ТОП 10:

Характеристика игры, значение, этапы развития игры настольный теннис.



Характеристика и значение

Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, завоевавший авторитет на всех континентах мира.

Международная федерация настольного тенниса (ИТТФ) является одной из самых представительных международных спортивных объединений. Она была образована в 1926 г. Всего 9 странами, а теперь в рядах (после конгресса 1985 г.) состоит около 130 стран.

Сама игра из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки. Важной предпосылкой такого прогресса было постоянное совершенствование инвентаря.

Учитывая повсеместное развитие настольного тенниса и его подлинно спортивный характер, Международный олимпийский комитет в ноябре 1977 г. Признал настольный теннис олимпийским видом спорта и в сентябре 1981 г. На своей 84-й сессии включил его в программу Олимпийских игр 1988 г.

Этапы развития

Истоки настольного тенниса можно точно проследить, начиная с последней четверти прошлого столетия.

Период становления (до 1926 г.)

Этот период характеризовался примитивностью, непрерывными изменениями, поисками путей развития. До 1900 г. И еще много лет спустя использовались ракетки в виде рамок, на которые был натянут пергамент. Придавать полету мяча нужное направление такой ракеткой было очень трудно. Эту задачу облегчили пришедшие на смену деревянные ракетки с пробковой накладкой.

Однако и эти ракетки не давали возможности разнообразить технические приемы, в связи с чем игра была довольно однообразной и примитивной. От жестких поверхностей ракеток мяч отскакивал с большой скоростью, и поэтому все старались как можно быстрее отправить мяч, отскочивший на своей стороне, на сторону противника. Такой ракеткой было невозможно выполнять накаты, подрезки, и оставалось только играть плоскими ударами.

Длительной перекидке мяча при розыгрыше очка способствовала высота сетки, которая была до 1936 г. больше, чем сейчас, примерно на 2 см.

При подобных условиях выигрывали те, кто был терпеливее и кто мог быстрее отправить мяч на сторону противника, побуждая его совершить ошибку. Очевидно, в результате этого стремления в Европе появилась хватка ракетки «пером» вместо употреблявшейся до этого хватки, характерной для большого тенниса. Дело в том, что при таком способе хватки ракетку не надо было поворачивать то одной, то другой стороной, тратить на это время, поскольку играли тогда только одной стороной ракетки. Игра заключалась в долгой и скучной перекидке мяча. Просто удивительно, что она тем не менее была популярна.

Не были полностью разработаны и правила игры. Счет очков, а также количество очков, необходимых для выигрыша партии, не были единообразными. По-разному считали очки в одной партии. Общепринятым было правило, по которому розыгрыш одной подачи заканчивался одним очком. Однако во многих местах счет вели, как в большом теннисе, когда для выигрыша встречи необходимо было выиграть 6 партий, а внутри этих партий первый выигрыш мяча давал 15 очков, второй – 30, третий – 40, четвертый – победу в гейме. Система счета была унифицирована в 1926 г.

Именно тогда было установлено, что партия продолжается до выигрыша 21 очка. Для выигрыша встречи необходимо победить в двух или в трех партиях, в зависимости от формулы данных соревнований. Продолжительность партий не ограничивалась.

Установлению правил подачи предшествовали многочисленные эксперименты. Сначала подача, как и в большом теннисе, производилась над головой. Это создавало для подающего такое преимущество, что для принимающего было почти безнадежным делом выиграть очко. Позже это попытались исправить правилом, по которому мяч в момент подачи должен был находиться ниже воображаемого продолжения игровой поверхности стола. Таким образом, подавать теперь нужно было не сверху вниз, а снизу вверх. Существующий ныне способ выполнения подачи – когда подающий должен направлять мяч сначала на свою сторону стола, прежде чем он отскочит на сторону противника – был найден в Венгрии, а затем уже введен в правило. Способ и место подбрасывания мяча, движения кисти оставались нерегламентированными.

Классический период (ракетка с накладками из жесткой резины) 1926 – 1952 гг.

Еще в начале 90-х гг., в эпоху ракеток, обтянутых пергаментом или с пробковой накладкой, английский спортсмен Гуд накануне какого-то соревнования зашел в аптеку купить порошок от головной боли. Причитавшуюся ему сдачу положили на лист пупырчатой резины (такие листы использовали в аптеках уже с десяток лет). Движимый мгновенным озарением, Гуд купил резину, наклеил её на свою ракетку и на следующий день с большим преимуществом выиграл встречу. Однако ракетка с резиновой накладкой распространения тогда не получила. Для этого должно было пройти еще несколько лет. Популярность накладка такого типа приобрела только в 1926 г. За короткое время с её помощью коренным образом изменился характер игры. Сложились атакующие удары (подрезки). В результате возможностей, которые открыла ракетка нового типа, возникла и распространилась новая техника игры. Игроки старого стиля, пользовавшиеся ракетками с пергаментными и пробковыми накладками, уже были не способны овладеть этой техникой. Сложилось новое поколение спортсменов, которые не были уже представителями крупной буржуазии. Это были рабочие, учащиеся, безработные, среди которых настольный теннис приобрел большую популярность, став вдруг чрезвычайно массовым видом спорта. На состоявшемся в Праге мировом первенстве (1936 г.) угрожающие размеры приняла игра в перекидку, казалось, возвратившаяся из начала столетия. Встречи длились до 20 ч в сутки, перерыв в играх устраивали только с 24 до 4 ч утра. Однако и эта мера не позволила завершить мировой чемпионат: не осталось времени для проведения финальных парных встреч. Нашему современнику представляется, пожалуй, невероятным, что, например, розыгрыш первого очка во встрече румына Панета и поляка Эрлиха продолжался 78 мин, а встреча румына Марина и француза Ажено длилась более 8 ч. Все это объяснялось тем, что одновременно с наступательным стилем получила развитие и игра в защите, в основе которой лежит подрезка мяча, в связи с чем атаковать хороших защитников не осмеливались.

Международная федерация настольного тенниса, действовавшая тогда уже 10 лет, не замедлила отреагировать на это явление. Она понизила высоту сетки на 2 см и ограничила двадцатью минутами продолжительность одной партии. Это означало, что при встрече по формуле до двух выигранных партий она могла продолжаться не более 60 мин, а при встрече из трех выигранных партий (всего 5 партий) – не более 100 мин. Если ни один из противников не выигрывал за 60 или 100 мин, то засчитывалось обоюдное поражение аналогично правилам соревнований на шпагах. В 1937 г. именно так и закончилась встреча австрийки Притци и американки Ааронс (им обеим и было засчитано поражение в финале женского чемпионата мира).

Вслед за этим первым ограничением во времени последовали и другие. Все они были введены с целью преодолеть скучную игру в перекидку. Эти ограничения принесли свои результаты. В последующие годы во встречах мужчин стала доминировать игра наступательного стиля.

Сегодня одна партия может продолжаться 15 мин, после чего очередность подачи меняется после каждого очка и подающий обязан выиграть очко не более чем за 12 ударов (правило «13 ударов»).

В то время доминирующим аспектом игры была еще красивость. Великолепно выполняемые технические приемы были способны доставлять подлинное эстетическое наслаждение. Но уже стали выдвигаться на первый план бойцовские качества игроков и все большую роль начинали играть скорость, сила, выносливость, способность вести жесткую борьбу.

Переходный период (1952-1959 гг.)

Период, продолжавшийся всего 7 лет (между бомбейским первенством мира 1952 г. и дортмундским 1959г.), характерен тем, что тогда в этот вид спорта стремительно вторглась ракетка с накладкой из губчатой резины.

Поначалу казалось, что накладка из губчатой резины, которая безраздельно господствовала особенно в 1954 – 1957 гг., приведет к регрессу настольного тенниса, возродит однообразную перекидку мяча, сделает игру незрелищной. Толстый слой губчатой резины обеспечивает бесшумное соприкосновение с мячом, такой ракеткой можно быстро переправить его за сетку. Позднее выяснилось, что ракеткой с тонкой губчатой накладкой можно лучше выполнять подрезки и осуществлять более быстрые атаки, вкладывая в них больше силы. Для этого требуется только увеличить кинетическую энергию движений, иметь большую физическую силу. На первый выдвинулась сила, техника отодвинулась на задний план. В связи с этим японцы стали экспериментировать с новой ракеткой, имеющей накладку типа «сандвич», в которой между резиновой накладкой пупырышками вниз или наружу и деревянной поверхностью помещается слой резиновой губки. Под влиянием этих экспериментов ввели еще одно новшество: резиновую накладку перевернули в первоначальное положение, т. е. пупырышками вверх. Для соревнований, проводившихся в рассматриваемый короткий период, была характерна обстановка полнейшей неразберихи. Спортсмены, выходившие на игру с разными ракетками, разнообразными вариантами накладок, полностью разрушили сложившееся к тому времени соотношение сил.

В связи с большими неудобствами, вызванными применением различных материалов для накладок, специалисты были озабочены дальнейшей судьбой настольного тенниса. Еще в 1956 г. выдвигалась идея запретить ракетки с накладками из губчатой резины. После длительной борьбы мнений в 1959 г. родилось, наконец, компромиссное решение: ракетки были унифицированы, сформулировано новое правило в отношении ракеток, которое действует и по сей день. Правилами допускаются ракетки без накладок, с двухслойными накладками из губчатой и листовой резины пупырышками вниз или вверх общей толщиной не более 4 мм и ракетки с однослойными накладками толщиной до 2 мм. Ракетками с простыми резиновыми накладками играет сегодня лишь самая незначительная часть спортсменов, а без накладок – никто. Таким образом, практически безраздельно господствуют ракетки с накладками типа «сандвич» с верхним слоем, наклеенным пупырышками вниз или вверх.

В рассматриваемом периоде на конгрессе Международной федерации настольного тенниса (ИТТФ) в Токио в 1956 г. было принято важное решение проводить мировые первенства только раз в 2 года (ранее они проходили ежегодно), а в промежуточные годы организовывать первенства континентов.

Первый чемпионат Европы состоялся в Венгрии, и ее спортсмены завоевали четыре золотые медали. Отсюда началась «золотая» карьера З. Берцика. В общей сложности он шесть раз становился чемпионом Европы в различных видах соревнований.

Современный период (с 1959 г.)

Принятое в 1959 г. решение об унификации ракеток особых проблем в настольном теннисе не породило. Этому способствовало то обстоятельство, что к моменту принятия решения и даже еще до этого ракетки с накладками из одной лишь губчатой резины стали вытесняться ракетками типа «сандвич». После опубликования решения фирмы спортивных товаров, и среди них фирма «Тамасу», улучшили качество этого инвентаря, и накладки нового типа стали создавать больше возможностей для выполнения различных технических приемов.

Несмотря на это, до конца шестидесятых годов игра была не всегда живой и интересной: в ней преобладали короткие мячи и было мало зрелищности. Выходившие на чемпионаты мира китайцы и японцы вели практически игру между собой, в большинстве случаев с преимуществом китайцев: европейский настольный теннис был вынужден потесниться на задний план.

У мужчин безраздельное господство в период 1961 – 1965 гг. принадлежало китайцам, а у женщин – японкам. В связи с так называемой «культурной революцией» китайские спортсмены не приняли участия в мировых чемпионатах 1967 и 1969 гг., и в их отсутствие побеждали японцы. Теннисисты КНР вновь приняли участие в мировом первенстве в 1971 г. (г. Нагоя, Япония), и мужчины выиграли командное первенство, но их прежнее подавляющее преимущество ушло в прошлое. Они терпели ощутимые поражения, и победы в личных первенствах у мужчин, как правило, уплывали из под носа. Дело в том, что, пока китайцы были отвлечены от спорта своими внутриполитическими проблемами, японцы привнесли в игру новый элемент – топ-спин. Это слово надо было бы писать большими буквами, ибо игровой элемент, который оно обозначает, делает настольный теннис исключительно зрелищным, почти акробатическим видом спорта.

В 1960 г. Японцы пригласили на довольно продолжительный турнир лучших игроков Европы и среди них Ф. Шидо и З. Берцика. Как выяснилось позднее, они хотели опробовать на них новый элемент игры. Этим новым элементом и был топ-спин. Вернувшись домой, венгерские теннисисты с большим волнением рассказывали об увиденном. И тут же разгорелся спор, как нужно играть против нового оружия. Противоборствовали две точки зрения: Берцик предлагал отражать топ-спины подрезкой, а Шидо – короткими ударами над столом (подставками).

Независимо от этого сверхсильную закрутку топ-спин стали изучать и венгерские игроки. Берцик, после того как выяснилось, что с помощью подрезки он не может обезвредить топ-спин, сам научился придавать мячу сверхсильное вращение и стремился опережать этими ударами своих противников.

Однако подлинную славу принес топ-спин сформировавшейся в конце 60-х и начале 70-х гг. четвертой венгерской «золотой» команде, в состав которой входили И. Йонер, Т. Клампар, Г.Гергей. Именно они под руководством своего тренера Берцика развили современные варианты сверхкрученых мячей, и среди них прежде всего быстрый топ-спин, боковой топ-спин (сверхкрученый мяч с изогнутой плоскостью траектории), топ-спин слева и контртопспин. Топ-спин вернул Европе конкурентоспособность в игре против азиатских спортсменов. Более того, он даже обеспечил временное преимущество для наиболее выдающихся европейских игроков.

Для европейского настольного тенниса 70-х гг. характерной чертой является применение топ-спина. В этом плане первую скрипку играл венгерский настольный теннис, что сказывалось и на результатах. В период с 1972 по 19978 г. женщины завоевали 6, а мужчины 5 первых мест в европейских чемпионатах, в 1971 – 1979 гг. мужчины завоевали 4 титула чемпионов мира

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.012 с.)