Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика приемов воспитательной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе слушания лежит исполнение музыкальных произведений. Исполнение, как вокальное, так и инструментальное, должно точно передавать художественный образ произведения, быть простым и эмоционально-выразительным. С одного раза дети не могут хорошо ознакомиться с произведением и вслушаться в него. Поэтому новую вещь нужно исполнись повторно. Следует также возвращаться к прослушанным произведениям на последующих занятиях. Задача педагога - направлять музыкальное восприятие ребенка. В ее решении важную роль играет слово педагога. Словом раскрывается содержание произведения. Оно помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Педагог пользуется различными формами словесного руководства: сообщает название произведения, проводит краткую беседу перед и после слушания музыки или в нескольких словах знакомит детей с содержанием исполняемого. Например, перед исполнением сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова педагог говорит, что весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пением. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. По не всякое произведение вызывает конкретный образ в восприятии ребенка. Иногда музыка может вызывать и создавать только определенное настроение. Следовательно, не всякое произведение требует особого пояснения. Если оно несложное, доступно пониманию детей (например, Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, Вальс Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского), педагог может ограничиться перед слупшшем только его названием. После исполнения такого произведения педагог беседует с детьми, спрашивает о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка. Слушанию музыки может предшествовать и поэтическое слово, и короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произ- J • ведения. Например, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин», а затем исполняет «Птичку» Э. Грига. Образный рассказ, составленный педагогом, предлагается перед исполнением музыки к сюжетной игре, этюду. Однако не следует слишком часто пользоваться рассказом перед исполнением музыки, чтобы дети не воспринимали его как единственно возможное толкование музыкального произведения, не искали конкретное образное содержание в каждом произведении. Если в музыкальном произведении есть какие-либо яркие особенности, то педагог в беседе с детьми обращает на них специальное внимание и тут же проигрывает соответствующие части или фразы. Например, после исполнения песни М. Красева «Веселая дудочка» педагог обращает внимание на вступление, в котором изображается игра на дудочке, а после исполнения «Песни и пляски птиц» Н.А. Римского-Корсакова указывает ца изобразительные моменты: подражание кукованию кукушки, высокий регистр, то тихое, то громкое звучание - поют то маленькие, то большие птицы. То есть педагог в беседе с детьми указывает на те средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор, создавая музыкальный образ произведения. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе: радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д. Формы словесного руководства зависят также от конкретных воспитательных задач данного занятия и от возрастных особенностей детей. В беседах, пояснениях педагог использует наблюдения детей за окружающей жизнью, природой, опыт знакомства с различными рассказами и сказками. Учитывая особенности того или иного возраста, педагог во время бесед может показать соответствующие картинки, игрушки, в младших возрастных группах - ставить вопросы и как бы от имени ребенка самому отвечать на них: «Ты, Коля, конечно, знаешь, что характер этой пляски бодрый»; «Маша очень внимательно на меня смотрит, она хочет сказать, что музыка звучала сначала громко, а потом тихо» и т. д. В старших группах, пользуясь рекомендациями Д.Б. Кабалевского, проводить беседы по вопросам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Что музыка изображает?» и т. д. Постановка перед детьми познавательных задач формирует их оценочные суждения. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Даже на самом раннем этапе развития дети различают характер музыки в целом, т. е. ее эмоциональное содержание. Родители, воспитан ли наблюдали случая, когда дети двух, двух с половиной лет сердились, если играли печальную музыку, и радовались, слушая веселую. Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образами. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлекательности объектов восприятия. Внимательно они могут прослушать только небольшие по объему музыкальные произведения. У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать песню по мелодии, спетой без слов, по мелодии, исполненной на инструменте, по вступлению. Если дети первое врамя пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инструментальной музыки, он напоминает им о том, что эту музыку надо только слушать. Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений. В младших группах в процессе слушания музыки педагог стремится: ♦ накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; ♦ развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запоминать его; ♦ развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения. В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен: ♦ формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение; «развивать память путем узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов; «воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления; ♦ средствами музыки содействовать возникновению чувства любви к окружающему. На занятиях в процессе слушания музыки дети получают еще очень ограниченные сведения, направленные на разъяснение произведений, которые они слушают. Тем более важно требовать от детей точных, конкретных ответов. Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Именно это помогает ребёнку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения в процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к воспитанию культурного слушателя. В целом в музыке для детей младшего и среднего дошкольного возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни. В практике детских садов необходимо стремиться к известной стабильности (постоянству) репертуара, к ограниченному количеству произведений. То, что некоторые песни, инструментальные пьесы будут сначала слушаться детьми, потом, в другой возрастной группе, исполняться, а затем войдут в быт, приведет к прочному усвоению детьми музыкального репертуара. Слушание музыки проходит по трем этапам: 1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением. 2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности. 3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности. На каждом из этих этапов применяются определенные методические приемы обучения. На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быгь кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно тщательно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, которые будут сопутствовать исполнению. В младших группах в ходе пояснений педагог может использовать художественную игрушку, помогающую восприятию музыкального образа. Судить об активном музыкальном восприятии следует по высказываниям детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о за- интересовашюсти детей или об отсутствии таковой. На втором этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации Тгроцесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти. На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими чувства. Желательно, чтобы знакомые детям музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах - аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкальное восприятие и слух детей, развивает их память, воображение. Рассмотрим конкретные примеры.
В старших группах продолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия; и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие дцтей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний, и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения. Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания - дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи. В старших группах в процессе слушания музыки педагог стремится: ♦ приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмоции выражать после слушания; ♦ воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; ♦ прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра; ♦ приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям; ♦ развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них; различать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, маршевый жанры; ♦ развивать умение сравнивать произведения но сходству и контрасту; ♦ вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения. Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. Инструментальная становится более разнообразной по образному содержанию, сочетанию средств музыкальной выразительности. В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов прикладного искусства. Словесные приемы становятся более развернутыми, способствующими углубленному восприятию музыкальных произведений. Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведения о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопоставлений музыкальных произведений, с постепенным введением новых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений об услышанном. Иногда перед слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ. Например: «У одного мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать быстро, быстро. Мчится конь - только копыта стучат», - и исполнить пьесу Р. Шумана «Смелый наездник», конечно, назвав ее. Активному участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах выразительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересовывать детей, побуждать к оценочным суждениям и их аргументации. Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Если говорить о музыке тусклым, будничным языком, то проводимая работа не достигнет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо заинтересовать детей поэтическим словом - фрагментом стихотворения или текста песни. Например, перед тем, как дать послушать песню «Рыбка» (музыка М. Красева, слова М. Клоковой), педагог говорит: «Дети, про нашу рыбку, которая живет в аквариуме, я знаю песню. Она гак и намывается "Рыбка". Нагшсал ее композитор Михаил Красев. Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыба, рыбка озорница, Мы хотим тебя поймать!» Исполняет песню. К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педагог поясняет ее название. Говорит о том, что клоуны - это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми, какую новую музыку они слышали и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело, задорно прыгают и кувыркаются клоуны! А кто такие клоуны?» Педагог обращает внимание детей на характер музыки, а дети высказывают свои впечатления об услышанном и называют пьесу. Конечно, все пояснения, уточнения, дополнения должны быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки. Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно проигрывать наиболее характерные отрывки из него, но ни в коем случае не на первом занятии. Это делается тогда, когда произведение уже знакомо детям. Так, в пьесе «Рыбка» М. Красева ярко изобразительным является заключение. Проиграв его, педагог спрашивает: «Дети, как вы думаете, что здесь рыбка делает?» Дети отвечают, что рыбка плавает. Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирается на имеющийся у детей запас, жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над теми или иными явлениями. Так, перед тем, как дать послушать ту же пьесу «Рыбка», желательно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы. Наблюдение - весьма важный прием воспитательной работы, используемый педагогом при слушании музыки. Процесс знакомства детей старших групп с музыкальными произведениями также включает три этапа. На примере русской народной песни * Земел юшка- чернозем * в обработке А. Лядова рассмотрим методику слушания музыки в ходе четырех музыкальных занятий. 1- е занятие Педагог. Дети, вы заметили, как тепло стало на дворе? Солнце греет сильнее. Наступила весна, а за ней придет лето. Я вам спою русскую народную песню «Земелюшка-чернозем». Послушайте. (Исполняет песню.) С приходом весны распустила березка листочки, зазеленела под березкой травонька, расцвели на ней цветики. Пришли дети на лужок, стали водить хоровод, петь песни, рвать цветы и плести венки. (Исполняет песню еще раз.) 2- е занятие Педагог. Дети, послушайте песню «Земелюшка-чернозем». (Исполняет.) Пришли дети на лужок, стали петь, ласково все называть: березка, земелюшка, травонька, цветики. И музыка звучит нежно. Послушайте! (Играет лишь инструментальное сопровождение песни.) Дети, кто-из вас хочет рассказать, о чем поется в песне?» (Выслушивает ответы детей, задавт вопросы.) 1-е ванятие Педагог. Сейчас я узнаю, кто из вас умеет хорошо слушать музыку. (Играет мелодию песни.) Как называется эта музыка? (Выслушивает ответы детей и уточняет.) Это песня. Она называется «Земелюшка-чернозем». Послушайте, я ее вам спою, и скажите, как звучит песня, какой у нее характер? (Поет, выслушивает и уточняет ответы-детей.) 4-е занятие Педагог играет две последние фразы песни. Педагог. Дети, что я играла? (Выслушивает ответы, уточняет их и исполняет песню целиком.) Как уже указывалось, дети старших возрастных групп способны более детально различать средства музыкальной выразительности, но это не означает, что полный разбор произведения можно провести на одном занятии. Поскольку в своих оценочных суждениях дошкольники опираются на характеристику музыкального звучания, связывают элементы музыкальной выразительности с содержанием образа, задачу охарактеризовать произведение следует ставить перед детьми на протяжении нескольких занятий. Приводим пример последовательного слушания и анализа детьми пьесы «Детская полька» М. Глинки. 1- е занятие Педагог. Сегодня будем слушать бодрую, веселую пьесу, которая называется «Полька. Кто знает, что такое полька? (Выслушивает ответы детей, уточняет.) Это танец. Написал Польку композитор М. Глинка. (Исполняет произведение.) Как весело и красиво можно танцевать, слушая такую музыку! (Исполняет польку еще раз.) 2- е занятие Педагог. Я исполню Польку композитора М. Глинки. А вы послушайте и скажите: музыка медленная или быстрая? (Исполняет, выслушивает ответы детей, уточняет.) Это музыка веселая, быстрая, так и хочется танцевать. Везде ли музыка одинакова? Послушайте. (Играет произведение еще роз, выслушивает ответы детей, уточняет их.) Начало первой части играется тихо, затем музыка звучит громче, вторая часть исполняется громко, а третья часть опять тише. 3- е занятие Педагог. Кто сумеет отгадать музыкальную загадку? Послушайте, что зто за музыка? (Исполняет Польку и выслушивает ответы детей.) Дети, расскажите о Польке: каков ее характер, сколько в ней частей? (Выслушивает ответы детей, уточняет их.) 4- е занятие Педагог. Сегодня я дам вам послушать два музыкальных произведения, но не назову их. А вы отгадайте, как они называются. (Исполняет Колыбельную Н. Римского-Корсакова из репертуара старшей группы и Польку М. Глинки. Дети отгадывают.) Какое произведение вы хотели бы послушать еще раз? Колыбельную или Польку? (Исполняет произведение, которое предпочитает большинство детей.) Так дети постепенно приучаются анализировать музыкальные произведения, чувствовать их разнохарактерность, выделять средства музыкальной выразительности. Рассмотрим также методику слушания пьесы «Камаринская» П. Чайковского. Анализ произведения Это бодрая, бьгстрая пляска, написанная в форме небольших вариаций на тему русской народной песни «Камаринская». Счет 2/4, тональность ре мажор. В произведении ощущается имитация звучания народных инструментов - балалайки и гармони. В начале и конце пьесы легкое стаккато в верхнем регистре на пиано передает игру на балалайке, в середине же пьесы звучат тяжелые однообразные аккорды на форте, характерные для гармони. Указание к исполнению Дпя того, чтобы дети лучше почувствовали характер русской пляски, необходимо ярко показать постепенное динамическое нарастание к середине пьесы. Воспитательные задачи 1. Познакомить детей с произведениями в характере бодрой, веселой, быстрой русской пляски. 2. Привлечь внимание детей к динамическому нарастанию в «Камаринской». 3. Отметить подражание игре на народных инструментах (балалайке, гармони). 4. Развивать слуховое внимание детей, способность узнавать пьесу. Этапы работы и методические приемы
Содержание занятия
2-е занятие Повторное слушание. Пояснение динамического нарастания и убыстрения темпа. 3-е занятие Узнавание льесы, исполнение фрагментов, в которых имитируется звучание народных инструментов. 4-е занятие Узнавание льесы, конкретизация сведений о народных инструментах. Педагог. Дети, послушайте русскую пляску «Камаринская». Слушайте внимательно, а потом скажите, ясе ли время я одинаково играла. (Исполняет произведение, выслушивает ответы детей, уточняет.) Вначале я играла мед- пенно и тихо, а потом громче и быстрее. Русскую пляску всегда так пляшут: сначала медленно, плавно, а потом веселее, вприсядку да с притопом! Сейчас я вам сыграю еще раз. {Исполняет произведение.) Исполняется несколько тактов пьесы. Педагог. Что я играю? (Выслушивает ответы детей, уточняет.) Это бодрая, веселая русская пляска. Кто помнит, как она назьвается? Кто ее написал? (Выслушивает ответы детей.) Композитор Чайкояский очень любил слушать русские народные песни и игру на народных инструментах — балалайке, гармони. В пьесе «Камаринская» он изобразил народные инструменты. Отдыхали люди после работы, вышел один музькаит и стал игрвтъ на дудочке. Другой стал ему помогать ие балалайке. Весело играли, народ пустился а пляс. А потом заиграл гармонист и стало еще веселей. Послушайте, как играет дудочка и как балалайка — высоко, отрывисто. (Играет 24 такта.) А сейчас какой инструмент играет? (Исполняет 37—49 такты, выслушивает и уточняет ответы детей.) После гармони опять заиграли дудочка и балалайка. Педагог. Дети, послушайте музыку. Ответьте, как называется это произведение, кто его написал? (Исполняет произведение, выслушивает и уточняет ответы детей.) Дети, кто из вас расскажет, на каких народных инструментах играют музыканты и как они играют? (Выслушивает и уточняет ответы детей.) Кто начал играть первый и кто ему помогал?
Из приведенной методической разработки видно, что педагог не предлагает сразу полный разбор произведения, а последовательно подводнт детей к усвоению музыкального материала. На каждом следующем занятии дети усваивают новые сведения и уточняют полученные ранее. Глава j ПЕНИЕ РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕНИЯ Пение занимает ведущее место в системе музы кал ьно-эстетичес- кого воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песия сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательнЬй форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песия сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть. Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Н.Д. Орлова, Т.В. Вол- чанская, С.И. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус - оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на откры- - Зимина Л.И. 2-е занятие Повторное слушание. Пояснение динамическото нарастания и убыстрения 3-е занятие Узнавание пьесы, исполнение фрагментов, в которых имитируется звучание народных инструментов. 4-е занятие Узнавание пьесы, конкретизация сведений о народных инструментах. Педагог. Дети, послушайте русскую пляску «Камаринская». Слушайте внимательно, а потом скажите, все ли время я одинаково играла. (Исполняет произведение, выслушивает ответы детей, уточняет.) Вначале я играла медленно и тихо, а потом громче и быстрее. Русскую пляску всегда так пляшут: сначала мед- пенно, плавно, а потом веселее, вприсядку да с притопом! Сейчас я вам сыграю еще раз. (Исполняет произведение.) Исполняется несколько тактов пьесы. П е д а т о г. Что я играю? (Выслушивает ответы детей, уточняет.) Это бодрая, веселая русская пляска. Кто помнит, как она называется? Кто ее написал? (Выслушивает ответы детей.) Композитор Чайковский очень пюбил слушать русские народные песни и игру на народных инструментах - балалайке, гармони. В пьесе «Камаринская» он изобразил народные инструменты. Отдыхали люди после работы, вышеп один музыкант и стал играть на дудочке. Другой стал ему помогать на балалайке. Весело играли, народ пустился в пляс. А потом заиграл гармонист и стапо еще веселей. Послушайте, как играет дудочка и как балалайка - высоко, отрывисто. (Играет 24 такта.) А сейчас какой инструмент играет? (Исполняет 37—49 такты, выслушивает и уточняет ответы детей.) Поспе гармони опять заиграли дудочка и балалайка. П е д а т о г. Дети, послушайте музыку. Ответьте, как называется это произведение, кто его написал? (Исполняет произведение, выслушивает и уточняет ответы детей.) Дети, кто из вас расскажет, на каких народных инструментах играют музыканты и как они играют? (Выслушивает и уточняет ответы детей.) Кто начал играть первый и кто ему помогал?
Из приведенной методической разработки видно, что педагог не предлагает сразу полный разбор произведения, а последовательно подводит детей к усвоению музыкального материала. На каждом следующем занятии дети усваивают новые сведения и уточняют полученные ранее. Глава J ПЕНИЕ ЮЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕНИЯ Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетическою воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспиты- иает. В. Сухомлинскнй утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, (1 своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть. Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, П.А. Ветлугипа, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Н.Д. Орлова, Т.В. Вол- чацекая, С,И. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус - оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом — на откры
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.140.224 (0.016 с.) |