эмоциональные состояния спортсмена (соревновательное возбуждение, боевой настрой, спортивная увлеченность, спортивный азарт, спортивная злость, чувство личного превосходства и другие).

5. В литературе выделяются следующие особенности личности пловца, наиболее значимые при достижении пловцом высоких результатов: темперамент, уровень мотивации достижения, волевой и интеллектуальный контроль поведения, соревновательность (стремление к соперничеству), психическое здоровье, уровень интеллекта.

6. В последних исследованиях отечественных специалистов по формированию тех или иных профессионально важных качеств личности спортсмена для достижения успеха в плавании были получены следующие результаты:

· при опросе пловцов выяснилось, что у них сформированными оказались такие качества, как: упорство, настойчивость, усидчивость, организованность, практичность; не сформированными: общительность, коммуникабельность, способность принимать решения(Г.Б. Шустиков и В.В. Фудимов);

· среди спринтеров наибольшего успеха добиваются экстраверты с повышенным нейротизмом и тревожностью, среди стайеров – спортсмены с интроверсией, эмоциональной устойчивостью и пониженной тревожностью (И.А. Юров);

· спортсмены-пловцы являются эмоционально здоровыми, устойчивыми и уравновешенными людьми со склонностью к экстраверсии. Спортивную квалификацию (скорость на дистанции) определяют такие личностные качества, как самообладание и чувство уверенности в себе, дух соперничества и стремление быть лидером; отрицательное влияние оказывают такие состояния психики как ипохондрия, депрессия, паранойя и психастения. Спортсменов с хорошей психологической подготовленностью характеризуют высокие показатели доминантности, общительности; с недостаточной психологической подготовленностью – высокие показатели невротичности, агрессивности, страха, достигающие иногда критических значений (Т.А. Лукина).

7. В результате проведенного исследования среди пловцов 11-18 лет получены следующие результаты:

· с успешностью спортсменов-пловцов по результатам анализа социально-психологических характеристик положительно связаны такие черты характера, как доверие людям, искренность, социальная смелость, общительность, подчиняемость, социальная сензитивность и соревновательность. Некоторые вышеуказанные корреляты наиболее значимы для возраста 11-13 лет и могут сказываться позитивно только на определенном этапе развития спортивного мастерства. Низкий уровень коммуникабельности и социальная робость сказываются негативно, однако повышение потребности в общении и социальной смелости сверх некоторого оптимума уже не обладают позитивным влиянием на успешность и даже могут сказаться отрицательно. Отрицательное влияние на успешность в плавании оказывает стремление спортсмена к доминированию;

· на успешность спортсменов-пловцов среди операционально-деятельностных личностных особенностей положительно влияют такие характеристики как работа по стандарту, ориентация на качество движения (но не на интенсивность), практичность целей, осторожность и отсутствие ориентации на текущий момент. Наиболее негативное влияние на успешность в плавании может оказывать такая особенность характера, как импульсивность. Более успешными являются пловцы, ориентированные на точность выполнения движений, тогда как ориентированные на интенсивность и скорость в ущерб технике оказываются среди категории неуспешных;

· наиболее успешными оказываются спортсмены с сочетанием высокого уровня эмоциональности, силой эмоций, но только в сочетании с высоким уровнем сдержанности, самообладания. В этом случае эмоции являются своеобразным энергетизатором активности спортсмена, а самообладание позволяет направить эту энергию в нужное русло, к той цели, которая стоит перед ним. В случае высокой эмоциональности и высокой экспрессии, слабого контроля эмоциональной сферы или сниженной силы эмоций, даже при соблюдении контроля за ними, итоговая успешность оказывается ниже.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авторитарность // Мир Психологии [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=16 (дата обращения 28.11.2013).

2. Агрессивность // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E3%F0%E5%F1%F1%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC (дата обращения 28.11.2013).

3. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций / Л.Н. Акимова. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.

4. Апатия // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EF%E0%F2%E8%FF (дата обращения 28.11.2013).

5. Афиногенова С.В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. псих. наук // НАУКА/ПЕДАГОГИКА [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-biologicheskiy-i-psihologicheskiy-pol-v-svyazi-s-professionalnymi-i-sportivnymi-interesami-v-podrostkovom-i-yunosheskom-v (дата обращения 24.11.2013).

6. Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена // Информационно-образовательный портал «Vini Vidi Vici» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.vevivi.ru/best/Vliyanie-agressivnykh-vidov-sporta-na-lichnost-sportsmena-ref145140.html (дата обращения 24.11.2013).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.180 (0.01 с.)