Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению



Музыкальный слух - способность воспринимать ладовые и зву- ковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкаль­ной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зави­сит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повто­ряющийся акт восприятия.

По определению психолога В.М. Теплова главными компонен­тами музыкального слуха являются:

♦ звуковысотный слух;

♦ тембровый;

♦ гармонический;

♦ мелодический;

♦ динамический-

Важнейшее проявление музыкального слуха - восприятие вы­соты звука.

Формирование музыкального слуха — это процесс его первона­чального становления. Он отличается от процесса развития музы­кального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеет­ся (например, можно развивать у детей точность реакции, скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных фак­торов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.

Согласно исследованию педагога-музыканта И.ГТ. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети, которые:

♦ могут спеть чисто данный звук (конечно, в объеме их диапа­зона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием усло­вия жизни или на основе очень хороших задатков;

♦ большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно; у таких детей формирование слуха близко к завер­шению;

♦ поют то интонационно точно, то фальшиво;

♦ все звуки поют неверно;

♦ верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интона­ционно точно дети со средним диапазоном голоса;

♦ поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого ребенка, выделить детей с ^сформированным музыкаль­ным слухом и начать с ними работу.

Уже отмечалось, что формирование слуха связано с неоднократ­ным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И„ Блиновым M.IL, Егоровым A.M., Мальцевой Е.А., Морозовым В.П., Овчинниковой О.В., Эрбштейн М.С., использо­вавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказа­но, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки на­блюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. И на первом этапе формирования у ре­бенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т. е. двигательное отраже­ние звука. Если дети с низкими голосами - «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут зву­ки, - они их воспроизведут. Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нерв­ных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах.

Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, на­правляют процесс воспроизведения детьми звука путем под страи­вания воспроизводимой высоты к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту - наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознан­но, физиологически ощущая унисон.

Педагог помогает этому процессу - словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового ана­лизаторов. Конечно, в пераое время эта связь является очень хруп­кой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднок­ратного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.

Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеют­ся три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:

♦ болезненное состояние голосового и слухового аппарата;

♦ ослабленное общее физическое состояние организма;

♦ неспособность мозга к образованию нервных связей и их за­креплению.

В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных ре­зультатов.

Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необхо­димо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представле­ние об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, раз­вивать его гибкость и пластичность. Предлагаем практические рекомендации.

1. Для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.

2. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транс­понировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшум­ный вдох - постепенный выдох).

3. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полуто­нам вверх.

4. Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.

5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре невер­но. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивиду­альную подстройку.

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокоху­дожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художествен­ные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления приро­ды, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызыва­ют определенное отношение к тому, что в них передано. Так, на­пример, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Лис­тья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые зо­лотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесен­ные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хоро­шо знакомым им интонациям кукования кукупгки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразитель­ные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им Отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагмен­ты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных пес­нях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Вет ду­шной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматри­вать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобра­зительным звучаниям. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя несней на чувства ребенка, педа­гог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тема­тике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на обще­ственную тематику.

В программе детского сада песни подобраны в соответствии с определенными принципами.

1. Песчи, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении со­держания текста. Например, текст песий «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключите к песне углуб­ляют этот художественный образ, эмоционально окралшвают его.

2. Мелодии песен должны быть простые, ярки н разнообразные по характеру.

3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.

4. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возмож­ностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превы­шать указанного в программе воспитания в детском саду.

5. В младшей группе песня должна состоять из коротких музы­кальных фраз - не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Жела­тельны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успе­ли сделать естественный вдох перед началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В стар­ших груших предлагаются песни с более протяженными фразами - в 6-8 четвертей (например, песня М. Красева «На прогулке»),

6. Темп несен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвиж­ном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни, например «Санки» М. Красева В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные.

7. Ритм мелодий песен должен быть простым - состоять из со­единения четвертных, половинных и восьмых нот.

8. Педагог следит, чтобы каждая последующая песня была не­сколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии пеенн, ритмического рисунка). Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной - к песне со вступлени­ем, заключением, отыгрышем и т. д.

При выборе несен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и т. д. Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музы­кальное развитие детей. Перечислим требования к песням, изло­женные в «Программе воспитания в детском саду».

1. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейны­ми, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д. Например, песни В. Агафонникова «Без труда не проживешь», С. Разоренова «Мы - дружные ребята».

2. Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощает­ся», музыка Т. Попатенко.

3. Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступ­ности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, струк- туре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

При выборе песен надо исходить из:

♦ плана педагогической работы;

♦ интересов детей, которыми они живут в данное время;

♦ доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

Начиная работу по разучиванию песни, педагог должен, отобрав произведение, тщательно ознакомиться с ним, определить его ху­дожественную ценность, воспитательно-образовательные задачи. Далее педагог должен сыграть песню, пропеть ее. Особенно важно спеть мелодию без сопровождения, так как это дает возможность определить интонационно сложные моменты, выявить другие ис­полнительские трудности.

Внимательно вслушавшись в музыкальное произведение, надо его проанализировать: определить основной характер, спектр чувств; отметить особенности средств музыкальной выразительности.

Анализ поможет уточнить характер исполнения песни - адек­ватно выразить ее основной образ, наметить те умения, которые следует выработать у детей при разучивании данной песни и подо­брать наиболее эффективные методические приемы обучения.

Анализировать произведение надо по следующему плану:

1. Записать его название, автора текста и музыки;

2. Определить основную идею произведения;

3. Определить его общий характер и воспитательную значимость;

4. Охарактеризовать его литературный текст: художественные качества, особенности (наличие обращений, диалогов, народных оборотов, поэтических сравнений), наиболее значимые слова; со­ответствует ли он музыкальной форме, детскому восприятию;

5. Охарактеризовать мелодию, форму песни, ее фортепианную партию, средства музыкальной выразительности: удобна ли мело­дия для запоминания, есть ли в ней трудные места (скачки вверх и вниз, большие интервалы), каково ее построение - восходящее, нисходящее или волнообразное, размер, темп, ритмический ри­сунок, характер (бодрый, спокойный, торжественный); какова ди­намика песни, ее лад и тональность, диапазон; выразительное ли фортепианное сопровождение, поддерживает ли мелодию песни, доступно ли для детского восприятия; какова форма песни - куп­летная, куплетная с запевом и припевом или сквозная; каковы ука­зания автора к исполнению.

Затем надо спланировать программные требования по основ­ным певческим навыкам - звукообразованию, дыханию, дикции, чистоте интонации, чувству ансамбля; выявить исполнительские трудности и выбрать методические приемы по разучиванию дан­ной песни.

Процесс разучивания песни включает 3 этапа.

1- й эта я - ознакомление с песней. Целью первого этапа обуче­ния является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музы­кального произведения, определить музыкальные средства выра­зительности.

2- й этап - разучивание песни. На этом этапе происходит основ­ная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.

3- й этап - закрепление песпи. Работа над воссозданием музы­кально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выра­зительным исполнением.

На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знако­мятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художествен - ный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен.

Не все песни требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна детям по содержанию, легко воспринимается ими, то следует ограничиться лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая пес­ня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз.

На следующем занятии можно сыграть вступление и спросить, как называется песня, вступление к которой было исполнено. За­тем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он неслож­ный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает де­тям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними.

В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по раз- питию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их зву­чания. На этом этапе можно использовать следующий игровой при­ем: большой паровоз 1удит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков пес­ни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать пес­ню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней вни­мание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использова­нием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звуча­ния, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные.туки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы ме­лодии разные по характеру звучания, можно предложить детям по­трать в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыгра­ем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно - ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».


При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал - ре-си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмичес­кий рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»). Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение - зов детей. Напри­мер: «Пе-тя, где ты?» При обучении детей пению необходимо обра­щать их внимание на темповые и динамические изменения. Напри­мер, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обра­щает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко».

Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все- таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовер­шенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее рит­ме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педа­гог обращает внимание и на'выразительное произнесение отдель­ных слов в соответствии со смыслом предложения.

На втором этапе продолжается работа по развитию правильно­го дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Ис­пользуются и упражнения, например «Паровозы», Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучи­ваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют ука­зания педагога, его жесты.

На третьем этапе рекомендуется использовать следующие при­емы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняю­щею запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям».

ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ

Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для это­го возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребен­ка с самого раннего возраста.

В период бодрствования взрослый постоянно разговаривает с ребенком, голосовые реакции которого и развиваются в процессе общения. В три-четыре месяца он издает гортанные звуки, в пять - певучие гласные, так называемое «гуление», в шесть - произносит слоги «ба», «ма», «на», «да».

У ребенка от двух с половиной месяцев до шести развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу же привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам ребенок поворачивает голову к источнику зву­ка. В это время следует привлекать внимание детей к музыкаль­ным звукам - петь, играть в музыкальные игрушки, вызывая тем самым у детей состояние радости.

После шести месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторяет звуки, подражая взрослому, различает интонации голо­са. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время^пением следует воспитывать слуховое сосредоточение ребенка, двигательные и голосовые реакции, создавать у него радо­стное настроение. И к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.

Ребенок реагирует на музыку разного характера - колыбельная успокаивает его, он сам «подпевает» матери («а... а... а...»), плясовая мелодия вызывает двигательные реакции - движения рук, ног, он «пружинит», «пляшет».

Ребенок уже способен запоминать и узнавать мелодии и движе­ния, связанные с музыкой, например «Ладушки». От девяти меся­цев до одного года следует продолжать воспитывать слуховое вни­мание ребенка, сосредоточенность при слушании пения, звучания музыкальных игрушек, инструментов.

Второй год жизни. Он характеризуется гремя основными при­обретениями: ребенок начинает говорить, ходить, овладевает про­стыми способами действия с предметами. Речь детей становится средством общения с окружающими, а речь взрослого - важным средством их воспитания. Ребенок второго года жизни эмоциональ­но отзывчив; у него появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги.

Задачи по пению во II i-руппе раннего возраста следующие:

♦ приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узна­вать их;

♦ побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя от­дельные слова;

♦ развивать первоначальные певческие реакции.

Для побуждения к подпеванию и пению должны быть подо­браны специальные песни с повторяющимися простыми по звуко­вому составу словами, например, русские народные песни «Заинь­ка-Зайка», «Идет коза».


Рассмотрим ход обучения пению на песне «Птичка», музыка М. Раухвергера.

Педагог сидит на стуле лицом к детям. Из-за двери доносится птичий щебет. Педагог говорит, что сейчас прилетит птичка. Ще­бет прекращается, но птичка не прилетает. Тогда педагог «сыплет» на пол воображаемые кротки. Снова слышен щебет, вслед за этим «прилетает» птичка-игрушка (в руках взрослого) и клюет крошки. Птичка «улетает» - педагог разводит руками: «Нет, нет птички!» Затем птичка «прилетает» и «садится» на подоконник. Педагог поет песню «Птичка». На слово «Ай!» птичка «улетает». Педагог и дети разводят руками. Песню можно повторить еще раз, но те­перь уже птичка «улетает» в другой конец комнаты.

Когда дети знают песню, ее можно исполнять, сопровождая рас­сказ о птичке только мимикой, жестами (Грозить пальцем, на слова «Подожди, не улетай!» и разводить в стороны руки на слово «Ай!»). Таким же образом можно разучивать песенки «Машенька-Маша», народная мелодия, «Собачка», музыка М. Раухвергера, «Кошка», музыка Александрова. Подобную методику рекомендуется исполь­зовать при слоговом пении, т. е. на определенных повторяющихся слогах. Например: «Бай-бан», «Ля-ля-ля».

Третий год жизни. У детей этого года жизни уже есть неболь­шой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных про­изведений - радуются, когда их слышат. Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно — считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки. Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при нении педагога.

Если работа по музыкальному воспитанию ведется в детском саду систематически, к концу третьего года жизни ребенок может петь короткие несложные песенки.

Задачи по обучению пению в 1 младшей группе следующие:

♦ развивать певческие интонации;

♦ подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспи­тателю;

♦ привлекать внимание к содержанию несен, создавать эмоци­ональный интерес к пению.

Для того, чтобы дети были активны в пении, необходимо ис­пользовать специально подобранный песенный материал, специ­альные методические приемы подпевания и пения. При обучении пению следует помнить, что дыхание детей этого возраста корот­кое. Большинство слов они произносят нараспев. Дети очень нуж­даются в помощи взрослого: поют активнее, если видят движение губ взрослого, его одобряющую мимику, слышат пение, специаль­но приспособленное к замедленному темпу исполнения, характерно­му для слабо разлитой речи малыша. Обычно дети удовлетворенно улыбаются, получив похвалу взрослого (даже если она и не была впол­не заслуженной), после чего становятся большими любителями пе­ния. Поэтому педагогам необходимо как можно чаще стимулиро­вать интерес детей к пению поощрениями.

I [омнмо общих требований к несенному материалу (интересное н доступное сюжетное содержание, простая привлекательная мело­дия и т. д.), песня, побуждающая к поддеванию и пению, должна от­личаться еще и следующими особенностями: ее слова должны быть не только понятными, но и легкими для произношения, текст - ко­ротким (1-2 четверостишия). В мелодии должны быть повторяю­щиеся несложные фразы, распеваемые на простые слова и слоги.

Песенки, предназначенные для подпевания и пения, следует по- яторять как можно чаще, иначе дети не запоминают слов, а это п спою очередь тормозит развитие певческих умений. На примере песни «Бобик» (музыка Т. Попатенко, слова 3. Найденовой) рас­смотрим методику обучения пению детей I младшей группы.

Занятие 1

На нем дети знакомятся с песней, у них создается эмоциональный интерес к ее образу. Педагог вносит собачку и рассказывает о ней: «"Это Бобик, славный пес, белый лобик, черный нос". Мальчик ему скажет: "Сядь на ков­рик и не лай", — Бобик слушается. Мальчик скажет: "Бобик-Бобик лапку дай" - Бобик дает лапку. Ребята скажите ему: "Бобик-Бобик, лапку дай, а потом прикажите, — сядь на коврик и не лай". Он и вас послушает».

Поспе разговора с детьми педагог исполняет песню.

Занятие 2

Педагог показывает игрушку и говорит: «К нам опять пришел Бобик. Вот какой он славный — нос черный, лобик белый. Послушайте про него песен­ку». После слушания педагог уточняет характер песни, ее содержание. Он спрашивает детей, как пает Бобик, уточняет, что лает Бобик высоким голосом, так как он маленький, и предлагает сказать «гав-гав» — тоненько, как Бобик. Исполняет песню еще раз. Дети по возможности подпевают.

Заиятие 3

Педагог показывает Бобика и говорит, что сегодня все дети будут петь про него песенку- Идет пение песни по фразам всеми детьми.

Педагог (спрашивает): Какой Бобик?

Дети (поют) Славный пес.

Педагог: Какой у него лобик?

Дети. Белый лобик.

Педагог. А иос?

Дети. Черный нос. И т. Д.

Затем педа"ог просит спеть каждого из детей: «Опечка споет про Бобика — "Вот наш Бобик, славный пес" (Оля поет), а Миша продолжит - "Белый лобик, черный нос" (Миша поет)» и т. д. В конце занятия песня исполняется целиком.

На последующих занятиях педагог разучивает песню, уделяя внимание артикуляции, отрабатывая правильное дыхание.

Четвертый год жизни. По сравнению с предыдущей группой дети этого возраста более работоспособны. Запас слов у них увели­чивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое вни­мание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Пев­ческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музы­кальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).

Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи:

♦ учить детей петь естественным голосом, без напряжения;

♦ внятно и осмысленно произносить слова, протягивать про­должительные звуки;

♦ не отставать и не опережать друг друга при пении;

♦ интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;

♦ петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопро­вождением и без него.

Дети этого возраста могут петь несложные песни интонационно точно и осмысленно-эмоционально. Слушание пения педагога по-прежнему лежит в основе обучения. В начале года необходимо повторить материал предыдущих лет обучения, но с повышенны­ми требованиями к исполнению. В этом возрасте в пении продол­жают использоваться игровые моменты, часто с наглядным мате­риалом - игрушками, картинками. Повышается роль слова; педагог может задавать детям вопросы для проверки восприятия или со­держания песен. Например: «Что было бы с зайкой, если бы дети не позвали его в гости?» (песня «Заинька», музыка М, Красева). В процессе разучивания песни используются различные методи­ческие приемы: нропевание ее по частям, слушание мелодии, ис­полненной на фортепиано, пение небольшими подгруппами, инди­видуальное пение, пение «солиста» и «хора». Интерес к пению, так же как и в предыдущей группе, поддерживается поощрительными словами педагога.

Пятый год жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуля­ции поведения. Развиваются процессы запоминания и припомина­ния, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Увеличи­вается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрас­тают певческие возможности детей. Дыхание становится более глу­боким и продолжительным.

При обучении пению педагог в средней группе должен выпол­нять следующие задачи:

♦ учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения;

♦ петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкаль­ными фразами;

♦ произносить слова внятно, правильно;

♦ учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в Пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей;

♦ петь в сопровождении инструмента и без него.

В процессе обучения используются те же приемы, что и в пре­дыдущей группе, но слово начинает играть все большую роль. Пос­ле того как дети выучили песню, ее надо на некоторое время отло­жить. Дети сами попросят повторить ее. Если же это не произойдет, то педагогу необходимо найти интересный способ напоминания о песне. Знакомые, хорошо выученные песни надо чаще повторять без инструментального сопровождения. Это лучшее средство для выработки чистоты интонации, для включения песни в быт, в по­вседневную жизнь ребенка.

Шестой год жизни. У детей данного возраста совершенству­ются процессы высшей нервной деятельности, возрастает роль ко­ры головного мозга. Ребенок овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания. У детей уже больше знаний об окружающей действительности. Вос­приятие приобретает более целенаправленный характер, чем у детей младших возрастов. Возникает способность произвольного запоми­нания. В этом возрасте дети уже имеют определенный музыкаль­ный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и ин­струментальные музыкальные произведения. Высказывания ре­бенка приобретают связный характер. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон.

У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребенок этого возраста представляет поставленную цель, подчиня­ет ей способ и порядок выполнения действий.


Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет сле­дующее:

♦ приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно;

♦ приучает брать дыхание между музыкальными фразами;

♦ продолжает учить от четливо произносить слова;

♦ учит одновременно начинать и заканчивать песню, вырази­тельно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с со- 11 ровожде нием;

♦ учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;

♦ побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отли­чать на слух интонационно точное и фальшивое пение, сохра­нять во время пения правильную позу - сидеть прямо со сво-; бодным положением головы и корпуса.

В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, напи­савших песни, а также знакомят с некоторыми специальными тер­минами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, зак­лючение и т. д.

Процесс обучения ведется по трем этапам. Более разнообразными; становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержа­ние песен. У детей этого возраста уже сформировались некоторые; представления об окружающем, и педагог все чаще обращается к их сознанию. Поэтому иллюстративный материал используется в мень­шей степени - в основном тогда, когда надо пояснить незнакомые слова в тексте. Разучивание песен начинается после нескольких за­нятий, на которых проводилось слушание музыки. На каждом заня­тии, посвященном пению, нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребенка. Разучива­ние песен можно иногда начать с припева; в процессе разучивания, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребенка тональность. Перед пением надо сконцентрировать внима­ние детей, провести так называемое распевание, использовав спе­циальную систему упражнений. Когда иесни детьми усвоены, их можно исполнять по подгруппам и индивидуально. Это дает детям возможность услышать и оценить пение товарищей.

В процессе обучения необходим живой, эмоциональный тон ]>ечи педагога, а иногда и вовремя сказанная шутка. Они активизируют внимание детей, повышают интерес к песне.

Повторение знакомых песен должно проводиться в разных фор­мах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загад­ки» - узнавания мелодии, сыгранной на инструменте или пропе­той педагогом; возможно пропевание песни по ролям, пение с солис­тами и т. д.

Седьмой год жизни. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, по­вышается работоспособность нервной системы, появляется способ­ность активного мышления. Формируется система оценок, вос­приятие становится целенаправленным. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному разви­тию волевых и эмоциональных качеств личности. Становится дос­таточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. У них развиты музыкальный вкус и воспри­имчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Ребенок мо­жет различать направление движения мелодии, понижение и по­вышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Поэтому песенный репертуар для детей этого воз­раста становится очень разнообразным по тематике, ярким и кра­сочным по средствам выразительности. Возрастают певческие воз­можности детей. Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы.

В связи с этим в подготовительной к школе группе детей обучают:

♦ выразительному пению: звонкости, напевности, легкости зву­чания;

♦ правильному дыханию, удержанию его до конца фраз;

♦ отчетливости дикции;

♦ всем правилам ансамблевого пения;

♦ дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.097 с.)