ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ В ШКОЛЕ



В настоящее время в общеобразовательной школе сложились и широко применяются такие формы занятий гимнастикой как уроки физкультуры с гимнастической направленностью, гимнас­тика в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкульт­минутки), секционные занятия, самостоятельные занятия, сорев­нования. Основной формой организации занятий гимнастикой в школе являются уроки. По своим педагогическим задачам уро­ки гимнастики подразделяются на учебные, в которых главная задача — изучение нового материала, тренировочные уроки, на которых закрепляется ранее пройденный материал, смешанные — когда изучение нового материала сочетается с совершен­ствованием и закреплением ранее пройденного материала, и кон­трольные — специальные выделяемые для проверки успеваемос­ти учащихся. Наиболее специфическим признаком урочных форм организации занятий является учебно-воспитательная деятель­ность, управляемая преподавателем. Взаимодействие препода­вателя и учащихся на уроке создает наилучшие условия для про­цесса физического воспитания. Деятельностью учащихся руко­водит специалист, вооруженный системой знаний и умений и отвечающий за результаты своего труда. Урочным формам прису­ще постоянство состава занимающихся, их возрастная однород­ность. При проведении уроков гимнастики учитель должен вы­полнять ряд требований:

1. Обучение и воспитание занимающихся должно осущест­вляться на всем протяжении занятий с 1-й и до последней мину­ты.

2. Рационально подобрать средства и методы проведения за­нятий.

3. Равномерно вовлекать учеников в учебную деятельность с учетом их индивидуальных возможностей.

4. Учебную деятельность в каждом занятии нужно строго вес­ти в соответствии с общеметодическими принципами системы фи­зического воспитания. Воздействие урока гимнастики должно быть всесторонним: образовательным, воспитательным, оздоро­вительным.

5. Перед уроком ставить конкретные задачи, которые можно решить на данном уроке.

 

СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ

Закономерности построения урока, предусматривающие наи­более целесообразную последовательность решения педагоги­ческих задач, принято называть структурой урока. В каждом уроке решается несколько различных задач. Конечный резуль­тат урока во много зависит от того, в какой последовательности будут решаться эти задачи. Основными предпосылками, опреде­ляющими целесообразную последовательность решения педа­гогических задач урока, т. с. построение (структуру) являются:

1. Достижение лучших результатов при наименьшей затрате энергии и времени учащихся.

2. Сохранение высокой работоспособности занимающихся в течении всего урока.

Работоспособность занимающихся в течении урока имеет типичные изменения, которые во многом определяют структуру уро­ка. Учитель должен знать как изменяется работоспособность уче­ников на уроке и правильно управлять учебно-воспитательным процессом школьников. В повседневной деятельности о работо­способности учеников часто судят по внешним признакам — по окраске кожи, частоте дыхания, потоотделении и т. д. Если ды­хание заметно участилось и стало судорожным, то это свидетель­ствует о падении работоспособности, ученики уже не могут ка­чественно выполнять работу заданной мощности. Учет внешних признаков не всегда надежный способ оценки работоспособнос­ти. Для более точных суждений об этом чаще всего используют­ся подсчет пульса. Пульс отражает работу сердечно-сосудистой системы и поэтому служит достаточным показателем состояния работоспособности учеников. Пульс подсчитывается в течении 10 сек. до работы, во время работы и после работы через каж­дые 5-10 мин. По данным подсчета пульса вычерчивается пуль­совая кривая называемая иногда «физиологической» кривой ра­ботоспособности. Чтобы дать более точную оценку работоспособ­ности, одновременно с исследованием динамики пульса иссле­дуют динамику психологических функций — внимание, время реакции, точность мышечного чувства.

Различают абсолютные и относительные показатели работо­способности. Абсолютными показателями являются результаты отдельных измерений (например, пульс за 1 мин. 180 ударов, время реакц. — 0,24 сек.). По абсолютным показателям судят о приемлемости нагрузки. Если например для детей, занимающих­ся спортом пульс 240 приемлем, то такой пульс не допустим на уроках гимнастики общеобразовательной школы — он будет го­ворить о перегрузке. Нормальным будет пульс 150 уд. Относи­тельные показатели работоспособности — это величины се сдви­гов за время занятий. По ним судят о приемлемости принятого порядка выполнения упражнений. Например: свидетельство не­правильного начала занятий — нарушения постепенности нарас­тания работоспособности — урок начался с выполнения интен­сивных упражнений и т. д.

Кривую работоспособности можно разделить на зоны: 1 — врабатываемость; 2 — устойчивого состояния; 3 — снижения ра­ботоспособности.

С началом урока организм детей врабатывается — происхо­дит перестройка физиологических функций на более высший уро­вень. Но это происходит не сразу. Для этого требуется опреде­ленное время. За это время увеличивается кровообращение ра­ботающих органов, усиливается активность ферментов участвующих в химизме мышечных сокращений, падает вязкость мышц. Одновременно растет работоспособность Ц. Н. С. Все это при­водит к повышению работоспособности организма. Налаживается согласованность в деятельности всех систем и органов. Появля­ется чувство удовольствия от силы и согласованности своих дей­ствий.

Достигнув определенного уровня, работоспособность некоторое время колеблется относительно этого уровня, затем начина­ет падать. При этом снижаются все показатели работоспособ­ности. Развивается утолщение. Оно проявляется в нарушении координации движений, в накоплении молочной кислоты в мыш­цах. Субъективно утомление выражается в появлении усталос­ти, нежелании работать. После занятий работоспособность долж­на быть ниже исходной, отражая тем самым затраты сил и энер­гии на овладение движениями и развитие физических качеств. Эти сдвиги в изменении работоспособности имеют силу биологи­ческой закономерности и проявляются на любом уроке. Основным зонам работоспособности соответствуют подготовительная, основная и заключительная часть урока. На уроках гимнастики решаются вспомогательные задачи, не требующие затраты боль­ших сил, направленные на подготовку к основной работе и ее за­вершению и решаются главные задачи, составляющие основу каж­дого урока и требующие приложения значительных сил и энер­гии. Одной из главных задач урока является формирование у за­нимающихся жизненно важных двигательных навыков и умения пользоваться ими в разнообразной обстановке, а также разви­тие двигательных качеств. Воспитание моральных и волевых ка­честв должно иметь место во всех частях урока.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.3.10 (0.008 с.)