Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы спортивной тренировкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Тренировка, цели и средства тренировки. 2. Принципы тренировки. 3. Содержание тренировки. 4. Планирование тренировки. Документы планирования. 5. Вопросы для самоподготовки. 6. Методика тренировки в различные периоды. 7. Рекомендуемая литература.
Под тренировкой понимается многолетний круглогодичный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов в гимнастике на основе всестороннего физического развития. Основными средствами тренировки гимнастов являются разнообразные физические упражнения, которые принято разделять на основные (представляющие собой предмет сопоставления результатов спортсменов), специально-подготовительные (имитационные, развивающие и подводящие упражнения) и обще-подготовительные (упражнения общеразвивающего характера). Тренировочный процесс в спортивной гимнастике строится в соответствии с основными закономерностями спортивной тренировки и общими принципами физического воспитания. Однако спортивная тренировка гимнастов имеет свою специфику, которая заключается прежде всего в том, что для достижения высоких результатов необходимо в совершенстве овладеть огромным числом элементов и соединений. В связи с этим особое место в тренировке гимнастов принадлежит спортивно-технической подготовке. Важное место, особенно на начальном этапе подготовки, занимает формирование гимнастического стиля исполнения упражнений. Основная же цель тренировки — достижение высоких спортивных результатов — может быть достигнута лишь при условии, что тренировочный процесс будет способствовать повышению функциональных возможностей организма занимающихся.
ПРИНЦИПЫ ТРЕНИРОВКИ В гимнастике принципы тренировок построены на основе известных принципов, общих для спортивной деятельности. Специфика тренировки в гимнастике требует некоторых особенностей в реализации этих принципов. Принцип единства углубленной специализации и направленности к высшим достижениям. Этот принцип предполагает на основе преимущественного использования специфических средств гимнастики, применения методов и методических приемов обучения, выделения этапов специализированной подготовки гимнастов с учетом их возраста и подготовленности, постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда. Принцип прогрессирования, направленности к высшим достижениям выражается во все возрастающих требованиях, предусмотренных в правилах соревнований, к содержанию и композиции упражнений. В соответствии с этим тренировка гимнастов должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить программу-максимум для каждого гимнаста. Реальный максимум для гимнастов данного уровня подготовленности — программа следующего спортивного разряда. Углубленная специализация предполагает также выделение в многоборье «ударных» его видов, в которых максимально могут проявляться индивидуальные качества гимнаста. Принцип единства общей и специальной подготовки. Этот принцип дает возможность обеспечить высокий уровень всесторонней общей подготовки гимнастов, на базе которой создаются условия для специализированной подготовки, предельного развития какого-либо качества, освоения сверхсложных элементов. В свою очередь общую подготовку гимнаста можно рассматривать как суммирование эффекта от решения задач специальной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки находит свое биологическое обоснование в представлениях о единстве систем организма. Воздействие специальных упражнений для локального развития каких-либо функций обязательно отразится на развитии организма в целом. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение множеством двигательных действий, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов. Вместе с тем общая подготовка должна быть подчинена специальной. Поэтому средства тренировки должны подбираться так, чтобы наилучшим образом обеспечить формирование специальных двигательных навыков и развитие двигательных качеств. Это достигается путем подбора упражнений сходных с основными по скоростно-силовым, пространственным и временным характеристикам. Важно при этом правильно определить баланс средств общей и специальной подготовки в тренировочном процессе. По правилу «воронки» широкое применение средств общей физической подготовки сужается по мере приближения к соревнованию, а использование средств специальной подготовки, наоборот, должно возрастать. Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости проведения круглогодичной и многолетней тренировки. Это необходимо для профессионального приспособления организма к большим физическим и психическим нагрузкам, образования сложнейших двигательных навыков, постоянного их подкрепления и накопления двигательного опыта. Чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, гимнастам необходимо своевременное восстановление функций организма. В качестве восстановительных мероприятий можно применять баню, водные процедуры, массаж, контрастные ванны и др. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности, которое является показателем приспособленности организма к определенным нагрузкам. Гимнасты, стремящиеся к высоким результатам тренируются ежедневно. Непрерывность занятий является основой для построения планов овладения новыми упражнениями к увеличению нагрузок. Принцип единства постепенного возрастания и стремления к максимальным нагрузкам. Этот принцип связан с предыдущим. Но сама по себе непрерывность занятий не обеспечивает роста спортивных достижений, она является лишь фоном для постепенного наращивания нагрузки: овладевать все более трудными элементами, комбинациями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. Постепенное увеличение нагрузки приводит к более высокому уровню функциональной адаптации. Из физиологии спорта известно, что организм спортсмена способен восполнить затраты энергии, израсходованной на тренировке, с превышением дорабочего уровня. Эта способность организма получила название «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». На этой биологической закономерности и построен принцип увеличения нагрузок, вплоть до максимальных. Однако выходы на максимальные (ударные) нагрузки возможны лишь при систематическом наращивании тренированности в диапазоне оптимальных величин нагрузки для данного гимнаста. В этом и состоит суть этого принципа. «Ударная» нагрузка превышает основную в 1,5-2 раза. Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок базируется на физиологической закономерности организма, связанной со взаимодействием процессов утомления и восстановления. Исследования тренировочного процесса в гимнастике выявили общую закономерность в динамике тренировочных нагрузок — вольнообразность, их периодическое повышение и снижение как в длительных отрезках времени, так и в течении тренировочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать малые волны — нагрузка нескольких занятий в течение одного микроцикла, средние — в течении одного этапа, большие — суммарная нагрузка нескольких этапов, они отражают общую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени (полугодичный или годичный цикл тренировки). Принцип цикличности тренировочного процесса продиктован необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие, образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня тренированности и состояния спортивной формы. На каждой тренировке гимнасты повторяют упражнения всех видов многоборья. И каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, со своими задачами, типичными для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней образуют микроцикл тренировки, более крупные циклы охватывают значительные промежутки времени от нескольких недель до полугода и года. Но они также повторяются, если иметь ввиду многолетнюю тренировку гимнастов. Причем повторение это происходит ни на одном уровне, а по спирали, отражая тем самым динамику процесса тренировки, направленной либо вверх по спирали — для достижения более высокого уровня подготовленности, либо вниз — при желании снизить эти показатели. Согласно этим принципам строится и одно занятие и многолетний процесс тренировки.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ Содержание тренировки, в теории и практике спорта понимается как сумма всех сторон учебно-воспитательной и тренировочной работы со спортсменами и включает в себя техническую, физическую, психологическую, тактическую и теоретическую подготовку. Техническая подготовка. Под технической подготовкой в гимнастике понимают совокупность необходимых или фактически выработанных двигательных навыков и сопутствующих качеств. В процессе обучения и тренировки решаются следующие задачи: 1. Овладение кругом разнообразных по сложности двигательных навыков, составляющих собой основной предмет технической подготовки. 2. Закрепление и совершенствование раннее приобретенных двигательных навыков. Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в процессе тренировки. Техническую подготовку составляют: 1. Элементы начальной «школы» гимнастов такие как, овладение важнейшими рабочими положениями на снарядах, элементами гимнастического стиля, элементами пластики, гибкостью, силой, координацией движений. 2. Базовые двигательные действия. К ним относятся сложно-координированные действия универсального назначения, используемые в виде частных навыков. Это удержание динамической Профилирующие элементы. К ним относятся центральные элементы в группах родственных движений, объединенных по принципу сходства в технике. Овладение профилирующими элементами облегчает затем разучивание других более сложных элементов данной структурной группы. На этапе специализированной подготовки овладение как можно большим кругом профилирующих элементов на всех видах гимнастического многоборья является одной из центральных задач технической подготовки гимнастов. Физическая подготовка. Это процесс развития физических способностей гимнастов, необходимых для технической подготовки. Для овладения программными упражнениями гимнастам необходим определенный уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. На воспитание этих качеств и направлены средства общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка предусматривает применение физических упражнений с самым широким спектром воздействия, на все органы и системы организма с целью повышения Специальная физическая подготовка направлена на преимущественное развитие тех качеств, которые обеспечивают выполнение конкретных упражнений на всех видах гимнастического многоборья. Основными средствами специальной подготовки являются прежде всего соревновательные упражнения, а также специально-подготовительные развивающие упражнения обеспечивающие прогрессирующее развитие качеств и эффективность процесса обучения и тренировки гимнастов. При развитии физических качеств гимнастов необходимо предусмотреть их «функциональную избыточность», т. е. такое развитие физических качеств и способностей, которое в значительной мере превышает минимально необходимые для решения двигательных задач, стоящих перед гимнастом. Всесторонняя физическая подготовка должна строиться на основе органического единства общей и специальной подготовки. На различных этапах подготовки гимнастов существуют самые разнообразные соотношения средств общей и специальной физической подготовки. Например: в начале подготовительного периода преобладают средства общей физической подготовки, а по мере приближения к соревновательному периоду и в самом соревновательном периоде соотношение средств меняется — возрастает объем специально-подготовительных и соревновательных упражнений при снижении объема общеподготовительных. В переходном периоде вновь возрастает объем упражнений общей физической подготовки. По мере роста спортивного мастерства гимнастов удельный вес специально подготовительных и соревновательных упражнений постепенно возрастает. Психологическая подготовка. Современный уровень спортивных достижений требует от гимнастов совершенства всех психических функций, от которых зависит успешная деятельность гимнаста. В зависимости от задач психологическая подготовка делится на общую и специальную. Общая психологическая подготовка ставит целью воспитание устойчивых интересов и мотивов, определяющих отношение гимнастов к тренировке и к своему спортивному совершенствованию, воспитание нравственных и волевых качеств, развитие способностей к созданию двигательных действий, формирование навыков саморегуляции психических состояний. Приемы общей психической подготовки реализуются в ходе систематических занятий в форме конкретных заданий. Например: мысленно воспроизвести двигательное действие и т. п. Специальная психологическая подготовка направлена на формирование готовности к конкретному соревнованию. Готовность к конкретному соревнованию зависит от установки на результат в данных соревнованиях. Мастерство тренера заключается в том, чтобы в ходе психологической подготовки к соревнованиям, сформировать у своего ученика верную установку, адекватную его силам и возможностям. Установка как готовность определенным образом выступить в соревновании наиболее полно реализуется при правильном соотношении психической напряженности и устойчивости. Психическая напряженность является непременным условием успешной соревновательной деятельности. Уровень ее определяется «высотой» соревновательной установки. Психологическая напряженность в силу каких либо обстоятельств иногда бывает чрезмерной или недостаточной. В обеих случаях необходима умелая коррекция психической напряженности за счет регуляции психического состояния гимнаста (самовнушение, регуляция внимания, дыхания, специальные формы разминки). Вторым фактором для успешной реализации сформированной установки является психическая устойчивость. Это способность эффективно выполнять соревновательные действия в условиях повышенной психической напряженности. Таким образом подготовка к конкретному соревнованию должна предполагать решение трех психолого-педагогических задач: 1. Формирование установки, адекватной возможностям гимнаста. 2. Обеспечение необходимого уровня психической напряженности. 3. Создание необходимого уровня психической устойчивости. — ограничение специальной нагрузки, уменьшение количества подходов; — создание ситуации присутствия зрителей; — создание условий «внешнего» судейства; — исключение приемов страховки; — устранение облегченных условий; — «игра» на лучшее исполнение; — выполнение упражнения на оценку в состоянии утомления; — проведение контрольных соревнований. Проведение этих приемов должно сопровождаться «внушающей» информацией гимнасту о его возможностях в данном соревновании. Таким образом будет решаться вопрос целенаправленного формирования соревновательной установки. Тактическая подготовка в гимнастике не имеет такого решающего значения, как в других видах спорта (боксе, борьбе, фехтовании, спортивных играх). Однако в зависимости от условий и обстановки соревнований, гимнастам приходится использовать в своей соревновательной деятельности целый ряд тактических правил и приемов, которые помогают им достичь желаемого результата. Тактическим приемам и правилам ведения спортивной борьбы, гимнастов надо обучать заранее. Готовясь к соревнованиям следует помнить тактические правила: 1. Не рекомендуется в комбинацию включать те элементы, которые на соревнованиях могут привести к срыву, падению. 2. Важно в самом начале состязаний произвести на судей хорошее впечатление. 3. В команде заранее наметить лидеров. В команде целесообразно иметь хотя бы двух лидеров. 4. Важно определить очередность вызова гимнастов к снаряду. Первый гимнаст должен быть надежным и получать хорошую оценку. Далее в списке гимнасты располагаются так, чтобы каждый последующий был лучше предыдущего. 5. Иметь запасной вариант комбинации, который бы помог выиграть соревнования на одном из видов. Важнейшим средством тактической подготовки является тщательное изучение гимнастами правил и положения о соревнованиях. Теоретическая подготовка предусматривает овладение гимнастом специальными знаниями теории и методики спортивной тренировки, основами техники гимнастических упражнений, физиологии, психологии, знание правил соревнований и др. Только при этом условии учебно-тренировочный процесс будет наиболее продуктивным.
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ В процессе тренировки гимнастов последовательно и одновременно решаются многочисленные задачи: осваиваются новые элементы, соединения, комбинации, повышается уровень психической и психологической подготовленности, совершенствуется исполнительное мастерство, стабилизируется надежность их исполнения, организуется подготовка к соревнованиям и выступление в них. Сущность планирования заключается в рациональном распределении задач во времени. С учетом масштабности задач, их разнохарактерности тренировочный процесс делится на различные по продолжительности отрезки: от одного занятия до длящегося 4 года олимпийского цикла. 4-х летний цикл состоит из годичных циклов, каждый из ' которых имеет свою направленность: учебно-тренировочную или тренировочно-соревновательную. Годичный цикл тренировки подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Эти три периода связаны с процессом становления спортивной формы, который имеет фазовый характер. Выделяют три фазы развития спортивной формы: фазу приобретения спортивной формы (подготовительный период), фазу относительной стабилизации спортивной формы (соревновательный период) и фазу временной утраты спортивной формы (переходной период). Тренировочный процесс планируют так, чтобы гимнаст подошел к наиболее ответственным соревнованиям года в состоянии наивысшей готовности. Поэтому тренировка должна строиться не только на основе биологических закономерностей развития спортивной формы, но и с учетом календаря соревнований. Таким образом педагогический процесс тренировки является по существу процессом управления развитием спортивной формы гимнаста. В подготовительном периоде решаются следующие задачи: — освоение новых упражнений; — модернизация программы; —повышение уровня развития физических качеств, В соревновательном периоде решаются задачи, направленные на непосредственную подготовку к соревнованиям: — совершенствование комбинаций; — отработка тактических вариантов выступлений в условиях моделирующих соревнования. — участие в соревнованиях. Переходной период предусматривает решение задач активного восстановления организма для перехода на новую ступень спортивного совершенствования. Каждый из периодов не однороден по содержанию. Многочисленные задачи в данном периоде решаются чаще всего не одновременно, а последовательно, что и определяет в нем выделение этапов. Количество этапов определяется педагогическими задачами. В связи с этим в подготовительном периоде выделяют два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. На первом этапе решаются задачи повышения уровня общей физической подготовки. Основными средствами здесь являются общеразвивающие упражнения, упражнения из других видов спорта, спортивные и подвижные игры. Этот этап тренировки должен создать необходимые условия для непосредственного вхождения б спортивную форму. Надо добиться того, чтобы гимнасты на этом этапе восстановили технику ранее изученных элементов. На втором этапе главное внимание уделяется изучению /техники новых гимнастических упражнений и совершенствованию в ней. К концу второго этапа гимнасты осваивают программные комбинации и достигают высокого уровня спортивной формы. Физическая подготовка становится более специализированной, целенаправленной. В соревновательном периоде выделяются: — этап стабилизации программы; — этапы «непосредственной» и «завершающей» предсоревновательной подготовки; — этап реализации, связанной с участием в соревнованиях; — этап активного восстановления; — этап «втягивающих» занятий. Одним из распространенных вариантов построения тренировочного цикла является завершение его не одним, а несколькими соревнованиями, отстающих друг от друга на срок от недели до 1-1,5 месяцев. В этом случае строится «сдвоенный» или «строенный» соревновательный период с повторяющимися его этапами непосредственной и завершающей предсоревновательной подготовки. Каждый этап состоит из микроциклов. Наиболее распространены недельные микроциклы тренировок. Недельные микроциклы позволяют рационально спланировать занятия разной направленности в сочетании с днями отдыха. По степени соответствия текущим задачам подготовки выделяют несколько типичных микроциклов тренировки: 1. Втягивающий микроцикл. Планируется после отдыха. Нагрузка постепенно увеличивается. 2. Основной микроцикл. Нагрузка оптимальная, позволяющая проводить работу без снижения работоспособности в течение 2-3 недель. 3. Ударный микроцикл. Нагрузка возрастает и приближается к «потолку» возможностей гимнаста. 4. Восстановительный микроцикл. Нагрузка снижается с целью отдыха, после больших напряжений. 5. Модельный микроцикл. Нагрузка соревновательная. 6. Настроечный микроцикл. Планируется непосредственно перед соревнованием. Нагрузка снижается, но возрастает состояние психической напряженности. Каждый из дней микроцикла имеет ту же направленность, что и микроцикл. Таким образом планирование тренировки на каждом этапе можно представлять как определение очередности микроциклов. Зная общие закономерности в планировании нагрузки, развитии спортивной формы и типы микроциклов, можно более рационально управлять тренировочным процессом. Планирование тренировки тесно связано с планированием и учетом нагрузок. Под нагрузкой в гимнастике понимают способ к мера воздействия на организм занимающихся специфическими упражнениями с целью достижения состояния тренированности и подготовленности к соревнованиям. Наиболее употребимыми характеристиками нагрузки является ее объем и интенсивность. Объем нагрузки — это количество элементов выполняемых за тренировку. Интенсивность нагрузки измеряется количеством соединений и комбинаций выполненных за тренировку и характеризует напряженность работы. Анализ тренировки ведущих гимнастов показал, что в подготовительном периоде нагрузка постепенно нарастает как по объему так и по интенсивности. В соревновательном периоде нагрузка колеблется и имеет типичные изменения в соревновательных циклах: в начале соревновательного цикла наблюдается постепенное повышение объема и интенсивности нагрузки, далее идет сохранение объема и интенсивности нагрузок примерно на одном уровне и некоторое снижение нагрузки перед соревнованиями по объему и сохранению ее интенсивности. В переходном периоде объем и интенсивность нагрузки снижается.
ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА Содержание учебной работы с гимнастами зависит от уровня их подготовки. На занятиях с начинающими гимнастами и гимнастами младших разрядов решается преимущественно задачи учебного характера. В тренировках гимнастов старших разрядов совершенствуется их спортивное мастерство. В связи с этим документы планирования и учета работы с гимнастами младших и старших разрядов различны. Документы для младших разрядов составляются на весь коллектив занимающихся, а для старших разрядов — в значительной степени индивидуализируются. Документы планирования для гимнастов младших разрядов составляются на годичный цикл. Сюда входят: учебный план, программа, рабочий план, рабочая программа, конспект занятий, журнал учета работы. Учебный план отражает основные разделы учебного материала. В нем указывается количество часов на весь годичный цикл, на периоды этого цикла, а также общее количество часов по каждому разделу работы в отдельности. Программа составляется вышестоящей организацией и высылается на место. В ней дан весь материал, который должен быть пройден в процессе учебной работы с гимнастами. Рабочий план. В нем преподаватель распределяет весь программный материал на темы, которые будут пройдены в течение года. Эти темы в рабочем плане распределяются по занятиям. Рабочая программа представляет собой материал по каждому разделу программы, распределенный по темам. На каждое занятие по одному из разделов программы выделяется одна тема. Следовательно, сколько раз в периоде будут проводиться занятия по каждому разделу программы, столько тем должно быть по этим разделам. Конспект занятия наиболее полно раскрывает содержание урока. Он составляется на основе рабочего плана и рабочей программы. В конспекте определяются задачи урока, его содержание и организационно-методические указания. Учет работы ведется в обычном журнале, где отмечается посещаемость занятий, результаты соревнований, сдача нормативов физической подготовки и пройденный материал. Документы планирования для старших разрядов делятся на две группы: а) документы перспективного планирования; б) документы текущего (годичного планирования). Документы перспективного планирования). Документы перспективного планирования составляются на 4 года. К ним относятся: 1. Состав команды. 2. Основные задачи плана по годам (для каждого гимнаста). 3. Календарь основных соревнований. 4. Периодизация тренировочного процесса. 5. Планирование лучших результатов по годам. 6. График тренировочных нагрузок. 7. Нормативы физической подготовки. 8. Нормативы технической подготовки. 9. Врачебный контроль. 10. Объяснительная записка. В ней даются пояснения к плану, обоснование запланированных показателей и т. д. Текущий план составляется тренером на год. Он предусматривает индивидуализацию работы с каждым гимнастом. В план включаются следующие разделы: 1. Общие сведения. 2. Цель и основные задачи года. 3. График тренировочных нагрузок и соревнований. 4. Учет результатов контрольных нормативов по физической подготовке. 5. Оценка контрольных упражнений по технической подготовке. 6. Результаты соревнований. 7. Планирование и учет количества комбинаций по видам многоборья. 8. Планирование и учет освоения комбинаций, а также новых элементов и соединений. 9. Планирование и учет занятий. 10.Состояние здоровья. Регистрация заболеваний, травм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.012 с.) |