Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виаы музыкально-ритмической деятельности

Поиск

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

 

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способнос­ти. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятель-

5 Зимина А Н.

ность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом о ' будет в работе, когда вырастет»[19].

Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в п' цессе игры развиваются положительные качества личности ребен ка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр пред­ставляет собой активное слушание музыки, требующее непосред ствснной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связан-' пое с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает оп­ределение характера музыки, темпа, различение динамики, отдель­ных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе' музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую: ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, ■ доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в за-'У висимосги от того, разыгрывают дети определенный сюжет или- выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Зверо­ловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хо­роводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простей­шая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли фор­мируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная вырази­тельность движений детей и их творческая активность неодинако­вы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей.

Перечислим основные виды игр.

1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фор­тепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филип­пенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - разви­тие образа.

2. Следующей по степени трудности является игра под инстру­ментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», му­зыка М. Раухвергера.

3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно оыносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участ­ники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

В играх необходимо всячески способствовать проявлению детс­кой творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой дея­тельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этю­ды. Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же проводятся с детьми старшего дошкольного воз­раста, ибо в них дети должны движениями отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности незнакомого им ранее музыкального произведения. Естественно, что для этого необходим известный опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять разнообразные движения. Примером могут служить сюжетные этюды «Медведь и пчела», музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них при­сутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнова­ния, различные построения и перестроения. Примера-ми могут слу­жить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой актив­ности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музы­кального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается ав­тором с учетом обязательного исполнения педагогом одина­ковых с детьми или отличных движений;

♦ современный детский танец;

♦ народные пляски, в которых используются подлинные эле­менты народного танца;

♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

♦ характерный танец, в движениях которой) изображается дан­ный персонаж;

♦ детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества.

К ним относятся:

♦ пляска типа «зеркало»;

пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

От плясок-импровизаций, в которых педагог обучает детей про­дуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в движениях характер музыки - дети занимаются исполнительской плясовой деятельно­стью на основе ранее разученных и любимых движений.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократ­ное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучивают­ся движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка но кругу и т. д.);

♦ образные упражнения, уточняющие различные шаровые об­разы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медве­дя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

♦ упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкаль­ных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается тех­ника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - раз­витие музыкального восприятия и. ритмичности движений.

ОБШИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

Несюжетная игра

Перед ее исполнением дети в ряде подготовительных упражне­ний разучивают необходимые движения, слушают музыку к игре. Когда она выносится для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, ка­кие движения они должны делать. Уточняет ответы детей. Расска­зывает, что и когда надо выполнять - дает игровое задание, объяс­няет правила игры. Предлагает детям начинать игру. Не прерывая хода игры указаниями, уточняет действия детей. В более сложных играх возможен показ некоторых движений педагогом или кем- либо из детей (перед вторичным исполнением игры). В основном же педагог должен до начала игры предусмотреть, какие трудности дети могут в ней встретить, какие движения, перестроения будут для них новыми, и провести ряд подготовительных упражнений на предыдущих музыкальных занятиях.

Сюжетная игра

Перед разучиванием игры (на предыдущих занятиях) педагог проводит ряд образных упражнений, облегчающих детям ее вос­приятие и воспроизведение, и слушание музыкального произведе­ния с его анализом. Перед первичным проведением игры рассказы­вает ее содержание - сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию музыкального произведе­ния, Затем исполняет музыкальное произведение и предлагает детям играть. В более развернутых сюжетных играх можно чередо­вать образный рассказ и слушание музыки к игре. В старших груп­пах в играх с пением текст песен разучивается заранее. В процессе игры педагог наблюдает за исполнением детей, не вмешиваясь с указаниями в ее ход, чтобы не помешать проявлениям детского творчества. После окончания игры оценивает деятельность детей, предлагает поиграть еще. Если в игре наблюдалось много неудач­ных моментов, например, несогласованность движений с музыкой, в дальнейшем проводит ряд образных упражнений, уточняющих игровые действия. Затем неоднократно повторяет игру. Сюжетные игры хорошо проводить как спектакль: часть детей играет, они - артисты, другая часть оценивает, они - зрители, и наоборот.

Упражнения

Совершенствование основных движений. Педагог объясняет детям задание. Например: «На первую часть музыки будете идти за ведущим вперед, на вторую часть — повернетесь, ведущим будет стоящий последним. Не останавливаясь, пойдете за ним». Предла­гает детям двигаться. Если движение не получается, показывает его. Повторяет с детьми. Возможен и такой прием, как объясне­ние задания, показ движения педагогом, а затем движение выпол­няют дети. Зачастую вводная ходьба уже является упражнением на совершенствование основных движений.

Подготовительные упражнения. В ходе этих упражнений ра­зучиваются движения к пляскам и несюжетным играм. Педагог показывает детям движение обязательно под музыкальное сопро­вождение (может показывать воспитатель, а играть музыкальный руководитель или показывает сам музыкальный руководитель, напе­вая мелодию). Затем предлагает детям повторить движение так, как он показал (дает точный образец). Многие сложные танцевальные движения разучиваются по частям. Примером может служить ра­зучивание переменного шага, шага иольки. Разучивать танцеваль­ные движения необходимо под разные музыкальные произведения, чтобы дети не привыкли выполнять их только под одну музыку. Если подготовительное упражнение дается к определенной пляске (например «Полька тройками», музыка И. Штрауса) или несю­жетной игре (например, «Игра с цветными флажками», эстонский народный танец), то для упражнения используется музыкальный фрагмент данного танца или игры.

Образные упражнения. Они уточняют движения персонажей сюжетной игры. Прежде чем проводить сюжетную игру, педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки тех или иных животных, движения, имитирующие езду транспортных средств, полет самолетов, действия рабочих разных профессий. Но при этом педагог не должен давать детям точных образцов движе­ний, чтобы не помешать проявлению детского творчества. Он дает примерный образец, т. е. под одну и ту же музыку показывает не­сколько вариантов движения изображаемого персонажа и предла­гает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответ­ствии с характером музыки.

Примером могут служить следующие упражнения: «Бабочка», музыка Ф. Гершовой; «Самолет», «Поезд», музыка Л. Банниковой; «Пляшущий зайчик», музыка Е. Тиличеевой.

Упражнения-композиции. Обычно эти упражнения длительные по времени, содержат много составных элементов - различных по­строений, гимнастических движений с предметами. Поэтому сразу разучить такое упражнение невозможно, трудно показать его цели­ком. Музыкальные произведения к упражнениям-композициям, так же как к пляскам, сюжетным и несюжетным играм, на одном из занятий слушаются детьми и анализируются ими, а затем, на по­следующих занятиях разучиваются по частям в ходе подготови­тельных упражнений. Когда части упражнения разучены детьми, нх легко соединить в единое целое.

Конечно, в процессе проведения всех видов упражнений педа­гог неоднократно показывает движения сам (иногда это делают дети, лучше других выполняющие задание), дает указания, поясне­ния, делает замечания.

Пляски

Перед разучиванием любого вида пляски с зафиксированны­ми движениями музыка к ней сначала слушается и анализируется детьми на одном из музыкальных занятий. Затем проводится ряд подготовительных упражнений, и только после этого пляска пока­зывается целиком музыкальным руководителем и воспитателем или заранее подготовленными детьми, а затем исполняется всей группой.

Пляски с участием взрослого обычно используются в работе с детьми групп младшего возраста. Движения в них точно зафик­сированы, но в силу возрастных особенностей детей присутствие взрослого в таких плясках необходимо даже тогда, когда они хоро­шо усвоены детьми. Эти пляски обычно хороводного типа, но могут быть н парными. В более старших возрвстных группах они попользуются реже. Характерным примером могут служить пляс­ки с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снежной бабой на праздни­ке новогодней елки, пляски с Петрушкой, Весной и другими персо­нажами на праздниках и вечерах досугов. Движения этих плясок заранее разучиваются детьми в ряде подготовительных упраж­нений. В младших группах дети сразу исполняют пляску с вос­питателем.


Современный детский, бальный и характерный танцы бывают как очень простыми, так и сложными. Но всегда движения для них предварительно разучиваются в ходе подготовительных упражне­ний. Когда дети усвоили все движения танцев, они исполняются во время второй части музыкального занятия. Например, педагог го­ворит детям; «Сегодня мы с вами будем танцевать чешский танец "Аннушка". Движения и музыку этого танца вы хорошо знаете. Посмотрите, как мы с Валентиной Ивановной (воспитателем) стан­цуем его. (Показывает.) А теперь встаньте в пары и станцуйте та­нец самостоятельно». Дети танцуют. В процессе танца педагог де­лает замечания, указания. После его окончания может показать неудавшиеся движения отдельным детям. Снова повторяет танец 2-3 раза. Если какое-либо движение большинство детей выполняет плохо, на последующих занятиях педагог снова проводит ряд под­готовительных упражнений. Если движение не получается у от­дельных детей, проводит с ними индивидуальные занятия.

Народные пляски нельзя путать с плясками на народные мело­дии, так как в большинстве плясок любого вида и особенно в пляс- ках-импровизациях используются обычно двухчастные народные плясовые мелодии («Во саду ли в огороде», «Калинка», «Юрочка», «Ах ты, береза» и др.).

В народных плясках обязательно присутствуют подлинные на­родные плясовые элементы. Обычно эти пляски используются в старших группах. Педагог рассказывает детям историю создания пляски, комментирует условия жизни того или иного народа. Ме­тодика ее разучивания аналогична методике разучивания совре­менного детского и характерного танца. В процессе слушания му­зыки детям следует показать соответствующий народный костюм или его иллюстративное изображение.

Прежде чем приступать к хороводу с пением, следует разучить мелодию и текст песни. Обычно такие пляски просты по движениям и не требуют проведения ряда подготовительных упражнений (за некоторым исключением). Показать хороводную пляску целиком одному музыкальному руководителю или воспитателю практически невозможно. Поэтому детям дается задание встать в круг и выпол­нять все движения, которые будет показывать педагог. Когда движе­ния усвоены детьми, хоровод проводится лить под пение детей без присутствия взрослого. Хороводы с пением отличаются от хоровод­ных игр с пением. Разница заключается в том, что игры с пением отно­сятся к сюжетным, и в них большая часть движений детей точно со­ответствует содержанию песни (вспомним хороводные игры «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и др.). В плясках-хоро­водах с пением движения детей не совпадают с текстом песен.

Как указывалось выше, на занятиях с детьми используются три разновидности пляски-импровизации.

1. Пляска типа *зеркало». Дети стоят но кругу. Педагог пред­лагает нескольким детям показать движения, а остальным повто­рить их. Такую пляску можно разнообразить тем, что на 1-ю часть музыкального произведения несколько детей показывают движе­ния, а все их повторяют, а на 2-ю часть все выполняют одно заранее показанное педагогом движение, например кружение.

При показе движений солистами им предлагается не повторять движений товарища, а придумывать что-то свое, новое.


2. Пляска-импровизация (1). Всем детям дается задание приду­мать плясовое движение для 1-й части музыкального произведе­ния. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а затем по очереди показывают придуманное движение. Движение ко 2-й части пока­зывает педагог. Он вместе с детьми отмечает наиболее красивые движения, соответствующие характеру музыки и форме музыкаль­ною произведения. Воспитатель записывает их и составляет фи- i-уры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с огромным удовольствием - ведь они сами ее придумали! В ходе первичных исполнений пляски воспитатель подсказывает детям последова­тельность фигур. '

3. Пляска-импровизация (2% Детям дается задание придумать танцевальные движения для обеих частей произведения. Для 1 -й части педагогом и детьми отбираются 4-6 наиболее удачных дви­жений, а для 2-й - дети выбирают из всех показанных какое-ли­бо одно наиболее соответствующее характеру музыки движение (обычно у то бывают различного вида кружения). Из отобранных движений составляется пляска. Воспитатель записывает последо­вательность ее фигур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.011 с.)