Разносторонняя подготовленность юных футболистов может быть достигнута только благодаря правильно спланированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок с использованием новейших средств (упражнений) и методик подготовки, которые помогут овладеть футбольным мастерством, и обеспечат рост уровня физической подготовленности. В учебнике «Футбол» 1999 года, который был выпущен под редакцией Полишкиса М.С. и Выжгина В.А. можно найти модель построения многолетней тренировки юных футболистов, в которой предлагаются следующие этапы подготовки:
-8-10 лет этап начальной подготовки; 10-16 лет этап специализации; 16-18 лет этап спортивного совершенствования. В «Программе интегративного курса физического воспитания» авторы Круглыхин В.А. и Грибачева М.А. предлагают ввести «спортивно-оздоровительный этап» для детей 6-11 лет, в котором учащиеся после предварительной подготовки и успешной сдачи контрольных нормативов зачислялись бы на этап начальной подготовки 8-11 лет. Исходя из вышеизложенного и на основании другой методической литературы, а также индивидуального развития детей, личного опыта практикующего тренера и самое главное из реальной работы ведущих футбольных школ г. Москвы, которые приглашают на просмотр детей с возраста 4-5 лет, хотел бы предложить следующую модель многолетней подготовки футболиста:
МНОГОЛЕТНЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Этап подготовки
Возраст (лет)
Основные задачи тренировочного процесса
Основные средства тренировки
Основные методы тренировки
Спортивно-оздоровительный (ознакомительный этап
4-5
1) Привлечение к занятиям футболом с помощью подвижных игр, эстафет и игровых видов спорта
2) Развитие координационных и психомоторных качеств
3) Обучение дисциплине и организованности во время проведения тренировочных занятий
4) Укрепление здоровья детей;
5) Устранение недостатков в физическом развитии;
6) Обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактике
1) Подвижные игры
2) Игры с элементами спортивных игр;
3) Эстафеты;
4) Упражнения по технической подготовке, направленные на обучение ведению мяча, обманным движениям, передачам и остановкам мяча.
1) Игровой:
2) Переменный;
3) Равномерный;
4) Метод избирательного воздействия;
спортивно- оздоровительный этап
6-7
1) Привлечение к занятиям футболом с помощью подвижных игр, эстафет и игровых видов спорта
2) Развитие быстроты, ловкости, гибкости, динамической (прыжковой) силы и общей выносливости
3) Обучение дисциплине и организованности во время проведения тренировочных занятий
4) Укрепление здоровья детей;
5) Устранение недостатков в физическом развитии;
6) Обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактике
7) Отбор кандидатов по результатам тестирования на этап начальной подготовки;
8) Разносторонняя физическая подготовка с использованием и применением упражнений из других видов спорта: 1) гимнастики; 2) легкой атлетики; 3) плавания; 4) акробатики
1) Подвижные игры
2) Игры с элементами спортивных игр;
3) Эстафеты;
4) Упражнения по технической подготовке, направленные на обучение ведению мяча, обманным движениям, передачам и остановкам мяча.
1) Игровой:
2) Переменный;
3) Равномерный;
4) Повторный;
5) Метод избирательного воздействия;
6) Метод целостного упражнения;
7) Метод расчлененного упражнения
8) Соревновательный
этап начальной подготовки
8-11
1) Повышение уровня общей физической подготовки;
2) Развитие быстроты, ловкости, общей выносливости
1) Привлечение к занятиям футболом с помощью подвижных игр, эстафет и игровых видов спорта
2) Развитие быстроты, ловкости, гибкости, динамической (прыжковой) силы и общей выносливости
3) Обучение дисциплине и организованности во время проведения тренировочных занятий
4) Укрепление здоровья детей;
5) Устранение недостатков в физическом развитии;
6) Обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактике
7) Отбор кандидатов по результатам тестирования на этап начальной подготовки;
8) Разносторонняя физическая подготовка с использованием и применением упражнений из других видов спорта: 1) гимнастики; 2) легкой атлетики; 3) плавания; 4) акробатики
1) Подвижные игры
2) Игры с элементами спортивных игр;
3) Эстафеты;
4) Упражнения по технической подготовке, направленные на обучение ведению мяча, обманным движениям, передачам и остановкам мяча;
5) Общеразвивающие упражнения
1) Игровой:
2) Переменный;
3) Равномерный;
4) Повторный;
5) Метод избирательного воздействия;
6) Метод целостного упражнения;
7) Метод расчлененного упражнения
8) Соревновательный
1-й этап начальной специализации
12-13
2-й этап углубленной специализации
14-15
1-й этап спортивного совершенствования
16-18
2-й этап спортивного совершенствования
19-21
этап оптимальных возможностей
22-27
этап спортивного долголетия
28-…
С учетом приведенных выше данных можно выделить характерные особенности преимущественного воздействия (в плане технической подготовки) в указанные возрастные периоды:
С 4 до 5 лет подвижные игры, ведение мяча ногой, рукой, обучение ловли мяча руками, броскам
мяча рукой, обучение технике передвижения без мяча, обучение и развитие координационных возможностей (равновесие, согласованность движений, ориентация в пространстве, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к кинестетическому дифференцированию движений (чувство мяча), способность к быстрому реагированию)
с 6 до 7 лет – ведение, обманные движения, остановка, жонглирование, подвижные игры, обучение ударам по воротам облегченным мячом через подводящее упражнения.
с 8 до 9 лет - ведение и обманные движения, передачи и остановки мяча, жонглирование мячом, обучение ударам по воротам ногой и головой облегченным мячом;
с 10 до 11 лет - ведение и обманные движения, отбор мяча, короткие и средние передачи мяча верхом и низом, обучение удару ногой и головой;
ПОДРОБНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Разносторонняя подготовленность юных футболистов может быть достигнута только благодаря правильно спланированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок с использованием новейших средств (упражнений) и методик подготовки, которые помогут овладеть футбольным мастерством, и обеспечат рост уровня физической подготовленности. В учебнике «Футбол» 1999 года, который был выпущен под редакцией Полишкиса М.С. и Выжгина В.А. можно найти модель построения многолетней тренировки юных футболистов, в которой предлагаются следующие этапы подготовки:
-8-10 лет этап начальной подготовки; 10-16 лет этап специализации; 16-18 лет этап спортивного совершенствования. В «Программе интегративного курса физического воспитания» авторы Круглыхин В.А. и Грибачева М.А. предлагают ввести «спортивно-оздоровительный этап» для детей 6-11 лет, в котором учащиеся после предварительной подготовки и успешной сдачи контрольных нормативов зачислялись бы на этап начальной подготовки 8-11 лет. Исходя из вышеизложенного и на основании другой методической литературы, а также индивидуального развития детей, личного опыта практикующего тренера и самое главное из реальной работы ведущих футбольных школ г. Москвы, которые приглашают на просмотр детей с возраста 4-5 лет, хотел бы предложить следующую модель многолетней подготовки футболиста:
МНОГОЛЕТНЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Этап подготовки
Возраст (лет)
Основные задачи тренировочного процесса
Основные средства тренировки
Основные методы тренировки
Спортивно-оздоровительный (ознакомительный этап
4-5
1) Привлечение к занятиям футболом с помощью подвижных игр, эстафет и игровых видов спорта
2) Развитие координационных и психомоторных качеств
3) Обучение дисциплине и организованности во время проведения тренировочных занятий
4) Укрепление здоровья детей;
5) Устранение недостатков в физическом развитии;
6) Обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактике
1) Подвижные игры
2) Игры с элементами спортивных игр;
3) Эстафеты;
4) Упражнения по технической подготовке, направленные на обучение ведению мяча, обманным движениям, передачам и остановкам мяча.
1) Игровой:
2) Переменный;
3) Равномерный;
4) Метод избирательного воздействия;
спортивно- оздоровительный этап
6-7
1) Привлечение к занятиям футболом с помощью подвижных игр, эстафет и игровых видов спорта
2) Развитие быстроты, ловкости, гибкости, динамической (прыжковой) силы и общей выносливости
3) Обучение дисциплине и организованности во время проведения тренировочных занятий
4) Укрепление здоровья детей;
5) Устранение недостатков в физическом развитии;
6) Обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактике
7) Отбор кандидатов по результатам тестирования на этап начальной подготовки;
8) Разносторонняя физическая подготовка с использованием и применением упражнений из других видов спорта: 1) гимнастики; 2) легкой атлетики; 3) плавания; 4) акробатики
1) Подвижные игры
2) Игры с элементами спортивных игр;
3) Эстафеты;
4) Упражнения по технической подготовке, направленные на обучение ведению мяча, обманным движениям, передачам и остановкам мяча.
1) Игровой:
2) Переменный;
3) Равномерный;
4) Повторный;
5) Метод избирательного воздействия;
6) Метод целостного упражнения;
7) Метод расчлененного упражнения
8) Соревновательный
этап начальной подготовки
8-11
1) Повышение уровня общей физической подготовки;
2) Развитие быстроты, ловкости, общей выносливости
1) Привлечение к занятиям футболом с помощью подвижных игр, эстафет и игровых видов спорта
2) Развитие быстроты, ловкости, гибкости, динамической (прыжковой) силы и общей выносливости
3) Обучение дисциплине и организованности во время проведения тренировочных занятий
4) Укрепление здоровья детей;
5) Устранение недостатков в физическом развитии;
6) Обучение основам техники, индивидуальной и групповой тактике
7) Отбор кандидатов по результатам тестирования на этап начальной подготовки;
8) Разносторонняя физическая подготовка с использованием и применением упражнений из других видов спорта: 1) гимнастики; 2) легкой атлетики; 3) плавания; 4) акробатики
1) Подвижные игры
2) Игры с элементами спортивных игр;
3) Эстафеты;
4) Упражнения по технической подготовке, направленные на обучение ведению мяча, обманным движениям, передачам и остановкам мяча;
5) Общеразвивающие упражнения
1) Игровой:
2) Переменный;
3) Равномерный;
4) Повторный;
5) Метод избирательного воздействия;
6) Метод целостного упражнения;
7) Метод расчлененного упражнения
8) Соревновательный
1-й этап начальной специализации
12-13
2-й этап углубленной специализации
14-15
1-й этап спортивного совершенствования
16-18
2-й этап спортивного совершенствования
19-21
этап оптимальных возможностей
22-27
этап спортивного долголетия
28-…
С учетом приведенных выше данных можно выделить характерные особенности преимущественного воздействия (в плане технической подготовки) в указанные возрастные периоды:
С 4 до 5 лет подвижные игры, ведение мяча ногой, рукой, обучение ловли мяча руками, броскам
мяча рукой, обучение технике передвижения без мяча, обучение и развитие координационных возможностей (равновесие, согласованность движений, ориентация в пространстве, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к кинестетическому дифференцированию движений (чувство мяча), способность к быстрому реагированию)
с 6 до 7 лет – ведение, обманные движения, остановка, жонглирование, подвижные игры, обучение ударам по воротам облегченным мячом через подводящее упражнения.
с 8 до 9 лет - ведение и обманные движения, передачи и остановки мяча, жонглирование мячом, обучение ударам по воротам ногой и головой облегченным мячом;
с 10 до 11 лет - ведение и обманные движения, отбор мяча, короткие и средние передачи мяча верхом и низом, обучение удару ногой и головой;
Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса
Возраст (лет)
Год обучения
Группы
Этапы
Цели
Задачи
Оптим. кол-во восп. в группе
Макс. кол-во учеб. час. в неделю
Прим. годовая нагрузка, час.
Требования к спортивной подготов- ленности
Спортивно-оздоровительная 1-го и 2-го года обучения
Ознакомительный
Знакомство с двигательными действиями
Формирование спортивного интереса, развитие психосенсорных процессов, обучение дисциплине
10-15
Сдача контрольных нормативов
10-15
Сдача контрольных нормативов
Спортивно-оздоровительная 3-го и 4-го года обучения
Предбазовый
Расширение арсенала двигательных действий
Формирование спортивного интереса, образного мышления. Развитие психосенсорных процессов, обучение дисциплине. Гармоничное развитие физических качеств. Разносторонняя физическая подготовка. Знакомство с базовой техникой футбола. Развитие психосенсорных процессов.
12-15
Сдача контрольных нормативов
12-15
Сдача контрольных нормативов
Начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения
Базовый
Формирование умений стабильно, на удовлетворительном уровне выполнять технические приемы
Создание зрительного образа технического приема. Обучение умению тренироваться. Формирование спортивного интереса, дисциплины и адекватной самооценке Знакомство с базовой техникой футбола. Развитие психосенсорных процессов. Знакомство с элементами тактики в играх в малых группах.
12-15
Выполнение контрольно-нормативных требований. Участие во внутренних соревнованиях
12-15
Начальной подготовки 3-го и 4-го годов обучения
Закрепление умений стабильно, на удовлетворительном уровне выполнять технические приемы
Расширение арсенала технических приемов. Закрепление умения тренироваться. Закрепление знаний, практическое выполнение двигательных действий. Обучение основам тактики игры в футбол.
12-15
Выполнениеконтрольно-нормативных требований (КНТ). Участие во внешних соревнованиях
12-15
Итого 8 лет обучения с 4 до 11 лет включают в себя 2 этапа: спортивно-оздоровительный и этап начальной подготовки, каждый из которых включает в себя по 4 года обучения, что очень удобно для составления учебно-тематических планов. Совместив школьные программы и программы спортивных школ получаем удобное годовое планирование, где годовой план разбит на 3 мезоцикла: Осень, Зима, Весна, каждый из которых включает в себя по 3 месяца подготовки, в каждом месяце по 12 занятий. Ниже приведены задачи каждого учебно-тренировочного занятия:
Таблица 3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МЕЗОЦИКЛ «ОСЕНЬ»
№
Сентябрь
№
Октябрь
№
Ноябрь
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Развитие взрывной силы
3.Обучение ударным действиям через подводящие упражнения, остановкам, жонглированию, удару по воротам
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Обучение передачам, остановкам, удару по воротам
3.Развитие скоростно-силовой выносливости (через игры 2х1)
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
2.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
3.Развитие смешанной выносливости (игры 2х2 без вратарей и с вратарями)
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – ориентация в пространстве, быстрое реагирование
2.Развитие быстроты
3.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Развитие динамической силы
3.Обучение ударным действиям через подводящие упражнения, остановкам, жонглированию, удару по воротам
1.КС – ориентация в пространстве, быстрое реагирование
2.Развитие быстроты
3.Обучение передачам, остановкам, удару по воротам
1.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
2.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
3.Игры 2х2
1.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
2.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
3.Развитие смешанной выносливости(игры 2х2 с вратарями и без вратарей)
1.Участие в официальном турнире. Участие принимают лучшие игроки Академии
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МЕЗОЦИКЛ «ЗИМА»
Таблица 4
№
Сентябрь
№
Октябрь
№
Ноябрь
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Развитие взрывной силы
3.Обучение ударным действиям через подводящие упражнения, остановкам, жонглированию, удару по воротам
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Обучение передачам, остановкам, удару по воротам
3.Развитие скоростно-силовой выносливости (через игры 2х1)
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
2.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
3.Развитие смешанной выносливости (игры 2х2 без вратарей и с вратарями)
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – ориентация в пространстве, быстрое реагирование
2.Развитие быстроты
3.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Развитие динамической силы
3.Обучение ударным действиям через подводящие упражнения, остановкам, жонглированию, удару по воротам
1.КС – ориентация в пространстве, быстрое реагирование
2.Развитие быстроты
3.Обучение передачам, остановкам, удару по воротам
1.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
2.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
3.Игры 2х2
1.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
2.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
3.Развитие смешанной выносливости(игры 2х2 с вратарями и без вратарей)
1.Участие в официальном турнире. Участие принимают лучшие игроки Академии
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МЕЗОЦИКЛ «ВЕСНА»
Таблица 5
№
Сентябрь
№
Октябрь
№
Ноябрь
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Развитие взрывной силы
3.Обучение ударным действиям через подводящие упражнения, остановкам, жонглированию, удару по воротам
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Обучение передачам, остановкам, удару по воротам
3.Развитие скоростно-силовой выносливости (через игры 2х1)
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
2.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
3.Развитие смешанной выносливости (игры 2х2 без вратарей и с вратарями)
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – ориентация в пространстве, быстрое реагирование
2.Развитие быстроты
3.Обучение дриблингу, удару по воротам, отбору
1.Обучение ведению мяча
2.Развитие общей выносливости и ловкости через подвижные игры
3.КС – перестроение и приспособление двигательных действий, согласованность движений, чувство ритма
1.КС – кинестетическое дифференцирование движений, равновесие
2.Развитие динамической силы
3.Обучение ударным действиям через подводящие упражнения, остановкам, жонглированию, удару по воротам
1.КС – ориентация в пространстве, быстрое реагирование
2.Развитие быстроты
3.Обучение передачам, остановкам, удару по воротам
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.242 (0.009 с.)