Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты спортивной тренировки

Поиск

В процессе спортивной тренировки решаются взаимосвязанные задачи: всестороннего физического развития и развития специальных качеств; повышения функциональных возможностей организма, расширение арсенала техники; овладения гибкой тактикой; воспитание психологических и морально-волевых качеств; совершенствования навыков игровой деятельности.

Решению этих задач способствуют такие виды подготовки, как физическая, техническая, тактическая, теоретическая, психологическая и игровая.

Физическая подготовка. Физическая подготовка направлена на создание функциональной базы для достижения высоких спортивных результатов. В центре внимания должно быть укрепление здоровья, формирование правильного, пропорционального телосложения, совершенствование физических качеств.

Укрепление здоровья – одна из самых главных задач тренировки. Она связана с выработкой у спортсмена способности противостоять неблагоприятным воздействиям: инфекциям, простудам, травмам и т. п.

Немаловажное значение имеет и забота о телосложении баскетболистов. В силу специфического подбора игроков, отличающихся высоким ростом, а так же характера большинства движений при передачах, бросках, перемещениях в процессе тренировок возникает необходимость проявлять заботу о формировании пропорционального тела, укрепление мышц плечевого пояса, спины, стопы. При формировании осанки и телосложения необходимо опираться на антропометрические данные, наиболее типичные для баскетболистов, а так же на показатели объёма жировой ткани, подвижности в суставах и т. п.

Совершенствование физических качеств определяет в значительной мере успешность всей подготовки баскетболистов. Современный баскетбол – атлетическая игра, предъявляющая высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям человека. Продолжительный интенсивный бег, прыжки, разнообразные высококоординированные движения, часто применяемые в безопорных положениях, быстрая смена деятельности, связанная с внезапным началом и прекращением её, «силовая» борьба под щитом требуют высокого уровня развития быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и эластичности связок. Высокоэффективная техника, проявляющаяся в стартовых рывках, в выполнении приёмов в высоком прыжке, на большой скорости, требуют высокого уровня специальной физической подготовки. В свою очередь, новый уровень развития физических качеств создаёт благоприятные предпосылки для повышения уровня тренированности.

Развитие физических качеств осуществляется с учётом характера их проявлений в игровой деятельности. Многообразное решение задач физической подготовки позволяет подразделить её на атлетическую и специальную физическую подготовку.

Техническая подготовка. Техника – средство ведения игры. Уровнем владения техникой определяется мастерство отдельного игрока и команды в целом.

В процессе технической подготовки постоянно увеличивается число изучаемых приёмов и способов их выполнения, осуществляется овладение комплексом приёмов, способствующих раскрытию индивидуальных особенностей спортсмена и наилучшему выполнению его функций в команде, улучшается качество выполнения приёмов, повышается их эффективность и устойчивость к сбивающим факторам.

Тактическая подготовка. Победа над противником определяется не только физической и технической подготовкой игроков, но и умением расчётливо использовать свои возможности. Тактика зависит от многих факторов: знание техники и правильного её использования, умения распределять свои силы в ходе игры, учёта условий соревнования, трактовкой правил, оценки действия партнёров и соперников и др. Умения организовать спортивную борьбу является искусством, которому необходимо систематически учиться. В этой связи в процессе тренировки овладевают комплексом знаний по стратегии и тактике и усваивают большое количество умений и навыков.

Психологическая подготовка. Направлена на воспитание высокой нравственности и высокой квалификации игрока. Воспитанию этих качеств подчинён весь учебно-тренировочный процесс. Специальная психологическая подготовка требует развития умственных способностей, любознательности, критической оценки, навыков анализа. Это необходимо для овладения соответствующим комплексом знаний и специальных навыков. Элементы эстетического воспитания, связанные с правильным пониманием красоты движений, спортивной борьбы, имеют не маловажное значение для игровой подготовки. Особое внимание следует уделять воспитанию эмоциональных свойств психики, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход подготовки к соревнованиям. Надо стремиться воспитывать умеренные эмоции самосохранения, самооценки, стремиться к гармонии в быстроте возникновения, силе и устойчивости эмоций.

Особое значение психологическая подготовка приобретает непосредственно перед соревнованиями и в ходе их. Неблагоприятные психические состояния, такие, как самоуверенность, самоуспокоенность либо боязнь противника, отрицательно влияют на проявление уровня достигнутой тренированности в ходе игры. Психологической подготовке способствует состояние тренированности, взаимопонимание игроков, всемерное повышение чувства ответственности, контакты с тренером, возбуждение соревновательных эмоций, специальные задания и др.

Теоретическая подготовка. Степень спортивного мастерства зависит от общей образованности спортсмена и специальных знаний современной техники, тактики, правил игры и соревнований, методики судейства, общих основ спортивной тренировки человеческого организма и основных законов его формирования.

Теоретическая подготовка является неотъемлемой частью спортивной тренировки. Усвоение теоретических основ, анализ своего опыта и опыта противника, обсуждение тактических планов подготовки имеют большое значение для творческого участия спортсмена в тренировке. Теоретическая подготовка в процессе тренировочных занятий теснейшим образом связана со всеми видами подготовки. Рост удельного веса теоретической подготовки в общей системе тренировки баскетболистов является характерной чертой развития методики тренировки.

Игровая подготовка. Специальная игровая подготовка выступает как синтезирующий процесс, в котором все стороны должны составить оптимальную гармонию. Искусству играть, необходимо специально учиться, иначе высокий уровень в отдельных видах подготовки может пойти не на пользу, а на вред. Игровая подготовка является одной из наиболее важных сторон подготовки спортсмена. Игровая подготовка способствует совершенствованию умения ориентироваться на площадке, переходить от нападения к защите и на оборот, в соответствии с возникающими ситуациями правильно выбирать место для взаимодействия с партнёрами, находить пути осуществления намеченного плана, брать на себя инициативу в организации атак или обороны и уметь подчиняться в игре, распознавать сильные и слабые стороны противника и использовать их для победы.

 

19. Формы организации занятий спортивными играми (внутришкольные, внешкольные). В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. 1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он: а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; б)осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; в) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д. Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40—45 мин каждый. Их основное содержание — двигательная деятельность.  
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Задачи: · поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; · содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; · овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий: Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. - Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. - Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час): укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей.  
3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.
Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений.   Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста. 1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско- юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) 2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах. 3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. 4. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).
5. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах). 6.Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружки работают на протяжении всего учебного года. Занятия проводят 1-2 раза в неделю по 45-60 минут под руководством инструкторов-общественников из числа учителей, старшеклассников, родителей и т.п. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. 7.Спортивные соревнования. Проводятся в соответствии с положением и программой соревнований. Для участия в соревнованиях от каждой команды подается заявка на участие, в которой так же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям. С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по подвижным играм, лыжам, легкой атлетики, конькам, гимнастике. 8.Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.   20, Спортивные игры на физкультурных праздниках. Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. К празднику готовится весь коллектив дошкольного учреждения, составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей. Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно изменяющихся ситуациях), дети совершенствуются физически. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве и другие полезные качества и способности. Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.009 с.)