Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игра «узнай, какой инструмент звучит» (для детей 4-6 лет)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов. Музыкально-дидактический материал. Угольник, бубен, металлофон. Игровые пособия. Карточки с изображением угольника, бубна, металлофона по количеству играющих детей. I вид. Дети сндят за столами парами. Перед каждой парой — старшим и младшим ребенком — лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены небольшой ширмой. Звучит угольжвс — нужно поднять карточку с его изображением, бубен - с изображением бубна, металлофон — с изображением металлофона. Педагог отмечает детей, ошибавшихся реже других, и по их желанию исполняет произведение для слушания. II ВИД. Дети строятся в 3 колонны. Под звучание угольника бегают по комнате ребята первой колонны, под звучание бубна — второй, под звучание металлофона — третьей. Порядок звучания инструментов педагог варьирует. В конце игры проводится соревнование: кто скорее построится в колонну. Старшие дети помогают младшим прибежать в нужном направлении и построиться. III вид. Дети строятся в 3 круга. Каждый круг образуют дети одного возраста. Ребята первого круга двигаются легким бегом под звучание угольника и замирают на месте под звучание других инструментов, ребята второго круга двигаются под звучание бубна, третьего — под звучание металлофона. Порядок звучания инструментов варьируется. В конце игры отмечается круг-победнтель, и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска. Игра «Море и ручеек»(лля летен малокомплектного коллектива) Программной содержание. Учить детей различать долгие и короткие звуки. Музыкально-дидактический материал. Бубен. I вид. Дети сндят на стульях, расположенных двумя полукругами (однн за другим). Впереди — младшие дети. Когда звучат долгие звуки, младшие плавно поднимают и опускают руки вверх-вниз. Когда звучат короткие звуки, старшие дети помахивают кистями рук. Долгие и короткие звуки чередуются многократно в произвольном порядке. В конце игры отмечаются и поощряются выполнением их желаний самые внимательные дети. Естественно, что в «наградных» действиях участвуют все дети, а не только победители. II вид. Дети делятся на две команды: «Море» и «Ручеек». Состав команд смешанный по возрасту. Когда звучат долгие звуки, дети комацдь' «Море» передвигаются по помещению, выполняя плавные движения руками вперед-назад. Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек» передвигаются легким бегом. Долгие и короткие звуки чередуются несколько раз в произвольном порядке. В конце игры дети команды «Ручеек» убегают (при этом старшие помогают младшим). Дети команды «Море» стараются их поймать. Ill вид. Дети стоят в дэух кругах или образуют круг и колонну. В круге «Море» — младшие, в круге «Ручеек» — старшие. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» поднимают и опускают сцепленные руки (по морю ходят волны). Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек», взявшись за руки, бегут (течет ручеек). Короткие и долгие звуки чередуются многократно. В конце игры педагог оценивает быстроту и точность реакции детей. По желанию победителей со всеми детьми проводится инсценирование песни. Музыкально-дидактическое упражнение «Внимательные зверушки» Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов. Игровые пособия Плоскостные изображение зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы. Музыкально-дидактический материал. Бубен, маракас, погремушка- румба. Описание упражнения. Дети сидят за столами, поставленными рядами или полукругом. Перед каждым ребенком иебор плоскостных фигурок зверей. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, а по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен — пойдут гулять медведи, маракас — пойдут гулять лисички, а если зазвучит погремушка-румба, то зайчики». Педагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбиреют из своего набора то медведя, то пнсу, то зайца и имитируют при помощи фигурок их движения. Музыкально-дидактическое упражнение «Бабочки* Программное содержание. Учить детей различать и передавать в движениях темп музыкального звучания. Игровые пособия. Ободки-эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих. Музыкально-дидактический материал. Металлофон. Описание упражнения. Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте, помахивая крылышками. Говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно летать, а на медленную - кружиться (показывает, как это нужно делать). Несколько раз упражнение выполняется с последовательной сменой темпа звучания. Затем педагог говорит; что он будет бабочкам все время загадывать музыкальные загадки: то несколько раз быстро играть, то несколько раз медленно, то одни раз быстро, а много раз медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это можно сделать, если внимательно слушать музыку. Упражнение проводится еще несколько раз с произвольной сменой темпа звучания. Игровое упражнение «Барабан и погремушка» Программное содержате. Учить дегей различать тембр музыкальных инструментов. Игровые пособия. Барабаны и погремушки по количеству участвующих детей. Музыкально-дидактический материал. Фортепиано: пьесы «Барабан», «Погремушка» музыка Ф. Гершовой. Описание упражнения. Дети сидят полукругом. В руках у младших — погремушки, у старших — барабань!. Педагог исполняет на фортепиано пьесу «Барабан» и предлагает старшим дошкольникам ритмично, «как музыка рассказывает», поиграть на барабане. Детям младшего возраста после прослушивания пьесы «Погремушка» предлагается сопровождать повторное исполнение пьесы звоном погремушки. Затем педагог предлагает отгадать музыкальные загадки: «Чья музыка будет звучать — тот инструмент и заиграет». Раздел И. ФОРМЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава J J МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ ПРОВЕДЕНИЮ Основной формой музыкальнрго воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, ш-ре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка,, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием. Они выполняются в соответствии с требованиями раздела программы «Музыкальное воспитание». Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкаль- ио-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников. В содержании репертуарного музыкального материала отражаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем самым нравственно-этические качества личности, закладывая первоначальные основы культуры. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слугазГ'ля и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также занятия, полностью построенные на повторном материале, где целесообразно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие задания. Известно, что чем чаще повторяется процесс восприятия того или иного музыкального материала, тем легче и качественнее идет усвоение навыков музыкальной деятельности. Однако механическое повторение разученного недопустимо. Оно не только не помогает обучению, но и наоборот ухудшает качество исполнения, закрепляет ошибки, если они имели место. В процессе обучения, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны поэтапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность. Центральной фигурой сложного педагогического процесса, осуществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель - его активный помощник. Так как каждый вид музыкальной деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств психологического и педагогического воздействия на детей, видоизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного занятия. В целом, придерживаясь программы; музыкальный руководитель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения. ВИЛЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника. Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы. Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений. Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на патовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности. Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить детей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного. Во второй части занятия педагог переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших, группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попе- вок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный 1вЗ материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах. После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо). Методика проведения типовых занятий разработана с достаточной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д. Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно- познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы. Замятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по времени, так как не включает смей деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжается 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слушания каждого произведения в грамзаписи или исполненного педагогом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и средства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении оркестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и непрограммные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пение самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без марширо- вок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анализируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного. Занятия па развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль- но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творческие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников. Обучение игре но инструментах сначала проводится воспита-. телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение. Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желающим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления. Занятия с доминированием одного вида деятельности. Проводятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке навыков той или иной музыкальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном занятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущенное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру: В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.207 (0.017 с.) |