Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика средств и методов обучения в спортивных играх.

Поиск

 

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, с помощью которых передаются знания, осваиваются умения и навыки. Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержанием учебного материала, подготовленностью занимающихся, имеющимися материально-техническими возможностями.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов:специфические (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

методы строго регламентированного упражнения;

игровой метод (использование упражнений в игровой
форме);

соревновательный метод (использование упражнений в
соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

словесные методы;

методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное со­четание названных методов в соответствии с методическими прин­ципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Методика обучения
1.Ознакомление с приемом
- рассказ (словесный)
- показ (наглядный)
2. Обучение приему, в упрощенных условия
- целостно
- расчлененно - конструктивный показ
3. Совершенствование приема в усложненных условиях
- практический
- игровой
- соревновательный
4. Закрепление приема в игре
- игровой
- соревновательный

 

7. Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки на различных этапах учебно тренировочного процесса.


Важнейшей частью подготовки спортсменов является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание необходимых качеств личности.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена (строения тела, развития физических качеств и пр.). Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида спорта.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

- соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;

- специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.

Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий

Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках выполняет нападающий удар с утяжеленным поясом или с утяжелением на руках (ногах) и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

 

Урок – основная форма занятий спортивными играми в школе. План-конспект урока

Взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятий принято называть структурой урока

В системе физического воспитания урок принято делить на три части: ВВОДНУЮ (подготовительную), ОСНОВНУЮ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ. Выделение этих частей обусловлено определёнными физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями и обеспечивает строго постепенное включение занимающихся в основную деятельность, поддержание и эффективное использование достигнутой работоспособности.

ВВОДНАЯ часть урока играет вспомогательную роль и служит для создания необходимых предпосылок к основной учебно-воспитательной работе. Задачи вводной части а) начальная организация занимающихся, ознакомление с предстоящей работой и создание необходимой психологической установки б) постепенная функциональная подготовка организма к повышенным нагрузкам,создание благоприятного эмоционального состояния.В водной части можно решать и некоторые образовательные, а чаще всего воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции – ведению занимающихся в работу. Продолжительность 10-15 мин

В вводной части используются самые разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена занимающимися или поддаётся быстрому овладению. Чаще всего различные построения, некоторые гимнастические упражнения общеподготвительного характера, различные варианты ходьбы, бега, выполняемых с постепенно повышающейся нагрузкой

В ОСНОВНОЙ части урока реализуются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программой и планом текущей работы. В основной части урока могут применяться любые физические упражнения, служащие эффективному решению перечисленных задач. Основная часть урока по спортивным играм продолжительностью 25-30 мин. Её назначение обучить специальным знаниям и навыкам и их совершенствование.

Задачи: 1)повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся, формирование правильной осанки и совершенствование координации движений; 2) воспитание моральных и волевых качеств; 3) овладение техникой и тактикой игры; 4) применение приобретённых навыков в усложнённой и постоянно меняющейся обстановке с целью их использования в различных условиях игры

Средства: при разучивании и совершенствовании отдельных приёмов следует больше использовать подготовительные игры, двусторонние игры, упражнения в технике и тактике игры. В начале основной части урока, пока нервные центры не утомлены и имеют оптимальную возбудимость, целесообразно обучать новым двигательным навыкам. Совершенствовать технику, работать над движениями, требующими координации. Восприимчивость в это время будет больше.

Основная часть может состоять из двух разделов:

Обучение технике и тактике с помощью специальных упражнений;

Закрепления изучаемого материала в двусторонней игре с заданием. Однако отдельные уроки можно строить и на основе одного из этих разделов

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть урока предназначена для завершения работы, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние, а так же создание установки на эту деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части являются а) снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц б) регулирование эмоциональных состояний в) подведение итогов урока, краткий обзор, если необходимо, отдельных моментов учебной деятельности или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием, задания на дом и др. Продолжительность 5-7 минут

Наиболее характерные упражнения для заключительной части урока: различные варианты ходьбы и других естественных движений, направленных на постепенное снижение напряжённости функций систем: упражнения на расслабление и осанку; специальные упражнения на внимание.

План – конспект урока

План – конспект урока – конечный документ планирования учебной работы, который составляется на основе поурочного плана. Его отличает детализация задач и содержания. При подготовке плана – конспекта урока, в зависимости от условий, контингента занимающихся их подготовленности, учитель, опираясь на свой педагогический опыт может изменять, дополнять, чередовать задачи урока

Составление плана – конспекта урока

Указывается порядковый номер урока и дата его проведения.

Записываются общие задачи урока по формированию знаний, двигательных умений и навыков, воспитательные и образовательные задачи.

Перечисляются инвентарь, наглядные пособия, средства ТСО, которые будут использоваться на уроке. В конце конспекта – подпись, используемая литература с указанием страниц.

Формирование общих задач урока должна быть простой, конкретной и составляться в повелительной форме: «Ознакомить», «научить», «закрепить», «проверить», «учить», «подвести итоги», и тд.

Образовательные задачи включают:

Ознакомление с техникой выполнения специальных упражнений

а) обучение перемещениям в нападении и защите

б) совершенствование техники перемещений в нападении и защите в игре 1х1

в) контрольные нормативы, «защитный квадрат»

В оздоровительные задачи входят: Знания о роли ритмичного движения при выполнении физических упражнений; Развитие силы в процессе игры, Развитие выносливости, быстроты, гибкости,ловкости и тд

Воспитательные задачи: Опрятность спортивной формы у учащихся, Воспитание смелости при выполнении упражнений, Формирование коллективизма в процессе игры, Ознакомление с правилами поведения на занятиях по спортивным играм в целях предупреждения травматизма.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными движениями, должны занимать у них большое место.

Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрой утомляемости.

Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры – перебежки, "Волк во рву" в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих в движении как, например "К своим флажкам", "Пустое место". В этот период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения.

Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным особенностям. Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из подвижных игр урок, состоящий из игр, требует от участника владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Такой урок включает в себя 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в первом классе), чтобы установить, на сколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.

Особенности проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста. Этот период (13-15 лет учащиеся 7-8-х классов) в жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.

Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в силовых играх. Девочки ещё больше увлекаются музыкальными играми, а мальчики – силовыми. В различных играх на скорость бега, преодоление препятствий, метанием на дальность необходимо строго следить за одинаковым кол-вом мальчиков и девочек в каждой команде, а в некоторых случаях проводить такие игры раздельно. Круг у подростков сужается.

В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры.

Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая впечатлительность. У подростков ещё большое место занимают игры в воде на занятиях плаванием и игры с элементами борьбы. Широко применяют соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением полосы препятствия, с борьбой, метаниями, прыжками, лазанием и перелезанием, а так же по полуспортивным играм.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры – все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.

При проведе­нии подвижных игр с детьми старшего возраста надо учи­тывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

Постоянное внимание нужно уделять увеличению двигательной активности учащихся, ежедневный объем которой должен составлять не менее двух часов. Он включает утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры и школьные соревнования, подвижные игры на свежем воздухе, самостоятельные занятия физкультурой и спортом.

В процессе учебных занятий в старших классах общеобразовательных школ у учащихся снижена двигательная активность, возникает риск психоэмоциональных нагрузок, вызывающих утомление. В таких условиях пассивный отдых не обеспечивает полноценного восстановления. Таким образом, возникла необходимость применения средств физического воспитания в оздоровительных целях. В связи с этим, необходимо планомерное развитие физкультурных занятий: прогулки, походы, подвижные игры, спортивно-любительские занятия и т.д.

Итак, физическое воспитание детей и подростков должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.012 с.)