Занятие 2. Тематическое: «Наш детский сад» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Тематическое: «Наш детский сад»



План

Слушание песни. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Вол­гиной.

Образные упражнения. «Зайчики», музыка Ю. Рожавской; «Барабан­щики», музыка Д. Кабалевского; «Лошадки», музыка Ф. Лещииской; «Мя­чики», украинская народная мелодия в обработке Я. Степового.

Пение. «Петина лошадка», музыка Т. Шутенко, слова В. Болдыревой; «Барабанщик», музыка М. Красева, слова М. Черной; «Конь», музыка Е. Тили- чеевой, слова Н. Найденовой.

Пляска парами. Любая народная мелодия бодрого характера.

Задачи. Развивать музыквльное восприятие, умение слушать музыку, высказывать элементарные суждения об услышанном; вызвать эмоциональ­но-радостное состояние, чувство дружелюбия, ответственности за выполне­ние игровых действий младшими товарищами.

Программное содержа!не. Согласовывать движения с характером и фор­мой музыкальных произведений; эмоционально передавать игровые обра­зы; детям 5—6 лет уверенно петь песни второго и третьего этапа разучивания, правильно произносить слова и брать дыхание; на первом этапе разучивания песни чисто интонировать.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, и говорит, что сегодня му­зыка расскажет им о детском саде — доме, где они проводят много-много времени, пока работают их родители.

Вам, наверное, знаком Двухэтажный новый дом? Для кого он? Дая ребят! В этом доме детский сад.

Н. Найденова

Детьми 6 лет и педагогом исполняется песня «Детский сед». С детьми 4-5 лет проводится беседа по ее содержанию. Песня исполняется еще раз. Дети 4-5 лет, по возможности, подпевают припев.

Воспитатель. В детском саду мы живем дружно, весело. Здесь мы и занимаемся, и Отдыхаем, и играем. У нас очень много игрушек: мячей, зверушек! Есть и куклы у нас, ленточки чудесные, и забавы у нас очень интересные! Давайте поиграем в музыкальные игрушки! Заводные они, ие простые. Тихо-тихо стоят, двигаться начинают лишь после завода музыкаль­ным ключом. А как музыка перестает звучать и игрушки двигаться переста­ют, значит, завод кончился...

Проводятся образные упражнения: «Зайчики», «Барабанщики», «Лошад­ки» (раздельно с детьми 4, 5 и 6 лет), «Мячики» (участвуют все дети). Затем дети садятся.

Воспитатель. Ваша любимая игрушка — лошадка — всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное - споем про нее песенку.

Дети 5—6 лет исполняют песню «Петина лошадка». С детьми 4 лет прово­дится беседа по ее содержанию, старшие уточняют ответы, исполняют песню еще раз.

Воспитатель. Споем песню еще про одну игрушку. Но сначала отга­дайте, как она называется?» (Играет мелодию песни «Барабанщик».)

Дети отгадывают название песни и поют ее. Затем идет дифференциро­ванная работа по ее разучиванию с детьми 4 пет с привлечением к пению некоторых детей 5 лет.

Воспитатель (показывает коня). Это что такое? (Выслушивав т о гне­ты, предлагает всем встать и дружно хором спеть песню «Конь».)

Воспитатель-. Хорошо всем дружно вместе звонкой песне подпевать, хорошо всем дружно вместе пляску парами сплясать!

Проводится пляска парами (старший встает в пару с ребенком более младшего возраста) под народную мелодию бодрого характера по усмот­рению музыкального руководителя. Движения: бег, хлопки, притопы, кру­жение, полуприседания, «фонарики». Если есть возможность детей 4 лет вывести дпя одевания на прогулку, то с детьми 5 и 6 лет можно провести несложную игру.

Воспитатель. После веселых игр и плясок в комнате хочется поиграть и на улице. Давайте быстро оденемся, млад^лим товарищам поможем и пой­дем на прогулку.

Занятие 3. Типовое План

Упражнения. «Барабанщики», музыка Д. Кабалевского, Э. Парлова; Ходьба и бег - «Марш», музыка Е. Тиличеевой, «Экосез», музыка И. Гуммеля.

Слушание. «Дождик», музыка Г. Лобзчева.

Myэыкалыю-дидактическое упражнение на различение высоты звучания.

Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т. Попатеи- ко, слова Е. Авдиенко.

Музыкально-ритмические движения. «Пляска парами», русская народ­ная песня «Во саду ли, в огороде», автор движений — музыкальный руково­дитель; «Игра с бубном», русская народная мелодия «Полянка», автор дви­жений Л. Михайлова.

Задачи. Те же, что и в занятии 2.


Программное содержание. Учить всех детей изменять движения в соот­ветствии с формой музыкального произведения, характером его частей, выполнять легкий бег, ритмичную ходьбу; детей 5—6 лет — перестраиваться в три колонны, выполнять легкие подскоки; детей 4 лет — притопы, хлопки, кружение; в пении учить правильному дыханию, хорошей дикции.

Ход занятия

Дети 4 лет сидят у одиой стены, 5-6 пет - у противоположной. С детьми 4 лет проводится упражнение «Барабанщики». Затем они садятся на первый ряд стульев, стоящих у фортепиано. С детьми 5—6 пет проводится упражне­ние в ходьбе и беге врассыпную («Марш», «Экосез»). Дети садятся.

Воспитатель. Наступила осень. Опадвют листья, дождик поливает землю...

Мы под дождем не заплачем. Пусть моросит с высоты, Мы через лужицы скачем, И раскрываем зоиты.

М. Ивенсен

Исполняется произведение «Дождик».

Воспитатель по секрету договаривается с детьми 6 пет, чтобы они без слов спели мелодию песни «Осень». Дати 4-5 лет отгадывают по их испол­нению название песни. Проводится ее разучивание с детьми 4 лет с привле­чением детей 5 пет.

Затем воспитатель в разных регистрах исполняет мелодию песни «Уро­жайная» и предлагает детям узнать, какие звуки они слышат. Дети отвеча­ют: высокие, средние и низкие. Затем дети 6 лет исполняют песню, дети 5 лет подпевают им все куплеты, а дети 4 лет — только повторение двух последних фраз куплета. Песня разучивается по отдельным фразам, куплетам, с при­влечением детей всех возрастов.

Воспитатель. Осенью, сначала одевшись в яркие наряды, деревья сбра­сывают их. Это явление природы называется листопад. Разучим про него песню.

Дети 5-6 лет разучивают песню «Листопад», дети 4-х лет слушают и под­певают.

Затем дети 4 пет самостоятельно (по указанию) исполняют парную пляс­ку на музыку «Во саду ли, в огороде» и идут одеваться, а дети 5 и 6 пет играют в «Игру с бубном». Заканчивается занятие ходьбой под марш спо­койного характера.

Занятие 4. Типовое

План

Упражнения. Ходьба - «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского, слова Викторова; подготовительное к игре с воздушными шарами, музыка М. Раухвергера.

Пение. «Барабанщик», «Урожайная», «Детский сад», музыка А. Филип­пенко, слова Т. Волгиной.

Слушание. «Походный марш», музыка Д. Кабалевского.

Пляска. «Приглашение», украинская народная мелодия в обработке Г. Теплицкого, автор движений ф. Теллицкая.

Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, усидчивость, развивать само­стоятельность суждений, действий; совершенствовать слуховое восприятие.

Программное содержание. Учить навыкам правильного дыхания, хоро­шей дикции, чистоты интонирования; ритмичной ходьбе с перестроением в 3 колонны, согласованию движений с характером и формой музыкальных произведений.

Ход занятия

Под исполнение на фортепиано марша «Праздник веселый» идут дети

4 лет и перестраиваются в круг. Под марш в вокальном исполнении идут дети

5 и 6 лет, обходят комнату и выстраиваются в круг позади детей 4 лет. В двух кругах дети исполняют подготовительное упражнение в игре с воздушными шарами на музыку М. Раухвергера (легкий бег по кругу, помахивание кис­тью правой руки, поднятой над головой, плавные полуприседания, круже­ние). В круг младших встают двое детей 6 пет, и четырехлетки, глядя на них, выполняют упражнение. Затем они садятся к фортепиано. Дати 5—6 лет идут по комнате (под музыку любого двухчастного марша) и перестраиваются в 3 колонны. По окончании музыки — садятся у фортепиано. Музыкальный руководитель имитирует игру на барабане в разных регистрах. Спрашивает детей: «Какой барабан играет, маленький, средний или большой?» Выслуши­вает и уточняет ответы детей. Задает следующие вопросы: «Какими звуками изображается маленький барабан?» (средний, большой). Предлагает детям

6 пет спеть первый куплет песий «Барабанщик», а детям 5 лет — второй куп­лет. Дети 4 лет во время отыгрыша и заключения пальчиками имитируют игру на барабане. Затем песню с воспитателем поют дети 4 лет и, наконец, все дети вместе.

Воспитатель исполняет вступление к песне «Урожайная». Просит детей отгадать, какую песню они будут сейчас разучивать. Старшие дети отгады­вают, отвечают на вопрос, какой композитор ее написал. Идет совершен­ствование песни с детьми 5—6 лет и ее разучивание с детьми четырех пет. Педагог выразительно читает текст песни «Детский сад» и предлагает детям подпевать. Далее поочередно по куплетам песню поют дети 5 и 6 лет, четы­рехлетки подпевают. Самостоятельно они поют припев песни. В процессе разучивания песни дети оценивают пение товарищей.

Воспитатель говорит о том, что дети на каждом занятии маршируют. Мар­ши бывают бодрые, спокойные, торжественные. Под марш можно петь пес­ню. Много маршей написали композиторы дпя детей и взрослых. Предла­гает послушать «Походный марш». Исполняет его, спрашивает детей 4 лет: «О чем рассказала вам музыка марша?» Выслушивает и уточняет ответы. Спрашивает всех детей: «Каков характер этого марша?» Уточняет ответы. Исполняет произведение еще раз. Предлагает всем встать и занять места вдоль стен комнаты, а двоим детям шести лет начать пляску «Приглашение».

Постепенно в пляску включаются все дети. Воспитатель следит за качеством выполнения движений. Дети 6 пет помогают четырехлетним освоить танце­вальные движения. По окончании пляски дети идут парами, останавливаются. Воспитатель дает оценку занятию.

Занятие 5. Тематическое: «Снова осень к нам пришла» План

Слушание. «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.

Упражнения. Ходьба и бег - музыка М. Красева, «Игра с воздушными шарами», музыка М- Раухвергера; композиционное — музыка М. Крвсева.

Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т- Попатен- ко, слова Е. Авдеенко.

Несюжетаая игра. «Найди свой овощ», русская народная мелодия «Как под яблонькой» в обработке В. Агафонникова или М. Иорданского, автор движений Ф. Лойтер.

Задачи. Те же, что и в занятии 4.

Программное содержание. Учить детей петь и протяжно, и отрывисто, легким звуком: брать дыхание между фразами, распределять его на фразу; четко произносить гласные и окончания слов; обращать внимание на средства выразительности; петь без инструментального сопровождения; согласовы­вать движение с характером, формой, темпом, динамикой музыкальных про­изведений; детям шести пет выразительно передавать в движениях текст песни.

Ход занятия

Дети сидят вдоль стен комнаты. Воспитатель держит в руках букет осенних листьев.

Воспитатель.

Ты удивляешь, осень, Раскрашенной листвой. Оранжевый и желтый Любой листочек твой.

Н. Бромлей

(Исполняет песню «Падают листья».)

Красивую, плавную, спокойную песню написали для вас, ребята, компози­тор М. Красев и поэтесса М. Ивенсен. Послушайте вступление. Песня рвс- сказывает вам, что листья, кружась, падают на землю. (Исполняет вступле­ние, затем разбрасыьвег по комнате листья.)

Листики в лесочке кружатся, летят, Падают листочки под ноги ребят. Дети по тропинке медленно идут, Листики в корзинки бережно кладут. Тропкою знакомой из лесу пора, С листиками дома спляшет детвора.

Ю. Островский

Пойдемте собирать осенние листья (обращается к четырехлетним).

Под музыку лесни «Падают листья» дети 4 пет собирают листья, собрав, под музыку пьесы М. Раухвергера «Игра с воздушными шарами» бегают с воспитателем {или старшим ребенком) врассыпную по комнате. Со сменой звучания помахивают правой рукой с листьями над головой и вновь бегают.

Воспитатель. Передайте листочки вашим старшим товарищам, пусть и они с ними поиграют.

Дети 5—6 лет под музыку вступления к песне «Падают листья» выполняют упражнение-композицию с листьями. Затем дети садятся. Воспитатель со­бирает листья.

Про то время, когда листья опадают, мы знаем песню. Как ока называет­ся? (Выслушивает ответы детей, уточняет их, предлагает спеть песню «Осень».)

Осенью на полях и в садах созревают овощи, фрукты — урожай!

Ребенок 6 пет.

По полям, садам и селам, По земле из края в край, Загорелый и веселый Ходит новый урожай.

А. Хуторянин

Дети шести лет инсценируют песню «Урожайная» под пение педагога с детьми пяти пет и подпевание четырехлетних. Идут по кругу парами, держаг руки корзиночкой; стоя друг против друга, покачивают сцепленными рука­ми к себе и от себ^я; поставив руки на пояс, покачиваются вправо-елево и грозят друг другу пальцем; становятся в затылок друг другу (второй ребе­нок пары кладет руки на плечи первому, а тот имитирует рулевое управле­ние) и топающим шатом «уезжают». Предварительно дети выполняли зти- действия на индивидуальных занятиях.

Воспитатель.

Погуляем, погуляем В саднке своем,

Желтых листьев, красных листьев

Много наберем.

Посмотрите, посмотрите —

вот какой букет!

Листья в вазу мы поставим

В нашем утопке.

Н. Френкель

Воспитатель исполняет песню «Листопад». После этого идет разучивание песни по возрастным подгруппам с инструментальным сопровождением. Воспитатель читает ее текст, задает по содержанию вопросы детям. Дети определяют характер, композицию песни (шестилетки), поют по подгруппам запев и припев.

У меня для вас, ребята, есть осенние загадки. Кто их отгадает, тот в игру поиграет.

Стоит Ермошка на толстой ножке, Кто его нацдет, тот в корзиночку кладет.

{Гриб)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей Полка горница людей.

(Мак)

Дети отгадывают. Несколько раз проводится игра «Найди свой овощ».

Варианты игры. 1. Дети разных возрастов строятся в круги вокруг игру- шек-оаощей. Старшие помогают младшим сориентироваться в поиске пере­мещенных овощей.

2. Около игрушек-овощей в каждом кругу стоят дети одного возраста. Воспитатель или ведущий из старших двтей меняет местами только те овощи, вокруг которых размещаются дети 5 и 6 лег. При этом первый раз в круге с детьми А лег находится воспитатель.

По окончании игры под марш спокойного характера дети идут друг за другом так, как стояли в кругах. Останавливаются с окончанием звучания. Даегся оценка занятию.

Занятие 6. Направлено на развитие творчества План

Упражнения. С воображаемым предметом - «Скакалка», музыка А. Хача­туряна, ходьба — «Марш», музыка Е. Марченко.

Инсцеюфование песен. «Про лягушек и комара»; «Гуси», музыка А. Фи­липпенко, слова Т. Волгиной.

Сочинение мелодии народной прибаутки. «Две гегери».

Составление пляски-импровизации на народную меподию «Полянка».

Сюжетная игра. «Курочки и петушок», русская народная мелодия в об­работке Г. Фрида, автор движений Н. Ветлугина.

Задачи. Развивать творческую активность и эстетический вкус; воспиты­вать волю, самостоятельность при выполнении заданий.

Программное содержание. Учить инсценированию сюжетов песен, вы­разительной передаче в движениях различных песенных образов; опреде­лять двухчастную музыкальную форму; творчески использовать знакомые танцевальные движения — комбинировать их элементы, составляя неслож­ные комбинации плясок.

Ход занятия

Дети под музыку марша Е. Марченко идут колонной по одному (впере­ди более старшие) по комнате, подходят к сгульям, маршируют на месте до окончания звучания. Затем садятся. Воспитатель предлагает всем вниматель­но послушать музыку и определить ее характер. Исполняет пьесу «Скакал­ка». Выслушивает и уточняет ответы детей: музыка бодрая, веселая, игро­вая. Предлагает детям 5—6 лет показать, как они прыгают через скакалку. Дети 4 пет ритмично хлопают в ладоши. Старшие садятся. Воспитатель зага­дывает детям музыкальную загадку: «Как называется песня, кто ее написал?» Исполняет без инструментального сопровождения мелодию песни «Про ля­гушек и комара». Дети отгадывают. Старшие называют композитора. Пе­дагог уточняет ответы.

Воспитатель. Сейчас наше занятие станет сказочным. Наши младшие товарищи превратятся в лягушек. {Обращается к детям 5—6 лет.) Кто хочет быть комаром? (Выбирает «номера». Предлагает «лягушкам» прыгнуть в кболото» и под свое пение и детей 5—6 лет показать движениями все, о чем поется.)

Инсценирование песни проводится 2—3 раза, оценивается качество об­разных движений. Дети садятся.

Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас с новой песней. Послушайте ее внимательно и скажите, о чем в ней поется? (Исполняет песню «Гуси». Выслушивает ответы детей. Предлагает детям 5—6 лет превратиться в гусей и движениями показать все, о чем поется в песне.)

Проводится инсценирование песни. Воспитатель оценивает творчество детей и предлагает всем вместе спеть русскую народную прибаутку «Две тетери». Затем дети пробуют спеть прибаутку на другую, свою мелодию. Сочиненные варианты оцениваются вместе с детьми.

Воспитатель. Теперь мы с вами сочиним пляску. Послушайте внима­тельно первую часть народной плясовой мелодии «Полянка» и подумайте, какие движения под эту музыку можно исполнить.

Желающие показывают придуманные движения. Вместе с детьми педа­гог оценивает, подходят пи они к характеру, ритму пляски. Отбирает и запи­сывает четыре наиболее удачных движения. Говорит, что для второй части она тоже придумала интересное даижение и показывает в паре с ребенком 6 лет кружение на месте с подскоками. Затем ставит более старших детей в пары с младшими и проводит придуманную ими пляску от начала до конца, подсказывая движения. После пляски дети садятся.

Воспитатель. Сейчас я расскажу вам одну историю.

Жили-были на дворе курочки и петушки. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем домике — курятнике, проснулся петушок, выглянул... Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хло­пать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки, и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку. (Испол­няет пьесу «Курочки и петушок.)

Теперь вы все превратитесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золо­тым гребешком? (Показывает шапочку петушка.)

Выбирается «петушок» сначалаиз подгруппы детей 5-6 лет. 3 раза проводится сюжетная игра с новым ислопн и тепе м роли петушка. Воспита­тель оценивает движения детей.


 

 


 
Глава

МУЗЫКА В БЫТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


 

 


Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время и дет­ском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закреп­ляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на про­гулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хорово­ды, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музы­кальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музы­кальных произведениях, формируются певческие и музыкально- ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкаль­ное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуаль­ной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музы­кальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспита­ния, обладающий определенной музыкальной культурой. Он вы­бирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка.

В режиме детского сада время отводится помимо занятий на еду, сои, гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, разнообраз­ные игры. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес­ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп­пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не­которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по
разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. В играх дети отражают спои впечатления об окружающей жизни, переживают события, доступные их пониманию. Воспита­тель использует игру как могучее воспитательно-образовательное средство. Являясь ее организатором, создавая условия для игры или активно участвуя в ней, он руководит взаимоотношениями де­тей, реализует их замыслы, регулирует промесс общения с музы­кальным искусством. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям ифы. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в шрах впечатления, полученные на музы­кальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей. Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то оци используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», го явно предпочитают песни взрослых. Это объясняет­ся тем, что тематика таких игр передает действия взрослых и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях.

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы­кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть­ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб­ностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель­но. соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В!;''го следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о проителих, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо­вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.

Проведение сюжегно-ролевых игр с музыкой требует очень ос­торожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход iiq)bi, может побуждать детей к пению, например, укладывает де­вочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю- Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, вос­питатель говорит им; «Пароход уходи т все дальше и дальше, поэто­му песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении и фа в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плава­ние; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «при­стани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гос­тей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в кон­церт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сооб­щает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказоч­ная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музы­кальной деятельности.

С этой целью можно пригласить участвовать в игре музыкаль­ного руководителя. Например, в одном из детских садов воспита­тель предложил детям поиграть в «концерт», но оговорил одно ус­ловие: когда кто-нибудь из «артистов» будет выступать, ему будет аккомпанировать музыкальный руководитель. Воспитатель выб­рал ведущую концерта - девочку Марину. Получив задание, девоч­ка на минуту задумалась, затем быстро вошла в роль. Она спроси­ла, кто хочет петь и танцевать. Дети быстро начали договариваться, кто что будет исполнять. Марина распределила детей по группам - на певцов, чтецов, танцоров, зрителей. Пять девочек чисто и сла­женно под аккомпанемент фортепиано исполнили песню «Детский сад» (музыка А. Филиппенко). После песни очень уверенно и кра­сиво были исполнены «Детский краковяк» (музыка Т. Ломовой) и пляска «Аннушка» (чешская народная мелодия). Затем две де­вочки прочли стихотворение. Марина обратилась к детям, сидящим в качестве зрителей: «Кто из публики хочет выступить?» Это был очень удачный вопрос, так как «зрители», хотя и смотрели с удо­вольствием, но, очевидно, стремились к большей активности. Одна девочка вызвалась исполнить украинский танец. «Артисты» друж­но аплодировали ей. Интересно, что Марина шепотом напомнила «зрителям», что надо аплодировать после окончания каждого но­мера. Затем все дети и «зрители», и «артисты» - с увлечением спели «Частушки» (музыка Т. Ломовой).

После окончания игры дети начали совещаться о том, как же щрать в следующий раз: «Нам надо получите, поинтересней приду­мать!», «А я буду кассиром - билеты на концерт продавать», «А я Петрушкой буду!» «Надо подумать, как построить концерт в сле­дующий раз, какой порядок должен быть», - сказала Марина. «Ты запиши», - совершенно серьезно предложил Сережа, забыв о том, что ни писать, ни читать они оба не умеют. Было совершенно оче­видно, что дети полностью «вошли в образы» игры.

Дети с увлечением играют в кукольный теагр, превращая в ар­тистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоско­стных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития вообра­жения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыг­рываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некото­рые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно- ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушеч­ный патефон, телевизор, пианино, миииатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же вре­мя наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую строй­ную бе]>езку, то воспитатель должен предложить детям вниматель­но ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, которые они разучива­ли на музыкальном занятии (-«Во поле береза стояла», русская на­родная песня; «Ай, да березка», музыка Т. Попатенко и др.). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы, при помощи музы­кального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содер­жательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музы­кальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают по-. нимать, что каждое время года, явление природы по-своему пре­красно. Например, понаблюдав за деревьями осенью, ронявшими

ца дорожки листья, и прослушав затем пьесу А. Гречанинова •Юсен-' няя песня», дети говорили: «Листья шепчут. Деревья плачут - им жалко расставаться с красивыми листьями», «Задумчивая музыка, как будто все засыпает», «Музыка куда-то летит... летит...»

В занятия по природоведению, проводимые в группе, также по­лезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблю­дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос­питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы­кальными образами.

Музыкальный руководитель должен хорошо знать план общевос­питательной работы детского сада для того, чтобы в ■ соответствии с намеченными мероприятиями проводить музыкальные занятия. Например, намечается прогулка в весенний лес. Музыкальный ру­ководитель может дать детям послушать пьесу П.И. Чайковского «Подснежник» или «Песня жаворонка», разучить с ними русский хоровод «Земелюшка-чернозем», украинскую народную песню «Веснянка». Только при таком условии музыка станет активным помощником в эмоционально глубоком понимании детьми окру­жающей действительности. Таким же образом можно связать му­зыкальные произведения с тематикой экскурсий на предприятия, в мастерские, на пристань, близлежащую ферму, с рассказами-бе- седами о трудовых профессиях.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказываний сказки. Но при этом необходимо по­заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес­ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол­няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте­нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Кор- сакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел­ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе- ры-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебе­ди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вей- сберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике^ о Родине, детском саде). Например, беседу о Родине в старших группах реко­мендуется закончить песнями о Родине, написанными компози­торами А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, А. Пахмутовой. При про­ведении беседы с детьми средней группы но картинке «Кошка с котятами» желательно использовать песню «Серенькая кошеч­ка», музыка В. Витлина.

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует ус­транению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием.

Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят зву­ки, а также их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить от­дельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способ­ствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибау­ток с четко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воро­бей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огуречик», «Две тетери».

Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под­нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ­ствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж­ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен­дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по­могает детям усвоить различные построения и пересгроеиия, кото­рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.


Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Нож­ками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч­шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать
ударам и в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон­чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра­щения, при снижении физической нагрузки.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики предваритель­но разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музы­кального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вво­дится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее зву­чание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, пере­строения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Например,' в начале игры «Кто скорей» дети легко бегают в пространстве комнаты в соответ­ствии с характером, темпом и динамикой музыкального произведе­ния (музыка Т. Ломовой) и по его окончании стремятся быстрее занять определенные места.

Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, грамзапись, ка­кой-либо народный инструмент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.078 с.)