Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I. Основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей. Предмет теории и методики музыкального воспитания и развития ребенка. Проблемы музыкального воспитания детей

Поиск

Вопросы для обсуждения

1. Сущность музыкального искусства и его роль в жизни детей.

2. Основы музыкального воспитания и развития ребенка.

3. Роль смежных наук в процессе музыкального воспитания и развития ребенка.

4. Требования, предъявляемые к музыкальным произведениям для детей.

5. Цели и задачи музыкального воспитания и развития детей.

Тема II. Система музыкального воспитания и развития ребенка

Вопросы для обсуждения

1. Система музыкально-эстетического воспитания в нашей стра­не. Звенья системы.

2. Роль теории и методики музыкального воспитания в системе учебных предметов.

3. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

4. Средства музыкального воспитания и развития ребенка.

Тема III. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

Вопросы для обсуждения

1. Структура музыкальности ребенка.

2. Основные музыкальные способности и способы их развития.

3. Формирование музыкальных и музыкально-сенсорных спо­собностей ребенка. Связи и соотношения.

4. Требования, предъявляемые к уровню музыкальности детей на разных возрастных этапах.

Тема IV. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей

Вопросы для обсуждения

*

1. Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания. Общая характеристика.

2. Взаимосвязь основных методов и методических приемов в процессе трех этапов обучения и развития ребенка.

3. Методическая разработка проведения слушания программ­ного музыкального произведения.

4. Методическая разработка проведения сюжетной игры. При­меры образных рассказов.

5. Методическая разработка проведения слушания непрограм­много музыкального произведения, несюжетной игры, пляски.

Тема V. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка

Вопросы для обсуждения

1. Роль заведующей и старшего воспитателя в организации про­цесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

2. Обязанности музыкального руководителя дошкольного уч­реждения.

3. Роль воспитателя в осуществлении процесса музыкального воспитания.

4. Назначение перспективного и календарного планов в деле музыкального воспитания и развития ребенка.

5. Показатели музыкального развития ребенка.

6. Руководство работой по музыкальному воспитанию и разви­тию ребенка в методических кабинетах города, района.

Тема VI. Виды детской музыкальной деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Значение, задачи и формы слушания - восприятия музыки.

2. Значение пения в жизни детей, его специфические задачи.

3. Особенности детского певческого голоса, условия его охраны.

4. Процесс формирования слуха при обучении детей пению.

5. Основные певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

6. Подготовка педагога к проведению с детьми пения и музы­кально-ритмических движений.

7. Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни детей.

8. Вилы детской музыкально-ритмической деятельности, ib

9. Содержание обучения игре на детских музыкальных инст­рументах.

10. Назначение и виды музыкально-дидактических игр.

11. Разработка музыкально-дидактической игры для детей 5-7 лет. Анализ содержания нескольких музыкально-дидактических игр, оценка их как средства рвзвития музыкально-сенсорных спо­собностей.

Тема VII. Формы детской музыкальной деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Виды и структура музыкальных занятий.

2. Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.

3. Особенности музыкальных занятий в малокомплектных до­школьных учреждениях.

4. Разработка плана одного из видов музыкального занятия для детей любой возрастной группы. Анализ плана

5. Значение музыки в повседневной жизни детей.

6. Использование музыки в игровой деятельности детей и ре­жимных моментах ДОУ.

7. Использование музыки в различных занятиях и развлечени­ях, проводимых воспитателем.

8. Виды и формы вечеров развлечений, их организация и про­ведение.

9. Разработка сценария одной из форм развлечений, проводи­мых воспитателем, с включением музыки.

10. Музыкальная самостоятельная деятельность детей 4-7 лет. Общая характеристика.

11. Роль и место самостоятельной музыкальной деятельности де­тей на музыкальных занятиях и в быту дошкольного учреждения.

12. Оборудование и пособия, необходимые для оснащения музы­кальной зоны в ДОУ.

13. Роль музыки на праздниках.

14. Подготовка к празднику детей, педагогов и сотрудников ДОУ.

15. Структура праздников, посвященных государственным и зна­чимым для жизни детского коллектива бытовым или народным традициям.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Семи­нары расширяют кругозор студентов, воспитывают навыки твор­ческого мышления, умение отстаивать свои убеждения. При подго­товке к семинарским и практическим занятиям необходимо изучить


основную, а но возможности и дополнительную литературу, ис­пользовать правительственные документы, материалы периодичес­кой печати, познакомиться с соответствующими разделами учеб­ных пособий. Выступления на семинарах не следует сводить к чтению законспектированной литературы. При обсуждении воп­росов необходимо привлекать материалы своей практической ра­боты, выявлять ее достоинства и недостатки.

Деловая активность студента на семинарских и практических занятиях учитывается преподавателем на экзамене.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Роль смежных наук в теории музыкального воспитания детей.

2. Влияние процесса музыкального воспитания на формирова­ние личностных качеств ребенка.

3. Характеристика комплексною подхода к музыкальному вос­питанию. Взаимосвязь системы музыкального воспитания в нашей стране с зарубежными педагогическими системами.

4. Актуальные проблемы музыкального воспитания детей млад­шего возраста.

5. Проблематика современных исследований в области дошколь­ного музыкального воспитания.

6. Проблема взаимосвязи музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.

7. Взаимосвязь обучения и развития детского музыкального ис­полнительского и продуктивного творчества. Пути приобщения детей к исполнительскому и продуктивному творчеству в различ­ных видах музыкальной деятельности.

8. Система взглядов педагогов-музыкантов на организацию и по­становку музыкального воспитания в малокомплектных, сельских, семейных детских садах.

9. Роль и функции методнета района (города) в осуществлении процесса музыкального воспитания.

10. Специфика и взаимосвязь различных видов музыкальной де­ятельности.

11. Особенности музыкального воспитания детей в процессе раз­личных видов музыкальной деятельности.

12. Содержание музыкально-образовательных знаний, получаемых детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста в про­цессе занятий тем или иным видом музыкальной деятельности.

13.Роль народного музыкального искусства в процессе обучения детей.

14. Пути формирования певческих и музыкально-ритмических навыков на различных этапах детского возрастного развития.

15. Пути формирования музыкального восприятия дошкольни­ков на различных ступенях возрастного развития:

16.Значение музыкально-дидактических упражнений в процес­се усвоения навыков в области различных видов музыкальной дея­тельности.

17. Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей. П ри- емы игры.

18.Характер и содержание самостоятельной музыкальной дея­тельности детей в процессе слушания музыки, пения, музыкально- ритмических движений, дидактических игр и элементарного музи­цирования.

19. Разработать плацы и конспекты разных музыкальных заня­тий с использование грамзаписи вокальной и инструментальной музыки для различных возрастных групп.

20. Разработать планы вариантов музыкальных занятий для групп детей смешанного возраста.

21. Разработать конспекты занятий по обучению игре на инст­рументах в ансамбле и оркестре.

22. Рассказать о своем опыте организации детской самостоя­тельной музыкальной деятельности в группе.

23. Написать реферат на тему: «Создание материальной среды дет­ского сада - стимула самостоятельной музыкальной деятельности».

24. Написать реферат на тему: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания на занятиях и в быту детского сада (на опыте работы детских садов своего города или района).

25. Разработать планы и конспекты занятий по изобразитель­ной деятельности, физкультурной, ознакомлению с окружающим и родной речи с включением музыки.

26. Разработать сценарий одного из вечеров развлечений в фор­ме настольного театра игрушек, теневого театра, инсценирования ца фланелеграфе; вечера спортивных игр и развлечений, смеха и забав, празднования дня рождения, литературного концерта с ис­пользованием музыки.

27. Разработать плацы музыкально-тематических концертов для детей разных возрастных групп.

28. Аннотировать любой из опубликованных в последнее время в печати сборников праздничных сценарных материалов.

 

29. Разработать планы и сценарии проведения празднований памятных дат страны в виде тематических или комплексных заня­тий, вечеров развлечений.

10 Зннниа А Н.

30. Разработать сценарий праздника для детей любого возраста (по выбору студента), проводимого без подготовки на повторном материале с включением сюрпризных моментов.

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тему курсовой работы студент выбирает по списку, представ­ленному педагогом. В работе студент должен показать, насколь­ко глубоко он изучил и осмыслил лекционные темы курса и соот­ветствующую литературу, а также овладел практической работой с детьми.

Курсовая работа может состоять из нескольких глав и парагра­фов, Главы всегда начинаются с новой страницы. Параграфы идут как продолжение текста страницы (в подбор). Работа должна иметь введение (не более 2-3 страниц), в котором раскрывается акту­альность темы, ее научная и практическая значимость; объект, предмет, цель и задачи исследования; формулируется методологи­ческая основа и методы, которые используются студентом в изуче­нии теоретического материала и проведении экспериментальной работы; раскрывается научная новизна (если она имеет место) и пракгическая значимость исследования. План курсовой работы с указанием страниц введения, глав и параграфов, выводов, биб­лиографии, приложений (последние могут иметь отдельную нуме­рацию) приводится в начале работы, перед введением. Выводы ох­ватывают все содержание работы и помещаются в ее конце. Далее следуют библиография и приложения (если они имеются).

Курсовая работа может быть как экспериментально-практичес­кого, так и аналитического или аналитико-прикладного плана. Тре­буется не только раскрыть ее тему, по и грамотно оформить текст как самой работы, так и наглядных пособий к ней. Объем теорети­ческой части примерно 20-25 страниц. Объем практических разра­боток от 4-5 до 11-12 страниц с приложением пособий. Весь текст печатается без сокращений, в два интервала. Страница нумеруется сверху. Размер полей: сверху - 2,5 см, слева - 3 см, справа - 1 см, снизу -1,5 см.

При цитировании в сносках внизу страницы указываются: фа­милия, инициалы автора, название книги (статьи), место издания, издательство, год издания, страница. Список изученной литерату­ры приводится в конце работы. Оц оформляется в соответствии с «Рекомендациями авторам при подготовке рукописи к изданию». В начале списка приводятся Программы обучения и правитель­
ственные материалы. Далее - книги и статьи, расположенные в ал­фавитном порядке их авторов. Затем идет перечень сборников музыкальных материалов, в хронологическом порядке. (Вначале указывается название сборника, затем - фамилии составителей или общего редактора, место издания, издательство и год издания.) На титульном листе курсовой работы должны быть указаны: тема, фа­милия, имя, отчество студента, название института, факультета, фамилия и инициалы научного руководителя.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

При подготовке к экзаменам необходимо руководствоваться про­граммами педагоги чески* институтов по курсам: «Основы музы­кального воспитания и развития ребенка», «Теория и методика музыкального воспитания». Студент-заочник должен иметь в виду, что курс изучается на дневном отделении в большем объеме. Сле­довательно, ряд вопросов и тем, имеющихся в программе и вклю­ченных в экзаменационные билеты, выносится на самостоятельное изучение.

На экзамене студент должен показать свое знание содержания предмета, музыкальной терминологии, умение свободно ею опери­ровать. Студент должен показать знание учебных пособий разных лет, умение их аннотировать, знакомство с материалами лекцион­ного курса и новейших исследований.

При подготовке к ответу студенту разрешено пользоваться ин­ститутской программой по курсу, схемами, диаграммами, делать соответствующие записи.

Если студент при ответе на вопросы билета затрудняется с са­мостоятельным изложением материала, педагог имеет право задать ему ряд вопросов, стимулирующих студента к полному (по возмож­ности) высказыванию по данной теме, В случае, если ответы на эти вопросы исчерпывают тему, оценка за ответ не снижается.

10*
 

Монологические высказывания студентов должны соответство­вать сути вопроса, быть логически выстроенными, доказательно раскрывать отношение отвечающего к излагаемой проблеме, выяв­лять личную точку зрения на использование тех или иных положе­ний теоретического курса в практической работе с детьми. Если студент затрудняется с изложением материала билета, то препода­ватель имеет право задать ему ряд дополнительных вопросов по лекционному курсу или предложить взять второй билет. В после­днем случае, если студент отвечает на вопросы, оценка снижается ориентировочно на один балл.


ЛИТЕРАТУРА

Бабаджаи Т. С. Музьгкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967.

I

Балясная Л, Музыка в классе, в школе, в жизни. // Музыка в школе. - 1983. №2.-0.3-8,

Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. - Л., 1984.

Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

Будучевский Ю.С., Фомин ВС. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л., 1986.

Венгер Л А. Восприятие и обучение. — М., 1969.

Ветлугипа НА. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1963.

Ветлушна НА. Детский оркестр. - М„ 1976.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.

Ветлугина НА., Дзержинская ИЛ„ Комиссарова Л.И. Музыкальные занятия в детском саду. - М., 1984.

Воинова АД. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М„ 1960.

Воспитание детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. Р.Н. Курбатовой. М., 1989.

Добровольская Н.И., Орлова НД, Что надо знать учителю о детском голосе. — М.: Музыка, 1972.

Дубровская ЕА. Практические занятия по курсу: Теория и методика музыкального воспитания детей. — М„ 1986.

Дубровская Е.А. Руководство процессам музыкального воспитания в дошкольных учреждениях. - М., 1988.

Дубровская ЕА. Теория и методика музыкального воспитания. — М„ 1991.

Зимина А.Н. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры — М„ 1993.

Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Шуя, 1995.

Зимина А.Н. Инсценирование несен на занятиях с детьми 4-7 лет. - М., 1998.

Зимина А.Н. Первые шаги в творчестве. М„ 1997.

Зимина А.Н. Музыкальные занятия в малокомплектных летских садах. - М„ 1998.

Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В.М. Изгаршевой. — М., 1982.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителей. — М., 1981.

Кабалевский Д.Б. Как рассказать детам о музыке? - М., 1982.

Кабалевский Д\Б< Про «трех китов» и п[ю многое другое: Книга о музыке. — М., 1972.

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986.

Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.

Кремлев ЮЛ. Познавательная роль музыки. - М, 1960.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.; Советский композитор, 1984. 168 с.

Музыкальная энциклопедия, - В 6 т. - М.. 1973-1982.

Мухина B.C. Детская психология. - М„ 1985.

Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие кадс проблема музыкозна­ния // Восприятие музыки. М„ 1980.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального носприятия. - М., 1972.

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.О. Комаровой. — М„ 1997.

Попова ТД. О музыкальных жагерах. - М., 1981.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. - М„ 1987.

Радыноеа ОЛ. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. - М., 1997.

Радынова ОД. Слушаем музыку. М., 1990.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольника / Под реД- Н.А. ВетлугииоЙ. - М„ 1980.

Сенсорное воспитание дошкольников / Под общ. ред. А. Запорожца, А. Усовой. - М., 1963.


Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Вет- лугипой. - М., 1962.

Сохор А. Воспитательная роль музыки. - Л., 1975.

Сухомлинский BJI. О воспитании. - М„ 1975.

Теплов Б.М, Психология музыкальных способностей //Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

Они пишут для детей / Сост. Т. Карытисва. - М., 1975-1980.

Халабузарь Л„ Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. - М„ 1990.

Цыпип ГМ. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М„ 1975.

Эстетическое воспитание в детском саду / Иод ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.


МУЗЫКАЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

СЮЖЕТНЫЙ ЭТЮД «СЧИТАЛОЧКА»

Выбежали дети в сад. Наташа через скакалку прыгает. Игорь в мяч играет. Надоело им забавляться. Положили скакалку и мяч на скамейку и решили в прятки играть. Стали считаться: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». Вышло прятаться Наташе, а искать — Игорю.

Спряталась Наташа за скамейку. Игорь подошел, справа заглянул, а Наташа на левую сторону перебежала. Игорь слева заглянул, направо перебежала Наташа... И еще раз... А потом выбежала Наташа из-за скамейки и говорит: «Игорь, догоняй!»

После игры дети ушли домой.

Оживленно Т. Ломова

 

 

        1*1
ki, Г N        

 


 

M P l^i-H-
H
И

■w»

it El

ii

—tj


    —е-------- —— П П  
^---------------- -1—^—   1 * * 3=---------- 1

 

 

  -p-------------- ----- ~—'—  
    ■f-H  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.013 с.)