Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Музыкальный слух - способность воспринимать ладовые и зву- ковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повторяющийся акт восприятия. По определению психолога В.М. Теплова главными компонентами музыкального слуха являются: ♦ звуковысотный слух; ♦ тембровый; ♦ гармонический; ♦ мелодический; ♦ динамический- Важнейшее проявление музыкального слуха - восприятие высоты звука. Формирование музыкального слуха — это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется (например, можно развивать у детей точность реакции, скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка. Согласно исследованию педагога-музыканта И.ГТ. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети, которые: ♦ могут спеть чисто данный звук (конечно, в объеме их диапазона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием условия жизни или на основе очень хороших задатков; ♦ большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно; у таких детей формирование слуха близко к завершению; ♦ поют то интонационно точно, то фальшиво; ♦ все звуки поют неверно; ♦ верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интонационно точно дети со средним диапазоном голоса; ♦ поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками. В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого ребенка, выделить детей с ^сформированным музыкальным слухом и начать с ними работу. Уже отмечалось, что формирование слуха связано с неоднократным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И„ Блиновым M.IL, Егоровым A.M., Мальцевой Е.А., Морозовым В.П., Овчинниковой О.В., Эрбштейн М.С., использовавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. И на первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т. е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами - «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки, - они их воспроизведут. Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах. Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, направляют процесс воспроизведения детьми звука путем под страивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту - наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон. Педагог помогает этому процессу - словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового анализаторов. Конечно, в пераое время эта связь является очень хрупкой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднократного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии. Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс. А именно: ♦ болезненное состояние голосового и слухового аппарата; ♦ ослабленное общее физическое состояние организма; ♦ неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению. В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов. Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность. Предлагаем практические рекомендации. 1. Для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне. 2. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транспонировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох - постепенный выдох). 3. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх. 4. Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук. 5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре неверно. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивидуальную подстройку. ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Так, например, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Листья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые золотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесенные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хорошо знакомым им интонациям кукования кукупгки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им Отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагменты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Вет душной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучаниям. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя несней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности. Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику. В программе детского сада песни подобраны в соответствии с определенными принципами. 1. Песчи, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста. Например, текст песий «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключите к песне углубляют этот художественный образ, эмоционально окралшвают его. 2. Мелодии песен должны быть простые, ярки н разнообразные по характеру. 3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям. 4. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду. 5. В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз - не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Желательны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успели сделать естественный вдох перед началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В старших груших предлагаются песни с более протяженными фразами - в 6-8 четвертей (например, песня М. Красева «На прогулке»), 6. Темп несен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни, например «Санки» М. Красева В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные. 7. Ритм мелодий песен должен быть простым - состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот. 8. Педагог следит, чтобы каждая последующая песня была несколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии пеенн, ритмического рисунка). Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной - к песне со вступлением, заключением, отыгрышем и т. д. При выборе несен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и т. д. Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей. Перечислим требования к песням, изложенные в «Программе воспитания в детском саду». 1. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д. Например, песни В. Агафонникова «Без труда не проживешь», С. Разоренова «Мы - дружные ребята». 2. Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощается», музыка Т. Попатенко. 3. Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, струк- туре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором. При выборе песен надо исходить из: ♦ плана педагогической работы; ♦ интересов детей, которыми они живут в данное время; ♦ доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ Начиная работу по разучиванию песни, педагог должен, отобрав произведение, тщательно ознакомиться с ним, определить его художественную ценность, воспитательно-образовательные задачи. Далее педагог должен сыграть песню, пропеть ее. Особенно важно спеть мелодию без сопровождения, так как это дает возможность определить интонационно сложные моменты, выявить другие исполнительские трудности. Внимательно вслушавшись в музыкальное произведение, надо его проанализировать: определить основной характер, спектр чувств; отметить особенности средств музыкальной выразительности. Анализ поможет уточнить характер исполнения песни - адекватно выразить ее основной образ, наметить те умения, которые следует выработать у детей при разучивании данной песни и подобрать наиболее эффективные методические приемы обучения. Анализировать произведение надо по следующему плану: 1. Записать его название, автора текста и музыки; 2. Определить основную идею произведения; 3. Определить его общий характер и воспитательную значимость; 4. Охарактеризовать его литературный текст: художественные качества, особенности (наличие обращений, диалогов, народных оборотов, поэтических сравнений), наиболее значимые слова; соответствует ли он музыкальной форме, детскому восприятию; 5. Охарактеризовать мелодию, форму песни, ее фортепианную партию, средства музыкальной выразительности: удобна ли мелодия для запоминания, есть ли в ней трудные места (скачки вверх и вниз, большие интервалы), каково ее построение - восходящее, нисходящее или волнообразное, размер, темп, ритмический рисунок, характер (бодрый, спокойный, торжественный); какова динамика песни, ее лад и тональность, диапазон; выразительное ли фортепианное сопровождение, поддерживает ли мелодию песни, доступно ли для детского восприятия; какова форма песни - куплетная, куплетная с запевом и припевом или сквозная; каковы указания автора к исполнению. Затем надо спланировать программные требования по основным певческим навыкам - звукообразованию, дыханию, дикции, чистоте интонации, чувству ансамбля; выявить исполнительские трудности и выбрать методические приемы по разучиванию данной песни. Процесс разучивания песни включает 3 этапа. 1- й эта я - ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности. 2- й этап - разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам. 3- й этап - закрепление песпи. Работа над воссозданием музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением. На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знакомятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художествен - ный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен. Не все песни требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна детям по содержанию, легко воспринимается ими, то следует ограничиться лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая песня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз. На следующем занятии можно сыграть вступление и спросить, как называется песня, вступление к которой было исполнено. Затем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он несложный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает детям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними. В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по раз- питию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой прием: большой паровоз 1удит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные.туки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям потрать в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно - ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь». При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал - ре-си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»). Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение - зов детей. Например: «Пе-тя, где ты?» При обучении детей пению необходимо обращать их внимание на темповые и динамические изменения. Например, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обращает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко». Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все- таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовершенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее ритме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педагог обращает внимание и на'выразительное произнесение отдельных слов в соответствии со смыслом предложения. На втором этапе продолжается работа по развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы», Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты. На третьем этапе рекомендуется использовать следующие приемы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняющею запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям». ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для этого возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. В период бодрствования взрослый постоянно разговаривает с ребенком, голосовые реакции которого и развиваются в процессе общения. В три-четыре месяца он издает гортанные звуки, в пять - певучие гласные, так называемое «гуление», в шесть - произносит слоги «ба», «ма», «на», «да». У ребенка от двух с половиной месяцев до шести развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу же привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам ребенок поворачивает голову к источнику звука. В это время следует привлекать внимание детей к музыкальным звукам - петь, играть в музыкальные игрушки, вызывая тем самым у детей состояние радости. После шести месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторяет звуки, подражая взрослому, различает интонации голоса. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время^пением следует воспитывать слуховое сосредоточение ребенка, двигательные и голосовые реакции, создавать у него радостное настроение. И к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков. Ребенок реагирует на музыку разного характера - колыбельная успокаивает его, он сам «подпевает» матери («а... а... а...»), плясовая мелодия вызывает двигательные реакции - движения рук, ног, он «пружинит», «пляшет». Ребенок уже способен запоминать и узнавать мелодии и движения, связанные с музыкой, например «Ладушки». От девяти месяцев до одного года следует продолжать воспитывать слуховое внимание ребенка, сосредоточенность при слушании пения, звучания музыкальных игрушек, инструментов. Второй год жизни. Он характеризуется гремя основными приобретениями: ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Речь детей становится средством общения с окружающими, а речь взрослого - важным средством их воспитания. Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив; у него появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги. Задачи по пению во II i-руппе раннего возраста следующие: ♦ приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узнавать их; ♦ побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова; ♦ развивать первоначальные певческие реакции. Для побуждения к подпеванию и пению должны быть подобраны специальные песни с повторяющимися простыми по звуковому составу словами, например, русские народные песни «Заинька-Зайка», «Идет коза». Рассмотрим ход обучения пению на песне «Птичка», музыка М. Раухвергера. Педагог сидит на стуле лицом к детям. Из-за двери доносится птичий щебет. Педагог говорит, что сейчас прилетит птичка. Щебет прекращается, но птичка не прилетает. Тогда педагог «сыплет» на пол воображаемые кротки. Снова слышен щебет, вслед за этим «прилетает» птичка-игрушка (в руках взрослого) и клюет крошки. Птичка «улетает» - педагог разводит руками: «Нет, нет птички!» Затем птичка «прилетает» и «садится» на подоконник. Педагог поет песню «Птичка». На слово «Ай!» птичка «улетает». Педагог и дети разводят руками. Песню можно повторить еще раз, но теперь уже птичка «улетает» в другой конец комнаты. Когда дети знают песню, ее можно исполнять, сопровождая рассказ о птичке только мимикой, жестами (Грозить пальцем, на слова «Подожди, не улетай!» и разводить в стороны руки на слово «Ай!»). Таким же образом можно разучивать песенки «Машенька-Маша», народная мелодия, «Собачка», музыка М. Раухвергера, «Кошка», музыка Александрова. Подобную методику рекомендуется использовать при слоговом пении, т. е. на определенных повторяющихся слогах. Например: «Бай-бан», «Ля-ля-ля». Третий год жизни. У детей этого года жизни уже есть небольшой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных произведений - радуются, когда их слышат. Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно — считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки. Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при нении педагога. Если работа по музыкальному воспитанию ведется в детском саду систематически, к концу третьего года жизни ребенок может петь короткие несложные песенки. Задачи по обучению пению в 1 младшей группе следующие: ♦ развивать певческие интонации; ♦ подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю; ♦ привлекать внимание к содержанию несен, создавать эмоциональный интерес к пению. Для того, чтобы дети были активны в пении, необходимо использовать специально подобранный песенный материал, специальные методические приемы подпевания и пения. При обучении пению следует помнить, что дыхание детей этого возраста короткое. Большинство слов они произносят нараспев. Дети очень нуждаются в помощи взрослого: поют активнее, если видят движение губ взрослого, его одобряющую мимику, слышат пение, специально приспособленное к замедленному темпу исполнения, характерному для слабо разлитой речи малыша. Обычно дети удовлетворенно улыбаются, получив похвалу взрослого (даже если она и не была вполне заслуженной), после чего становятся большими любителями пения. Поэтому педагогам необходимо как можно чаще стимулировать интерес детей к пению поощрениями. I [омнмо общих требований к несенному материалу (интересное н доступное сюжетное содержание, простая привлекательная мелодия и т. д.), песня, побуждающая к поддеванию и пению, должна отличаться еще и следующими особенностями: ее слова должны быть не только понятными, но и легкими для произношения, текст - коротким (1-2 четверостишия). В мелодии должны быть повторяющиеся несложные фразы, распеваемые на простые слова и слоги. Песенки, предназначенные для подпевания и пения, следует по- яторять как можно чаще, иначе дети не запоминают слов, а это п спою очередь тормозит развитие певческих умений. На примере песни «Бобик» (музыка Т. Попатенко, слова 3. Найденовой) рассмотрим методику обучения пению детей I младшей группы. Занятие 1 На нем дети знакомятся с песней, у них создается эмоциональный интерес к ее образу. Педагог вносит собачку и рассказывает о ней: «"Это Бобик, славный пес, белый лобик, черный нос". Мальчик ему скажет: "Сядь на коврик и не лай", — Бобик слушается. Мальчик скажет: "Бобик-Бобик лапку дай" - Бобик дает лапку. Ребята скажите ему: "Бобик-Бобик, лапку дай, а потом прикажите, — сядь на коврик и не лай". Он и вас послушает». Поспе разговора с детьми педагог исполняет песню. Занятие 2 Педагог показывает игрушку и говорит: «К нам опять пришел Бобик. Вот какой он славный — нос черный, лобик белый. Послушайте про него песенку». После слушания педагог уточняет характер песни, ее содержание. Он спрашивает детей, как пает Бобик, уточняет, что лает Бобик высоким голосом, так как он маленький, и предлагает сказать «гав-гав» — тоненько, как Бобик. Исполняет песню еще раз. Дети по возможности подпевают. Заиятие 3 Педагог показывает Бобика и говорит, что сегодня все дети будут петь про него песенку- Идет пение песни по фразам всеми детьми. Педагог (спрашивает): Какой Бобик? Дети (поют) Славный пес. Педагог: Какой у него лобик? Дети. Белый лобик. Педагог. А иос? Дети. Черный нос. И т. Д. Затем педа"ог просит спеть каждого из детей: «Опечка споет про Бобика — "Вот наш Бобик, славный пес" (Оля поет), а Миша продолжит - "Белый лобик, черный нос" (Миша поет)» и т. д. В конце занятия песня исполняется целиком. На последующих занятиях педагог разучивает песню, уделяя внимание артикуляции, отрабатывая правильное дыхание. Четвертый год жизни. По сравнению с предыдущей группой дети этого возраста более работоспособны. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое внимание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы). Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи: ♦ учить детей петь естественным голосом, без напряжения; ♦ внятно и осмысленно произносить слова, протягивать продолжительные звуки; ♦ не отставать и не опережать друг друга при пении; ♦ интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях; ♦ петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопровождением и без него. Дети этого возраста могут петь несложные песни интонационно точно и осмысленно-эмоционально. Слушание пения педагога по-прежнему лежит в основе обучения. В начале года необходимо повторить материал предыдущих лет обучения, но с повышенными требованиями к исполнению. В этом возрасте в пении продолжают использоваться игровые моменты, часто с наглядным материалом - игрушками, картинками. Повышается роль слова; педагог может задавать детям вопросы для проверки восприятия или содержания песен. Например: «Что было бы с зайкой, если бы дети не позвали его в гости?» (песня «Заинька», музыка М, Красева). В процессе разучивания песни используются различные методические приемы: нропевание ее по частям, слушание мелодии, исполненной на фортепиано, пение небольшими подгруппами, индивидуальное пение, пение «солиста» и «хора». Интерес к пению, так же как и в предыдущей группе, поддерживается поощрительными словами педагога. Пятый год жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным. При обучении пению педагог в средней группе должен выполнять следующие задачи: ♦ учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения; ♦ петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами; ♦ произносить слова внятно, правильно; ♦ учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в Пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей; ♦ петь в сопровождении инструмента и без него. В процессе обучения используются те же приемы, что и в предыдущей группе, но слово начинает играть все большую роль. После того как дети выучили песню, ее надо на некоторое время отложить. Дети сами попросят повторить ее. Если же это не произойдет, то педагогу необходимо найти интересный способ напоминания о песне. Знакомые, хорошо выученные песни надо чаще повторять без инструментального сопровождения. Это лучшее средство для выработки чистоты интонации, для включения песни в быт, в повседневную жизнь ребенка. Шестой год жизни. У детей данного возраста совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, возрастает роль коры головного мозга. Ребенок овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания. У детей уже больше знаний об окружающей действительности. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у детей младших возрастов. Возникает способность произвольного запоминания. В этом возрасте дети уже имеют определенный музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Высказывания ребенка приобретают связный характер. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон. У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребенок этого возраста представляет поставленную цель, подчиняет ей способ и порядок выполнения действий. Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет следующее: ♦ приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно; ♦ приучает брать дыхание между музыкальными фразами; ♦ продолжает учить от четливо произносить слова; ♦ учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с со- 11 ровожде нием; ♦ учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы; ♦ побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение, сохранять во время пения правильную позу - сидеть прямо со сво-; бодным положением головы и корпуса. В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни, а также знакомят с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, заключение и т. д. Процесс обучения ведется по трем этапам. Более разнообразными; становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержание песен. У детей этого возраста уже сформировались некоторые; представления об окружающем, и педагог все чаще обращается к их сознанию. Поэтому иллюстративный материал используется в меньшей степени - в основном тогда, когда надо пояснить незнакомые слова в тексте. Разучивание песен начинается после нескольких занятий, на которых проводилось слушание музыки. На каждом занятии, посвященном пению, нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребенка. Разучивание песен можно иногда начать с припева; в процессе разучивания, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребенка тональность. Перед пением надо сконцентрировать внимание детей, провести так называемое распевание, использовав специальную систему упражнений. Когда иесни детьми усвоены, их можно исполнять по подгруппам и индивидуально. Это дает детям возможность услышать и оценить пение товарищей. В процессе обучения необходим живой, эмоциональный тон ]>ечи педагога, а иногда и вовремя сказанная шутка. Они активизируют внимание детей, повышают интерес к песне. Повторение знакомых песен должно проводиться в разных формах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загадки» - узнавания мелодии, сыгранной на инструменте или пропетой педагогом; возможно пропевание песни по ролям, пение с солистами и т. д. Седьмой год жизни. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. У них развиты музыкальный вкус и восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Ребенок может различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Поэтому песенный репертуар для детей этого возраста становится очень разнообразным по тематике, ярким и красочным по средствам выразительности. Возрастают певческие возможности детей. Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы. В связи с этим в подготовительной к школе группе детей обучают: ♦ выразительному пению: звонкости, напевности, легкости звучания; ♦ правильному дыханию, удержанию его до конца фраз; ♦ отчетливости дикции; ♦ всем правилам ансамблевого пения; ♦ дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него; ♦ различению движ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.012 с.) |