Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Тематическое: «Наш детский сад»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План Слушание песни. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Образные упражнения. «Зайчики», музыка Ю. Рожавской; «Барабанщики», музыка Д. Кабалевского; «Лошадки», музыка Ф. Лещииской; «Мячики», украинская народная мелодия в обработке Я. Степового. Пение. «Петина лошадка», музыка Т. Шутенко, слова В. Болдыревой; «Барабанщик», музыка М. Красева, слова М. Черной; «Конь», музыка Е. Тили- чеевой, слова Н. Найденовой. Пляска парами. Любая народная мелодия бодрого характера. Задачи. Развивать музыквльное восприятие, умение слушать музыку, высказывать элементарные суждения об услышанном; вызвать эмоционально-радостное состояние, чувство дружелюбия, ответственности за выполнение игровых действий младшими товарищами. Программное содержа!не. Согласовывать движения с характером и формой музыкальных произведений; эмоционально передавать игровые образы; детям 5—6 лет уверенно петь песни второго и третьего этапа разучивания, правильно произносить слова и брать дыхание; на первом этапе разучивания песни чисто интонировать. Ход занятия Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, и говорит, что сегодня музыка расскажет им о детском саде — доме, где они проводят много-много времени, пока работают их родители. Вам, наверное, знаком Двухэтажный новый дом? Для кого он? Дая ребят! В этом доме детский сад. Н. Найденова Детьми 6 лет и педагогом исполняется песня «Детский сед». С детьми 4-5 лет проводится беседа по ее содержанию. Песня исполняется еще раз. Дети 4-5 лет, по возможности, подпевают припев. Воспитатель. В детском саду мы живем дружно, весело. Здесь мы и занимаемся, и Отдыхаем, и играем. У нас очень много игрушек: мячей, зверушек! Есть и куклы у нас, ленточки чудесные, и забавы у нас очень интересные! Давайте поиграем в музыкальные игрушки! Заводные они, ие простые. Тихо-тихо стоят, двигаться начинают лишь после завода музыкальным ключом. А как музыка перестает звучать и игрушки двигаться перестают, значит, завод кончился... Проводятся образные упражнения: «Зайчики», «Барабанщики», «Лошадки» (раздельно с детьми 4, 5 и 6 лет), «Мячики» (участвуют все дети). Затем дети садятся. Воспитатель. Ваша любимая игрушка — лошадка — всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное - споем про нее песенку. Дети 5—6 лет исполняют песню «Петина лошадка». С детьми 4 лет проводится беседа по ее содержанию, старшие уточняют ответы, исполняют песню еще раз. Воспитатель. Споем песню еще про одну игрушку. Но сначала отгадайте, как она называется?» (Играет мелодию песни «Барабанщик».) Дети отгадывают название песни и поют ее. Затем идет дифференцированная работа по ее разучиванию с детьми 4 пет с привлечением к пению некоторых детей 5 лет. Воспитатель (показывает коня). Это что такое? (Выслушивав т о гнеты, предлагает всем встать и дружно хором спеть песню «Конь».) Воспитатель-. Хорошо всем дружно вместе звонкой песне подпевать, хорошо всем дружно вместе пляску парами сплясать! Проводится пляска парами (старший встает в пару с ребенком более младшего возраста) под народную мелодию бодрого характера по усмотрению музыкального руководителя. Движения: бег, хлопки, притопы, кружение, полуприседания, «фонарики». Если есть возможность детей 4 лет вывести дпя одевания на прогулку, то с детьми 5 и 6 лет можно провести несложную игру. Воспитатель. После веселых игр и плясок в комнате хочется поиграть и на улице. Давайте быстро оденемся, млад^лим товарищам поможем и пойдем на прогулку. Занятие 3. Типовое План Упражнения. «Барабанщики», музыка Д. Кабалевского, Э. Парлова; Ходьба и бег - «Марш», музыка Е. Тиличеевой, «Экосез», музыка И. Гуммеля. Слушание. «Дождик», музыка Г. Лобзчева. Myэыкалыю-дидактическое упражнение на различение высоты звучания. Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т. Попатеи- ко, слова Е. Авдиенко. Музыкально-ритмические движения. «Пляска парами», русская народная песня «Во саду ли, в огороде», автор движений — музыкальный руководитель; «Игра с бубном», русская народная мелодия «Полянка», автор движений Л. Михайлова. Задачи. Те же, что и в занятии 2. Программное содержание. Учить всех детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения, характером его частей, выполнять легкий бег, ритмичную ходьбу; детей 5—6 лет — перестраиваться в три колонны, выполнять легкие подскоки; детей 4 лет — притопы, хлопки, кружение; в пении учить правильному дыханию, хорошей дикции. Ход занятия Дети 4 лет сидят у одиой стены, 5-6 пет - у противоположной. С детьми 4 лет проводится упражнение «Барабанщики». Затем они садятся на первый ряд стульев, стоящих у фортепиано. С детьми 5—6 пет проводится упражнение в ходьбе и беге врассыпную («Марш», «Экосез»). Дети садятся. Воспитатель. Наступила осень. Опадвют листья, дождик поливает землю... Мы под дождем не заплачем. Пусть моросит с высоты, Мы через лужицы скачем, И раскрываем зоиты. М. Ивенсен Исполняется произведение «Дождик». Воспитатель по секрету договаривается с детьми 6 пет, чтобы они без слов спели мелодию песни «Осень». Дати 4-5 лет отгадывают по их исполнению название песни. Проводится ее разучивание с детьми 4 лет с привлечением детей 5 пет. Затем воспитатель в разных регистрах исполняет мелодию песни «Урожайная» и предлагает детям узнать, какие звуки они слышат. Дети отвечают: высокие, средние и низкие. Затем дети 6 лет исполняют песню, дети 5 лет подпевают им все куплеты, а дети 4 лет — только повторение двух последних фраз куплета. Песня разучивается по отдельным фразам, куплетам, с привлечением детей всех возрастов. Воспитатель. Осенью, сначала одевшись в яркие наряды, деревья сбрасывают их. Это явление природы называется листопад. Разучим про него песню. Дети 5-6 лет разучивают песню «Листопад», дети 4-х лет слушают и подпевают. Затем дети 4 пет самостоятельно (по указанию) исполняют парную пляску на музыку «Во саду ли, в огороде» и идут одеваться, а дети 5 и 6 пет играют в «Игру с бубном». Заканчивается занятие ходьбой под марш спокойного характера. Занятие 4. Типовое План Упражнения. Ходьба - «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского, слова Викторова; подготовительное к игре с воздушными шарами, музыка М. Раухвергера. Пение. «Барабанщик», «Урожайная», «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Слушание. «Походный марш», музыка Д. Кабалевского. Пляска. «Приглашение», украинская народная мелодия в обработке Г. Теплицкого, автор движений ф. Теллицкая. Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, усидчивость, развивать самостоятельность суждений, действий; совершенствовать слуховое восприятие. Программное содержание. Учить навыкам правильного дыхания, хорошей дикции, чистоты интонирования; ритмичной ходьбе с перестроением в 3 колонны, согласованию движений с характером и формой музыкальных произведений. Ход занятия Под исполнение на фортепиано марша «Праздник веселый» идут дети 4 лет и перестраиваются в круг. Под марш в вокальном исполнении идут дети 5 и 6 лет, обходят комнату и выстраиваются в круг позади детей 4 лет. В двух кругах дети исполняют подготовительное упражнение в игре с воздушными шарами на музыку М. Раухвергера (легкий бег по кругу, помахивание кистью правой руки, поднятой над головой, плавные полуприседания, кружение). В круг младших встают двое детей 6 пет, и четырехлетки, глядя на них, выполняют упражнение. Затем они садятся к фортепиано. Дати 5—6 лет идут по комнате (под музыку любого двухчастного марша) и перестраиваются в 3 колонны. По окончании музыки — садятся у фортепиано. Музыкальный руководитель имитирует игру на барабане в разных регистрах. Спрашивает детей: «Какой барабан играет, маленький, средний или большой?» Выслушивает и уточняет ответы детей. Задает следующие вопросы: «Какими звуками изображается маленький барабан?» (средний, большой). Предлагает детям 6 пет спеть первый куплет песий «Барабанщик», а детям 5 лет — второй куплет. Дети 4 лет во время отыгрыша и заключения пальчиками имитируют игру на барабане. Затем песню с воспитателем поют дети 4 лет и, наконец, все дети вместе. Воспитатель исполняет вступление к песне «Урожайная». Просит детей отгадать, какую песню они будут сейчас разучивать. Старшие дети отгадывают, отвечают на вопрос, какой композитор ее написал. Идет совершенствование песни с детьми 5—6 лет и ее разучивание с детьми четырех пет. Педагог выразительно читает текст песни «Детский сад» и предлагает детям подпевать. Далее поочередно по куплетам песню поют дети 5 и 6 лет, четырехлетки подпевают. Самостоятельно они поют припев песни. В процессе разучивания песни дети оценивают пение товарищей. Воспитатель говорит о том, что дети на каждом занятии маршируют. Марши бывают бодрые, спокойные, торжественные. Под марш можно петь песню. Много маршей написали композиторы дпя детей и взрослых. Предлагает послушать «Походный марш». Исполняет его, спрашивает детей 4 лет: «О чем рассказала вам музыка марша?» Выслушивает и уточняет ответы. Спрашивает всех детей: «Каков характер этого марша?» Уточняет ответы. Исполняет произведение еще раз. Предлагает всем встать и занять места вдоль стен комнаты, а двоим детям шести лет начать пляску «Приглашение». Постепенно в пляску включаются все дети. Воспитатель следит за качеством выполнения движений. Дети 6 пет помогают четырехлетним освоить танцевальные движения. По окончании пляски дети идут парами, останавливаются. Воспитатель дает оценку занятию. Занятие 5. Тематическое: «Снова осень к нам пришла» План Слушание. «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен. Упражнения. Ходьба и бег - музыка М. Красева, «Игра с воздушными шарами», музыка М- Раухвергера; композиционное — музыка М. Крвсева. Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т- Попатен- ко, слова Е. Авдеенко. Несюжетаая игра. «Найди свой овощ», русская народная мелодия «Как под яблонькой» в обработке В. Агафонникова или М. Иорданского, автор движений Ф. Лойтер. Задачи. Те же, что и в занятии 4. Программное содержание. Учить детей петь и протяжно, и отрывисто, легким звуком: брать дыхание между фразами, распределять его на фразу; четко произносить гласные и окончания слов; обращать внимание на средства выразительности; петь без инструментального сопровождения; согласовывать движение с характером, формой, темпом, динамикой музыкальных произведений; детям шести пет выразительно передавать в движениях текст песни. Ход занятия Дети сидят вдоль стен комнаты. Воспитатель держит в руках букет осенних листьев. Воспитатель. Ты удивляешь, осень, Раскрашенной листвой. Оранжевый и желтый Любой листочек твой. Н. Бромлей (Исполняет песню «Падают листья».) Красивую, плавную, спокойную песню написали для вас, ребята, композитор М. Красев и поэтесса М. Ивенсен. Послушайте вступление. Песня рвс- сказывает вам, что листья, кружась, падают на землю. (Исполняет вступление, затем разбрасыьвег по комнате листья.) Листики в лесочке кружатся, летят, Падают листочки под ноги ребят. Дети по тропинке медленно идут, Листики в корзинки бережно кладут. Тропкою знакомой из лесу пора, С листиками дома спляшет детвора. Ю. Островский Пойдемте собирать осенние листья (обращается к четырехлетним). Под музыку лесни «Падают листья» дети 4 пет собирают листья, собрав, под музыку пьесы М. Раухвергера «Игра с воздушными шарами» бегают с воспитателем {или старшим ребенком) врассыпную по комнате. Со сменой звучания помахивают правой рукой с листьями над головой и вновь бегают. Воспитатель. Передайте листочки вашим старшим товарищам, пусть и они с ними поиграют. Дети 5—6 лет под музыку вступления к песне «Падают листья» выполняют упражнение-композицию с листьями. Затем дети садятся. Воспитатель собирает листья. Про то время, когда листья опадают, мы знаем песню. Как ока называется? (Выслушивает ответы детей, уточняет их, предлагает спеть песню «Осень».) Осенью на полях и в садах созревают овощи, фрукты — урожай! Ребенок 6 пет. По полям, садам и селам, По земле из края в край, Загорелый и веселый Ходит новый урожай. А. Хуторянин Дети шести лет инсценируют песню «Урожайная» под пение педагога с детьми пяти пет и подпевание четырехлетних. Идут по кругу парами, держаг руки корзиночкой; стоя друг против друга, покачивают сцепленными руками к себе и от себ^я; поставив руки на пояс, покачиваются вправо-елево и грозят друг другу пальцем; становятся в затылок друг другу (второй ребенок пары кладет руки на плечи первому, а тот имитирует рулевое управление) и топающим шатом «уезжают». Предварительно дети выполняли зти- действия на индивидуальных занятиях. Воспитатель. Погуляем, погуляем В саднке своем, Желтых листьев, красных листьев Много наберем. Посмотрите, посмотрите — вот какой букет! Листья в вазу мы поставим В нашем утопке. Н. Френкель Воспитатель исполняет песню «Листопад». После этого идет разучивание песни по возрастным подгруппам с инструментальным сопровождением. Воспитатель читает ее текст, задает по содержанию вопросы детям. Дети определяют характер, композицию песни (шестилетки), поют по подгруппам запев и припев. У меня для вас, ребята, есть осенние загадки. Кто их отгадает, тот в игру поиграет. Стоит Ермошка на толстой ножке, Кто его нацдет, тот в корзиночку кладет. {Гриб) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) Без окон, без дверей Полка горница людей. (Мак) Дети отгадывают. Несколько раз проводится игра «Найди свой овощ». Варианты игры. 1. Дети разных возрастов строятся в круги вокруг игру- шек-оаощей. Старшие помогают младшим сориентироваться в поиске перемещенных овощей. 2. Около игрушек-овощей в каждом кругу стоят дети одного возраста. Воспитатель или ведущий из старших двтей меняет местами только те овощи, вокруг которых размещаются дети 5 и 6 лег. При этом первый раз в круге с детьми А лег находится воспитатель. По окончании игры под марш спокойного характера дети идут друг за другом так, как стояли в кругах. Останавливаются с окончанием звучания. Даегся оценка занятию. Занятие 6. Направлено на развитие творчества План Упражнения. С воображаемым предметом - «Скакалка», музыка А. Хачатуряна, ходьба — «Марш», музыка Е. Марченко. Инсцеюфование песен. «Про лягушек и комара»; «Гуси», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Сочинение мелодии народной прибаутки. «Две гегери». Составление пляски-импровизации на народную меподию «Полянка». Сюжетная игра. «Курочки и петушок», русская народная мелодия в обработке Г. Фрида, автор движений Н. Ветлугина. Задачи. Развивать творческую активность и эстетический вкус; воспитывать волю, самостоятельность при выполнении заданий. Программное содержание. Учить инсценированию сюжетов песен, выразительной передаче в движениях различных песенных образов; определять двухчастную музыкальную форму; творчески использовать знакомые танцевальные движения — комбинировать их элементы, составляя несложные комбинации плясок. Ход занятия Дети под музыку марша Е. Марченко идут колонной по одному (впереди более старшие) по комнате, подходят к сгульям, маршируют на месте до окончания звучания. Затем садятся. Воспитатель предлагает всем внимательно послушать музыку и определить ее характер. Исполняет пьесу «Скакалка». Выслушивает и уточняет ответы детей: музыка бодрая, веселая, игровая. Предлагает детям 5—6 лет показать, как они прыгают через скакалку. Дети 4 пет ритмично хлопают в ладоши. Старшие садятся. Воспитатель загадывает детям музыкальную загадку: «Как называется песня, кто ее написал?» Исполняет без инструментального сопровождения мелодию песни «Про лягушек и комара». Дети отгадывают. Старшие называют композитора. Педагог уточняет ответы. Воспитатель. Сейчас наше занятие станет сказочным. Наши младшие товарищи превратятся в лягушек. {Обращается к детям 5—6 лет.) Кто хочет быть комаром? (Выбирает «номера». Предлагает «лягушкам» прыгнуть в кболото» и под свое пение и детей 5—6 лет показать движениями все, о чем поется.) Инсценирование песни проводится 2—3 раза, оценивается качество образных движений. Дети садятся. Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас с новой песней. Послушайте ее внимательно и скажите, о чем в ней поется? (Исполняет песню «Гуси». Выслушивает ответы детей. Предлагает детям 5—6 лет превратиться в гусей и движениями показать все, о чем поется в песне.) Проводится инсценирование песни. Воспитатель оценивает творчество детей и предлагает всем вместе спеть русскую народную прибаутку «Две тетери». Затем дети пробуют спеть прибаутку на другую, свою мелодию. Сочиненные варианты оцениваются вместе с детьми. Воспитатель. Теперь мы с вами сочиним пляску. Послушайте внимательно первую часть народной плясовой мелодии «Полянка» и подумайте, какие движения под эту музыку можно исполнить. Желающие показывают придуманные движения. Вместе с детьми педагог оценивает, подходят пи они к характеру, ритму пляски. Отбирает и записывает четыре наиболее удачных движения. Говорит, что для второй части она тоже придумала интересное даижение и показывает в паре с ребенком 6 лет кружение на месте с подскоками. Затем ставит более старших детей в пары с младшими и проводит придуманную ими пляску от начала до конца, подсказывая движения. После пляски дети садятся. Воспитатель. Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушки. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем домике — курятнике, проснулся петушок, выглянул... Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки, и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку. (Исполняет пьесу «Курочки и петушок.) Теперь вы все превратитесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком? (Показывает шапочку петушка.) Выбирается «петушок» сначалаиз подгруппы детей 5-6 лет. 3 раза проводится сюжетная игра с новым ислопн и тепе м роли петушка. Воспитатель оценивает движения детей.
МУЗЫКА В БЫТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время и детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей. Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально- ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуальной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музыкальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспитания, обладающий определенной музыкальной культурой. Он выбирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка. В режиме детского сада время отводится помимо занятий на еду, сои, гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, разнообразные игры. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в группах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. В играх дети отражают спои впечатления об окружающей жизни, переживают события, доступные их пониманию. Воспитатель использует игру как могучее воспитательно-образовательное средство. Являясь ее организатором, создавая условия для игры или активно участвуя в ней, он руководит взаимоотношениями детей, реализует их замыслы, регулирует промесс общения с музыкальным искусством. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям ифы. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в шрах впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей. Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то оци используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», го явно предпочитают песни взрослых. Это объясняется тем, что тематика таких игр передает действия взрослых и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях. Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музыкальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с детьми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потребностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятельно. соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В!;''го следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о проителих, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясовые и маршевые, под которые детям удобно двигаться. Проведение сюжегно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход iiq)bi, может побуждать детей к пению, например, укладывает девочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю- Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, воспитатель говорит им; «Пароход уходи т все дальше и дальше, поэтому песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении и фа в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плавание; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «пристани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гостей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в концерт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сообщает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказочная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музыкальной деятельности. С этой целью можно пригласить участвовать в игре музыкального руководителя. Например, в одном из детских садов воспитатель предложил детям поиграть в «концерт», но оговорил одно условие: когда кто-нибудь из «артистов» будет выступать, ему будет аккомпанировать музыкальный руководитель. Воспитатель выбрал ведущую концерта - девочку Марину. Получив задание, девочка на минуту задумалась, затем быстро вошла в роль. Она спросила, кто хочет петь и танцевать. Дети быстро начали договариваться, кто что будет исполнять. Марина распределила детей по группам - на певцов, чтецов, танцоров, зрителей. Пять девочек чисто и слаженно под аккомпанемент фортепиано исполнили песню «Детский сад» (музыка А. Филиппенко). После песни очень уверенно и красиво были исполнены «Детский краковяк» (музыка Т. Ломовой) и пляска «Аннушка» (чешская народная мелодия). Затем две девочки прочли стихотворение. Марина обратилась к детям, сидящим в качестве зрителей: «Кто из публики хочет выступить?» Это был очень удачный вопрос, так как «зрители», хотя и смотрели с удовольствием, но, очевидно, стремились к большей активности. Одна девочка вызвалась исполнить украинский танец. «Артисты» дружно аплодировали ей. Интересно, что Марина шепотом напомнила «зрителям», что надо аплодировать после окончания каждого номера. Затем все дети и «зрители», и «артисты» - с увлечением спели «Частушки» (музыка Т. Ломовой). После окончания игры дети начали совещаться о том, как же щрать в следующий раз: «Нам надо получите, поинтересней придумать!», «А я буду кассиром - билеты на концерт продавать», «А я Петрушкой буду!» «Надо подумать, как построить концерт в следующий раз, какой порядок должен быть», - сказала Марина. «Ты запиши», - совершенно серьезно предложил Сережа, забыв о том, что ни писать, ни читать они оба не умеют. Было совершенно очевидно, что дети полностью «вошли в образы» игры. Дети с увлечением играют в кукольный теагр, превращая в артистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоскостных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития воображения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыгрываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некоторые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно- ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный патефон, телевизор, пианино, миииатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению». Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную бе]>езку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, которые они разучивали на музыкальном занятии (-«Во поле береза стояла», русская народная песня; «Ай, да березка», музыка Т. Попатенко и др.). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы, при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают по-. нимать, что каждое время года, явление природы по-своему прекрасно. Например, понаблюдав за деревьями осенью, ронявшими ца дорожки листья, и прослушав затем пьесу А. Гречанинова •Юсен-' няя песня», дети говорили: «Листья шепчут. Деревья плачут - им жалко расставаться с красивыми листьями», «Задумчивая музыка, как будто все засыпает», «Музыка куда-то летит... летит...» В занятия по природоведению, проводимые в группе, также полезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблюдали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музыкальными образами. Музыкальный руководитель должен хорошо знать план общевоспитательной работы детского сада для того, чтобы в ■ соответствии с намеченными мероприятиями проводить музыкальные занятия. Например, намечается прогулка в весенний лес. Музыкальный руководитель может дать детям послушать пьесу П.И. Чайковского «Подснежник» или «Песня жаворонка», разучить с ними русский хоровод «Земелюшка-чернозем», украинскую народную песню «Веснянка». Только при таком условии музыка станет активным помощником в эмоционально глубоком понимании детьми окружающей действительности. Таким же образом можно связать музыкальные произведения с тематикой экскурсий на предприятия, в мастерские, на пристань, близлежащую ферму, с рассказами-бе- седами о трудовых профессиях. Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказываний сказки. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы инструментальное произведение или песня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, дополняли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочтении детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Кор- сакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, белку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе- ры-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебеди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вей- сберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность. Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике^ о Родине, детском саде). Например, беседу о Родине в старших группах рекомендуется закончить песнями о Родине, написанными композиторами А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, А. Пахмутовой. При проведении беседы с детьми средней группы но картинке «Кошка с котятами» желательно использовать песню «Серенькая кошечка», музыка В. Витлина. В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием. Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят звуки, а также их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибауток с четко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воробей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огуречик», «Две тетери». Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка поднимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыжки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также помогает детям усвоить различные построения и пересгроеиия, которые обычно проводятся в начале или в конце занятия. Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Ножками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является лучшим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать Комплекс упражнений для утренней гимнастики предварительно разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музыкального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вводится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее звучание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, перестроения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Например,' в начале игры «Кто скорей» дети легко бегают в пространстве комнаты в соответствии с характером, темпом и динамикой музыкального произведения (музыка Т. Ломовой) и по его окончании стремятся быстрее занять определенные места. Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, грамзапись, какой-либо народный инструмент. Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Благодаря гимнастике укрепляется оиорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бодрое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, когда она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз между упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми. При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответствовали характеру музыкального произведения, его форме. На<
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.017 с.) |