Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические особенности личности спортсмена и их влияние на успешность спортивной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К социально-психологическим особенностям личности спортсмена относят те его качества, которые определяют индивидуальный стиль общения (взаимодействия) спортсмена с окружающими людьми, в т.ч. с другими спортсменами и тренером. Среди них выделяют агрессивность, общительность (потребность в общении), подозрительность-доверчивость, прямолинейность, конформность, властность (авторитарность, склонность к доминированию), соревновательность (стремление к победе) и другие. Рассмотрим некоторые из них. Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) – это «устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость)» [2]. Агрессия – это поведение, при котором преследуется цель причинить другим людям физический и моральный ущерб или ограничить их желания, готовность решать конфликтные ситуации с помощью агрессивных действий. По большому счету, спорт уже по своей состязательной сути агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Само соревнование многие считают «приемлемой формой выражения агрессивности» (напр. [6]). И хотя не обязательно спортсмен с высокой агрессивностью каждый раз будет вести себя агрессивно, но «порог агрессивности» у него явно ниже, что на фоне эмоционального возбуждения и при наличии вспыльчивости вызывает соответствующее поведение. По данным некоторых исследований (напр. [5]), конфликтность и агрессивность у спортсменов и спортсменок несколько выше, чем у лиц, не занимающихся спортом. При этом больших успехов добиваются более агрессивные спортсмены. Также считается, что у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, агрессивность выражена по-разному, напр. у тех, кто занимается единоборствами она выше. Различная выраженность агрессивности у представителей разных видов спорта может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта такова, что способствует развитию агрессивности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную агрессивность, выбирают для занятий те виды спорта, в которых можно реализовать свою агрессивность. Какая из этих причин истинна, сказать трудно, возможно, что и та и другая. Властность (авторитарность). «Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению» [1]. Среди спортсменов встречаются спортсмены как с высоким, так и с низким уровнем властности. Комплекс черт «авторитарной личности» часто сочетается с потребностью индивида в подчинении другим, авторитарному контролю над собой. Индивид с низкими авторитарными потребностями будет менее охотно принимать подобные притязания от других, в том числе и от своего тренера, особенно если это связано с ограничением его свободы. Спортсмен с высоким уровнем авторитарности будет настойчив в своих притязаниях, хвастлив, заносчив, агрессивен и, в случае неудач, склонен навязывать свою волю. Индивид с низкими авторитарными потребностями, наоборот, будет покладист, иногда не уверен в себе, скромен, при ошибках склонен к самообвинениям и относительно спокоен [3]. Общительность – это «качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т.е. процесс общения, взаимодействия и построения отношений между людьми» [25]. Общительные спортсмены в отличие от замкнутых стремятся к межличностным контактам, сопереживают другим и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. Тренеру легче вступить с такими спортсменами в контакт, чем с замкнутыми, которые ограничивают круг своего общения близкими им людьми. Вместе с этим, у замкнутых людей коммуникативные связи более устойчивы и глубоки, в то время как у общительных субъектов многие связи ситуативны и поверхностны. Чрезмерно общительные люди (явные экстраверты) порой недостаточно настойчивы в достижении далеко идущих целей, меньше планируют свою деятельность и недостаточно продумывают результаты своих действий [12]. Соревновательность (стремление к победе).При достижении спортсменом стадии высшего спортивного мастерства доминирующим, определяющим поведение спортсмена становится мотив достижения успеха. Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния максимальной психической напряженности, в чувстве преодоления соперника, снаряда, веса, времени, самого себя, а главное – потребность добиться высоких спортивных результатов [26]. Доминирование на стадии высшего спортивного мастерства мотива достижения успеха вовсе не означает, что на этой стадии спортсменами движет только стремление к личному успеху. Тренируясь и выступая на соревнованиях, спортсмен не думает, что смысл всей его деятельности сводится к преодолению определенного веса, определенной дистанции за необходимое время или к победе над соперником. Наоборот, все это выступает как критерий достижения других, общественно значимых целей. Эти победы нужны самому спортсмену для дальнейшего спортивного роста, они нужны коллективу, за который он выступает, они приносят славу Родине, и не только спортивную. Наконец, рекорды нужны всему человечеству: они показывают безграничность возможностей человека. Деятельность в спорте высших достижений связана с высоким психологическим напряжением, порождаемым несоответствием требований спортивной деятельности возможностям спортсмена и направленным на устранение этого несоответствия [12]. По сравнению с другими видами деятельности в спорте высокое психическое напряжение принципиально неустранимо, без него невозможно превышение прежних результатов, рекордов. Поэтому у спортсменов на стадии высшего спортивного мастерства формируются не только мотивы достижения успеха, но и мотивы избегания неудачи. Любая ситуация, которая актуализирует у спортсмена мотив достижения успеха, одновременно порождает и опасения неудачи. Какой мотив возникнет – мотив достижения успеха или мотив избегания неудачи, – зависит от субъективных оценок вероятности достижения цели, которые складываются под влиянием соревновательного и жизненного опыта. Спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, характеризуются низкой тревожностью, настойчивостью в достижении поставленных целей, уверенностью в правильности своих действий, независимостью, стремлением к соперничеству, постановкой перед собой трудных задач и умением прилагать большие волевые усилия для их решения. Спортсмены, у которых преобладает мотив избегания неудач, тревожны и неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели, их поведение носит преимущественно оборонительный характер, они чаще защищаются и действуют на контратаках. В спортивных играх можно видеть, как хорошо подготовленная, но не очень честолюбивая команда все время ведет контратакующую игру, несмотря на разученные атакующие варианты. Наиболее отчетливо эти особенности поведения проявляются в индивидуальной манере ведения поединка в единоборствах. Спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, предпочитают атакующий стиль поведения: число атакующих действий у них больше, чем у спортсменов, у которых доминирующим является мотив избегания неудач. Мотив достижения успеха у спортсменов высокой квалификации выражен значительно сильнее, чем мотив избегания неудач. Сильно выраженная потребность в достижении успеха порождает высокую активность, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Наличие в мотивации умеренно выраженного стремления к избеганию неудач обусловливает действия спортсменов, направленные на предупреждение возможных неудач, побуждает их тщательно отрабатывать технику упражнений, продумывать и планировать тактику и стратегию соревновательного поведения, собирать информацию о предполагаемых соперниках и т.д. Подозрительность-доверчивость. Подозрительность – «склонность отказывать людям в доверии, предполагать обман в действиях контрагентов» [30]. Доверчивость – это «склонность доверять людям, их высказываниям, получаемой информации» [10]. Подозрительность и доверчивость являются одними из важных характеристик человека с позиций его социальных отношений с людьми. Если уровень общительности определяет желаемую и обычно реальную частоту социальных контактов, то эти качества определяют их характер, особенности взаимоотношения с окружением. Число исследований влияния данных характеристик на успешность деятельности спортсмена невелико, поскольку наиболее часто вывод строится по принципу определения линейных связей и таковых обычно не обнаруживается (например [38]). Особенно сомнительными видят наличие каких-либо связей этих качеств личности с успешностью в индивидуальных (некомандных) видах спорта (например [40]). Вместе с тем, взаимосвязь данных особенностей с другими характеристиками, влияние которых на успех спортсменов уже доказано (с уровнем активности, тревожности, независимости и др.) заставляет усомниться в их кажущейся незначимости. Более того поскольку эти характеристики оказывают свое влияние на отношения спортсмена в команде, в которой происходят тренировки, отношения с тренером, отношение к противнику в конце концов, все это не может не влиять на итоговую результативность. Другой вопрос, что связь не обязательно может носить простой линейный характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.012 с.) |