Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах



Обучение игре на металлофоне. Металлофон состоит из 15 пластинок. На каждой пластинке - нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия. Так как в детском саду нотную гра­моту не изучают, при обучении детей педагоги пользуются цифро­вой, цветовой системами и игрой по слуху. Цифры, цвета, ноты по­могают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную ^ пластинку на металлофоне..;

В цифровой и цветовой системах звук обозначается соответг i ственно цифрой или цветом. Эти системы приемлемы при обуче­нии, по пользоваться ими надо очень осторожно, чтобы цвет и цифра- не превратили восприятие и воспроизведение мелодии в механи- '' ческое запоминание их последовательности, когда ребенок не слы-. шит исполняемой им мелодии, не контролирует свое исполнение.'; Тогда этот вид деятельности вряд ли будет способствовать разви­тию музыкальности ребенка. • Если ребенок может исполнять мелодии без этих систем, само-1 стоятельно по слуху контролируя свое исполнение, то необходи-; мость в них отпадает.

Цифровой системой пользуются следующим образом. Вдоль j задней стенки металлофона, позади пластинок ставится полоска из 'i, плотной бумаги шириной 4-5 см, с цифрами от 1 до 7 по числу сту- ■ пеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 - звуку я «ре» и т. д. J

В подготовительной к школе группе некоторым детям можно "I вместо цифр нарисовать фортепианные клавиши, а на них - назва- i ния звуков (до, ре, ми и т. д.). у

Иногда на пластинки наклеивают разноцветные кружки. Но та-; кой способ обучения затрудняет запоминание мелодии, ибо цвет не ассоциируется с тем или иным звуком и предполагает механичес- г кое заучивание.

Некоторые музыкальные руководители не пользуются ни циф- ' рами, ни цветными наклейками, а просто говорят детям, по какой пластинке и сколько раз нужно ударить. Этот способ также про-..' блематичен, поскольку им быстро овладевают лишь дети с хоро-. шей памятью.

Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков,; которым ударяют посередине пластинок. Молоточек следует дер­жать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним - снизу. Чтобы звук был мягкий, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специ­альный столик - пюпитр.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, воспитатель или музыкальный руководитель шрает ее несколько раз сам, а дети слушают.


На первом занятии воспитатель учит ребенка пользоваться мо­лоточком, следит за тем, чтобы молоточек отскакивал от пластин­ки, «как будто она горячая и молоточек обжигается», чтобы звук был звонкий, серебристый и дети играли без стука, не зажимая руку и не отводя ее далеко от инструмента. Этому воспитатель обучает ребенка на упражнениях «Капельки» и «Ножки».

Затем детям, которые хотят играть, воспитатель показывает, по каким пластинкам и сколько раз надо ударять. Сразу запомнить всю мелодию детям трудно, поэтому лучше разучивать ее частями. Например, начать с запева песни, а когда ребенок усвоит его, следу­ет показать, как играть припев, или выучить сначала 1-ю часть ме­лодии, а затем 2-ю. Можно чередовать игру воспитателя и ребенка: мапев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - при­пев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или псе музыкальное произведение, исполнил его вместе с воспитате­лем (на двух металлофонах). Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоя­тельно, охотно обучая товарищей.

Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно испол­няют ее вдвоем, втроем. Число играющих растет, музыкальный ру­ководитель объединяет их в ансамбль, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, а потом в заданном композитором.

По мере того, как дети овладевают приемами игры на металло­фоне, можно показать им, как играть на цитрах.

Обучение игре на цитре. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, используют цифровую систему. В нижнюю часть цитры подкладывают под струны бумажную полоску с циф­рами, причем цифра 1 должна соответствовать звуку «до», цифра 2 - «ре» и т. д. На цит-ре играют медиатором - пластмассовой плас­тинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя паль­цами - большим, указательным и средним» делак движение кистью руки вправо. Для удобства игры и лучшего резонанса цитру кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и ему было видно цифровое обозначение струн. Лопнувшие струны цитры за­меняют тонкими балалаечными.


Обучение игре на аккордеоне. Лучше всего для обучения ис­пользовать детский (хроматический) аккордеон марки «Беларусь». На нем с правой стороны размещены 20 клавиш, охватывающие диапазон от «до» первой октавы до «соль» второй, слева - 4 клави­ши-аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок должен си­деть на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого Над- плечья, другой - на середину левого. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левую часть корпуса аккордеона и мех во время игры можно было поддерживать левой рукой. Освоив игру сидя, дети смогут играть и стоя.

В детском саду детей учат играть только правой рутой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Необхо­димо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой ме­лодии указывается удобное расположение пальцев - аппликатура.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой аппликату­рой: большой палец находится под клавиатурой в естественном по­ложении, как при игре на баяне.

При обучении детей игре на аккордеоне рекомендуется пользо­ваться цифровой системой. Цифры наносят на верхнюю часть бе­лых клавиш.

На аккордеоне могут играть не все дети - некоторым трудно од­новременно исполнять мелодию пальцами правой руки и раздувать мехи левой.

Обучение игре на духовой гармонике. Когда дети овладеют приемами игры на аккордеоне, самых способных можно учить игре на духовом инструменте. Для этой цели рекомендуется использо­вать духовую гармонику «Мелодия-26» баянной фабрики Ростова- на-Дону. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охваты­вают ручку, большой палец упирается в корпус инструмента снизу. Муидштук берут в рот. Инструмент следует держать слегка наклон­но вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют на гармонике пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от интенсивности вдувания воздуха. Дуть нужно спокойно, без напряжения. При использова­
нии детьми духовой гармоники необходимо помнить о требовани­ях гигиены;

» протирать спиртом или марганцовкой мундштук инструмента;

♦ желательно иметь индивидуальные инструменты.

Глава

По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.007 с.)