ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет в процессе спортивной тренировки



Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировок дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Анализ данных учета дает возможность не только контролировать, но и активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур-[нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: Индивидуальный план тренировки, содержание учебно-тренировочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, . отчет о тренировке за определенный период времени.

В качестве примера далее приводится один из вариантов днев­ника тренировки спортсмена.

Дневник тренировки спортсмена

(фамилия, имя, отчество)

(учебная группа)

Отделение

(спортивная специализация)

Спортивная школа

(город)

Тренер

(фамилия, имя, отчество)

I. Индивидуальный план тренировки на учебный год

II. Содержание тренировочно-соревновательного процесса

Дата, Содержание Объем Интен- Методы Само- Приме- Указания
время тренировоч­ного занятия   сивность   чувствие чание тренера

Итого за неделю: количество тренировочных дней, количество тре­нировочных часов, средства тренировки и их объем (кг, км, м, ч, с, т, количество повторений), объем и интенсивность тренировочной нагруз­ки в главных (специфических) и вспомогательных (нсспецифичсских) средствах, методы тренировки (в %), восстановительные мероприятия.

III. Результаты участия в соревнованиях

IV. Результаты контрольных испытаний

Раздел подготовки Контрольные испытания Дата Результат
Физическая 1. 2. 3.    
Техническая 1. 2. 3.    
Тактическая 1. 2. 3.    

Глава 22. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В ПРОЦЕССЕ

МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов - отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Спортивный отбор- это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация- система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей Конкретного человека, на основе которой производится выбор Наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности- это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.008 с.)